Вы здесь

Власть голоса. 1. Голос как инструмент (Жан Абитболь, 2016)

1

Голос как инструмент


Увидеть голос

Больше двух тысячелетий все мировые цивилизации – догоны[2] и австралийские аборигены, египтяне и греки, арабская цивилизация и эпоха Просвещения – воспринимали голос как эфир жизни. Только в XIX веке голос стали рассматривать как явление, которое можно анализировать научными методами.


Трость Мануэля Гарсиа, или Грааль голоса

В ту прекрасную осень 1854 года солнце светило над садом Пале-Рояля, в котором прогуливался Мануэль Гарсиа. В свои уже почти 50 лет этот знаменитый преподаватель вокала лондонской Королевской академии музыки был олицетворением элегантности. Он не обращал ни малейшего внимания ни на резиденцию герцога Орлеанского, ни на кафе, за столиками которых расположилось все высшее общество того времени, и, кажется, увлеченно наблюдал за игрой солнечных бликов на серебряном набалдашнике своей трости.

Несмотря на то что Мануэль Гарсиа не был врачом, он обладал поразительными познаниями в анатомии. На медицинском факультете при вскрытиях ему случалось препарировать гортань. Но у трупов гортань, естественно, не вибрирует, а значит, невозможно понять, что же происходит, когда человек говорит или поет. Сверкание серебряного набалдашника навело его на гениальную мысль: используя отражение солнца на зеркальной поверхности, можно рассмотреть горло! Не мешкая ни минуты, он направился к Одеону, туда, где находилось предприятие Шарьера, на котором производили стоматологические зеркала. За 6 франков он купил зеркальце, вернулся домой, сконструировал устройство, с помощью которого можно рассмотреть голосовые связки, и тут же испытал его на себе. Он пел гаммы, беря самые низкие ноты и доходя до самых высоких; он смеялся, кашлял – и убедился, что его голосовые связки двигаются: раздвигаются, когда он дышит, и смыкаются, когда он говорит, кашляет или имитирует рыдание. Этот механизм основан на звуках, выходящих из глубины горла. Для Мануэля Гарсиа наблюдать за работающей гортанью было равносильно обретению священного Грааля – Грааля голоса. Так родилась новая наука – ларингология.

Мануэль Гарсиа умер в 1906-м, ему был 101 год. После него остался труд, ознаменовавший его эпоху, – «Полный трактат об искусстве пения». Он был издан в 1847 году, в нем впервые излагались правила голосообразования. Голос можно назвать фамильным достоянием семьи Гарсиа.

У Мануэля Гарсиа было две сестры: одна, Малибран, – выдающаяся оперная дива своего времени, другая, Полина Виардо, – знаменитая преподавательница вокала.

Со дня открытия Мануэля Гарсиа и следующие полтора века ларингоскоп по-прежнему оставался одним из главнейших инструментов отоларинголога[3]. Благодаря ему врач видит гортань пациента, когда нажимает ему на язык и просит сказать «а-а-а»[4].


Вокальный собор

Когда осматриваешь связки, в которых «живет» голос, кажется, что ты вошел в вокальный собор. В 1981 году видеостробоскопия произвела новую революцию в фониатрии, этой науке о голосе и пении. Этот инструмент объективного наблюдения, которое можно провести в любой момент, анализирует движение гортани по хронометру и дает возможность обнаружить патологию голосовых связок. В том же самом году я начал разрабатывать протокол динамического исследования голоса, которое объединяло в себе множество аспектов наблюдений за гортанью. Благодаря фиброларингоскопии теперь стало возможным наблюдать за голосом, когда человек говорит или поет. Это исследование проводится через носовые проходы, без необходимости введения инструмента в рот, и показывает гибкость нашего голосового аппарата. В 80-х годах техника видеозаписи позволяла снимать процесс на пленку со скоростью 25 кадров в секунду. А начиная с 2000-х годов при посредстве фиброларингоскопов можно фиксировать изображение на видео со скоростью 4000 кадров в секунду. Научный интерес к наблюдению за внутренними органами «в режиме реального времени» беспрецедентно высок.

Результат такого динамического исследования – «удостоверение личности» голоса, его отпечаток.

Тембр и тон голоса у каждого человека строго индивидуален, и ему трудно дать точное определение. При этом тембр – один из главнейших элементов «голосового портрета». Это как в музыке, когда одна и та же нота, сыгранная на скрипке и саксофоне, даже с одинаковой резонансной частотой, всегда будет различаться по тембру. У каждого инструмента, в том числе одного вида, свой особый голос: например, скрипка Страдивари, состоящая из 71 деревянной детали, и простая ученическая скрипка имеют разную акустику, потому что тон звука зависит от резонатора скрипки. В этом она схожа с человеческим голосом: совокупность резонансных полостей, которые находятся над голосовыми связками, обуславливает тембр голоса каждого человека.

Самое невероятное в этом резонаторе – возникновение обертонов. Они обогащают голос, улучшают его характеристики, служат и природными «усилителями» и «украшателями» человеческого голоса, настоящим «эквалайзером» нашего голосового инструмента, одновременно струнного и духового. Начиная с 1936 года его можно измерить методом спектрографии: во Франции его внедрил Жан Тарно.

Мы все разные: некоторые великие певцы, такие как Паваротти, могли извлекать семь обертонов, в то время как простые смертные – только три. Каким образом Мария Каллас, Марио дель Монако или Карузо добивались таких волнующих красок? Дело в том, что когда они берут основной тон, который рождается в голосовых складках, это немедленно влечет за собой образование других основных нот – так называемых вторичных, или гармонических. Некоторые обертоны мощнее других благодаря реверберации в резонансном теле. Эти мощные обертоны назвали формантами.

Происхождение голоса, происхождение языка и родной язык

Фридрих II и дети-дикари

Способность голоса отчетливо произносить слова не возникает спонтанно. Конечно, хотя у нас с рождения есть возможность производить звуки, гласные и согласные, этого все равно недостаточно для формирования речи, а тем более языка. Пойдем дальше: а существовал ли изначальный язык? В XIII веке император Фридрих II, правивший Священной Римской империей в 1220–1250 годах, захотел услышать, как звучит первобытная речь.

Густав Херлинг-Грудзинский[5] писал по этому поводу: «Чудачеств императора Фридриха II насчитывалось семь. Второе из них состояло в том, что император хотел выяснить, на каком языке говорили бы дети, если бы с рождения и в течение некоторого времени не слышали человеческой речи».

Этот легендарный император и король Германии, Сицилии и Иерусалима, не отягощенный совестью и обуреваемый жаждой знаний, сам говорил на шести языках: латыни, греческом, сицилийском, арабском, нормандском, немецком, а также изучал иврит.

Чтобы проникнуть в тайну голоса, этот эрудит поставил эксперимент, который даже можно назвать варварским. Император приказал доставить к себе во дворец несколько новорожденных. Все они были изолированы друг от друга. Нянькам и кормилицам было велено кормить их молоком, ухаживать за ними, купать, но никогда не оставлять младенцев вместе (чтобы между ними не возникло контакта) и не разговаривать с ними. Интересно, на каком же языке заговорят дети, выращенные в отсутствие родного языка и какой-либо общественной среды: на иврите, арамейском (который император полагал самым древним языком), на греческом, латыни, арабском, немецком или просто-напросто на языке своих родителей?

После четырех лет полной изоляции детей наконец вернули в общество людей, к человеческим контактам. Их поведение можно было бы считать вполне нормальным, если бы не одно «но». Ни один не умел говорить. Они могли только бурчать что-то нечленораздельное. При этом признаки Homo sapiens были налицо: органы речи, мозг, развитый в достаточной степени, вертикальное положение тела, умение ходить. Но голос как таковой у них отсутствовал. Мир, в котором звучит голос, для них был закрыт. У этих маленьких дикарей обучение голосу не состоялось! Если Homo sapiens (человек разумный) не стал Homo vocalis (человеком звучащим), он всего лишь шимпанзе в костюме-тройке. Но есть и другой неприятный факт, и против него не поспоришь: «изначального» языка не существует. Эти дети стали безнадежно слабоумными, и им суждено было умереть, так и не став взрослыми. Получается, что голос – необходимое условие нашего выживания? Херлинг в заключение отмечал: «По всей видимости, дети не могут расти в полном молчании, когда они не видят ласки и улыбки той, которая их кормит. Жизнь человека – это жизнь речи, и живет он благодаря речи». Маленький человек – общественное животное, и человеческая речь – пища для его ума, стимулятор для его мозга, необходимые, чтобы выжить.

Миллионы лет выживание человека напрямую зависело от коммуникации и обмена информацией внутри рода, то есть от его голоса.


Алиса и Сигэру

Доказательство того, что «изначального» языка не существует, получено. Осталось выяснить, каковы же признаки родного языка? Помню, как ко мне на консультацию (речь шла о банальном ринофарингите) пришли родители с двумя подростками – Алисой, 9 лет, и Сигэру – 11 лет. Отец-японец говорил по-французски практически без акцента, мать была француженкой. Семья прожила в Японии почти пять лет. Вернувшись во Францию два года назад, дети сразу попали в двуязычную культурную среду. Почти сразу же вопрос о боли в горле перешел на второй план. На безупречном французском они атаковали меня вопросами о моих компьютерах, камерах, спектрографах и эндоскопах. Я старался удовлетворить любопытство этих смышленых, обаятельных детей, но и мне тоже хотелось больше узнать об их лингвистической ассимиляции. Я поинтересовался, на каком из двух языков они предпочитают говорить? «Все равно: и на французском, и на японском». – «Но когда вы разговариваете друг с другом, какой язык вы используете чаще?» Алиса отвечает: «Почти всегда – французский, но знаешь, когда мы в школе или с друзьями и не хотим, чтобы нас поняли, мы говорим по-японски». Сигэру с этим согласился, но добавил: «Когда мы ссоримся, я кричу по-японски». В японском языке, по его мнению, больше энергии. С помощью японского он самоутверждается и защищается.

Я дал им простое задание, чтобы понять, какой из языков у них родной, первый, а какой второй, или, может быть, оба языка у них родные. Это упражнение на устный счет. Известно, что на родном языке вычисления в уме делают гораздо быстрее, чем на втором языке. Однако они одинаково быстро выдали ответы как на французском, так и на японском. Следовательно, они двуязычны. При выполнении того же задания на английском (поскольку они владеют также и английским) возникла задержка с ответом в несколько секунд. Им нужно было мысленно перевести названия чисел на французский или японский, чтобы дать ответ.

Речь и родной язык записываются корой головного мозга ребенка с полутора до четырех лет, как татуировка, навсегда. При освоении двух языков одновременно в самом раннем детстве в мозге одновременно развиваются зоны, отвечающие за речь. У людей, двуязычных с рождения, центры Брока́ и Вернике, отвечающие за речь, практически перекрывают один другой, как показали К. Х. С. Ким, Н. Р. Релкин, К.-М. Ли и Дж. Хирш из Корнеллского университета в своей статье, опубликованной в журнале Nature в 1997 году. В то время как язык, выученный позже, ту же самую зону мозга не занимает. Это было продемонстрировано с помощью методов эмиссионно-позитронной томографии и ядерно-магнитного резонанса во время речевого упражнения.


Можно предположить, что двуязычные дети схожи с детьми, одинаково владеющими обеими руками, однако это не так. Исследование, которое провел доктор Дэн Кроу среди 11 600 английских детей в возрасте 11 лет, показало, что у правшей сильнее развито левое полушарие мозга и освоение языков идет быстрее, чем у детей-амбидекстров. Другими словами, их правое и левое полушария почти симметричны, каждое отвечает за освоение языка. По-видимому, в коре левого полушария есть «истинный» центр Брока, а в правом – «псевдоцентр». А это уже близко к анархии: два дирижера в одном оркестре! Амбидекстрия является генетическим заболеванием, имеющим серьезные последствия. Возможно, есть риск шизофренического расстройства речи. Действительно, у амбидекстров диагноз «шизофрения» встречается в 20 раз чаще, чем у обычных людей. Как правило, одно из полушарий гипертрофировано. Один из генов, который обуславливает эту полезную асимметрию, находится в области хромосомы Х. При синдроме Тёрнера наблюдается генетическая аномалия, при которой одна из хромосом Х отсутствует, и на месте XX находится ХО. В таких случаях шизофрения наблюдается почти всегда в сочетании с практически полным отсутствием церебральной асимметрии. Восприятие речи нарушено. Пьер Бюстани из Каннского университетского центра пишет, что церебральная асимметрия – это, судя по всему, основное условие владения речью для Homo sapiens.


Марио

Чтобы не утратить мультилингвизма, детям необходимо постоянно использовать оба родных языка. Стимуляция головного мозга – это ключ к знаниям, памяти и развитию. Потому что, если перестать говорить на одном из языков, нейронные связи распадаются. Свидетельство тому – невероятная история Марио…

Марио, 75 лет, на консультации пожаловался, что он охрип. Он поет в оперном театре, у него бас-профундо. На его правой голосовой связке я обнаружил полип. Я провел операцию по его удалению бескровным методом лазерной микрохирургии под общей анастезией. Операция прошла успешно, без осложнений. Анализ показал, что полип доброкачественный. Марио перевезли в послеоперационную палату, он очнулся. Пока мы ждали санитара, чтобы он перевез Марио в обычную палату, я зашел к нему и спросил: «Как ваше самочувствие?» Марио ответил на непонятном мне языке. Я, признаюсь, подумал, что во время общей анестезии случился инсульт: это бывает – редко, но все же бывает. Я попросил медсестру позвать невролога. У меня создалось впечатление, что он бредит. Но – вот неожиданность! – сиделка поняла, что сказал Марио: «Господин Абитболь, у него не инсульт, просто он говорит по-гречески». – «Но, насколько я знаю, он не грек!» Вскоре Марио вновь перешел на французский и спросил меня об удаленном полипе: «У меня рак?» Я успокоил его: «Нет, у вас доброкачественная опухоль».

Спустя неделю на последнем осмотре я поинтересовался у Марио о его греческом происхождении. Подумав немного, он нерешительно ответил: «Действительно, родился я в Салониках, и мой отец был греком, но я его почти не знал. Когда мне было пять лет, он умер, и моя мать, француженка, вернулась в Париж. С тех пор прошло почти семьдесят лет! Но почему вы об этом спрашиваете?» Я рассказал ему, каким удивительным было его пробуждение. «Но я практически не знаю родного языка!» – возразил он.

По-видимому, во время общей анестезии едва заметно снизилось кислородное питание именно того участка коры головного мозга, который отвечает за речь. «Греческий» сектор, сформировавшийся раньше, при усвоении родного языка, и имеющий больше кровеносных сосудов, получил кислород раньше, чем «французский» сектор. Тот участок головного мозга хранил в течение почти семидесяти лет свою целостность, память и тезаурус. Я поинтересовался, сколько лет он не говорил по-гречески. «Доктор, я уехал из Греции больше семидесяти лет назад, – ответил он. – Прибыв во Францию, сразу попал в артистический круг и говорил там только по-французски, но, случалось, пел по-гречески».

Уже в годовалом возрасте младенец – будущий билингва – различает музыку каждого языка, и оба они интегрируются в его мозг навсегда. Это не значит, что он более одарен, чем другие дети, что его левое или правое полушария отличаются генетическими особенностями, но это доказывает, что с самого раннего детства мозг усваивает человеческие голоса, музыку, членораздельную речь. Единственное, что нужно для этого мозгу с первых дней жизни, – прослушивание, а позднее – прослушивание вместе с произнесением.

В мозге новорожденного есть вся гамма всевозможных фонем, какие себе только можно представить, полная цветовая палитра всех языков, но если они не активированы и не используются, начиная с семилетнего возраста, за редким исключением, ребенок их утрачивает. Если иностранный язык учит ребенок, которому уже исполнилось пять лет, он часто, сам того не замечая, навязывает ему ритм своего родного языка, то есть говорит на иностранном языке с акцентом.


Голос матери

Задолго до своего рождения ребенок находится под воздействием голоса своей матери. Эмбрион слышит биение сердца матери, трехтактный ритм той музыки, которая выражает безопасность и защиту.

Начиная с 6 месяцев младенец узнает гласные звуки родной речи и, особенно, музыкальность этих гласных, просодию родного языка. В 9 месяцев он соединяет две фонемы в подобие слов, а с 16 месяцев что-то лепечет. В полтора года он составляет слова, в два – формирует фразы, а к трем годам они приобретают верный грамматический строй.


Известно, что голос участвует в социальном взаимодействии у многочисленных позвоночных, но гораздо меньше мы знаем о гормональных механизмах, которые запускаются в процессе этого взаимодействия, например когда ребенок слышит голос матери. Как же гормоны действуют на формирование нашего социального поведения? Окситоцин – это удивительный гормон, который играет главную роль во многих видах общения, особенно во взаимной привязанности матери и ребенка, и способен ослаблять стресс при контакте с близкими. Из-за этого свойства окситоцин даже окрестили «гормоном любви». А при стрессе увеличивается количество гормона кортизола, который вырабатывает наш организм.

Лесли Зельцер, биолог-антрополог из Университета Висконсина, поставила своей целью оценить влияние материнского голоса на своего ребенка во время стрессовой ситуации.

Она предложила 12-летним девочкам, которых сопровождали их матери, выступить перед аудиторией и решить вслух ряд математических задач. Это задание вызвало у девочек ускорение сердечного ритма и выброс кортизола в кровь.

Девочки были разделены на 3 группы. После выступления девочкам из первой группы дали возможность увидеться со своими матерями, которые их обняли и произнесли ободряющие слова. Девочки из второй группы не общались с матерями, но посмотрели 75-минутные видео. Участницам из третьей группы раздали мобильные телефоны и дали поговорить с их мамами.

У детей из первой группы сильнее, чем у остальных, повысился уровень окситоцина, а уровень кортизола плавно снизился. Окситоцин, выработавшийся при контакте с матерью, понизил уровень стресса.

Дети из второй группы, не имевшие никакого контакта с матерью, по-прежнему испытывали стресс, так как окситоцин не синтезировался, а выброс кортизола усилился.

Что касается детей, поговоривших с мамами по телефону, то их показатели окситоцина и кортизола были полностью сравнимы с результатами первой группы. Следовательно, это воздействие материнского голоса! Результаты, полученные Лесли Зельцер, показывают, что в социальной среде голос обладает таким же мощным воздействием на гормональную регуляцию, как и физический контакт. Вероятно, отчасти этим объясняется с биологической точки зрения высокая популярность мобильных телефонов. Телефонный звонок – тот же самый гормон любви!


Существуют доказательства того, что дети хранят в памяти тембр и вибрацию голоса их матери, который они слышали еще в утробе. Изменение этого голоса может поколебать семейное согласие.

Я вспоминаю случай, когда одна пациентка, г-жа Х., 37 лет, пришла ко мне на консультацию. У нее был тусклый голос, она говорила на выдохе, без форсирования. Я предложил ей покашлять: кашель был глухой. Это безошибочный признак патологии, поскольку звонкий кашель означает, что две голосовые связки сближаются и «хлопают» друг о друга.

Моя пациентка рассказала, что в 13 лет, переболев гриппом, она потеряла голос. Потом он восстановился, но уже не был прежним. Она хоть и привыкла к его искаженному звучанию, но ей хотелось вернуть себе нормальный голос. «У меня двое детей, одному 7 лет, другому – 9. Их комната находится на втором этаже. Чтобы их позвать, мне надо позвонить в колокольчик или нажать на кнопку звонка в кухне. Звать по телефону мне уже трудно». Осмотр гортани показал, что правая связка двигается и доходит до середины подглоточного пространства. При этом левая голосовая связка парализована и удалена от центра гортани. На нашем жаргоне это называется параличом приводящей функции. В этом случае голосовые связки не могут соединиться, и голос еле слышен. Человек говорит только на выдохе. Я предложил пациентке операцию, после которой связки снова будут смыкаться во время разговора. Мы сдвинем левую связку на середину, объяснил я, чтобы правая могла с ней соприкасаться и вызывать вибрацию, а значит, появится голос. Для этого в правую связку вводят специальный препарат, она приобретает изгиб и становится в срединное положение. Эта операция проводится под общим наркозом, ларингоскоп вводят через рот и оперируют под микроскопом. Голос восстанавливается через 5–10 дней. Поразмыслив некоторое время, пациентка Х. согласилась на операцию. Я прооперировал ее, и через неделю к ней вернулся ее великолепный, женственный, с выразительными модуляциями голос. Она сделала мне необыкновенное признание: «У меня никогда не было настоящего женского голоса!» Однако две недели спустя она появилась снова – с мужем и двумя детьми. «Я не узнаю свою мать», – заявил старший сын. «Это не та женщина, на которой я женился, я тоже ее не узнаю», – добавил господин Х. Для родственников госпожи Х. бесцветный тембр ее голоса был нормальным, а я его кардинально изменил. Пришлось проявить все имеющиеся у меня педагогические способности, чтобы успокоить их и убедить, что они привыкнут к ее новому голосу. Тем не менее можно понять замешательство родственников, особенно детей, которые должны были «забыть» материнский голос и принять «новый», чужой голос – а на самом деле настоящий голос их матери. Таким образом, выражение «нормальный голос» ровным счетом ничего не значит.

Зеркальные нейроны

Одно очевидно: в изучении языка наши умственные ресурсы не ограничиваются действием как таковым, рациональным и объективным. Также, призвав на помощь нашу эмоциональную память, мы невольно и открыто соучаствуем в действиях других людей. К тому же необходимо обрести общность устремлений, приноровиться к их движениям – как физическим, так и интеллектуальным. Поэтому так важна роль зеркальных нейронов в человеческом голосе и его власти над нами.


Открытие зеркальных нейронов, сделанное нейрофизиологами Витторио Галлезе и Джакомо Риццолатти, позволило понять, какой механизм задействован в социальном познании, во всем, что относится к обучению путем подражания, а также к душевному переживанию – пониманию друг друга, эмоциям и эмпатии.

Активность этих зеркальных нейронов можно наблюдать, когда испытуемый выполняет какое-то двигательное действие, ведущее к определенному результату, а другой испытуемый наблюдает за первым или слышит голос, который описывает это самое действие. Мозг наблюдателя непосредственно «отражает» действие другого, одновременно с ним получая стимуляцию тех же областей головного мозга. Наблюдатель ведет себя как зеркало.

Человеческий мозг состоит из почти ста миллиардов нейронов. В этой мозговой галактике различают так называемые канонические нейроны и нейроны зеркальные. Канонические нейроны активизируются, когда выполняется действие, в то время как зеркальные активизируются тогда и только тогда, когда другой выполняет некое действие или описывает его словами.


Первые опыты были поставлены на обезьяне. Когда обезьяна выполняет движение лапой, направленное на получение конкретного результата, например, чтобы схватить теннисный мячик, она запускает двигательные нейроны, которые находятся в определенной части мозга, – и это в порядке вещей. Но если она наблюдает за другой особью, будь то человек или обезьяна, выполняющей то же самое движение (хватание мячика), то, хотя сама обезьяна ничего не делает, в ее мозге наблюдается та же самая стимуляция. В игру вступают двигательные нейроны, «включая» соответствующий участок мозга. То есть глядя на других, слушая других, мозг испытуемого копирует то же самое действие, и когда кто-то говорит, то повторяет те же слова, только не вслух, а про себя.

В 2002 году Эвелин Колер открыла особую группу зеркальных нейронов и назвала их «аудиовизуальными зеркальными нейронами»: они находятся в зоне мозга F5, связанной с центром Брока, отвечающим за речь. Они возбуждаются при наблюдении за двигательным действием, а также благодаря звукам, его сопровождающим. Исследование мозга показывает, что испытуемый, слушая речь, мысленно ее повторяет, и у него включается центр Брока: это еще один результат работы зеркальных нейронов. Доказательства того, что аудиовизуальные зеркальные нейроны действительно существуют, были получены с помощью электроэнцефалографии и функциональной МРТ. Эти методы позволяют визуализировать кровотоки в разных областях мозга во время двигательных действий.

На сегодняшний день установлено существование двух мозговых сетей: первая сеть стимулирует зеркальную лобно-теменную систему, расположенную в премоторной области (поле 44 – центр Брока), которая отвечает за речь, а вторая – это зеркальная лимбическая система, расположенная частично на паралимбическом островке, и лимбическая система мозга. Активация зеркально-двигательной системы стимулируется, когда испытуемый смотрит на говорящего и слушает его.


Мозг человека устроен сложнее, чем у обезьяны. Помимо того что зеркальные нейроны активизируются, когда испытуемый выполняет некое движение, наблюдая, как другой человек совершает подобное действие, или слушая рассказ об этом действии, он активирует свои зеркальные нейроны при мысли об этом движении. Это означает, что наблюдатель использует свои собственные нейронные цепочки, непосредственно участвуя в событиях и виртуально проживая действие наблюдаемого объекта.

Этот эпифеномен[6] проявляется в большинстве случае автоматически и бессознательно. Между тем, кто говорит, и тем, кто слушает, идет двойная игра: они оба – актеры и зрители. Было бы интересно оценить реальные пределы активности зеркальных нейронов в эпоху распространения жестоких видеоигр, которыми так увлекаются дети. Они используют те же выражения и те же интонации, что и персонажи игры; граница между виртуальным и реальным становится очень зыбкой, со всеми вытекающими для общества непредсказуемыми последствиями.

Вовлеченность ребенка, слушающего свою мать, ученика, слушающего учителя, публики, внимающей своему кумиру, примерно одинакова. Общий знаменатель – отождествление себя с тем, кого мы слушаем, и оно непременно сопряжено с эмпатией. Эмоции действительно служат одним из важнейших доступных нам средств, с помощью которых мы можем оценить наши взаимоотношения с окружающими, нашу позицию по отношению к другим и к самим себе.

Бруно Викер при помощи магнитно-резонансной спектроскопии продемонстрировал, что выражение отвращения на лице пациента, за которым наблюдал свидетель, вызывает и у пациента, и у свидетеля одинаковую нейронную стимуляцию отвращения. Такова нейронная реакция, которой они делятся друг с другом. Это не копирование и не управляемая кем-то другим реакция, но почти условный рефлекс. Такая обоюдная активация одной и той же области мозга свидетельствует о том, что наша способность непосредственно чувствовать и понимать то, что мы не переживаем в реальности, проявляется у нас и на церебральном, и на гормональном уровне, так сказать, «по доверенности».

Как отмечает доктор Пьер Бюстани в своей книге «Ваш мозг не устает вас удивлять»[7], зеркальные нейроны представляют собой систему, которая связывает восприятие с двигательным действием. Они укрепляют нервные пути – движущую силу нашего мозга. Чем больше мы используем эти пути (даже в воображении), тем больше они укрепляются и тем легче совершать соответствующие им двигательные действия. Этим, несомненно, объясняется, почему у теннисистов растет уровень мастерства. С детства они просмотрели сотни победных матчей своих кумиров. Так же и лидер политической партии часто задает тон своей речью, формулировки, интонации и мелодику которой подхватывают его соратники. Это следствие стимуляции зеркальных нейронов.


Действие зеркальных нейронов начинается еще во внутриутробном периоде, когда плод слышит звуки. При трехмесячном сроке беременности плод начинает воспринимать звуки, шумы, музыку и голоса, и особенно, конечно, голос своей матери. Эта череда звуков видоизменяется, проходя через околоплодные воды. Звуки с низкими частотами воспринимаются лучше, чем высокие звуки. Зеркальные нейроны активизируются. Зеркальная лимбическая система позволяет плоду распознавать эмоции своей матери.


Эти нейроны активизируются в действии. Лимбическая система активно участвует в процессах обучения и запоминания. Она позволяет объединять поведение и эмоции. Маленький человечек хочет доставить удовольствие своей матери и откликается на звук ее голоса и ее песенку реакцией разделенного удовольствия.

Зеркальные нейроны вовлечены в процесс обучения речи, приводящий в движение гортань, рот и мышцы языка. Зеркальные нейроны создают связи без вмешательства интеллекта.

Исследования Иоанны Мари, Дэниела Гоулмана, Джеральда Хютера и Инге Везер позволили лучше понять различные модели поведения плода. Ребенок учится, бессознательно копируя то, что он видит и слышит. Еще до своего рождения он составляет в своем мозге настоящий каталог, который впоследствии будет питать его память эмоциями, поведением, поступками и даже проявлениями чувств.

Нетрудно вообразить, насколько сильна связь во время беременности между этими двумя существами, живущими в симбиозе, – матерью и плодом. Два их мозга непрерывно общаются посредством зеркальных нейронов. Каждую секунду мать посылает плоду информацию. Если голос – это неоконченная симфония, потому что она пишется всю жизнь, то младенец еще до своего рождения купается в симфонии ощущений и особенно в звуках голоса и кишечных звуках своей матери. Этот голос служит увертюрой к его первой симфонической поэме с ее мелодиями, просодиями и ритмами.


Для плода зеркальные нейроны играют главную роль. Желания и стремления его матери отражаются на нервной системе младенца. Мозг малыша благодаря своей пластичности продолжает развиваться до 18-месячного возраста. В нем формируется эмоциональный отклик, в котором главную роль играет эмпатия. Вся полученная таким образом информация заложит основу его существования как Homo sapiens и будет созидать, программировать, лепить многочисленные грани его дальнейшей жизни. Зеркальные нейроны позволили нам оценить с научной точки зрения силу воздействия голоса и пения беременной женщины на ее плод, поэтому я советую матерям с третьего месяца беременности слушать спокойную, красивую музыку. Позднее при звуках песни, которую пела мать во время беременности, или музыки, услышанной еще до появления на свет, плачущий младенец будет утихать, он обретет душевное спокойствие и чувство уверенности в себе.

Эпигенетика

Сейчас, в начале XXI века, нам известно, что генетическое наследие Homo sapiens и шимпанзе отличаются лишь на 1 %, то есть наши ДНК на 99 % идентичны.

В самом деле, генетический анализ останков Homo sapiens, которым почти сто тысяч лет, показывает состав ДНК, идентичный ДНК современного человека. Таким образом, прогресс человека, его эволюция, навыки общения, голос, богатство речи подталкивают нас к гипотезе о том, что важнейший процесс передачи культуры, обучения, института семьи, окружающей среды происходит не только через ДНК, но и через нечто иное. Это подтверждает поразительный эксперимент.

Объектом этого эксперимента стали мыши двух видов – А и Б. Исследователи взяли эмбрионы самки вида А, который имеет определенные характеристики, отличные от вида Б. Они были пересажены в матку суррогатной матери, самки Б. Результат оказался неожиданным: обнаружилось, что у новорожденных мышат – свойства и поведение их суррогатной матери Б, а не генетической матери А. Таким образом, полученной врожденной информацией малыши были обязаны не только генам отца и матери, но также знаниям и опыту, приобретенными и записанными клетками во время внутриутробного развития.

Доктор Майкл Мини идет еще дальше, он задается вопросом: что происходит в первые 12 часов после того, как новорожденный покидает утробу матери? Исследования мышей в эти первые 12 часов их жизни впечатляют. Он пришел к выводу, что от развития в этот начальный период жизни зависит химический состав генов. Только те, кто чувствовал заботу своих генетических родителей – мышей породы А, – увеличили количество своих нейронов, свою способность сопротивляться стрессу, а самки стали со временем нежными и заботливыми матерями. Результаты, полученные Мини, позволяют сделать вывод о том, что дети, растущие в сложных условиях, в обстановке ругани и крика, в результате могут на всю жизнь лишиться способности противостоять стрессовым ситуациям.

Исследования доктора Джона Граббе это подтверждают: «Главное – не только наши гены, но и как эти гены себя проявляют. Пережитый нами опыт меняет поведение генов, не затрагивая структуру нашей ДНК. Окружающая среда программирует гены и то, как они будут проявляться».

Человек обладает уникальным свойством – способностью к обучению. Причина этого в том, что человек появляется на свет еще не полностью сформировавшимся. Поскольку его генетическая программа строго детерминирована ДНК, он в течение жизни строит себя и развивается на эпигенетическом уровне. Таким образом, Homo sapiens отличается высокой приспособляемостью к условиям и влияниям окружающей среды.

Любой новый опыт, который приобретает ребенок в пренатальный период благодаря чувственному, эмоциональному и умственному восприятию, способствует обогащению нейронов его мозга.

Человек звучащий

Homo vocalis vs. Homo erectus

Почти семь миллионов лет назад на Земле, неподалеку от своих ближайших родичей приматов, появился человек. Homo erectus выпрямился, стал двуногим. Его мозг стремительно развивался, в том числе зона под названием неокортекс – участок коры, отвечающий за речь. Развитие коры закрепило за мозгом роль «дирижера голоса». С тех пор все изменилось, и ни один представитель животного мира отныне не мог сравняться с человеком. Необходимые факторы человеческого голоса – это прямохождение, развитие резонансной коробки голосообразующего органа и опускание гортани в области шеи от первого к пятому шейному позвонку, что и свойственно современному человеку.

Прямохождение способствовало выпрямлению главного элемента – места соединения позвоночника с основанием черепа, или так называемой затылочной кости. Это также одна из характерных особенностей человека, которая приводит к интенсивному развитию определенных областей головного мозга, и в особенности – к развитию речи. Положение шейного отдела позвоночника по отношению к затылочной кости имеет большое значение: угол между первым шейным позвонком и черепом у обезьян составляет 120°, а у человека – 90°, только при таком условии мозг может развиваться.


Удивительный инструмент

Гортань – это одновременно и струнный, и духовой инструмент. Это орган, расположенный между глоткой и трахеей. Он предназначен для голосообразования, так как вмещает в себя две голосовые связки. Гортань окружена настоящими строительными лесами, состоящими из мускулов, мембран и хрящей. Она отличается необыкновенной гибкостью.

Этот вокальный орган получает питание из артерий и вены, обеспечивающих кровоснабжение, своей чувствительностью и подвижностью он обязан нервам, им управляющим, а пластичностью и стремительностью реакций – гармоничной мозговой деятельности, обеспечивающей его индивидуальность. Кроме того, гортань играет главную роль в дыхании и глотании.

У эмбриона с третьей недели внутриутробной жизни уже намечается фаринго-ларингеальный перекрест. На шестой неделе формируются щитовидный, перстневидный хрящи и черпаловидные мышцы. Но к этому моменту перстневидные хрящи и черпаловидные мышцы все еще объединены, как у некоторых млекопитающих. По истечении шести месяцев внутриутробной жизни гортань плода все еще остается такой же, как у шимпанзе. Надгортанный хрящ укорачивается, начинает формироваться голосовое пространство. В течение двух лет после рождения все встает на свои места.

Ухо, этот проводник голоса, – один из первых органов коммуникации, который должен быть сформирован и приведен в действие. К концу третьего месяца беременности, когда плод начинает воспринимать звуки, он входит в мир людей, я бы даже сказал, в новый мир Человека звучащего. Следовательно, именно голос создает первый контакт человека с внешним миром. Однако плод слышит далеко не все. В материнской матке, этом удивительном органе, где он живет, слышны только низкие звуки, так как высокие частоты поглощаются околоплодными водами и не проникают в слуховую вселенную плода.

У младенца гортань расположена гораздо выше, чем у взрослых, на уровне верхних шейных позвонков, как у шимпанзе. Эта особенность позволяет новорожденному одновременно дышать и глотать, то есть сосать. Гортань опускается до пятого шейного позвонка в течение первых двух лет, что позволяет формироваться резонансным полостям – вокальному собору, «пространству голоса». С этого времени маленький человек становится полноправным представителем вида Homo vocalis и может произносить свои первые гласные и первые слова.

Но от чего зависит голос: от хромосом – XX у женщин и ХУ у мужчин – или от гормонов? Это чудесный алхимический сплав двух элементов. В самом деле, как у женщины, так и у мужчины гортань гормонозависима. Она, можно сказать, представляет собой гормональную мишень. Голос мужчины или женщины зависит не только от хромосомы ХУ или XX, но также – и в основном – от половых гормонов. Здесь мы подходим к вопросу о кастратах, но я остановлюсь на нем позже.

У женщин нет адамова яблока, но в период полового созревания у них появляется менструация и голос меняется под воздействием женских гормонов – прогестерона и эстрогена; он становится на 3 ноты ниже, чем у ребенка.

Речевой аппарат

Наши голосовые связки растут, и их структура меняется до наступления полового созревания: в возрасте 3 дней их длина не больше 3 мм, в 2 недели – 4 мм, в 2 месяца – 5 мм, в 5 лет – 7 мм, а к началу периода полового созревания – от 11 до 12 мм. У взрослого человека гормоны стабилизируются, и в результате голосовые связки женщины достигают в длину 17–20 мм, а у мужчин – от 22–27 мм.

Голосовых складок, состоящих из связок и мышц, – две. Они перпендикулярны трахее и располагаются в гортани в виде буквы V, лежащей острием вперед точно на уровне адамова яблока. Здесь V означает не Victoria – «победа», а Vox – «голос», потому что именно голос отличает человека от остального животного мира.

Голосовые складки, важнейшие части гортани, однако, не являются единственными элементами речевого аппарата. Он включает в себя также легкие и рот. Легкие сообщают голосу силу. Выдыхаемый воздух, который легкие посылают в гортань, заставляет вибрировать слизистую оболочку голосовых связок, тогда как рот и губы обуславливают членораздельность речи. Голосовые складки во время вздоха расходятся в стороны, когда легкие наполняются воздухом. Во время выдоха, когда легкие пустеют, они сближаются, и можно издавать звуки – говорить или петь. Острие буквы V – неподвижная часть голосовых связок, а две ветви V смыкаются друг с другом благодаря черпаловидным хрящам, которые и позволяют совершать это движение размыкания-смыкания. Кроме того, голосовые складки смыкаются при глотании, закрывая отверстие трахеи, чтобы в нее не попала пища. При кашле они смыкаются и размыкаются от сильного давления выдыхаемого воздуха. То же происходит, когда мы плачем.


Длина голосовых связок определяет частоту звука. От их напряжения зависит высота голоса, а также его сила. Однако размер голосовых связок – не единственная причина разницы между голосами: здесь также важны генетические особенности и другие физиологические факторы, такие как размер трахеи и резонансных полостей, и в числе прочих – глотки и ротовой полости. И опять-таки, чем просторнее полости, тем ниже и богаче звук и больше в нем обертонов. В голосе, таким образом, отражаются все органы тела. Каждый голос уникален и неповторим, обладает своими особенностями. Он является результатом резонанса звуковых волн со всем телом, прежде всего с костями, но также и с кожей, слизистыми оболочками и различными внутренними органами. Тело – это собор, а гортань – орга́н.


Так же как скрипач нажимает смычком на струну своей скрипки, увеличивая натяжение и изменяя ее длину, чтобы извлечь желаемый звук, так же и связки растягиваются и утончаются, чтобы произвести высокие звуки, и укорачиваются, утолщаются для извлечения низких звуков. Тем не менее напряжение большее или меньшее, необходимое для конкретной частоты, зависит от диаметра самой связки. В этом процессе важна не только длина голосовой связки. Важна эластичность, от которой зависит скорость изменения частот, а значит яркость голоса, к тому же между толщиной связки и напряжением существует тесная связь.

Чтобы извлечь звук из скрипки, нужно провести смычком по струне. Пока не происходит трения, инструмент нем, только контакт вызывает вибрацию. Точно так же две голосовые связки должны обязательно соприкоснуться, чтобы произвести звук. Когда одна из связок парализована в отведенном состоянии, контакта не происходит, звук не возникает. Если же одна связка парализована в срединном положении, то подвижная связка может соприкоснуться с парализованной, и тогда возникнет вибрация. Одна из моих пациенток, лондонская певица, пережив рак груди, поет с парализованной левой связкой. Этот подвиг стал возможным благодаря реабилитационному лечению и ее исключительной вокальной технике.

Напомним, что голосовая связка вибрирует по всей своей длине. Это ее основная физическая характеристика. Поэтому узелки или полипы на связках нарушают их смыкание, но не препятствуют ему, как и передаче голоса, однако они могут создать второй вибрационный узел и изменить голос, добавив несвойственные ему частоты. Голос садится, становится сиплым. Здесь возможны два варианта: если ухудшение вибрации ведет к инвалидности, связку надо оперировать, если же это не беспокоит пациента и его даже устраивает его хриплый голос, который не слабеет и не затухает, связки ни в коем случае не следует трогать. Эту особенность голоса – как почерк, как отпечаток пальца – мы наблюдаем у Гару или Джо Кокера. Но здесь резонансные полости играют основополагающую роль. Чтобы продемонстрировать их важность, двое исследователей поставили довольно неожиданные эксперименты.

В 1840 году в Мюнхене профессор Пелиссон вынул струну из своего фортепиано и закрепил ее на двух гвоздях на стене своей спальни. Он дергал струну, но никакого мало-мальски приличного звука она не издавала. Тогда он проделал небольшое отверстие в стене на уровне струны. Затем в смежной комнате он приложил к стене напротив отверстия резонансную деку и снова стал дергать струну. На этот раз звук получился чистый, была отчетливо слышна фортепианная нота. Это доказывает, что дека – необходимый элемент для передачи звука.

Его коллега поставил такой же опыт, но со скрипичной струной. Он проводил смычком по струне, но звука почти не было, потом подносил скрипку Страдивари декой к смычку – и рождался великолепный звук.


Мы легко распознаём, на каком инструменте сыграна нота ля, – на скрипке или на фортепиано, и происходит это не благодаря самой ноте, а благодаря обертонам, созданным резонансной декой инструмента, которая «окутывает» первоначальную вибрацию и придает ей индивидуальность. Таким образом, от формы музыкального инструмента, текстуры его материала, его внутреннего строения, силовых линий, эластичности зависят индивидуальные свойства возникающего резонанса. И как бы невероятно это ни звучало, вокальные связки человека подобны скрипке Страдивари! Его скрипки уникальны, верхняя дека у них изготовлена из ели, а нижняя – из клена. Расстояние между двумя поверхностями рассчитано с невероятной точностью. По бокам их соединяют так называемые обечайки. Все это вместе создает гармонию и доводит звук до совершенства. Сила резонанса обусловлена тем, что еловая древесина состоит из волокон, которые способствуют распространению вибрации. Голосовые связки содержат аналогичное образование из волокон коллагена и эластина, соединенных между собой молекулами протеогликана, которые играют главную роль в качестве звука, исходящего из гортани. Связки устроены таким образом, что их слизистая оболочка, производящая вибрацию, содержит в своем подслизистом слое элементы, которые обогащают резонанс. Можно сказать, что это самая первая в истории дека – резонансная полость человека.


В человеческом организме резонансные полости имеют ту же самую усиливающую функцию, что и дека скрипки, но это усиление особенное и ни с чем не сравнимое, потому что резонансные полости человека не статичны, а могут менять форму. Они располагаются на четырех уровнях: глоточно-гортанная – над связками, глоточный перешеек – над гортанным конусом, за ним следует ротовая полость и, наконец, носовые полости.

Давайте остановимся и рассмотрим ротовую полость, в которой располагается язык – орган, имеющий важнейшее значение для формирования речи благодаря своим семнадцати мышцам. Язык, это уникальное соединение мускулов, обеспечивает механику формирования гласных звуков и, следовательно, формирование членораздельной речи. Потому что гласные – это основа человеческого голоса. Они образуются за счет изменения длины нашей резонансной полости. Согласные, которые представляют собой неровные шумы с малым количеством обертонов, образуются в резонаторах при выдохе, а не благодаря вибрации голосовых связок. У них может быть различная длительность при говорении, а при пении они всегда краткие.

Передняя часть языка очень подвижна. Его задняя часть зафиксирована (хотя и не совсем), потому что почти вся она крепится к подъязычной кости. В резонансной полости язык – самый подвижный элемент. Он может расширять и сужать тысячью разных способов поток выдыхаемого воздуха, который передает вибрации в пространство резонаторов. Две голосовые связки создают вибрации, которые преобразуются в членораздельную речь и движутся, чтобы «облачиться в голос», до самых врат вокального собора, которым являются губы.

Голос получает силу от дыхания. У взрослого за одну минуту происходит семнадцать вдохов и выдохов. Таким образом, частота дыхания задает ритм голоса. Когда мы говорим или поем, наши вдохи становятся более быстрыми и короткими, они составляет лишь 10 % дыхательного цикла, в то время как фаза выдоха составляет 90 %.

Голос звучит во время выдоха, когда на область под связками оказывается давление. Бо́льшую часть времени выдох пассивен, он становится активным, когда мы начинаем говорить. Тогда он контролируется, управляется, а если этого не происходит, значит, существует дисгармония между вибрацией голосовых связок и дыханием. Это усталость голоса, она часто встречается у преподавателей, особенно у воспитателей детского сада, и может спровоцировать развитие полипов, узелков или кератоза на голосовых связках. Следует непременно прибегать к ортофонии, чтобы вновь научить пациента синхронизировать легочное дыхание с вибрацией связок.


Гортань, расположенная в области шеи, окружена многочисленными мышцами, а сзади граничит с гортанной частью глотки, которая, в свою очередь, граничит с шестью шейными позвонками. Вертикальное положение тела – неотъемлемое условие красивого голоса. Скелет, включающий позвоночный столб, который подразделяется на шейные, грудные и поясничные позвонки, – залог этой вертикальности. Это стержень, к которому прикреплены мышцы, как крепятся к мачте паруса и снасти, и такая конструкция обеспечивает вибрационно-дыхательному процессу максимальную эффективность.

Артроз шейного отдела позвоночника, так же как и разрушение грудных и поясничных позвонков, может повредить голосу. В подобных случаях остеопатия, наименее агрессивный метод терапии, будет незаменима.


Я постоянно говорю своим пациентам, что, если они позаботятся о своих легких, то голос позаботится о себе сам. Этому совету должны следовать те, кто выходит на сцену, но еще не бросили курить; впрочем, это касается всех. Однако в наше время нельзя во всем обвинять только табак. Голос вынужденно сталкивается с последствиями загрязнения окружающей среды, насыщенной аллергенами.

Когда мы говорим или поем, фраза, просодия, мелодия часто требуют коротких вдохов и таких же коротких выдохов. Эти бесконечные движения взад-вперед, во-первых, заставляют нас вдыхать загрязненный воздух, а во-вторых, вызывают обезвоживание связок, что значительно хуже. Таким образом, использование ингаляторов, аэрозолей с их оздоравливающим эффектом должно превратиться в повседневную гигиеническую процедуру для тех, чей голос – это их профессия, а потому они должны заботиться о нем, как спортсмены – о своей физической форме.


Измерение голоса

Новые методы медицинской визуализации в настоящее время позволяют делать съемку всего процесса звукоизвлечения.

Мне повезло, что у меня в кабинете есть несколько таких приборов и часть из них у меня постоянно в работе. Новые технологии позволяют мне в режиме реального времени со скоростью 4000 кадров в секунду наблюдать вибрацию голосовых связок – которая свидетельство существования голоса. Мало какие динамические изображения, научные или клинические, так же хорошо показывают гармонию наших внутренних вибраций во всей их сложности, уязвимости и при этом силе. Это так же просто и красиво, как биение сердца. Когда сталкиваешься с подобным зрелищем, вопросы «почему?» и «как?» отходят на второй план. Но это не мешает нам использовать весь набор единиц измерения, чтобы оценить характеристики этого физического феномена – голоса. Вот главные из них:

1. Высота – высокий или низкий голос: это физический и акустический параметр, измеряемый в герцах; для мужского голоса он равен 150 гц, для женского – 210 гц.

2. Интенсивность – сильный или слабый голос: этот параметр измеряется в децибелах и для нормального голоса находится в пределах 40–50 дБ (двигатель грузовика, к примеру, развивает до 110 дБ, болевой порог начинается со 120 дБ и может привести к баротравматическому отиту и шуму в ушах).

3. Ритм – измеряется в секундах. Он варьируется в зависимости от различных типов пауз, как в музыкальной партитуре. У голоса есть свой двухтактный или трехтактный ритм. Ритм голоса нуждается в паузах даже больше, чем в молчании. В спонтанном сообщении пауза случайна, в подготовленном – просчитана, чтобы придать вес отдельным словам: это риторическая пауза. Пауза может также воздвигнуть невидимый иерархический барьер между говорящим и слушающим.


Властитель наших мыслей

Но самое поразительное – это способность по своему желанию воспроизводить любую частоту, будь то до второй октавы или ля третьей. Каждый раз голосовые связки будут восстанавливать напряжение, длину, требуемую толщину и эластичность и подстраиваться под давление выдыхаемого воздуха, который и будет определять диапазон голоса. И все это происходит естественно, само собой. Какое чудо – человеческий мозг!

Наш мозг уникален по многим причинам: с одной стороны, это перевернутый мир – правое полушарие контролирует левую сторону нашего тела и наоборот; с другой стороны, во всем нашем теле, с головы до ног, защищена самая твердая его составляющая – кости, которые окружены мышцами, зато голова сконструирована наоборот: твердая черепная коробка, словно почти герметичный шлем, защищает вместилище наших мыслей. Под этим шлемом живут в числе прочих двенадцать пар длинных клеток – нервов, ответственных за передачу информации от мозга к органу-рецептору. Они идеально синхронизированы. Например, два нерва под номером 7, отвечающие за мимику, абсолютно симметричны.

В эту механику, по точности не уступающую произведениям великих часовщиков, проскользнул мятежник под номером 10. Он все делает не так, как другие. Он единственный имеет две функции одновременно – моторную (он запускает движение) и сенсорную. Он информирует мозг, что органу-рецептору передалось возбуждение и он начал двигаться. Он единственный не симметричный: этот нерв с правой стороны под номером 10 не такой, как с левой, который является нервным ответвлением, контролирующим голосовую связку. Левая ветвь проходит под дугой аорты и поднимается по шее, в то время как главный нерв продолжает спускаться в глубину нашей брюшной полости, потому что нерв номер 10 – гораздо длиннее, чем другие, хотя и является одной-единственной клеткой. Мимоходом он пронизывает своими нервными волокнами пищевод, желудок, печень и внутренности, а также частично – сердце и легкие. По этой причине ему не так уж легко было придумать название, его местонахождение настолько неопределенно, что его назвали блуждающим, или пневмогастрическим, нервом.

Этот нерв номер 10 в нервной системе – мастер на все руки: это нерв стресса. Он отвечает за желудочно-кишечный тракт, за выработку слюны и желудочного сока.

Вибрация связок пассивна и механистична, а хозяин, управляющий гортанью, эмоциями и гастральным рефлюксом[8], – это и есть блуждающий нерв. Установлено, что тот же самый нерв поставляет в наш организм информацию хоть и противоречивую (явление агонизма и антагонизма[9]), но сенсорную и потому уникальную: если этот нерв вывести из строя или вырезать, связка будет парализована и голос исказится. Блуждающий нерв позволяет голосовым связкам сокращаться или расслабляться. Он контролирует их натяжение и длину, держит разомкнутыми во время дыхания и смыкает во время крика, кашля, смеха, плача, рвоты, глотания и речи.

Блуждающий нерв, нерв стресса, контролирует выделение желудочного сока и обостряет гастроэзофагеальный рефлюкс, что негативно влияет на голосовые связки. Простая терапия для лучшего увлажнения голосовых связок, основанная на гигиене питания, растительных ингаляциях на основе тимьяна и розмарина, а также лечение аллергии, которая приобретает все более агрессивные формы, позволили бы профессионалам избежать потери голоса.


Несколько ключевых слов

Для того чтобы голосовой аппарат был здоров, то есть чтобы избежать различных патологий, ухудшения, ослабления голоса или внезапной его потери, нам необходимы одновременно смыкание, вибрация и смазывание голосовых связок. Это три ключевых слова.

Представьте, что голосовые связки – это ваши ладони. Когда вы аплодируете, звук рождается от контакта ваших рук. Если вы поместите на ладонь шарик для пинг-понга и попытаетесь похлопать в ладоши, звука хлопка не будет, появится некий глухой звук. Полип или узелок – это такой же шарик для пинг-понга. Голосовые связки перестают смыкаться, голос ухудшается: ведь вибрация возникает лишь тогда, когда связки смыкаются. Это смыкание может иногда ухудшаться из-за мышечной усталости, которая препятствует соединению связок, – как если бы вы были не в силах хлопнуть в ладоши. От этого недостатка мышечного тонуса голос становится еле слышным. Кроме того, смыкание связок становится невозможным, когда одна из них парализована. Тогда человек говорит только шепотом. Смазка связок, то есть их гидратация, также имеет важнейшее значение. Если вы берете ноту ля первой октавы, также называемую А440, потому что у нее частота 440 Гц, ваши голосовые связки будут вибрировать со скоростью 440 раз в секунду. Представьте, что вы хлопаете в ладоши со скоростью 440 раз в секунду: они так накалились бы, что, наверное, сгорели. То же самое произошло бы со слизистой оболочкой голосовых связок, если бы они постоянно не увлажнялись. Недостаток увлажнения ослабляет голос: он хрипнет, на связках образуется роговая дистрофия, или кератоз, что иногда требует хирургического вмешательства.

Нагрев голосовых связок ведет к инвалидности. Это происходит при гастроэзофагеальном рефлюксе, когда обратный заброс кислоты высушивает глотку и гортань, в которых находятся голосовые связки.

Иногда нарушается только вибрация. Мы наблюдаем это при инфекционном или грибковом ларингите. Это классическая зимняя хрипота.

Независимо от вашего состояния, независимо от причины расстройства вашего голоса, вы неизбежно найдете причину потери голоса в одном из трех ключевых факторов: смыкании, вибрации и увлажнении голосовых связок.

Но причиной других неприятностей с голосом могут быть наши эмоции. Чем более сильную эмоциональную нагрузку испытывает голос, тем больше он подвержен всяческим неприятностям. Часто говорят: «Я потерял голос после этого концерта…», «У меня перехватило дыхание…», «Он мне поперек горла встал…». Известно, что страх может парализовать голос – это хорошо знают артисты.


Тон голоса зависит и от окружающей среды, в равной степени от температуры и влажности. Их изменения влияют на скорость самого звука и особенно на некоторые его обертоны. Оперные певцы, искусство которых зависит от этих факторов как никакое другое, это знают. В пустом зале голос звучит совершенно иначе, нежели в заполненном тремя тысячами зрителей и увлажненном их дыханием. Тот же самый эффект наблюдается, если произносить политическую речь на стадионе, в натопленном или холодном зале: резонанс будет все время разным. Сила отдельных обертонов изменилась. Строители древнегреческих амфитеатров были прекрасно осведомлены о важности «акустической линзы» – вогнутого пространства этих храмов человеческого голоса.

Скорость звука в воздухе при 0 °C составляет 330 м/с. (Для справки: в чистом кислороде эта скорость равна 317 м/с, а в гелии – 1300 м/с. Вот почему, вдохнув пары гелия, вы начинаете говорить пронзительным, гнусавым, с меняющимися обертонами голосом Дональда Дака.) Скорость звука увеличивается с ростом температуры. Это логично, так как повышение температуры – не что иное, как усиление беспорядочного движения молекул, а вибрационное движение само по себе зависит от подвижности молекул. В воздухе молекулы рассеяны. В воде все иначе. Вот почему в жидкой среде скорость звука достигает 1400 м/с. Чем больше влажности в воздухе, тем больше меняются обертоны.

Кроме того, различные параметры – температура, влажность, фоновый шум 15 дБ – значительно изменяют аудиовокальный цикл певца. Его отраженный голос меняется, потому что по-разному поглощается окружающей средой, как и звучание музыкальных инструментов в оркестре. Вот почему музыканты повторно настраивают свои инструменты, когда зал полон, а также в каждом антракте.

Как и в оркестре, певец, актер, адвокат или политик создают вибрационные волны, которые каждую секунду меняются под влиянием различных факторов. Вокальная мощь профессиональных певцов зависит также от отражения звуковой вибрации в зале. Некоторые залы гораздо лучше приспособлены для этого, чем другие. Есть никудышные театральные залы, где звук слишком быстро отражается от стен. Даже диалоги становятся неразборчивыми, если время реверберации составляет меньше секунды. В самом деле, наше ухо нуждается в этом крошечном отрезке времени, чтобы различить две фонемы. К счастью, у нас нет недостатка в храмах человеческого голоса – этих настоящих вибрационных увеличительных стеклах, эллиптические своды которых позволяют усилить обертоны человеческого голоса.


Петь, играть, выступать в суде, произносить речь – все это требует соответствующей вокальной техники. Мастерски владеть певческим или разговорным голосом – это прежде всего хорошо знать свой вокальный инструмент, чтобы поставить его на службу своему эмоциональному миру.

Человеческий голос как инструмент обладает изумительной точностью. Зная и понимая его возможности лучше, в большинстве случаев можно избежать нежелательных травм. Но порой голос подвергается опасностям, от которых человек не всегда может себя оградить. Именно тогда роль отоларинголога и фониатра становится исключительно важной.

Голоса-калеки

Избранное

Я вспоминаю г-на Р., 60 лет, мирового судью, он пришел ко мне с жалобами на усталость голоса. Уже спустя десять минут беседы его голос сел. Он также пожаловался на проблемы со слухом. Пациент красочно показал, в том числе жестами и позой, как он выносит решения в суде. Он наклонился всем телом вперед, задрал вверх подбородок и слегка повернул голову влево, объяснив, что должен принять такое положение, чтобы выслушать адвоката защиты. Я видел, что шея его выгнута, спина испытывает максимальное мышечное напряжение. А наклоняться вперед он вынужден потому, что плохо слышит левым ухом. И уже давно. Такое чрезмерное напряжение мышц шеи приводит к большой мышечной усталости, вплоть до инвалидности, и, следовательно, к деформации мышц вокальных связок. Вот почему ему было трудно говорить больше двух минут подряд. В этом случае дело не в голосе, а в слухе. Слуховой аппарат на левое ухо решил проблему. Ведь слух идет за голосом.

Госпожа Б., известная оперная певица, должна была петь «Травиату», но на репетициях не смогла взять высокие ноты. Она пришла ко мне на консультацию, но даже после тщательной ларингоскопии я не смог поставить ей диагноз. Однако на видео, снятом при помощи фиброскопа со скоростью 4000 кадров в секунду, обнаружилось значительное количество голосовых патологий – гораздо больше, чем при осмотре обычным ларингоскопом – «зеркалом Мануэля Гарсиа». Обычно, если я ничего не нахожу, то не говорю пациентам, что у них все в порядке: я говорю, что не вижу, в чем причина, а это совсем другое дело. Такая откровенность создает атмосферу доверия и оставляет дверь открытой для диалога. Поэтому после двадцатиминутного осмотра певица призналась мне, что, желая избавиться от морщин на шее, она сделала инъекцию ботокса. Но эта инъекция затронула крикотиреоидную мембрану, которая позволяет переключаться на фальцет, и ее высокие ноты частично вышли из строя. Единственное, что ей оставалось, – это смириться и терпеливо ждать. Певице пришлось на месяц отказаться от выступлений.

Греческая певица И. Р. консультировалась у меня по поводу легкой усталости голоса с ослаблением звучания в крайних регистрах, особенно в верхнем. Осмотр выявил узелки на голосовых связках. Ее голос ценится за слегка хрипловатый тембр. Голосовые связки вибрировали в нормальном режиме, смыкание выглядело удовлетворительным. Наблюдалась только некоторая сухость гортани. В ее случае это был всего лишь гастроэзофагеальный рефлюкс, который нужно лечить, а вот от операции лучше воздержаться. Трогать узелки на связках – значит взять на себя риск лишить певицу того, что составляет все очарование ее чувственного, пленительного голоса.


После нескольких месяцев выступлений в мюзикле М. С. сорвала голос. Она не могла больше петь. Обследование обнаружило полип на голосовых связках и сопутствующее кровотечение. Мне пришлось настоять, чтобы импресарио немедленно убрал имя артистки с афиш. Я совсем не был уверен, что сумею восстановить ей голос. Ведь из-за гематомы нарушилась вибрация голосовых связок, а полип мешал их смыканию. Более того, ее переживания спровоцировали гастроэзофагеальный рефлюкс, что вызвало потерю смазки и сухость связок. В этом случае, разумеется, операция была необходима. Восстановить голос для разговора – это одно, а для вокала… Ее ответ показал, какова степень ее доверия ко мне: «Я доверяю вам и знаю, что вы меня вылечите!»

Такое отношение заставляет мобилизовать все силы, и я решился на вмешательство, которое редко имел возможность использовать, – лазерную микрохирургию под микроскопом, когда весь процесс транслируется на экране. Такая операция требует предварительной подготовки. Во-первых, я попросил певицу дать двухнедельный отдых ее гортани – она была сильно воспалена. В это время я лечил ее рефлюкс. Наступил день операции. Она проводилась под общей анестезией замечательной командой, с которой я работаю уже почти 15 лет: это одни и те же анастезиолог, медсестра и ассистент. Мы обнаружили двойной полип: один скрывался в другом. Удаление лазерным методом позволило избежать кровотечения. На голосовой складке я удалил гематому. После операции ей было предписано две недели молчать. Спустя три месяца она вышла на сцену. Конечно, во время операции мне помогла техника, но главное, что доверие М. С. развязало мне руки: я почувствовал себя свободным в выборе средств. Не только опыт, но и нечто необъяснимое, существующее на грани науки и искусства, управляет моими руками, когда я оперирую.


У мэтра С. А., 59 лет, с которым я знаком давным-давно, совсем другая история, но она очень значима для осознания власти голоса и объясняет, что же привело его ко мне на консультацию. «У меня пропадает голос, я больше не могу вести защиту. Меня охватывает страх при одной мысли о том, что мне нужно попросить слова, а я не знаю, смогу ли заговорить. Это не дает мне покоя. Я не способен сосредоточиться на аргументах. Вот уже почти четыре месяца, доктор, мой голос садится все больше. Мне назначили спрей с кортизоном для лечения аллергического ринита, но ничего не помогло. У меня постоянный кашель, иногда он доводит меня до удушья. А с голосом все хуже и хуже, особенно к концу дня, а ночью кашель все сильнее. Я больше не могу выступать в суде. Из-за того что я все время думаю о голосе, я уже не обращаю внимания на то, что говорю. Я больше не способен ни в чем убедить аудиторию. У меня ощущение, будто это говорю не я. В результате вот уже почти месяц я вынужден переносить судебные прения. Мой голос больше не следует за моими мыслями». Я прервал его: «Почему вы говорите о своих мыслях?» – «Позвольте вам объяснить: это мои мысли меня убивают. Они возникают так быстро, что мой голос не поспевает за ними. Мои мысли меня изнуряют, и голос не в состоянии их выразить».

После этой пронзительной исповеди, иногда не слишком внятной, произнесенной сиплым, сорванным голосом и прерываемой приступами кашля, какой же диагноз я мог поставить? Обследование показало, что он не астматик. Тем не менее у него был астмоидный кашель и вдобавок хронический ринит, при котором мокрота скапливалась на задней стенке горла и вызывала першение, что травмировало голос. Словом, ничего особенного, если не считать того, что в промежутках между приемами пищи в области гортани он ощущал кислую отрыжку. Я осмотрел его, и то, что увидел, не показалось мне чем-то серьезным, из-за чего можно было бы так мучиться целых четыре месяца. Голосовые связки были подвижны, и на обеих имелись признаки инфекции. Это был самый обычный микоз! Но не только он. Как микоз смог туда проникнуть? Почему это ощущение постоянного покалывания в горле, характерное для микоза, появилось только два месяца тому назад? Причина была в уже знакомом гастроэзофагеальном рефлюксе, с которым кортизон и антибиотики не могли справиться. Кашель, вызывая сокращение стенок брюшины, усугублял рефлюкс. Мы начали лечить грибок и рефлюкс, но одновременно я выписал мэтру транквилизатор, потому что его по-прежнему преследовал страх. Две недели спустя голос восстановил свою функцию на службе у мыслей и, следовательно, свою способность убеждать, прибегая к средствам риторики.


Мадам Б. С., 32 года, воспитательница в детском саду, внезапно почувствовала резкую боль справа в области шеи со стороны гортани, когда пела с детьми верхние ноты. Она продолжила репетицию, но очень скоро ее голос разом сел и вообще пропал. Занятие пришлось прервать. Разволновавшись, она залилась слезами и подумала, что повредила связки.

Пальпация ее шеи не выявила никакой патологии, никакой особой чувствительности. Зато осмотр ее связок меня поразил. Правая связка, в которой она почувствовала боль, хоть и двигалась нормально, но на ней находилась гематома, или, как мы еще ее называем, субэпителиальное кровоизлияние, то есть под эпителием голосовой связки сформировалась полость, наполненная кровью. Тем не менее голосовая связка вибрировала. Она не была инертна и осталась гибкой. Но эта масса крови изменила ее контур и плотность и нарушила ее равновесие. Что же случилось? Пациентка уточнила, что накануне менструаций ее голос часто ослабевает. Вокальная сила уменьшается, голос не слушается. За четыре-пять дней до месячных она также чувствует тяжесть в ногах.

Мое заключение: пациентка страдает предменструальным вокальным синдромом. При осмотре гортани я обнаружил микроварикоз голосовых связок. В предменструальный период сосуды ослаблены. Покой для связок в сочетании с приемом противовоспалительных и укрепляющих вены препаратов, а также магнезии обеспечил полное выздоровление. Отныне мадам Б. С. должна была десять дней в месяц, за пять дней до начала менструации, систематически проходить соответствующее лечение методом венозного дренажа и препаратами с поливитаминами и минералами.


Л. М. консультировался у меня по поводу своего страха перед сценой. Я бы сказал, что страх, стресс, беспокойство совершенно необходимы для успешного выступления артиста. Но этого эмоционального расстройства страшно боятся музыканты, актеры и все, для кого голос служит рабочим инструментом, – конферансье, преподаватели, адвокаты, политики, дипломаты. Я объяснил Л. М., что выходя на сцену, он должен забыть о себе как о Л. М., чтобы стать артистом, который поет и передает зрителям свои эмоции. Страх исчезнет, побежденный талантом. В некоторых случаях, к счастью, очень редких, необходим прием бета-блокаторов.


Голос Селин Дион танцует. С его тембром и обертонами он такой же феномен на эстраде, как голос Марии Каллас – в опере. Искренность Селин находит отражение в столь же искреннем пении. Она одновременно хрупкая и сильная, полная эмоций и притягательная – и как артистка, и как личность.

Несколько лет назад, когда она начинала свой концертный тур в комплексе «Сизарс-Пэлас» в Лас-Вегасе, у нее возникли трудности с пением. Конечно, имел место легкий фарингит, но осмотр ее гортани не выявил ничего особенного. После обсуждения с Биллом Райли, ее педагогом по вокалу, который сопровождал ее в концертный зал «Колизей», причина трудностей стала ясна. Сцена была сконструирована с легким наклоном в восемь градусов в сторону зала, чтобы артист был виден с дальних рядов. Селин, чтобы приспособиться к этому наклону, вынуждена была наклонять корпус. Сильно подавшись вперед, она ухудшала свою вокальную технику, что впоследствии могло серьезно повредить ее голосу и даже довести его до срыва. Мы помним о чрезвычайной важности вертикального положения корпуса во время пения, не говоря уже о том, как это влияет на качество вокала. По указанию Билла, ее педагога, сцену вернули в горизонтальное положение, и проблема была решена. Селин вновь обрела свой мощный голос на сцене «Колизея», теперь приспособленной для нее. Надо знать, как подойти к голосу, учитывая контекст событий и окружающее пространство, и очень часто это спасает пациента от скальпеля.

К травмам как таковым следует добавить естественные причины, например объективное старение голоса. Иногда оно приходит преждевременно, если человек ведет замкнутый образ жизни и его общение с людьми сходит на нет. В этом случае наблюдается миотрофия голосовых связок. Хрящи гортани теряют гибкость, и тогда возможно развитие артроза. Разговор, общение стимулируют голос и позволяют сохранить его тембр. Кроме того, болезнь, депрессия могут привести к глухоте, а значит, к преждевременному старению голоса. Ведь двусторонний процесс, каким является аудиоголосовая практика, – важнейшее условие сохранения голоса. Зубы также выдают возраст голоса. Рот – это ворота, из которых выходит голос, и он ограничен зубным рядом и губами. Голос пожилого человека, страдающего нехваткой зубов, деформируется и уже не может воспроизводить некоторые фонемы. Губы прилипают к деснам, и язык не может сформировать некоторые согласные. Следует непременно обратиться к стоматологу и в случае необходимости установить импланты.

Конец ознакомительного фрагмента.