Глава 4. Преданность без дисциплины – бесполезна
Мир привлекает людей бесчисленными способами. Но никакая наука, никакие исследования не помогут человеку проникнуть в потусторонние сферы. Все его знания, как бы велики они ни были, ограничиваются понятиями этого мира, поэтому человек не способен выйти за его пределы. Он может многое знать об объектах творения, но не способен постичь Высший Принцип, лежащий в основе всего творения.
Физику интересуют физические свойства материальных объектов. Химия имеет дело с их составом и свойствами, а ботаника – с растениями и деревьями, встречающимися в природе. Зоология – это наука о живых существах. Все, что человек знает относительно этих вещей, относится к естественным наукам. Эти знания не приближают к Всевышнему. Тот, кто гордится знаниями о пяти основных элементах (панчабхутас), образующих физическую Вселенную, ничего не знает о своем будущем, даже о том, что будет с ним в следующий момент. Он ведет себя подобно мыши, привлеченной сыром в мышеловке. Прельщенный приобретенными знаниями и умениями, он доволен судьбой, и не пытается узнать истину относительно своего будущего и о своем главном предназначении.
Неблагодарный человек утрачивает милость Бога
Учитель должен указывать обществу путь, а учащиеся определяют будущее нации. Вместе, они способствуют ее величию и благосостоянию. Как преподаватели, так и студенты, должны понимать, что их благополучие связано с благополучием общества в целом. Выпускников учебных заведений готовят к различной деятельности, чтобы они могли обеспечить себе и своим близким личный комфорт, материальное благосостояние и высокое положение. Но немногие из них готовы жертвовать ради общего блага. Люди не сознают, что все удовольствия и наслаждения они имеют благодаря обществу, а не только в результате собственных усилий. Человек, забывающий о благодарности обществу, позволившему ему наслаждаться богатством, положением и властью, хуже, чем животное. Он утрачивает милость Бога.
Чтобы обрести милость Бога, нужно правильно вести себя и соблюдать чистоту в мыслях, словах и делах. Доброта и сострадание являются признаками настоящего человека. Современная молодежь готова постоянно слушать ложь, но не готова внимать истине. Один искренний и честный человек, говорящий с любовью, лучше чем сотня льстецов.
Молодые люди не сознают ценности здоровья и сил, которые у них есть в молодости. Они должны учиться, чтобы вести целеустремленную, бескорыстную жизнь, пока они молоды и здоровы, а не тратить зря энергию, гоняясь за наслаждениями и стремясь к удовлетворению своих дурных наклонностей. Злой человек в деревне вреднее для общества, чем загрязненный водоем.
Молодые люди изо всех сил стараются получить ученую степень, чтобы обеспечить себе хорошую работу. Но они совсем не пытаются укрепить свою волю и улучшить характер. Хорошее поведение и сильный характер необходимы человеку. Они составляют основу духовной жизни. Если пренебрегать духовным аспектом, то человек уподобляется автомату – механическому существу, не имеющиму подлинно человеческих качеств. Молодые люди сегодня не понимают, что означает духовность. Это познание Бога, являющегося основой истинной природы человека. Духовность помогает осознать важнейший, основополагающий принцип, присутствующий во всем сущем и поддерживающий Космос.
Наука без различения может уничтожить миллионы людей
Современным молодым людям недостает широты взглядов, которая помогла бы им вести достойную жизнь. Они слишком сосредоточены на себе и, подобно лягушкам, живущим в колодце, озабоченны только своими узкими эгоистичными интересами. Необходимо, чтобы они расширили видение и стали более добросердечными.
Необразованные люди во всем мире могут не выглядеть как великие патриоты, но они не причиняют вред своей стране. Мир разрушается высокообразованными людьми, утверждающими, что они являются патриотами. Например, есть выдающиеся ученые, которые, мотивируя это национальными интересами, занимаются производством чудовищных бомб, способных уничтожить миллионы людей. Они не понимают, что их страна – только часть огромного мира. Они сами боятся разрушительной силы оружия, которое создали. Почему это происходит? Дело в том, что пока виджнана (наука) прогрессировала, не наблюдалось абсолютно никакого роста вивеки (мудрости). Только тогда, когда мудрость и наука двигаются рука об руку, наука может развиваться в верном направлении.
Только любящее сердце может помочь обрести Божественную милость
Кто имеет право обладать властью? Тот, кто получил хорошее образование и гордится этим? Нет. Или же это человек, обладающий огромным богатством и тратящий его по своему усмотрению? Нет. Тот, кто полон гордости и тщеславия, не пригоден к этому. Обладать властью может только человек, исполненный смирения и не считающий себя достойным властвовать над другими. Хануман – пример такой личности. Хотя он обладал большой отвагой, но казался совсем простым. Смирение позволило ему перепрыгнуть через океан. Сократ, который был провозглашен самым мудрым среди греков, всегда заявлял, что ничего не знает.
Знание, выставляемое напоказ, подобно семени, помещенному на скале, на виду у всех. Такое семя никогда не прорастет и не даст плодов. Но только семя, посаженное в почву, превратится в дерево и принесет плоды. Ученый, который скромен и всех уважает, действительно, великая личность. Тот, у кого отсутствуют такие качества, какими бы знаниями он ни обладал, как правило, является гордецом и себялюбцем. По-настоящему образованный человек не должен иметь и следа эго. Вы можете достичь больших успехов в спорте или в любой другой области, но если вы будете проявлять гордость или высокомерие, то в результате потерпите крах.
Необходимо понять, что милость Бога нельзя обрести разговорами или с помощью песнопений. Если ваше сердце будет чистым, то Бог Сам проявится в нем. Ему не нужны дорогие подарки. Только любящее сердце поможет вам обрести Божественную милость. Чтобы познать Господа, совсем не обязательно знать все священные писания.
Пять типов обязанностей, предписываемых человеку
Человеку предписываются пять типов дхармы (обязанностей).
Первая – это кула дхарма (обязанности, связанные с профессиональной деятельностью).
Вторая – двеша дхарма (национальные обязанности).
Третьей является матха дхарма (обязанности, относящиеся к религии).
Четвертая – гана дхарма (обязанности, относящиеся к обществу).
Пятая – апатх дхарма (обязанности при возникшей опасности).
Все эти пять типов обязанностей относятся к жизни в феноменальном мире, а не к Высшей Реальности. За их нарушение следует наказание. Без такого наказания упорядоченная жизнь невозможна. Такие наказания нельзя рассматривать как неоправданные. Напротив, их нужно считать правомерными, способствующими благополучию человека. Только тот, кто готов на определенные самоограничения, может достичь чего-то большого в жизни. Дисциплина подобна поводьям, управляющим движениями лошади, или стрекалу, подгоняющему слона. Без дисциплины и наказания за ее нарушение человек не будет стремиться исправить свои ошибки.
Наблюдая изменения, которые под влиянием приверженцев Саи в Тамилнаду произошли в жизни окружающих их людей, а также их собственную трансформацию благодаря такой садхане (духовной практике), члены Организации Саи должны спросить себя, делают ли они все возможное, чтобы возвысить собственную жизнь и внести вклад в преображение других. Многие люди приезжают к Бхагавану уже много лет. Они должны выяснить, насколько им удалось улучшить свой характер и поведение. Насколько им удалось избавиться от своих нежелательных качеств, и какие хорошие привычки приобрести? Живут ли они в соответствии с учением Бхагавана и придерживаются ли дисциплины ашрама? Эта дисциплина должна приносить пользу непосредственно самим бхактам. Люди, приезжающие из-за границы, обычно строго выполняют все правила и предписания.
Жить нужно ради высокой цели
Я ожидал, что, по крайней мере, студенты будут соблюдать строгую дисциплину и подавать пример другим. К сожалению это не всегда так. Студентов не так уж много, и им должно быть легко развить чувство единства и взаимопонимания. Как смогут они служить своей стране, если, находясь в колледже, не научатся сотрудничать друг с другом?
Дорогие студенты! Получая образование, вы должны научиться двум вещам: что такое жизнь и как вам следует ее прожить. Жизнь – не просто существование. Нужно жить для высокой цели, идеала. Жизнь без идеалов совершенно бесполезна. Только характер и смирение придают жизни смысл. Студенты должны выработать эти качества. Заработок не может быть единственной целью образования. Если бы деньги были самым важным, то можно было бы получать их и без образования, например, прося подаяние или воруя. Образование должно помогать приобретать положительные качества.
Образовательные учреждения Саи были созданы не для того, чтобы помочь студентам зарабатывать на жизнь, а для того, чтобы они приобрели хороший характер и вели образцовую жизнь. Я желаю вам впредь концентрироваться не только на учебе, но и на развитии своего характера, чтобы служить примером другим и своими делами распространять повсюду идеалы Саи.
Прашанти Нилаям,
9 февраля 1984 г.
Судьба страны будет зависеть от характера живущих в ней людей, и он начнет улучшаться и очищаться с помощью садханы, трудного пути регулирования поведения и обуздания желаний. Бог является опекуном, защитником и охранителем, и потому Он должен предупреждать и наказывать, чтобы отучить людей от вредных привычек. Если необходимо, опекун может причинять боль, в качестве вынужденной меры, способствующей исцелению.
Шри Сатья Саи