Вы здесь

Власть над самим собой как источник силы и могущества. Глава 5. Послание шиваратри (Шри Сатья Саи Баба Бхагаван, 2011)

Глава 5. Послание шиваратри

Птица чатака жаждет прохлады лунных лучей,

Пчела тоскует о сладком нектаре цветов,

Больной целебное средство стремится найти,

А бхакты тоскуют о Боге,

который в Прашанти живет.

Тому, кто познать Его смог, открывается все;

А кто не познал – ничего не сумеет познать.

Он – Брахман, словам запредельный,

Он – Истина, Он – это Путь.

И истинно все, что Он нам говорит.

Воплощения божественного Атмана! Получив в дар человеческое тело, нужно все время вести себя соответственно высокому званию человека и использовать это тело во благо, помня, что оно является Божественным. Когда вы это осознаете, ничего другого уже не нужно. Когда вы научитесь видеть Бога в каждом, этого будет вполне достаточно. Если вы возлюбили Господа, то ничто другое уже не заслуживает любви. Все остальное покажется прахом и тленом. Когда вы познали Господа, все остальное познается автоматически.

Птица Чатака стремится испить первые, подобные нектару, капли дождя, падающие с неба, невзирая на страшный ветер, на раскаты грома и ослепительные вспышки молнии. Садхак(духовно устремленный человек) точно так же должен стремиться к Богу и жаждать нектара Его милости и любви, не обращая внимания на радости и печали, приобретения и потери, честь и бесчестье, осаждающие его со всех сторон, или на насмешки, возражения или даже ненависть со стороны родителей, родственников и друзей.

Молитвы должны исходить из сердца

Но большинство современных садхаков только играют роль и делают вид, что духовно развиваются. Их молитвы исходят не из сердца, а звучат только на устах. Если Господь поверит им на слово, предстанет перед ними и предложит Освобождение, о котором они просили, эти люди начнут лепетать: «Господь! Я просил Освобождения, но лишь потому, что все так говорят. Я не хочу Освобождения, если для этого нужно расстаться с женой и детьми, и с моим богатством. Даруй мне Освобождение после смерти, и тогда я с радостью его приму».

Однажды один дровосек нарубил много дров, так как ему в тот день очень нужны были деньги. Он долго ждал, чтобы кто-нибудь помог ему взвалить груз на голову. Сетуя на свою нищету и проклиная судьбу, он обратился с такой молитвой к Яме, богу смерти: «Почему ты забыл обо мне. Возьми меня к себе и забери мою несчастную жизнь». И Яма явился в ответ на молитву дровосека: «Пошли, я возьму тебя в свое царство», сказал Яма, и дровосек ответил: «Не так скоро, мой дорогой друг. Но, ты можешь оказать мне другую услугу. Пожалуйста, подними эту вязанку дров и положи мне на голову».

Такие садхаки заключают сделку с Богом. Они пробуют использовать Господа для решения своих проблем и обещают поклоняться Ему, если Он даст им процветание. Они полагают, что могут подкупить Его деньгами и кокосами! Нет. Предложите Ему свою веру и чистую бескорыстную любовь. Человек не понимает великолепия любви и ее драгоценные возможности. Она ценнее тонн эрудиции и многочисленных титулов, стоящих перед вашим именем. Поместите их на одну чашу весов, называемую «жизнь», а на другую – каплю божественной любви, и эта капля перевесит весь остальной хлам.

Три критерия саттвических качеств

Садхак должен держаться саттвических идеалов – спокойствия, чистоты и невозмутимости. Его врожденные наклонности и воспитание в обществе могли бы помочь ему в этом, но он должен проявить настойчивость и твердость, чтобы достичь чистоты в мысли, слове и деле. Неверно считать, что подъемы и спады в жизни происходят по воле Бога; они являются плодом настойчивых усилий, либо отсутствием упорства и нерадивостью.

Любовь, чистота намерений и готовность жертвовать – эти три качества являются критерием саттвичности. Они – главные члены в духовном теле. От них зависит ментальное и духовное здоровье. Утверждение «я ищу прибежища в Будде» должно основываться на просветленном интеллекте. Связанное с ним второе утверждение «Я ищу прибежища в сангхе» должно побуждать садхака использовать интеллект в качестве инструмента служения сангхе (обществу). Когда произнесено третье утверждение, «я ищу прибежища в дхарме (праведности)», оно побуждает садхака использовать интеллект для укрепления праведности, морали и добродетели. Путь любви – это путь дхармы. Любовь проявляется в служении. Кто больше всего заслуживает любви? Никто на земле не заслуживает любви в большей степени, чем Бог, потому что Он пребывает в человеке, являющемся Его воплощением.

Каждый человек в прошлом прошел через бесчисленные жизни, проведенные крайне эгоистично. Поэтому эгоистические тенденции порабощают человека и в этой жизни, мешая укрепляться бескорыстной любви. Бог хочет видеть в человеке любовь и приверженность закону. Любовь должна быть подчинена Высшему Закону. Любовь не может распространяться, не следуя этому Закону, тогда она станет узкой и ограниченной, потому что Любовь и Закон – взаимосвязаны.

Люди занимаются социальным служением, чтобы рекламировать себя

Любовь означает понимание и, следовательно, сочувствие и сострадание. Они наделяют анандой (божественным блаженством). Но человеку недостает любви, а значит, ананды тоже. Когда люди создают конфликтующие группы и хотят уничтожить друг друга, разве с этим могут сочетаться радость и мир? Древние мифы повествуют о войнах между богами и демонами, а также между людьми и ракшасами (людоедами). Но современная история знает о войнах между ракшасами, которые называют себя людьми.

В современном обществе любовь направлена на осуществление эгоистических целей. Жертва и благотворительность используются ради самовозвеличивания. Человек жертвует десять рупий и хочет, чтобы об этом печатали огромными буквами. Люди принимают участие в социальном служении, чтобы рекламировать себя. Как можно пить из бутылки, если она плотно закрыта двумя пробками – помпезностью и стремлением к известности. Их нужно удалить штопором бескорыстия. Тогда врожденные добродетели любви и жертвенности смогут проявиться и возвысить ваши жизни.

Цель поста и бодрствования в святые дни

В природе человека присутствуют как созидательные, так и разрушительные силы. Нужно помнить об этом и способствовать развитию первых, а от последних стараться избавиться. Готовность к самопожертвованию, желание делиться с другими – это драгоценные качества. Пытливый ум, тяга к знаниям – это также очень важные черты характера, их нужно использовать для познания Высшей Реальности, которая может проявляться самым различным образом. Такое знание можно обрести лишь тогда, когда, благодаря милости Бога, очищено сознание. Священные дни, подобные Шиваратри, отмечаются для того чтобы человек осознал свой важнейший долг – заставлять чувства поститься, а интеллект бодрствовать и, таким образом, избавиться от порочных наклонностей. Это день, когда Шива спас человечество от гибели, выпив смертельный яд, угрожавший уничтожить весь мир.

Тот, кто стремится стяжать милость Бога, должен хранить в памяти этот день и испытывать благодарность. Ему не следует ликовать, если крупно повезет, и унывать в случае неудачи. «Да будет воля Твоя» – должно стать его постоянной мыслью. Но такое редко случается. Немногие пытаются разгадать намерения Бога, вступить на ведущий к Нему путь и следовать Его заповедям. Они следуют своим собственным инстинктам и суждениям, а в итоге пожинают бедствия и впадают в отчаяние. Они не понимают, что совершают кощунство. Утверждая, что все обусловлено волей Бога, и Он присутствует всюду, они ведут себя так, будто там, где им не хотелось бы Его видеть, Он отсутствует. Они впустую растрачивают драгоценное время, ведя пустые рассуждения и споры о Боге.

Каждый человек может познать Бога лишь настолько, насколько позволяют проникнуть в эту тайну его моральные, интеллектуальные и умственные возможности. Вам удастся зачерпнуть воды из океана ровно столько, сколько может вместить ваш сосуд. Бог запределен всему сущему. Он вне досягаемости самого смелого воображения. В каждом классе школьники должны изучать тексты, предназначенные для их уровня развития. Поэт-мистик Аннамачарья прекрасно знал об ограничениях, накладываемых собственными недостатками. Он пел:

«Лишь то увидеть можем мы,

Что в состоянии наш ум постичь».

Не позволяйте уму сосредотачиваться на ошибках других

Бог являет людям Свой облик и величие в тех масштабах, которые они в состоянии воспринять. Чувство нераздельности с Богом, Источником и Хлебом Насущным, является похвальным качеством. Развивая и углубляя это чувство, вы можете освятить свою душу. Не позволяйте уму сосредотачиваться на ошибках и недостатках других; это оскверняет его. Лучше думайте об их добродетелях.

Я знаю, что в моменты сильного эмоционального возбуждения вы забываете о своей истинной природе, оскорбляете других или желаете им зла. Эти дурные мысли внедряются в ваше собственное сознание, разрастаются и, в конце концов, навлекают на вас беды и несчастья. Зачем беспокоиться о других? Поговорите с ними, если они вам нравятся, а если они вам не нравятся, то оставьте их в покое. Зачем выискивать у них ошибки или отзываться о них плохо? Делать так, значит приближать свой духовный крах и терять всю пользу, обретенную в результате джапы, пуджи, дхьяны или даршана (повторения имени Господа, ритуала поклонения, медитации и лицезрения Божества). Такие люди испытывают горечь, несмотря на все свои садханы (духовные дисциплины), они подобны горькой тыкве, которую один паломник нес с собой, чтобы сделать ее сладкой, окуная в святые воды.

Ум человека должен трансформироваться

Ум человека должен трансформироваться и давать не неволю, а освобождение. Его нужно повернуть к Богу и направить взор внутрь, а не стремиться к миру и смотреть по сторонам. Только в этом случае попытки экономических, политических и социальных преобразований смогут увенчаться успехом и благотворно отразиться на судьбах людей. Ум играет с вами, чтобы доставить вам удовольствие, он внушает вам также высокое самомнение. Он вселяет в вас лицемерие, и в результате вы оказываетесь сидящими сразу на двух стульях. Вы можете склоняться перед Свами и уверять, что предаете себя Ему. Но, уехав отсюда, вы ведете себя иначе, и ваша вера постепенно слабеет, у вас даже возникают мысли, что вам не принесли никакой пользы ни пуджа, ни джапа. Такие мысли не должны загрязнять вашу веру. На самом деле, совершение садханы является вашей обязанностью, тем, чем вам следует заниматься в первую очередь и к чему нужно стремиться всей душой. Остальное предоставьте Господу. Такое решение вы должны принять во время этого святого Шиваратри.


Прашант Нилаям,

29 февраля 1984 г.