2
Молодого человека звали Лукас.
Он работал помощником директора национального музея, который пользовался огромной популярностью среди посетителей, а особенно у туристов, и был достопримечательностью страны.
Лукас попал сюда по рекомендации одного знаменитого художника, который умер несколько лет назад. С тех пор молодой человек добился определенных успехов и стал первым помощником директора музея, который испытывал к нему полное доверие и симпатию.
Лукас засел в центральной библиотеке, что находилась по другую сторону улицы, напротив музея, и, окружив себя стопками книг по истории и монашеству, погрузился в их изучение. Он увлеченно искал сведения о монастыре «Святое Братство» или что-нибудь похожее на это название.
Книги захлопывались одна за другой: ничего подобного найдено не было. Молодой человек много раз обращался к работникам библиотеки, но все было безуспешно.
Однажды девушка, которая ему выдавала очередные книги, посоветовала обратиться к одному из сотрудников библиотечного архива.
– Может, он сможет вам чем-то помочь, – сказала она. – Я смотрю, как вы стараетесь и у вас ничего не получается, а он хороший специалист по старине.
Только к вечеру она подвела к Лукасу мужчину средних лет и представила.
– Вот тот самый человек, который вам может дать маленький шанс в ваших поисках, – сказала она. – Его зовут Джон.
Джон устало улыбнулся и протянул Лукасу руку.
– Лукас, – представился в свою очередь молодой человек.
Девушка оставила их вдвоем и ушла.
– Она мне что-то наговорила, но я так ничего и не понял, – признался Джон, поглядывая на стопки книг. – Я так понимаю, вы увлекаетесь историей.
– Историей я увлекаюсь по необходимости, – ответил Лукас и коротко пояснил суть дела.
– Если это связано с такими ранними временами, как двенадцатый или пятнадцатый века, то сложностей может возникнуть много. О тех временах в книгах написано очень мало, и то только общими фразами. Если вас интересуют конкретные факты, то…
– Вот-вот… именно конкретный факт меня и интересует, – согласился Лукас. – Я ищу монастырь под названием «Святое Братство», но в книгах о нем ничего не сказано. Я перерыл целую гору, но ничего не узнал. Может, его вообще никогда не было? Бывает же такое?
– Может быть и такое, – согласился Джон. – Откуда у тебя эта информация?
Лукас рассказал о странном монахе, и Джон призадумался.
– Может, он не так называется, а как-то по-другому? – напрягая память, предположил Джон. – Откуда вы взяли такое название?
– У нас в музее есть интересный экспонат – золотой крест. На его обратной стороне имеется надпись. Она неразборчива, но этим монахом была прочитана, и получилось именно такое название.
– Вы сделали копию или фотографию? Мне надо все увидеть самому, – сказал Джон. – Потом, не забывайте, что в те времена люди были совершенно безграмотные, и то, что вы прочитали, может говорить ни о чем. Так тоже бывает.
– Я сделал запись один к одному, – сообщил Лукас. – Она на кресте не очень разборчива, делалась неумелой рукой, но все же… – Лукас протянул Джону лист бумаги.
Джон долго всматривался в надпись, несколько раз переворачивал лист, подносил бумагу к лампе, пытаясь разглядеть все тонкости.
– Вы утверждаете, что она сделана на кресте? – спросил он.
– Да. Это именно та самая надпись. Я ее сделал один в один с оригиналом.
– И эта надпись вас очень интересует? Мне кажется, что это просто набор каких-то старинных букв. – Джон достал из кармана лупу и снова стал всматриваться в надпись. – Конечно, лучше бы это посмотреть на оригинале чем на бумаге. Ты можешь мне это устроить?
– Конечно, – согласился обрадованный молодой человек. – Я постараюсь решить этот вопрос буквально завтра. Наш директор тоже заинтересовался этой загадкой.
– Вот и хорошо, – улыбнулся Джон. – Сейчас уже поздний час, сдавай свои книги и отдыхай. – Он протянул Лукасу свою визитку.
Директор музея настороженно отнесся к новому человеку, перед которым снова приходилось открывать витрину. Он уселся на стул в стороне и наблюдал за работником библиотеки, который принялся исследовать экспонат.
– Он еще и золотой, – определил Джон.
– Это уникальная вещь, – добавил Лукас. – Вот эта надпись, сделанная когда-то острым предметом, нас очень интересует. Мы пытаемся определить место происхождения этого креста. Эта надпись должна о чем-то говорить.
Джон принялся за работу.
– Да, – сказал он спустя некоторое время. – Здесь написано именно то, что вас интересует, – название монастыря. Но надпись безграмотная, некоторые буквы написаны совершенно неправильно: это говорит о том, что писал человек простой, не владеющий грамотой вообще. В те времена были такими почти все.
– Монахом? – спросил директор.
– Может, и монахом, раз это крест. Если хотите узнать кое-что подробнее, то на это уйдет немало времени.
Лукас взглянул на сидящего в стороне директора.
– Это будет стоить денег, – добавил Джон.
– А если этим нам заняться двоим, в частном порядке? – шепнул Лукас, чтобы не слышал директор. – Мне кажется, стоящее дело.
– Здесь есть какая-то тайна? – Джон обратился к директору и с усмешкой взглянул на Лукаса.
– Какая здесь может быть тайна! – Директор поднялся со стула и подошел к молодым людям. – Если уж на то пошло, здесь каждый экспонат хранит какую-нибудь тайну. Это же музей старины, молодой человек. – Он закрыл перед ним витрину.
Лукас отвел Джона в сторону, пока директор подключал сигнализацию.
– Я все понимаю, но игра стоит свеч. Я все подробности расскажу наедине, – снова зашептал Лукас.
– Эту надпись практически невозможно разгадать, – заверил директора Джон. – Скорее всего, это просто какие-то метки.
Директор был неудовлетворен заключением библиотечного эксперта.
– Я такого же мнения, – поддержал Лукас Джона. – Если специалисту эти иероглифы неизвестны, то нам самим до них не докопаться. Может, монах, который постоянно сюда ходит, что-то путает? Откуда ему знать, что было много веков назад, я не понимаю. А он о каких-то предках… Сумасшедший старик!
– Хорошо, – сказал директор. – В таком случае я этот крест отдам специалистам более высокого уровня. Они там разберутся. Дело в том, что я верю этому монаху. Лукас, больше этим делом не занимайся, не трать времени даром и выполняй свои непосредственные обязанности. Я сам постараюсь во всем разобраться.
Лукас даже обиделся. Он растерянно посмотрел на своего шефа, потом на Джона и усмехнулся.
– Пусть будет так, – покорно согласился он.
– Ты один не потянешь, – шепотом добавил Джон. – Это кропотливая работа.
Вечером следующего дня Лукас направился в библиотеку к Джону, чтобы рассказать о таинственном монахе.
Он долго его дожидался в зале, пока Джон освободился и вышел к нему.
– Почему твой шеф так заинтересовался этой надписью? – сходу спросил Джон, подсаживаясь рядом.
Лукас рассказал все подробности о монахе, который часто заходит в музей и часами стоит у витрины с крестом.
– Я тут порылся в архивах, – сказал Джон. – Кое-что начинает уже проясняться. У нас хранится одна очень старинная рукопись, и она меня особенно заинтересовала. Мне кажется, это то, что надо. Судя по надписи на кресте, она очень похожа на ту, что и в рукописи.
– Можно взглянуть? – не терпелось Лукасу.
– Только не сегодня. Доступ в архив ограничен, но завтра я попытаюсь рукопись взять с собой, и мы все обсудим.
У Лукаса загорелись глаза.
– Там можно что-нибудь прочитать? – спросил он.
– Кое-что можно. Я уже выяснил, что монастырь находился где-то на севере Англии. Он был небольшой и представляя собой обитель для мужчин. В настоящее время его уже нет. Когда-то, несколько веков назад, он был полностью уничтожен, а его обитатели необычным образом исчезли.
– Как это, необычным образом исчезли? – удивился Лукас. – А что еще там написано?
– Есть тексты, похожие на молитвы. Их немного, но чтобы их разобрать и прочитать, придется хорошо потрудиться.
– Отлично! – Лукас был удовлетворен встречей. – Я завтра зайду, и посидим над этими бумагами вместе.
– Я думаю, что ты не станешь брать в долю своего шефа, – загадочно улыбнулся Джон.
– В долю? Какую долю?
– Я так понимаю, у тебя другая цель в разгадке этой тайны. Не для науки же ты так усердно стараешься, не для истории…
Лукас потер вспотевший лоб.
– Ты думаешь, что из всего этого может что-нибудь еще и получиться?
– Кто его знает, – вздохнул Джон. – Было бы неплохо.… То, что рассказал монах, интригует. Если этот старик не выжил из ума и говорит истину, то дело может представлять определенный интерес.
– Вот и я о том же, – согласился Лукас, настороженно оглядываясь по сторонам.
– А крест? Он под охранной сигнализацией в вашем музее.
– Крест – это мое дело.
– В таком случае тебе придется исчезнуть из музея или даже из города навсегда, – предупредил Джон. – Ты меня понимаешь? Ты же сам говоришь, что дело стоящее.
– Я еще не уверен, но в любом случае мы ничего не теряем. Крест золотой, и нам этого золота хватит очень надолго, тем более такого старинного. Честно говоря, я впервые с этим связываюсь, – признался Лукас. – Ну, а если это и произойдет, предлагаю равное сотрудничество.
Он взглянул на Джона и улыбнулся.
– Думаю, что мы друг друга поняли, – решительно сказал помощник директора музея.
– Исследование может занять некоторое время, – продолжал задумчиво Джон, оценивая предложение о сотрудничестве. – Даже не одну неделю. Каждый должен заниматься своим делом. Я – архивом, ты – крестом. Тебе известны все секреты вашего музея?
– А если это все обыкновенная чушь? – засомневался Лукас. – Я же рискую больше тебя, своей карьерой и прочим…
– И все равно, крест делится пополам, и мы расходимся, как в море корабли. Но я не думаю, что здесь все так просто. Есть какая-то тайна. Тебе бы еще раз увидеться с этим монахом и поговорить с ним наедине. Он часто приходит?
– В последнее время редко, но приходит. Его к кресту как магнитом тянет. Его в музее больше ничего не интересует.
– Вот и хорошо. Узнай все подробности или хотя бы то, что он знает сам. Кажется, что он не все вам рассказал. Мне с ним встречаться не стоит, чтобы не привлекать особого внимание.