Вы здесь

Владимир Ильич Ленин: гений русского прорыва человечества к социализму. Глава 3. Становление гения (А. И. Субетто, 2010)

Глава 3

Становление гения

"Не успел я сказать несколько фраз, как мой план рассусоливания был немедленно расстроен Владимиром Ильичем. Он коротко сказал:

– Не беспокойтесь, не беспокойтесь. Я все отлично понимаю.

Тут я понял, что имею дело с человеком, который привык понимать с двух слов, и что разжевывать ему дел не надо. Он меня сразу покорил и стал мне симпатичен. "Это, пожалуй, вождь", – подумал я"[124].

Федор Иванович Шаляпин

3.1. Генеалогия. Детство и юность. Педагогическая система семьи Ульяновых

Владимир Ильич Ульянов (Ленин) родился 10 по старому стилю, или 22 по новому стилю, апреля в 1870 году в городе Симбирске, ныне – Ульяновске, на берегу великой русской реки Волги. А умер 21 января 1924 года в 6 часов 50 минут в Горках Московской области, где он проходил курс лечения, не дожив 3-х месяцев до 54 лет.

В этот период «длиной» в 54 года жизни Ильича, как любовно называли Ленина в народе, вместилась целая историческая эпоха. Родился великий мыслитель и революционер, вождь угнетенного мирового класса трудящихся, в период царствования императора Александра II, а умер в советском социалистическом государстве – Союзе Советских Социалистических Республик, выход на историческую арену которого произошел, благодаря его усилиям, и первым руководителем которого он был.

Эта эпоха, вместившая три русские революции 1905–1907 и 1917 годов, войну России против Японии 1904г., первую мировую империалистическую войну 1914–1918гг., гражданскую войну 1918–1922г. в России, предстает как эпоха великого исторического перелома в истории, которая стала «повивальной бабкой» рождения социалистической истории человечества, у начала которой будет вечно возвышаться его, Ленина, гигантская фигура.


Его родители принадлежали к передовой русской разночинной интеллигенции. Отец Ленина – Илья Николаевич Ульянов — был родом из бедных мещан города Астрахани.

Найдены документы, содержащие сведения о деде Ленина – Н.В.Ульянове, в частности список крестьян, прибывших в астраханскую губернию до 1793 года. В этом списке значится такая запись:

«Николай Васильев сын Ульянин, Ульянинов, и как Ульянов – прим.)… Нижегородской области Сергачской округи села Андросова помещика Степана Михайловича Брехова крестьянин отлучился 791 году»[125]. Таким образом, дед Ленина происходил из крепостных крестьян Нижегородской губернии и сам был крепостным. До прибытия в Астрахань Н.В.Ульянов жил в Новопавловском селении Астраханской области, позднее числился государственным крестьянином, затем был приписан к мещанскому сословию, поскольку занимался портняжным ремеслом, и умер в большой бедности.

Отец Ленина – Илья Николаевич Ульянов — лишился своего отца в раннем детстве и с помощью старшего брата ему удалось, благодаря упорному характеру, получить среднее, а затем и высшее образование.

Илья Николаевич Ульянов сумел окончить Казанский университет. Вскоре он стал учителем математики и физики в средних учебных заведениях Пензы, а затем Нижнего Новгорода. Интересно, что на учительское поприще его благословил всемирно знаменитый русский ученый-математик Н.И.Лобачевский, создатель знаменитой «геометрии Лобачевского», являвшийся в то время помощником попечителя Казанского учебного округа. По его же рекомендации на И.Н.Ульянова было возложена обязанность ведения метеорологических наблюдений на Пензенской метеорологической станции.

И.Н.Ульянов был талантливым педагогом, оставившим заметный след в истории русского учительства. Он был любим своими учениками. Один из его учеников – П.Ф.Филатов, отец известного советского врача и ученого В.П.Филатова, вспоминал Илью Николаевича как светлую личность, как человека, принадлежавшего к числу тех немногих учителей, «которые вносили в нашу жизнь честный взгляд и высокие нравственные принципы… отвращение к карьеризму и к материальной наживе»[126].

Интересен и такой факт. Когда предложили ввести в гимназии преподавание основ топографии, Илья Николаевич писал: «Мысль прекрасная; применение знания к делу, приложение научных сведений к жизни оживляет самую науку и придает ей практическое значение»[127].

В 1869 году И.Н.Ульянов назначается на должность инспектора образовательных учреждений в Симбирской губернии, а затем становится директором народных училищ в этой же губернии. Неоднократно за свою службу награждался орденами и медалями. В 1882 году он был награжден орденом, который давал ему право на дворянство. И.Н.Ульянов стал заметной фигурой народного просвещения в российской империи, много совершал длительных разъездов по территории губернии, отлучаясь часто из дома на недели и месяцы. Именно благодаря его стараниям почти за 20 лет его деятельности резко возросло число школ, он воспитал много передовых народных учителей, которых называли «ульяновцами».

Мать Владимира Ильича, Мария Александровна, была дочерью Александра Дмитриевича Бланка, известного талантливого врача, пионера в области физиотерапии, родом из мещанского сословия. Он рано овдовел, оставшись с 6-ю малыми детьми. Судьба его бросала в разные губернии царской России: то в смоленскую глушь, то в Олонецкую губернию, то на Урал. Выйдя в отставку, А.Д.Бланк обосновался со своим семейством под Казанью, в деревне Кокушкино (ныне село Ленино), где и жил до самой смерти.

Выросшая в деревне, Мария Александровна сумела получить лишь домашнее образование под руководством тетки, заменившей детям мать. От природы талантливая женщина, она овладела несколькими иностранными языками, которым потом обучила детей, хорошо играла на рояле, много читала. Самостоятельно подготовившись, Мария Александровна сдала экстерном экзамен на звание учительницы. Но в школе работать не пришлось, став верной спутницей по жизни И.Н.Ульянова, родив 8 детей (двое из них умерли в раннем возрасте), она посвятила весь свой учительский дар воспитанию своих детей.


В.И.Ленин-Ульянов был четвертым по рождению. Оставшиеся Анна, Александр, Владимир, Ольга, Дмитрий и Мария росли близкими по возрасту парами.

Педагогическая система Н.И.Ульянова, которая стала и основой воспитания его детей, исходила из педагогических воззрений известного русского мыслителя, соратника Н.Г.Чернышевского, революционного демократа Н.А.Добролюбова. Главные акценты его системы воспитания – формирование крепкой воли, постоянное стремление к знаниям, учиться жизни, быть ответственным за свои действия, быть искренним и правдивым. Правда – нравственный фокус его педагогической системы.

В семейном кругу практиковались чтение вслух, пение любимых песен. Особой любовью пользовалось творчество Н.А.Некрасова. Илья Николаевич любил петь положенное на музыку, запрещенное стихотворение поэта – петрашевца А.Н.Плещеева, в котором были такие слова:

«По духу братья мы с тобой,

Мы в искупленье верим оба,

И будем мы питать до гроба

Вражду к бичам страны родной»[128].

Важным моментом педагогической системы в семье Ульяновых был труд. С раннего возраста дети должны были сами себя обслуживать, помогать старшим; девочки следили за тем, чтобы у них и у мальчиков одежда была всегда в порядке. Позади дома, где жили Ульяновы, был сад, за которым любовно ухаживали мать и дети.

Владимир Ульянов рос здоровым, резвым, жизнерадостным ребенком, был очень похож на отца, от него унаследовал веселый и общительный характер, был зачинщиком различных игр и забав, был всегда справедлив в играх.

С 9-и до 17-и лет Владимир Ильич учился в Симбирской классической гимназии. В эти годы В.И.Ленин выработал в себе такие свойства своей личности, как самодисциплина и организованность. Он строго соблюдал распорядок дня, который носил достаточно спартанский характер: вставал в 7 утра, причем никто его не будил, бежал мыться по пояс, убирал постель, до завтрака всегда успевал повторить уроки, а уже в половине девятого был в гимназии, и это при том, что до гимназии надо было идти пешком несколько кварталов. Этот распорядок дня соблюдался неукоснительно все 8 лет.

В гимназии В.И.Ленин показал себя лучшим учеником. Среди молодых он был известен как хороший пловец, конькобежец и шахматист.


Взгляды Ленина, как будущего революционера, стали складываться уже в годы его юности под воздействием семейного воспитания, примера родителей, революционно-демократической литературы и наблюдения за тяготами жизни народа. Особое влияние на него оказал старший брат Александр, который стал для него непререкаемым морально-нравственным авторитетом. В.И.Ленин рано познакомился с трудами Белинского, Герцена, Чернышевского, Добролюбова, Писарева, Некрасова, идеи, которых устремляли его духовный поиск в революционно-демократическом направлении. От Александра Володя Ульянов узнал о существовании марксистской литературы, именно в его руках он впервые увидел «Капитал» К.Маркса. Любимыми писателями юноши Ленина были А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, И.С.Тургенев, Н.А.Некрасова, М.Е.Салтыков-Щедрин, Л.Н.Толстой, произведения которых были предметом его постоянного чтения.

В одной из классных работ Володи Ульянова прозвучало сочувствие к «угнетенным классам», на что директор гимназии Ф.М.Керенский (отец известного эсера А.Ф.Керенского, возглавившего Временное правительство в Февральскую революцию 1917 года и ставшего противником Ленина, вот какие «кружева» иногда «ткет» История, С.А.) предостерегающе спросил: «О каких это угнетенных классах вы тут пишите, при чем это тут?»[129].


Отец Ленина умер в возрасте 54 лет в 1886 году, когда Володе исполнилось 16 лет. Сама цифра «54» выглядит какой-то роковой в судьбе Ленина, потому что он прожил ровно столько лет, сколько и его отец.

В 1887 году на семью обрушилось новое горе. 1 марта 1887 года в Петербурге за участие в подготовке покушения на царя Александра III был арестован любимый брат Владимира Ильича Александр, а вслед за ним и его сестра Анна (которую потом освободили).

Весть об этих арестах быстро облетела весь Симбирск. Тогда-то молодой Ленин впервые столкнулся с трусостью либеральной интеллигенции. От семьи Ульяновых отшатнулись все, кто, когда-то были гостями дома, отшатнулось все либеральное симбирское «общество».

Хлопоты Марии Александровны по смягчению участи Александра ничего не дали. 8 мая 1887 года Александр Ульянов в возрасте 21 год был казнен по указу царя в Шлиссельбургской крепости. Речь на суде Александра Ульянова получила международный резонанс: о речи А.Ульянова писали английская «Daily News» и швейцарская «Der sozialdemokrat»; о его бесстрашии во время казни писала французская газета «Cri du Peuple»; в польской газете «Pzzedswit» была опубликована поэма «Ульянов», посвященная его героизму и мужеству.


Великий русский ученый-химик Д.И.Менделеев в это время публично высказал свое сожаление по поводу того, что революция отняла у него двух выдающихся учеников, показавших себя, как становящихся гениев России, – Кибальчича и Ульянова[130].

Вспоминая впоследствии это роковое время для семьи Ульяновых, старшая сестра Владимира Ильича Анна (А.И.Ульянова-Елизарова) написала такие слова: «Александр Ильич погиб как герой, и кровь его заревом революционного пожара озарила путь следующего за ним брата, Владимира»[131] (выдел. мною, С.А.).

В эти трагические месяцы 1887 года Мария Александровна продемонстрировала для своих детей пример мужества и стойкости.

Видя этот пример перед собой, Владимир Ульянов взял себя в руки, сосредоточился на выпускном экзамене и сдал его блестяще. Самый молодой в классе, он, единственный из всех, сдавших экзамен, получил золотую медаль. В характеристике директора гимназии отмечалось: «Весьма талантливый, постоянно усердный и аккуратный Ульянов, во всех классах был первым учеником и при окончании курса награжден золотой медалью, как самый достойнейший по успехам, развитию и поведению»[132].

Личность закладывается в детстве и в юности, вначале до 5 лет, где ведущую роль играет мать, а потом до 17 лет, где ведущую роль играет пример отца, в целом семья, друзья, товарищи, книги, воспитание, школа, общественная среда.

Личность Ленина раскрылась уже в молодые годы. Он предстает не только, как самодисциплинированный человек, но и как человек личного мужества, стойкого духа, умеющий достигать поставленные цели. Впереди было великое призвание для свершения исторического дела, на которое его подвигла сама ее Величество История.

3.2. Начало становления

В июле 1887 года семья Ульяновых покинула Симбирск. Месяц она жила в деревне Кукушкино, а потом поселилась в Казани, где В.И.Ленин поступил на юридический факультет Казанского университета. Здесь Ленин сразу же включился в деятельность революционного кружка. 4 декабря 1887 года он принял активное участие в студенческом выступлении против реакционного университетского устава. Революционное выступление студентов обеспокоило городскую власть, которая прислала батальон солдат. 5 декабря Ленин пишет на имя ректора следующее прошение, в котором он просит «сделать надлежащее распоряжение об изъятии меня из числа студентов императорского Казанского университета»[133]. По распоряжению Казанского губернатора Ленин был арестован. На пути в тюрьму между будущем вождем социалистической революции и сопровождавшим его полицейским приставом произошел, в каком-то смысле, – пророческий, разговор: «Ну что вы бунтуете, молодой человек, ведь стена!» – назидательно сказал пристав. – «Стена, да гнилая, – ткни и развалится!» – смело ответил юноша[134]. Ровно через тридцать лет Ленин доказал историческую правду этой своей оценки.

7 декабря Ленин был выслан в деревню Кокушкино под негласный надзор полиции.

Кукушкино стало своеобразным домашним «университетом» Владимира Ильича: он усердно изучает общественно-политическую, экономическую и статистическую литературу, при помощи родных получает из Казани книги и журналы, подобранные в библиотеках. Занятия юноши были строго систематизированны. В это время Ленин возвращается к произведениям своих любимых авторов: Н.А.Некрасова, Н.Г.Чернышевского и Н.А.Добролюбова, составлял конспекты и делал выписки из их произведений. Идея крестьянской революции и философско-экономические взгляды Н.Г.Чернышевского наложились на его собственный духовно-социалистический поиск. Роман «Что делать?» Н.Г.Чернышевского, который был одной из самых любимых книг казненного брата Александра и в котором автор в художественную форму облек свой взгляд на социалистическую идею, и который воспитал не одно поколение революционеров в России, стал любимой книгой и Владимира Ильича. Летом 1888 года он в течение нескольких недель перечитал ее разов пять, хотя, надо отметить, он впервые познакомился с этим романом в 14–15 летнем возрасте, еще при жизни отца и брата Александра.

В этом контексте Чернышевского можно назвать духовным учителем Ленина-юноши, роль которого в формировании его внутреннего мира оказалась большой.


Осенью 1888 года годовая ссылка закончилась, он возвращается в Казань, но в университет его не допустили. Здесь Ленин, получив отказ на просьбу продолжить образование за границей от губернатора, вступает в один из марксистских кружков, возглавляемых Н.Е.Федосеевым.

В этот период начинается его упорная работа по овладению теорий марксизма. Он читает труды К.Маркса, Ф.Энгельса, Г.В.Плеханова.

В мае 1889г. семья Ульяновых выезжает в Самару, на хутор близ деревни Алакаевки, а осенью поселилась в Самаре. Этот отъезд спас Ленина от ареста, поскольку сразу же после их отъезда в июле были арестованы многие члены марксистских кружков в Казани, в том числе и Н.Е.Федосеев, затем живший во Владимире под надзором полиции.

Здесь в Самаре Ленин занялся приватным учительством, давая уроки и это давало ему возможность зарабатывать на жизнь.

Он добивается права сдать экзамены за университет экстерном. Опять началась напряженная работа летом 1890 года в Алакаевке. Вечерами Володя любил петь с сестрой Ольгой, которая одновременно ему аккомпанировала на рояли. Особенно любил он петь песню на слова Языкова «Пловец» – «Нелюдимо наше море», где есть такие слова:

«Но туда выносят волны

Только сильного душой!..

Смело, братья, бурей полный

Прям и крепок парус мой».

Исполняли они на французском языке и «Марсельезу», и «Интернационал»[135].


В 1890 году в течение весенней и осенней сессий Ленин в Петербургском университете сдает государственные экзамены за юридический факультет.

Важно отметить, что он один из всех экзаменовавшихся получил высшие оценки по всем предметам. Ему присуждают диплом первой степени.

Так что нынешний Санкт-Петербургский государственный университет должен городиться таким своим гениальным выпускником с момента получения диплома которым в 2009-м году исполнилось 120 лет.

В этом же 1890 году завязываются его связи с петербургскими марксистами.

С января 1892 года началась адвокатская деятельность Ленина в Самаре, которая заняла период в 2 года. В течение 1892–95гг. он в Самарском суде выступал 20 раз. Это была его школа ораторского искусства. Большинство его подзащитных были крестьяне-бедняки и ремесленники.

В этот же период Ленин начинает работать в марксистском кружке, руководимом Скляренко. В Самаре он общается с ветеранами «Народной воли». И здесь проявилось важное его качество: везде учиться, брать отовсюду все самое ценное и полезное, критически перерабатывать опыт прошлого революционного движения.

Уже среди самарских марксистов Ленин показал себя лидером, выделялся своей страстностью, способностью убеждать людей и вербовать сторонников. В Самаре в это время он пишет и делает доклады, в которых резко выступает против идеологов либерального народничества – Н.К.Михайловского, В.П.Воронцова и С.Н.Южакова.

Активно он штудирует работы Маркса и Энгельса: пишет реферат о книге Маркса «Нищета философии», переводит с немецкого на русский язык «Манифест Коммунистической партии» К.Маркса и Ф.Энгельса (этот рукописный перевод ходил по рукам, его читали в самарских кружках и далеко за пределами Самары; но, к сожалению, он не сохранился, рукопись ленинского перевода погибла).

В 1892 году Ленин организует свой первый кружок марксистов, в котором разбирались произведения: «Капитал» Марса, «Анти-Диринг» и «Положение рабочего класса» Энгельса, работы Г.В.Плеханова и других.

Именно в этот период Ленин начинает, используя марксистский научный метод, всесторонне изучать экономику России. Он собрал и проанализировал огромный материал о крестьянском хозяйстве, в особенности данные земской статистики. Это нашло отражение затем в его статье «Новые хозяйственные движения в крестьянской жизни». Это была первой из сохранившихся работ Ленина. Основные материалы статьи вошли потом в его книгу «Развитие капитализма в России».

В годы жизни в Самаре Владимир Ильич устанавливает письменную связь с Н.Е.Федосеевым, роль которого в марксистском просвещении населения Поволжья потом высоко оценивал.

В августе 1893 года Ленин переезжает в Петербург. За короткое время он выдвинулся на передовые роли в марксистских кружках имперской столицы, установив связи с передовыми рабочими-революционерами В.А.Шелгуновым, И.В.Бабушкиным, В.А.Князевым, Н.Е.Меркуловым, братьями Ф.И. и А.И.Бодровыми, И.Ф.Костиным и другими. Он работает, как пропагандист-марксист среди рабочих Путиловского (ныне «Кировский завод»), Обуховского завода и др.

Воспоминания И.В.Бабушкина передают восхищения, которые вызывал Ленин и как лектор, и как учитель, уделявший особое внимание воспитанию организаторов и руководителей рабочих кружков. Но одновременно Ленин познавал жизнь русских промышленных рабочих, учился и у них в понимании их установок и взглядов.


В феврале 1894 года Ленин познакомился с Н.К.Крупской, которая стала потом верным его спутником до самой смерти в 1924 году.

Н.К.Крупская — выходец из революционной среды. Ее отец – Константин Игнатьевич Крупский был типичным представителем революционной интеллигенции 60-х годов XIX века. Дочь восприняла революционное мировоззрение от отца, уже в 90-х годах она вступила в марксистский кружок. С момента их знакомства с Лениным их жизнь прошла вместе, она стала достойным соратником Владимира Ильича.


Весной и летом 1894 года В.И.Ленин заявляет о себе, как крупном марксистском теоретике, своим выдающимся произведением «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов? (Ответ на статьи «Русского богатства» против марксистов»), подготовительным материалом для которого послужили его самарские рефераты с критикой воззрений ключевых фигур либеральных народников. В этой работе Ленин широко использует такие работы К.Маркса и Ф.Энгельса, как «Капитал», «Манифест Коммунистической партии», «Нищета философии», «Немецкая идеология», «Критика Готской программы», «Происхождение семьи, частной собственности и государства» и другие. Ленин впервые дает характеристику этих работ, выявляет их сущность и историческое значение. «Капитал», — подчеркивал Ленин, — это главное и основное сочинение, излагающее научный социализм»[136].

Ленин дал глубокую критику философских и экономических взглядов, политической программы и тактики либерального народничества 90-х годов, одновременно отдавая дань уважения революционному опыту народников 70-х годов, таким их качествам как мужество, честность, духовно-нравственная высота и революционная закалка. Он вскрыл классовые истоки и классовую сущность либеральных народников, подверг резкой критике их идеологему в виде деления народа на «героев» и «толпу», очень собой напоминающую, по моей оценке, идеологему движения «Мертвая вода» в 90-х годах ХХ века, возникшего в рамках капиталистической контрреволюции в России, по которой история трактуется в «толпо-элитарной» и одновременно информационно-эзотерической логике, по которой историей информационно-эзотерически (по-масонски) управляет «элита», а по логике народников 90-х годов XIX века – «герои», за которыми слепо следует «толпа».

Ленин показывал, следуя логике исторического материализма, что подлинным творцом истории является народ, и выдающиеся же личности постольку играют крупнейшую роль в истории, двигая ее вперед, поскольку стоят на позициях общественного сознания передового класса, правильно оценивают назревшие потребности развития общества.

Ленин подчеркивал, что нельзя быть руководителями рабочего класса, трудящихся, не распространяя марксизм в широких массах, точно так же, как нельзя руководить классовой борьбой трудящихся масс за свое освобождения от эксплуатации без систематической организационной работы в рабочем классе и среди трудящихся крестьян.


В этой своей первой крупной работе Ленин впервые в теоретической мысли России выдвинул идею создания марксистской рабочей партии и поставил задачу свержения царского самодержавия, как главную задачу на пути уничтожения нарождающегося капитализма в России. «Политическая деятельность социал-демократов, — писал он, – состоит в том, чтобы содействовать развитию и организации рабочего движения в России, преобразованию его из теперешнего состояния разрозненных, лишенных руководящей идеи попыток протеста, «бунтов» и стачек в организованную борьбу всего русского рабочего класса, направленную против буржуазного режима и стремящуюся к экспроприации экспроприаторов, к уничтожению тех общественных порядков, которые основаны на угнетении трудящегося. Основой этой деятельности служит общее убеждение марксистов в том, что русский рабочий – единственный и естественный представитель всего трудящегося и эксплуатируемого населения России»[137].


Здесь в этой работе, творческая развивая высказанное Марксом в 1856 году положение о возможности соединения пролетарской революции с «крестьянской войной», Ленин сделал важнейшее теоретическое и политическое открытие: он доказывает, что союз рабочего класса с трудящимся крестьянством есть основное условие победы демократической и социалистической революции.

Был заложен первый теоретический камень в научно-мировоззренческую и теоретическую систему, как результат творчества Ленина, получившую название ленинизма.

Так, Ленин заявил о себе как о крупном мыслителе, экономисте, философе, ученом, заявил мощно и масштабно. Работа Ленина «Что такое «друзья народа»…» стала подлинным манифестом русской социал-демократии. Н.А.Семашко вспоминал: эта работа «была для нас настоящим евангелием. Мы… изучаем почти наизусть»[138].


Вторым теоретическим «фронтом» для Ленина стало разоблачение прокапиталистической линии «легального марксизма», ярким представителем которого стал Струве и его сторонники. Анализируя книгу Струве «Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России» в своем автореферате «Отражение марксизма в буржуазной литературе», написанном осенью 1894 года, Ленин так характеризовал «либеральных марксистов»: «Это были буржуазные демократы, для которых разрыв с народничеством означал переход от мещанского (или крестьянского) социализма не к пролетарскому социализму…, а к буржуазному либерализму»[139].

В этой борьбе с «легальным марксизмом», с представителями которого Ленин и его сторонники взаимодействовали, он поднимает проблему ограниченности буржуазного объективизма, которым на самом деле «легальные марксисты» – апологеты нарождающегося капитализма – прикрывают свою позицию по защите классовых интересов буржуазии.

Весной 1895 года был напечатан сборник «Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития», в котором участвовали и «легальные марксисты», и сторонники Ленина, в том числе и Струве, и Ленин под псевдонимом «К.Тулин». Цензор оценил этот сборник как «вредное направление», обращая особое внимание на статью К.Тулина, как на наиболее опасную для устоев царского режима, поскольку в ней имеется «наиболее откровенная и полная программа марксистов»[140].


В 1895 году на основе решения петербургского совещания членов социал-демократических групп по установлению тесной связи с плехановской группой «Освобождение труда», Ленин в Женеве, в Швейцарии впервые встретился с Плехановым.

Плеханов так делился своими впечатлениями о Ульянове (Ленине) со своей женой: «Приехал сюда молодой товарищ, очень умный, образованный и даром слова одаренный Какое счастье, что в нашем революционном движении есть такие молодые люди»[141].


Но уже сразу же в первой беседе наметился исток будущего раскола этих двух великих марксистов России – старого и молодого. Ленин развивал и отстаивал идею союза рабочего класса и крестьянства при гегемонии первого, рассматривал этот союз как основную силу, обеспечивающую свержение царизма и капитализма, а Плеханов, наоборот, отрицал революционность крестьянства и признавал только революционность русской либеральной буржуазии, отводя ей роль главной движущей силы в грядущей буржуазно-демократической революции в России. Плеханов не верил в возможность социалистической революции в России, считая, что она должна пройти путь капиталистического развития, а молодой Ленин, наоборот, ставил ее в повестку дня начала ХХ века. Этот раскол потом, через 8 лет перешел в раскол российской социал-демократиии на «меньшевиков» и «большевиков».

Прочитав вышеупомянутый сборник «Материалы к характеристике нашего хозяйственного развития», Плеханов занял позицию Струве, заметив: «Вы… поворачиваетесь к либералам спиной, а мы – лицом»[142]. Здесь проявилась и долговременная оторванность Плеханова от реального революционного процесса в России, его чрезмерное западничество.

После Женевы, Ленин посетил Париж и встретился с Полем Лафаргом, близким другом и учеником Маркса и Энгельса, одним из основателей рабочей партии во Франции. После месячного пребывания в Париже, изучения истории Парижской Коммунисты по книге Г.Лефрансе, он выехал в Берлдин, где в течение двух месяцев, используя берменскую библиотеку, изучал в подлиннике труды Маркса и Энгельса, составлял конспект их работы «Святое семейство, или Критика критической критики. Против Бруно Бауэра и компании». Здесь произошла встреча Ленина с Вильгельмом Либкнехтом, благодаря рекомендательному письму Плеханова. Было еще желание Ленина встретиться с Ф.Энгельсом в Лондоне, но Энгельс тяжело болел и свидание по причине болезни не состоялось.

На обратном пути Ленин посетил Вильну, Москву, Орехово-Зуево, привезя с собой нелегальную литературу, которая была распространена среди социал-демократов разных городов России.


Осенью 1895 года под руководством Ленина происходит объединение всех марксистских кружков в Петербурге и превращение их в политическую организацию «Союз борьбы за освобождение рабочего класса».

Это – крупное событие не только в революционной истории России, но и в логике становления Ленина как руководителя будущей русской социалистической революции.

25-летний Ленин заявил о себе как о крупном политическом деятеле России.

«Союз борьбы за освобождение рабочего класса» просуществовал несколько месяцев, хотя успел провести ряд крупных политических акций, включая стачку рабочих. Был подготовлен первый номер первой газеты «Союза…» «Рабочее дело», который так и не увидел свет.

В ночь с 8 на 9 декабря 1895 года Ленин и значительная часть его соратников была арестована «по делу С.-Петербургского кружка социал-демократов». Им было предъявлено обвинение в «государственном преступлении».


Для Ленина начиналась «школа» тюрьмы и сибирской ссылки, которая длилась с декабря 1895 года по январь 1900 года, более 4-х лет. Ленин входил в «двери» этой «школы» с опытом создания прообраза будущей социал-демократической партии в лице «Союза борьбы за освобождение рабочего класса».


4