Вы здесь

Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму. Глава 6. Межреволюционный период в жизни В.И.Ленина и России: 1908–1917гг. Разработка философско-теоретических основ ленинизма (А. И. Субетто, 2010)

Глава 6

Межреволюционный период в жизни В.И.Ленина и России: 1908–1917гг. Разработка философско-теоретических основ ленинизма

"Как и всякий вождь, Ленин сознавал и ценил силу большинства. Но он никогда не становился его пленником, если решение большинства не имело под собой принципиальной основы. Когда сиюминутный интерес партии противоречил коренным интересам пролетариата, Ленин решительно становился на сторону принципиальности, даже, если складывалось, и один против всех. Он часто повторял, принципиальная политика есть единственно правильная политика"[222].

Валентин Чикин

6.1. Подведение исторических итогов Первой Русской Революции 1905–1907гг.

6.1.1. Работа по восстановлению партии. Организация печатного органа

Первый штурм трудящимся народом – союзом рабочего класса и крестьянства – крепости самодержавная закончился поражением. Наступила эпоха столыпинской реакции.

Вся тяжесть репрессий обрушилась на рабочий класс и восставшее крестьянство. Партия переживала тяжелый организационный и идейно-политический кризис. Число членов партии резко сократилось: побежали из партии "попутчики" из интеллигенции и мелкой буржуазии, страшась преследований. Разброд и шатание – в значительной части организаций РСДРП, уныние и апатия, охватившие широкие слои рабочего класса и крестьянство – таково было состояние революционного движения в России.

Однако, независимо от прессинга реакции революция выработало такое ядро крепости в партии и рабочем движении, которое уже было трудно подавить. Ленин писал: "Русский народ не то, что был до 1905 года. Пролетариат обучил его борьбе. Пролетариат приведет его к победе"[223] (выдел. мною, С.А.).


После динамичной, революционной деятельности в России Ленин с Крупской оказались вновь в женевской тиши. Этот неожиданный переход в самом ритме жизни не мог не отразиться на внутреннем мироощущении Владимира Ильича. "У меня такое чувство, точно в гроб ложиться сюда приехал"[224], — говорил он. Надежда Константиновна вспоминала позже: "Трудно было нам после революции вновь привыкнуть к эмигрантской атмосфере. Целые дни Владимир Ильич просиживал в библиотеке, но по вечерам мы не знали, куда себя приткнуть. Сидеть в неуютной холодной комнате, которую мы себе наняли, было неохота, тянуло на людей, и мы каждый день ходили то в кино, то в театр, хотя редко досиживали до конца, а уходили обычно с половины спектакля бродить куда-нибудь, чаще всего к озеру"[225].

Вскоре после приезда в Женеву Ленин выступил перед польскими социал-демократами в их эмигрантском клубе. Изобличая контрреволюционную позицию националистической буржуазии в расстановке сил в Революции, которая приспособилась к царскому режиму, Владимир Ильич противопоставил этой позиции интернационалистскую позицию пролетариата. Свою речь он закончил призывом: "Да здравствует пролетарская, рабоче-крестьянская Польша!"[226].

Ленин, по приезде в Женеву, сразу же поставил задачу перед партией об организации издания партийного печатного органа.

В письме к А.М.Горькому он писал: "Я убежден, что партии нужен теперь правильно выходящий политический орган, выдержанно и сильно ведущий линию борьбы с распадом и унынием, – партийный орган, политическая газета. Многие россияне не верят в заграничный орган. Но это ошибка, и наша коллегия недаром постановила перенести "Пролетарий" сюда. Трудно его наладить, поставить, оживить, – слов нет. Но это надо сделать, и это будет сделано"[227].

И издание газеты было налажено. К сотрудничеству в газете Ленин привлек А.М.Горького, А.В.Луначарского и других видных публицистов.

В 21-ом номере газеты раздался уверенный голос вождя большевистской партии и революционного рабочего класса:

"Мы умели долгие годы работать перед революцией. Нас недаром прозвали твердокаменными. Социал-демократы сложили пролетарскую партию, которая не падает духом от неудачи первого военного натиска, не потеряет головы, не увлечется авантюрами. Эта партия идет к социализму, не связывая себя и своей судьбы с исходом того или иного периода буржуазных революций. именно поэтому она свободна и от слабых сторон буржуазных революций. И эта пролетарская партия идет к победе"[228] (выдел. мною, С.А.).

Это был боевой клич вождя самой боевой партии – партии нового типа – партии большевиков.

6.1.2. Уроки Первой Русской Революции по Ленину

Главная задача, ставшая перед В.И.Лениным, – это была задача теоретического анализа уроков первой русской революции и создания основ для будущей социалистической революции в России.

"Периодами временного затишья в массовом действии мы должны воспользоваться, чтобы критически изучить опыт великой революции, проверить его, очистить от шлаков, передать его массам как руководство для грядущей борьбы"[229], – писал он (выдел. мною, С.А.).


По Ленину первый и основной исторический урок, который преподала первая русская революция, состоит в том, что только революционной борьбой трудящиеся массы могут добиться сколько-нибудь серьезных улучшений в жизни и в управлении государством. Он подчеркивал: "Своей геройской борьбой в течение трех лет (1905–1907) русский пролетариат завоевал себе и русскому народу то, на завоевание чего другие народы потратили десятилетия. Он завоевал освобождение рабочих масс из под влияния предательского и презренно-бессильного либерализма. Он завоевал себе роль гегемона в борьбе за свободу, демократию, как условие борьбы за социализм. Он завоевал всем угнетенным и эксплуатируемым классам России уменье вести революционную массовую борьбу, без которой нигде на свете не достигалось ничего серьезного в прогрессе человечества"[230].


Второй урок состоит в том, что нельзя ограничиваться только условной демократизацией строя самодержавия, его необходимо уничтожить.


Третий урок состоит в том, что революция выявила полностью линию поведения различных классов, поскольку она обнажила "природу" этих классов, их интересы в революции.

Подтвердилась установка Ленина и большевизма на руководящую роль рабочего класса, а также их прогноз, предсказавший трусливость либеральной буржуазии в будущей революции, чего не хотели видеть Плеханов, Мартов, Мартынов и другие вожди меньшевизма.

"…Из всех классов русского общества именно пролетариат обнаружил в 1905–1907 годы наибольшую политическую зрелость. Русская либеральная буржуазия, которая вела себя у нас так же подло, трусливо, глупо и предательски, как немецкая в 1848 году, именно потому ненавидит русский пролетариат, что он оказался в 1905 году достаточно зрел политически, чтобы вырвать у этой буржуазии руководство движением, чтобы беспощадно разоблачать предательство либералов"[231].

Четвертый урок состоит в том, что революция подтвердила теоретический вывод Ленин о важности союза рабочего класса и крестьянства как условия победы социалистической, антикапиталистической вначале, революции.

Это положение – важнейшее положение ленинизма, ленинский теории социалистической революции.

"Наша партия твердо состоит на той точке зрения, что роль пролетариата есть роль вождя в буржуазно-демократической революции, что для доведения ее до конца необходимы совместные действия пролетариата и крестьянства, что без завоевания политической власти революционными классами не может быть победы"[232].

Революция 1905–1907гг. проявила гениальность Ленина как мыслителя-революционера-ученого, который умел вскрывать сущность происходящих революционных процессов, раскрываясь как истинный диалектик, отбрасывающий любые догмы, если они входили в противоречие с революционной практикой.

Т.Шанин по поводу ленинской политики по аграрному вопросу в революции заметил: "Какими бы ни были ранние взгляды Ленина и более поздние комментарии и конструкции, он был одним из тех немногих русских марксистов, кто сделал радикальные и беспощадные выводы из борьбы русских крестьян в 1905–1907гг. и из того, в чем она не соответствовала предсказаниям и стратегиям прошлого. Вот почему, к концу 1905г. Россия для него уже не была в основном капиталистической, как написано в его книге 1899г."[233] (выдел. мною, С.А.).

В этом контексте С.Г.Кара-Мурза очень хорошо показывает эволюцию взглядов Ленина на роль крестьянства в революции, начиная от его взглядов в работе "Развитие капитализма в России" (1899) и кончая подведением уроков первой русской революции. С.Г.Кара-Мурза в "Советской цивилизации" (2001) пишет: "После 1908г. Ленин уже совершенно по-иному представляет собой сущность спора марксистов с народниками (кстати, спора, который он сам активно вел в последние годы XIX века). Он пишет в письме И.И.Скворцову-Степанову: "Воюя с народничеством как с неверной доктриной социализма, меньшевики доктринерки просмотрели, прозевали исторически реальное и прогрессивное историческое содержание народничества… Отсюда их чудовищная, идиотская, ренегатская идея, что крестьянское движение реакционно, что кадет прогрессивнее трудовика, что "диктатура пролетариата и крестьянства" (классическая постановка) противоречит "всему ходу хозяйственного развития". "Противоречит всему ходу хозяйственного развития" – это ли не реакционность?!". Из этого ясно видно, что трактовка, которую давал Ленин десять лет назад, ушла в прошлое, он о ней даже не вспоминает. "Чудовищная, идиотская, ренегатская идея" меньшевиков, не понявших прогрессивного содержания народничества, – это их позиция после революции 1905г., которая выявила реальность. После этой революции мыслить в десятилетней давности – значило стать ренегатами марксизма"[234].

У Плеханова – марксиста не хватило той диалектики в познании российской реальности, которая присутствовала у Ленина и которая превратила его в Гений Русской Социалистической Революции, оставив первому только лавры отца русского марксизма.


Пятый урок Первой Русской Революции состоял в том, что она сразу же превратились в международное, всемирно-историческое явление, выдвинув Россию в авангард битвы человечества за социализм.

Ленин сразу осознал это огромное значение Первой Русской Революции для всей будущей истории ХХ века.

По вопросам о характере и уроках русской революции он выступал с речами и докладами в течение 1908 года в Женеве, Париже, Антверпене, Лондоне, вел острую полемическую дискуссию с меньшевиками и эсерами. Он указывал, что русская революция 1905–1907гг. положила начало новому революционному подъему в Европе, стала мощным импульсом к развертыванию антикапиталистических и антиколониальных революций в странах Азии. Много позднее Ленин указывал: "Русская революция вызвала движение во всей Азии. Революция в Турции, Персии, Китае доказывают, что могучее восстание 1905 года оставило глубокие следы и что его влияние, обнаружившееся в поступательном движении сотен и сотен миллионов людей, неискоренимо"[235].

6.1.3. Развитие аграрной программы партии

В течение всей передышки, которая появилась у Ленина между революциями 1905–1907гг. и 1917г., он не переставал заниматься разработкой аграрного вопроса, как важнейшего вопроса стратегии и тактики русской революции.

Опыт аграрного движения революции 1905–1907гг. выявил революционные требования крестьян и необходимость пересмотра аграрной программы, принятой на IV Съезда РСДРП под давлением меньшевиков.

Он пишет книгу "Аграрная программа социал-демократии в период русской революции 1905–1907 годов". В ней обосновывалась большевистская программа национализации земли, которую он рассматривал как творческое применение теории Маркса к условиям России. В этой книге Ленин сделал анализ экономического положения русского крестьянства, используя новейшие данные, показал реакционность реформ Столыпина, сделавших ставку на "прусский" путь капитализации аграрного сектора с сохранением монархии и помещичьего землевладения.

Эта работа Ленина была напечатана в 1908 году в Петербурге, но в свет не вышла, поскольку была захвачена и уничтожена царской цензурой. Уцелел всего один экземпляр, в котором не хватало конца. Этот сохранившийся экземпляр Ленин дописал через десять лет в сентябре 1917 года и в этом же году она увидела свет.

Летом же 1908 года он по просьбе польских социал-демократов написал для польского журнала "Przeglad Socjaldemokratyczny" ("Социал-демократическое обозрение") реферат, в котором дал краткое изложение этой книги.

К этому следует добавить, что в первой половине 1908 года он пишет работу "Аграрный вопрос в России к концу XIX века", которая еще раз свидетельствует о том, какое огромное значение Ленин придавал теоретической разработке путей решения аграрного вопроса в логике социалистической революции в России.

6.2. Борьба за философию марксизма. Становление философских основ ленинизма. Книга "Материализм и эмпириокритицизм"

6.2.1. Кризис в философии русского марксизма, связанный с революцией в научной картине мира в начале ХХ века

Отступление революции породило у части участников революции неверие в революцию, в силу рабочего класса и народа.

Кризис в революционном сознании отозвался своим эхом в кризисе философии русского марксизма.

Появляется течение философского ревизионизма, в центре которого стоял один из видных большевистских деятелей, соратников Ленина в отстаивании большевистских позиций на II Съезде РСДРП, избиравшийся в ЦК РСДРП на III, IV и V Съездах, А.А.Богданов.

А.А.Богданов, несомненно, по авторской оценке, относится к Титанам Эпохи Русского Возрождения, является ярким ученым-мыслителям энциклопедического масштаба, создателем науки об организации в любых системах мирах – тектологии. И то, что критика Лениным его махистских воззрений и увлечения "богостроительством" перечеркнула на значительное время объективную оценку тектологии, опередившей на 30 лет по многим идеям появление кибернетики в середине 40-х годов ХХ века, является, конечно, трагедией в истории отечественной научной мысли. Но сама по себе эта констатация не умаляет ленинскую критику воззрений А.А.Богданова и его союзников в среде большевиков, например, А.В.Луначарского и В.Базарова. При этом, "критика" марксизма со стороны А.Богданова, В.Базарова и А.Луначарского смыкалась с "критикой" марксизма таких меньшевиков как П.Юшкович и Н.Валентинов.

А.Богданов, В.Базаров, А.Луначарский считали, что для освоения положений марксизма, научного социализма народными массами, необходимо превращение социализма в новый вид религии. Это дискредитировало и научные основы социализма, и объективно "било" против ленинской установки о внесение социалистической теории в сознание рабочего класса, превращение стихийного рабочего движения в сознательное социалистическое движение.

Данное ревизионистское течение возникло на фоне появления на рубеже XIXи ХХ веков философской системы воззрений Эрнста Маха и Рихарда Авенариуса, которая получило название эмпириокритицизма. Сторонники этих взглядов, получивших название "махистов", отрицали объективное существование материального мира, объективный характер законов развития природы и общества, объективность научного познания. Они утверждали, вслед за Махом и Авенариусом, что в основе мира лежит не материя, а ощущения, а все тела и вещи – лишь "комплексы ощущений".

Фактически за этим течением пряталось наступление капиталократии и ее защитников на объективные основания марксистского обществознания, на открываемые законы, в том числе скрытно подготавливалась почва для отрицания главного вывода работ Маркса и Энгельса – о грядущем диалектическом снятии капитализма, как общественно-экономической формации.

И в этой своей скрытой сущности он становился опасным для мирового рабочего движения, в том числе и для рабочего движения в России.

Махизм получил поддержку со стороны оппортунистических деятелей партий II Интернационала Макса Адлера, О.Бауэра, К.Каутского и других. В центральном органе германской социал-демократии "Новое Время", главным редактором которого был К.Каутский, в течение многих лет регулярно издавались статьи приверженцев махизма.

А.А.Богданов в вопросах философии уже в первые годы ХХ века увлекся концепцией энергетизма Освальда (1901) и эмпириокритицизмом Маха (1904–1906).

Еще в 1904 году Ленин, ознакомившись с только что появившейся книгой Богданова "Эмпириомонизм. Статьи по философии", написал ему письмо, в котором выразил категорическое несогласие с его взглядами.

В 1906 году, находясь в тюрьме, Богданов написал еще одну книгу по философии – третью часть "Эмпириомонизма", сделав новый шаг по пути замены диалектического материализма – философской основы марксизма и становящегося ленинизма – идеалистическими взглядами Маха и Авенариуса. Прочитав эту работу, Ленин летом этого же года написал Богданову письмо по философии – письмо большое, в виде 3-х тетрадей, в котором сделал подробный анализ его антимарксистских, субъективно-идеалистических взглядов в области философии. В этом факте проявилась одна из важнейших черт Ленина, как теоретика-марксиста, выдвинувшегося самой логикой борьбы за социализм в России, на передовые позиции в битве за социализм во всем мире, в том числе и в отстаивании важнейших теоретических оснований научного социализма, – последовательно отстаивать марксистское мировоззрение, марксистский диалектический метод как важнейшие теоретические условия будущей победы социализма в России и в мире.

Владимир Ильич показал эти тетради соратникам, подумывал их напечатать под названием "Заметки рядового марксиста по философии", но в "буче боевой, кипучей" (как писал В.В.Маяковский) революционных событий он не успел собраться. К сожалению, эта работа оказалась утерянной и не найденной.

В 1908 году выходит сборник статей Богданова, Базарова, Бермана, Гельфонда, Луначарского, Суворова, Юшкевича "Очерки по философии марксизма", в которой, по оценкам Ленина, марксистскому мировоззрению противопоставлялась в наукообразной форме идеализм и мистика.


Перед Лениным встала задача по дальнейшему развитию философии марксизма с одновременной разработкой всех антимарксистских философских воззрений за первое десятилетие ХХ века.

Чтобы теоретически осмыслить опыт первой русской революции 1905–1907гг., нужна была современная марксистско-философская база. ""Текущий момент" в России именно таков, что теоретическая работа марксизма, ее углубление и расширение предписывается… всем объективным положением вещей в стране. Когда массы переваривают новый и невиданно богатый опыт непосредственно-революционной борьбы, тогда теоретическая борьба за революционное миросозерцание, т.е. за революционный марксизм, становится лозунгом дня"[236], — писал Ленин (выдел. мною, С.А.).

Революция в естествознании, особенно в физике (открытия строения атома, электрона, радиоактивных излучений и т.д.), поставила целый ряд новых философских вопросов, на которые не могла дать научного ответа философия, обслуживающая капиталократию, отвергающая возможность объективного познаний окружающего мира, и с которыми должен был, по выражению Ленина, "сладить" диалектический материализм.

6.2.2. «Материализм и эмпириокритицизм» – гениальное философское произведение Ленина

Ленин засел за книгу, которая получила потом название "Материализм и эмпириокритицизм", – книгу несомненно гениальную, не дающую спать многим буржуазным философам по сей день, и увидевшую свет в апреле 1909 года.

Одновременно с работой над этой книгой, которая длилась почти год, Ленин в середине апреля 1908 года отсылает в печать свою статью "Марксизм и ревизионизм", знаменующую собой, по его выражению, "формальное объявление войны" ревизионизму.

Уже в этой работе Владимир Ильич показывает, что ревизионисты, плетясь в хвосте буржуазной профессорской науки, отрицали марксистские материализм и диалектику, коренные положения марксовой политической экономии, отвергали идею классовой борьбы и диктатуру рабочего класса, отрекались от социализма, как конечной цели рабочего движения, полностью скатились на позиции реформизма в политике.

Здесь Ленин продолжил борьбу с новыми формами бернштейнианства, в том числе с каутскианством, которую он начал еще в ссылке в Шушенском. Новые формы бернштейнианства обрели благодатную почву на фоне кризиса в интеллектуально-духовной сфере в рядах русской социал-демократии, в том числе в рядах большевиков, под давлением чувств разочарования в результате поражения Перовой Русской Революции.

Ленин показал, что ревизионизм имеет классовые корни в капиталистическом обществе, является формой борьбы, уже на моем языке, капиталократии и ее идеологов против социализма внутри социалистического (коммунистического) движения.

В статье "Марксизм и ревизионизм" он пророчески предсказал, что идейная борьба революционного марксизма против ревизионизма есть лишь преддверие новых великих революционных битв рабочего класса, который идет вперед, к полной победе своего дела – социализма.

Вторую половину апреля 1908 года Ленин провел на острове Капри (Италия). Он приехал сюда по приглашению А.М.Горького, который хотел примирить Ильича с Богдановым, Луначарским и Базаровым.

Здесь окрепла дружба Владимира Ильича с Алексеем Максимовичем. Именно здесь Ленин подсказал Горькому ряд сюжетов, под влиянием которых позже была написана повесть "Мать".

Горький вспоминал таким Ленина на Капри: "Он умел с одинаковым увлечением играть в шахматы, рассматривать "Историю костюмов", часами вести спор с товарищами, удить рыбу, ходить по каменным тропам Капри, раскаленным солнцем юга, любоваться золотыми цветами дрока и чумазыми ребятами рыбаков"[237].

Именно на Капри Горький и Ленин много говорили о России. Однажды, увидев, как итальянские рыбаки распутывают изорванные и запутанные акулой сети, вымолвил: "Наши работают бойчее". А услышав сомнение писателя, заметил: "– Гм-гм, а не забываете вы России, живя на этой шишке?".

"Он был, – писал великий русский писатель по этому поводу, – русский человек, который долго жил вне России, внимательно разглядывал свою страну, – издали, она, кажется красочнее и ярче. Он правильно оценил потенциальную силу ее – исключительную талантливость народа, еще слабо выраженную, не возбужденную историей, тяжелой и нудной, но талантливость всюду, на темном фоне фантастической русской жизни блестящую золотыми звездами"[238] (выдел. мною, С.А.).

Здесь же происходили открытие жесткие дискуссии Ленина с Богдановым, Базаровым и Луначарским. Заявив им о своем полном расхождении с ними по философским вопросам, Владимир Ильич предложил им "употребить общие средства и силы на большевистскую историю революции, в противовес меньшевистски – ликвидаторской истории революции (Комментарий: Ленин имел в виду готовящуюся меньшевиками книгу "Общественное движение в России в начале ХХ века", которая вышла под редакцией Л.Мартова, П.Маслова и А.Потресова, С.А.), но каприйцы, — писал Ленин — отвергли мое предложение, пожелав заняться не общебольшевистским делом, а пропагандой своих особых философских взглядов"[239].

Монография "Материализм и эмпириокритицизм" особенно активно писалась Владимиром Ильичем во время работы в Лондоне, в частности в библиотеке Британского музея.

В письме к сестре Анне Ильиничне, которая была его соратником, Владимир Ильич отмечал: "Важно, чтобы книга вышла скорее. У меня связаны с ее выходом не только литературные, но и серьезные политические обязательства"[240].

Большую помощь в издании этой работы Ленину оказал И.И.Скворцов-Степанов.

Книга вышла под полным названием "Материализм и эмпириокритицизм. Критические заметки об одной реакционной философии".


Главные положения этой книги можно свести к следующим теоретическим позициям:


1. Философия Маха, и ее приверженцев, которая рекламируется ее адептами как новейшая, на самом деле реанимирует устаревшие идеалистические построения, восходящие к солипсизму английского епископа Беркли (XVIII в.). Главное, что объединяет философию Беркли и эмпириокритицизм – это субъективный идеализм.


2. Критическим тестом для махистского мировоззрения, ставшего основой эмпириокритицизма и богдановского эмпириомонизма (богдановской версии эмпириокритицизма), в основу которого положено махистское определение вещей как комплексов ощущений, является вопрос "Существовала ли Природа до Человека?". Именно этот тест раскрывает всю нелепость махистских философских построений, согласно которым мир, природа, все люди существуют только в ощущениях человека, в ощущениях самого философа. Чтобы подчеркнуть ту логическую "ловушку", в которую загоняют себя Мах и его адепты, в том числе русские махисты в лице Богданова, Базарова и других, Ленин ставит перед ними вопрос: "Мыслит человек с помощью мозга?". Эмпириокритики докатились до утверждения, что мозг не является органом мысли и, следовательно, возможна мысль без мозга. Такого рода философию Владимир Ильич саркастически охарактеризовал как безмозглую, показывая, что она в корне противоречит науке и повседневной практике. Здесь Ленин защитил известный тезис диалектико-материалистической гносеологии – тезис о первичности материи как объекта познания и вторичности сознания, мышления субъекта познания.

Отмечу, что этот тезис получил новую онтологическую базу во второй половине ХХ века в виде так называемых "Антропных принципов". Собственно говоря, утверждение о первичности материи как объекта познания служит основой объективности истины, получаемой в процессе познания.

Конец ознакомительного фрагмента.