Вы здесь

Витражи своими руками. СОВРЕМЕННЫЙ ИНТЕРЬЕР И ВИТРАЖИ (Г. А. Серикова, 2010)

СОВРЕМЕННЫЙ ИНТЕРЬЕР И ВИТРАЖИ

Витраж (фр. vitrage от лат. vitrum – «стекло») – это орнаментальная или сюжетная декоративная композиция из стекла и других материалов, пропускающих свет. В данном определении содержится основное, что, собственно говоря, и создает тот необыкновенный эффект, которым отличается витраж, – стекло и свет. Именно эти составляющие в комплексе с третьим элементом, роль и важность которого никак не меньше, – цветом – выливаются в произведение искусства.

Витраж представляет собой декоративный элемент, функциональным назначением которого является видоизменение светового потока, благодаря чему внутреннее пространство помещения преобразуется. Развитие витражного искусства относится к эпохе Средних веков. Но точных данных о том, где впервые изготовили витраж, нет. Известно только, что еще в Древнем Риме в архитектуре применяли кусочки дутого и литого стекла. До нас дошли записи, датируемые V в., в которых говорится об окнах с цветными стеклами. Вполне вероятно, речь идет о витражах. В давние времена стекла фиксировали деревянными рамами или с помощью штукатурки, поэтому все элементы изделия были самостоятельными, что влекло за собой ограничение в плане формы витражей.

В настоящее время витраж снова актуален, но, как и все в мире, он воскрес на новом витке развития и не просто повторяет то, что по праву считается достижением прошлого, но и создает новое, опираясь на современные технологии. Но о них более подробно мы поговорим чуть позже. А сейчас хотелось бы прояснить вопрос о том, почему это случилось, что вызывает интерес к этому виду искусства и как оно реализуется в современном интерьере. Ведь поняв это, мы сможем сформировать свой взгляд на предмет и попытаться воплотить его в пределах своих скромных (или вовсе даже нескромных) возможностей. А прикоснувшись к искусству, мы поднимемся на новую ступень эволюции и внутренне обогатимся.

Витраж – это возможность внести в обстановку (причем не только общественных зданий) нечто особенное, живое, прекрасное и одновременно не лишенное функциональности. Он представляет собой не только элемент декора, который может стать центром интерьера, вызывая восхищение обитателей дома: в зависимости от освещения он будет менять окружающее пространство, сообщая ему некое настроение. Поэтому витраж вполне уместен не только в зале для приема гостей – он украсит любое помещение, в том числе и кухню, и ванную комнату.

Неизвестно также, когда в качестве крепежа стали использовать свинцовые протяжки (в Северной Англии в результате археологических изысканий были обнаружены свинцовые нити и кусочки стекла разнообразной формы, находка относится к VII–IX вв.). Но это событие, несомненно, было революцией в витражном деле. Это освободило художников от жестких рамок, позволило изменять форму витражей и расширило возможности самовыражения.

Это изделие из стекла относится к элементам декора, отличающимся особым благородством. Витраж, как реализовавшаяся фантазия, внесет в интерьер легкость и изысканность. Благодаря способности витража пропускать световой поток (на чем, собственно, и основано это искусство) он станет элементом зонирования пространства, при этом не только не разрушая его, а усиливая целостность его восприятия, которая будет поддержана подвижной и интересной в своей непредсказуемости игрой света и цвета.

При этом витраж должен непременно органично вписаться в обстановку. Конечно, проще всего этого добиться в том случае, если ваш дом находится на стадии проектирования, когда можно предусмотреть многое (желательно – все), но вполне реально украсить его живым светоцветовым потоком и внести в него эмоциональное начало, отталкиваясь и от особенностей уже имеющегося интерьера.

Прошли века, но процесс создания витража практически не изменился (речь, конечно, идет о классическом витраже, а не о современных технологиях, которые внесли свою лепту в развитие витражного ремесла), поэтому и сейчас можно открыть трактат, написанный в XII в. монахом Теофилусом, и получить ответ на интересующий вопрос. Автор обстоятельно описывает не только производство цветного стекла, но и сам процесс изготовления витража. Последующие века дали немало полезного в плане техники рисунка, но радикально не изменили процесс создания витража, а всего лишь дополнили его. В ходе обработки стекла мастера открывали особенности работы с этим необычным материалом, перенимали ремесло друг у друга.

Стекло – это материал, который пропускает свет. Благодаря этой его способности витраж реализует в интерьере практически любые цветовые решения, причем это могут быть не только традиционные панно, оконные и дверные стекла, но и все, что угодно: от часов, ваз и светильников до стеклянного пола, на который наносится рисунок (новейшие технологии позволяют использовать закаленное ударопрочное стекло). Кроме того, витражи декорируют потолки, столешницы, зеркала, перегородки и лестничные пролеты, оформляют зимние сады и офисные помещения. Другими словами, сфера применения витражей настолько широка и многообразна, что становится понятным и сегодняшнее обращение к этой технике.

Не останавливаясь детально на описании производства стекла, добавим только, что стекло по своему составу не всегда было одинаковым, поскольку, для того чтобы придать ему определенный цвет, в шихту добавляли окислы различных металлов. Кроме того, для окрашивания стекла в расплавленную массу часто добавляли стеклянный бой. Таким образом, состав стекла не был раз и навсегда установленным, потому что вместе с красителями и другими ингредиентами в него попадали примеси, что не могло не влиять на степень его прозрачности и прочность. Большинство красителей сохраняли свой цвет постоянным, но, например, магний, будучи добавленным в стекловидную массу, давал цвет, который изменялся под воздействием ультрафиолетового излучения.

Немаловажным является и такой аспект, как возможность собственными руками превратить прозрачное стекло в произведение искусства (безусловно, его качество зависит от умения и навыков работающего, но мастерство приходит, пусть и не сразу). Если вы решились освоить это далеко не простое дело, отнеситесь к нему с душой, наберитесь терпения, не бросайте его при первой неудаче, и тогда вам воздастся: рукотворное чудо оживет и не только доставит удовлетворение от собственной работы – ваша душа наполнится восторгом от созерцания красоты под названием «витраж».

Современный человек «устал» от вещей, предметов и сооружений, лишенных какой бы то ни было индивидуальности. Наверное, по этой причине нам хочется внести в интерьер аксессуары, выполненные в витражной технике.

Наполнить дом особой атмосферой и создать своеобразный колорит вам помогут витражные аксессуары, некоторые из которых мы рассмотрим ниже. Витражи хороши тем, что под влиянием света изображение на них постоянно меняется, поэтому ощущение однообразности просто невозможно. При этом характерен такой момент: каждый зритель воспринимает витраж индивидуально, чему способствуют и эмоциональное состояние человека, и угол зрения, и освещение. Можно сказать, что витраж в силу своей подвижности является активным объектом. Поэтому не стоит декорировать жилое помещение витражами на религиозные темы, чтобы не превратить его в подобие храма. Они здесь не только неуместны, но и способны сыграть не ту роль, на которую вы рассчитывали, подавив или подчинив себе интерьер.

Итак, витражи. В первую очередь речь, безусловно, должна идти об окне, которое можно рассматривать в качестве своеобразного ока (кстати, исторически это однокоренные слова), которое одновременно объединяет и разъединяет два мира – за окном и в помещении и вне него. А витраж предстает гранью, которая отделяет одно от другого.

Красиво декорированное окно (рис. 1) украсит комнату, а витражный рисунок может внести в нее как нотку официоза, так и момент интимности. В связи с этим очень важно правильно выбрать место для витража, причем сделать это следует заранее, в идеале еще на стадии проектирования интерьера. Тогда он сможет взять на себя роль ложного окна или даже части стены.

Кроме того, необходимо учесть некоторые другие моменты, в частности то, что витраж задерживает свет, но благодаря этому он создает временные и пространственные иллюзии. Существенное значение имеют также климат и освещение. Например, в жарком климате витражи обычно отличаются особой яркостью, для них подбирают непрозрачные стекла, задерживающие световой поток. На севере более актуальным представляется витраж, выполненный в светлых тонах. Большое значение имеет и ориентация окон по сторонам света.

Рис. 1. Витраж в окне

Стеклянные метаморфозы

Прозрачное стекло, которому придают цвет в процессе производства, называется металлокерамическим. Но не каждый цвет можно получить таким способом. Например, в XII–XIII вв. стекло цвета сырого мяса производили способом, который ранее использовался для изготовления сосудов. Его суть заключалась в том, что мастер из стекломассы определенного цвета выдувал стеклянный шар, который тут же покрывали толстым слоем прозрачной краски, после чего заливали в форму. Когда стекло остывало, его шлифовали, в результате верхний слой снимался, а под ним оставался двухцветный материал. В дальнейшем шлифовку заменило кислотное травление, благодаря чему стало возможным изготовление оттеночных стекол.

Чаще всего витраж устанавливается в оконном проеме, через который в помещение проникает естественный свет. Именно в таком случае он смотрится особенно эффектно. Но возможна и установка ложных окон, декорированных витражом. В такой ситуации необходимо предусмотреть соответствующую подсветку.

Интересен и такой прием, когда витраж декорирует не все окно, а только какую-либо его часть (рис. 2).

Рис. 2. Окно с витражом в верхней части

Интересно мансардное окно (рис. 3), которое также может быть украшено витражом.

Рис. 3. Мансардное окно с витражом

Пластиковые окна (рис. 4) вовсе не являются препятствием для установки витража. Его можно вмонтировать в стеклопакет, что только облагородит бездушный пластик.

Рис. 4. Стеклопакет со встроенным витражом

Отливка стекла может осуществляться различными способами. Самый древний способ заключался в том, что стекломассе придавали форму вручную, вылив ее на ровную песчаную или влажную деревянную поверхность. В I в. н. э. была изобретена стеклодувная трубка, с появлением которой изменилась методика отливки и формования стекла. В частности, был разработаны цилиндрический (халявный) способ и метод короны, а в XIX в. – «пластина Норманна». До XIX в. не существовало технологии получения листового стекла. В настоящее время технология получения стекла значительно изменилась, но при реставрации старинных витражей по-прежнему прибегают к древним способам.

Конечно, технологически витраж в стеклопакете отличается от классического, поскольку он не собирается, как мозаика, из отдельных фрагментов. Его изготавливают из цельного стеклянного листа, на который наносят фактурный и цветной слои, применяя современный способы (например, фьюзинг). В таком случае витраж заключается в пакет между оконными стеклами. Достоинства теплосберегающей и звукоизолирующей конструкции полностью сохраняются при соблюдении следующего условия: изготовление витража, стеклопакета и рамы должно осуществляться одновременно. Причем выполнить такую работу самостоятельно не представляется возможным, поэтому необходимо обратиться в соответствующую мастерскую. При несоблюдении данного условия со временем могут проявиться различные дефекты: помутнение оконного стекла, утрата герметичности и др.

Получить стекло тем или иным способом – это еще только полдела. Очень важным является процесс охлаждения, который называется отжигом. При этом необходимо соблюсти температурный баланс, так как нельзя его охлаждать ни слишком быстро, ни слишком медленно. В случае ускоренного охлаждения молекулы не формируют соответствующую кристаллическую решетку, а при замедлении этого процесса начинается образование кристаллов. Таким образом, неправильно охлажденное стекло плохо режется или расслаивается вследствие внутренних дефектов.

Монтаж витража в стеклопакет имеет как положительные, так и отрицательные стороны. К первым можно отнести то, что существенно облегчает уход за витражом, который помещается практически в идеальные условия: отсутствуют перепады температуры и пыль, обеспечивается защита со всех сторон. Но, наряду с плюсами, имеются и минусы: потребуются дополнительные расходы (что не всегда встречается с энтузиазмом), вес и толщина панели возрастают, а неизбежные блики на стекле могут «смазать» рисунок. С эстетической точки зрения также можно отметить следующий недостаток: ощущение рукотворности исчезает, появляется момент «конвейерности», производственного потока, что, согласитесь, слегка раздражает.

Удачным можно считать размещение витража в окне между двумя вспомогательными помещениями (рис. 5) – между ванной и кухней.

Рис. 5. Витражное окно между ванной и кухней

С одной стороны, он украсит сразу 2 помещения, а с другой – необходимо подумать о том, чтобы его рисунок соответствовал интерьеру обеих комнат.

Производство стекла и изготовление витражей представляют собой контактирующие сферы деятельности, поскольку в последней используется результат первой, но при этом они разные. Поэтому художники изготовлением стекла не занимались практически никогда. Такое практикуется и в современных витражных мастерских.

Двери – еще один элемент интерьера, который, наряду с окнами, может быть украшен витражом (рис. 6).

Рис. 6. Дверь, декорированная витражом

Но в этом случае искусственная подсветка (рис. 7) обязательна. Это могут бра, торшер и пр. Такое освещение создаст эффект окна и придаст помещению ажурность и декоративность.

Рис. 7. Подсветка дверного витража

Входная дверь (рис. 8) с витражом смотрится не менее интересно, несмотря на то что он не просвечивает под лучами солнца.

Рис. 8. Входная дверь с витражом

В основе витража лежит эскиз художника. В Средние века его называли vidimus, что переводится как «то, что видим». Поскольку бумага не всегда была такой доступной, как сейчас, первые эскизы выполняли в масштабе 1:1 прямо на побеленном столе. На нем же происходили резка стекла и монтаж витража. Известен следующий факт: из такого стола однажды сделали дверь, благодаря чему он сохранился до нашего времени. Проведенные исследования обнаружили на нем несколько слоев рисунков, специальные знаки для обозначения цветов, темные контуры, по которым вырезали стеклянные фрагменты, и даже царапины, оставленные ногтями витражистов (исконное их название – «витреариусы»).

Эффектно смотрятся деревянные двери, которые декорированы окошками, складывающимися в своеобразный узор (рис. 9).

Рис. 9. Дверь с окошками различной формы

Не менее красивы двери, украшенные элементами в технике фьюзинг (рис. 10).

Рис. 10. Фрагмент двери с декором, выполненным в технике фьюзинг

B XV в., когда бумага перестала быть эксклюзивным материалом, ее стали использовать для эскизов, из которых формировались альбомы, передававшиеся по наследству. Часто бумагу использовали неоднократно. Витражное искусство было настолько интересным и возвышенным, что многие художники, например А. Дюрер и Г. Гольбейн Младший, специально разрабатывали эскизы для витражей. Часто эскизы принадлежали не одному художнику, а целой группе.

Очень модными являются деревянные двери, своеобразие которым придают смещенные окошки для стекла (рис. 11), которые могут иметь разнообразную форму.

Рис. 11. Варианты дверей со смещенным вырезом под стекло

Все популярнее становятся и цельностеклянные двери (рис. 12).

Рис. 12. Варианты оформления цельностеклянных дверей

Стекло относится к материалам, которые в результате соответствующей обработки могут менять прозрачность (оно бывает матовым, полуматовым, прозрачным), цвет и форму. Его обилие в двери делает ее легкой и элегантной. Особенно уместно это в авангардном интерьере.

Витражными могут быть не только двери, ведущие в жилые помещения. Кухонная дверь с витражом – это модно, стильно и, что не менее важно, функционально. Свет, проникающий сквозь него, создаст немного приглушенное освещение в коридоре, в котором не будет темно даже при закрытой двери.

После разработки эскиза и переноса его на картон приступали к нарезке фрагментов. Здесь возникали свои сложности, обусловленные хрупкостью используемого материала. Стеклянные детали не должны были быть ни слишком крупными, ни чересчур мелкими, так как это разрушало композицию окна. Немаловажно и то, что стекло, нарезанное с дефектами, требовало дополнительной подгонки во время монтажа витража, а это тормозило весь процесс. Кроме того, толщина фрагментов также должна была быть одинаковой (хотя допускалась определенная погрешность), в противном случае между деталями отсутствовала необходимая стыковка.

Если окна и двери являются все-таки локальными элементами интерьера, то потолок оказывает особое влияние на интерьер, особенно если он выполнен в виде витража. Его роль настолько велика, что в том случае, если дизайн помещения еще не утвержден, витражный потолок (рис. 13) может определить стилистическое решение интерьера.

Рис. 13. Потолок-витраж

Витражный потолок дает мягкое, рассеянное освещение. Но при его изготовлении необходимо не впасть в крайность и не создать нечто помпезное, уместное разве что в соборе. В связи с этим к выбору цвета и рисунка надо подойти очень серьезно, а также принять во внимание некоторые тонкости.

Если выполнить витраж-потолок в том же цвете, что и стены, но более светлого тона, можно расширить пространство и сделать помещение просторнее. А темный потолок будет «исчезать».

Цвет витража должен сочетаться с цветом пола и верхней частью стен.

Таким образом, можно сказать, что цвет представляет собой такой же «материал», как, например, ткань, стекло и др.

Если сейчас для резки стекла применяют стеклорез (ручной или механический), то в Средневековье пользовались раскаленным утюгом. Жар от утюга и вода (использовали даже слюну) раскалывали кусок стекла пополам. Грубые края выравнивали с помощью утюга особой конструкции (он был снабжен щелями и крюками). Обработку продолжали до тех пор, пока стекло не приобретало необходимую форму, порой весьма замысловатую.

Несколько слов о технике, в которой можно выполнить витражный потолок. Дело в том, что классический витраж или витраж в технике Тиффани не подойдут. Это объясняется тем, что под собственной тяжестью кусочки стекла постепенно разрушат оправу, в которой они находятся, и выпадут, причем это естественный процесс, не зависящий ни от уровня мастерства исполнителей, ни от качества сборки витража. Оптимальным вариантом является метод аппликативного витража, выполненного на акриловом стекле, поскольку он легкий и безопасный. И последний момент: размер кессона (то есть декоративного потолочного элемента) должен составлять больше 60 × 60 см.

Подвесной потолок из гипсокартона с подсветкой уже стал традиционным. Поэтому особенно интересно будет смотреться плафон-светильник, имеющий куполообразную форму. Его основание располагается на потолке, при этом пространство зрительно не утяжеляется, наоборот, усиливается ощущение воздушности, свет смягчается, возникает сияние, почти лишенное теней (рис. 14).

Рис. 14. Фрагмент витража-плафона

Понимание того, что стекло расколется более качественно, если провести по нему царапину, пришло гораздо позже. Лишь в XIV в. для резки стекла стали применять алмаз, который для удобства прикрепляли к ручке. Стеклорезы с колесиками, которые знакомы каждому из нас, появились только в 1860 г. Принцип их действия весьма прост: колесико при соприкосновении со стеклом под воздействием силы, которую прикладывает резчик (причем она также должна быть соответствующей, так как при сильном нажиме могут появиться трещины), оставляет на стекле ровную линию, по которой стекло отламывается. Если материал шероховатый, то дополнительно используют специальные щипцы.

В зависимости от материала потолка выбирается и способ крепления. При деревянном междуэтажном перекрытии используют шурупы, если этажи разделяет бетонная плита, применяют дюбели. Особо следует оговорить такой случай, когда плафон монтируется в гипсокартонный подвесной потолок. Его необходимо снабдить анкерами-«бабочками», выдерживающими нагрузку примерно 15 кг. Конечно, не избежать трудностей при замене перегоревших ламп (плафон можно разбить), но на что только не пойдешь ради красоты!

Такие элементы интерьера, как ширмы (рис. 15) и перегородки (рис. 16), также могут внести в него особую изысканность и придать ему неординарность.

Рис. 15. Витражные ширмы

Рис. 16. Вариант витража-перегородки для спальни, гостиной, детской или ванной

Конструкции-трансформеры, к которым можно отнести ширмы и перегородки, являются отнюдь не новым изобретением. Они были известны еще в Древнем Риме и с тех пор практически не изменились. С одной стороны, визуально они являются преградой, а с другой – они пропускают свет. Это уникальное свойство позволяет зонировать пространство, одновременно украшая его, поскольку в любое время суток и при любом освещении перегородки не утрачивают своей декоративности. Примерно такую же функцию будет выполнять витраж, выполненный в виде колонны, который не только организует пространство, но и послужит необычным светильником (рис. 17).

Рис. 17. Витраж-колонна

Безупречным считается надрез, выполненный от одного края до другого. От опытности мастера зависит проведение дополнительных надрезов для удаления ненужного фрагмента (при этом нельзя повредить остальной материал) или выполнения кривых линий. Важно также учитывать тип стекла. Раньше на большом стеклянном листе свинцовым карандашом размечали контуры будущих фрагментов. После того как они были вырезаны, их накладывали на это «полотно», скрепляя воском. Это позволяло посмотреть на результат, подняв стекло вертикально на просвет. При этом оценивали цветовое решение всей композиции, определяли, как сочетаются по цвету соседние элементы, какова игра света и т. д. При необходимости вносили поправки, заменяя отдельные детали. Важность этого этапа нельзя переоценить, поскольку соотношение цветов может меняться под влиянием цвета и размера окружающих фрагментов.

Стационарные перегородки могут быть прозрачными (рис. 18) (в этом случае они представляют собой деревянную или алюминиевую раму, в которую вставлен витраж) и глухими, разделяющими пространство на 2 помещения (в качестве материала используются гипсокартон и др.).

Рис. 18. Стационарная перегородка в деревянной раме

Немалая роль при создании витража принадлежала свинцу, пластичному и долговечному материалу. Эскиз считался законченным, когда принималось решение о расположении свинцовых полос, которое должно быть сюжетообразующим. Этот принцип не оставлял мастеру возможности что-то изменить в процессе монтажа. Первоначально свинцовые полосы отливали, но в конце XVI в. стали использовать толченый свинец, что значительно ускорило работу. Однако при этом прочность материала ослабевала, поскольку он получался более тонким. Свинец в чистом виде изнашивается достаточно быстро, поэтому в него добавляют сурьму, медь, олово и др. Все оставшиеся обрезки или старые полосы используют вторично.

Как правило, прозрачные перегородки не доходят до потолка и только визуально делят помещение. Если есть необходимость разбить пространство на функциональные зоны, но при этом обеспечить проникновение света в одну из них, лучше поставить перегородку, доходящую до потолка с раздвижной дверью по типу шкафа-купе (рис. 19).

Рис. 19. Витражная перегородка с дверью-купе

Витражи часто используются для украшения светильников, торшеров, бра, настольных лам и люстр, которые создают особую, романтическую атмосферу (рис. 20).

Рис. 20. Светильники, украшенные витражом: 1 – настольная лампа; 2 – люстра; 3 – торшер; 4 – бра

Витражи находят свое применение в различных помещениях и уместны как в гостиной или спальне, так и в ванной или кухне. А их роль, независимо от функциональной составляющей помещения, сохраняется, поскольку они везде являются элементом декора, не лишенного практичности. Например, на кухне витраж может быть выполнен в качестве панно или быть вставкой в дверце шкафа (рис. 21).

Рис. 21. Варианты оформления кухонного гарнитура

Различные факторы – такие, как время и колебания температуры окружающей среды, – приводили к появлению дефектов на полосах и усталости металла. Больше всего этому были подвержены полосы из толченого свинца. Это подталкивало мастеров к поиску других материалов, которые используют и в настоящее время. Старинные витражи требуют постоянного ухода, поэтому их реконструируют и реставрируют. Оконные витражи, выполненные 900 лет тому назад, сохранились лишь благодаря созданным для этого условиям. Есть и более древние экземпляры, но они частично утрачены, что объясняется не только свойствами материалов, из которых они изготовлены, но и вандализмом, плохой экологией, политическими или религиозными причинами, а также изменением вкуса. Сохранению витражей способствует то, что они являются частью архитектуры, в составе которой они и дошли до наших дней.

В любом случае оригинальный рисунок и цвет, гармонично вписывающийся в оформление помещения, станут интересной дизайнерской находкой.

Витражом можно украсить и кухонное окно, только вряд ли стоит полностью перекрывать его такой своеобразной картиной, достаточно поместить его в верхней части окна. Оригинально смотрится на кухне и потолок-витраж. Это может быть небольшой плафон, который можно расположить непосредственно над обеденным столом.

В Средние века витраж представлял собой основную форму декоративного искусства в Западной Европе, так как он передавал образы, важные с точки зрения христианской религии. Искусство витража, будучи на службе у Церкви, выработало целую систему изображений Бога, святых и других личностей, которые производили неизгладимое впечатление на верующих. Многие витражи того времени изображали сцены из Священного Писания. Палитра художников была скромной – красные, синие и бесцветные стекла. Мелкие детали выполнялись в виде росписи по стеклу.

Если все-таки вы решили разместить витражи на различных элементах кухни, необходимо позаботиться о единстве рисунка и цвета, чтобы пестрота не разрушила стиль всего помещения.

Современные тенденции объединения пространства особенно актуальны в зоне «кухня – столовая», так как визуально они все-таки должны быть разделены. Для этого как нельзя лучше подойдет витражная перегородка. С одной стороны, это будет все-таки преграда, но с другой – она будет восприниматься как нереальная, вызывая ощущение легкости. Этим «отсутствием» материальности с эстетической точки зрения и интересно цветное стекло. При этом можно найти немало оригинальных дизайнерских решений, которые сделают ваш интерьер уникальным.

Витражи уместны и в ванной комнате, причем не только в качестве перегородки. Это могут быть подвесной витражный потолок, который сделает это обычно небольшое помещение более объемным, или витражное окно (рис. 22), которое здесь, если не стало еще повсеместным, все-таки лишилось элемента необычности или непривычности. Последнее также защитит ванную комнату от любопытных взглядов, что может быть актуально в частном доме. Кроме того, не будет необходимости декорировать окно шторами, которые здесь чаще всего непрактичны. Немаловажно также наличие окна и с эстетической точки зрения, поскольку из окон подсобных помещений не всегда может открываться великолепный вид (чаще всего это забор или соседский гараж). А если в доме есть бассейн (рис. 23), то без витража он будет выглядеть более чем скромно.

Рис. 22. Витражное окно в ванной

Рис. 23. Витраж в бассейне

В Европе XI в. прошел под знаком активного строительства церквей и соборов, которые возводились по образцу храма Соломона в Иерусалиме. При этом скульптурные и художественные образы составляли композицию, которая отражала религиозное сознание, характерное для того времени. Особая роль отводилась витражным окнам, которые должны были организовывать внутреннее пространство, что осуществлялось с помощью света и объемных образов. При этом окна не рассматривались как декоративный элемент, они были важной частью архитектурного ансамбля. Наиболее значительным было осевое окно, которое находилось в алтарной части. Чаще всего оно было самым сложным и ярким.

В помещении, в котором он размещается, как правило, имеются большие окна, предназначенные для максимального использования естественного освещения. При этом бассейн не должен напоминать общественное место, то есть должен присутствовать момент интимности.

Он создается благодаря витражам, которые обычно имеют сюжетный характер (уголки экзотической природы, морской пейзаж и пр.). Красиво смотрятся и абстрактные композиции, причем эмоциональный посыл частного бассейна, безусловно, отличается от того, который присутствует в общественных.

Исторически кабинет всегда украшал витраж (рис. 24), который содержал геральдические символы, подчеркивающие происхождение хозяина, или нечто, указывающее на род его занятий.

Рис. 24. Кабинетный витраж

В современном мире витраж может продемонстрировать вкусы хозяина, он скорее камерный, чем холодно-официальный. При этом он необязательно должен быть большим – достаточно вставок, которые станут выполнять роль акцентов. При отсутствии отдельного помещения небольшая витражная ширма может отделить уголок с компьютером, ведь маленький размер элемента вовсе не означает его невыразительность, тем более что помещение, перегруженное декором, производит не менее тяжкое впечатление, чем абсолютно пустое.

В Средние века материалы, из которых изготавливались витражи (стекло, свинец и др.), были настолько дорогими, что по стоимости сравнивались с драгоценными камнями. На особую ценность, которую придавали витражам, указывает то, что для поддержания их в соответствующем состоянии выделялись специальные средства. Средневековые витражи были как портретными, так и пейзажными. Их монтировали уже после того, как храм был возведен, причем их расположение подчинялось общей композиции и не было случайным, так как из любой точки помещения должно было быть видно величие каждого образа.

Витраж в спальне можно разместить на раздвижной перегородке, которая будет выполнять роль своеобразных ставней (рис. 25), которые в разложенном виде создадут интимную обстановку, а в сложенном они не будут препятствием для потока света.

Рис. 25. Витражная перегородка-ставни в спальне

Лестницы, коридоры и холлы постепенно получили иной статус и перестали восприниматься только с чисто функциональной точки зрения как соединяющие элементы между различными помещениями. Именно это заставило по-другому взглянуть на них, тем более что традиционное место витража – световые проемы на лестничных маршах и лестничных площадках.

Витраж был не просто средством оформления окна, он нес значительную смысловую нагрузку. Он не только создавал и преобразовывал внутреннее пространство храма с помощью света, но и должен был подчеркнуть особенную божественную атмосферу культового здания. Образы и библейские сюжеты, представленные на витражах, должны были воздействовать на сознание верующих, внушать мысль о духовном спасении, во имя которого совершаются богослужения. Все это в совокупности воспринималось как божественное присутствие.

Со стороны интерьера открывается хороший обзор, пространство не загромождено мебелью и другими предметами. Кроме того, витраж может быть своеобразным продолжением темы оформления помещения. Помимо эстетического, хорошо выражен и чисто утилитарный момент. Вследствие высокой плотности застройки дома часто стоят в непосредственной близости друг от друга, поэтому желание людей скрыть подробности своей жизни от глаз соседей, не утяжеляя при этом помещение шторами, является естественным. Идеальное решение – декоративное стекло, каковым и является витраж.

В настоящее время очень часто встречаются дома с двухуровневой организацией пространства, поэтому лестница должна стать частью дизайнерского решения и сыграть свою декоративную роль. На ней может быть расположено окно, которое станет визуальным акцентом всего помещения (рис. 26).

Рис. 26. Лестница, оформленная витражом

Но даже при отсутствии окна витраж на лестнице очень уместен. При этом достаточно установить за ним источник искусственного света.

Одновременно со строительством шло становление и развитие витражного искусства. Основным заказчиком была Церковь, что и определило связь строительства храмов и создание витражей для них с монастырями, которые активно создавались примерно с VI в. В VI–VII вв. монастыри представляли собой образовательные центры и постепенно приобрели колоссальное влияние в обществе. Монашеские ордена, поддерживавшиеся знатью, занимались строительством грандиозных храмов. История сохранила имя аббата Сугерия (1081–1155 гг.) из Сен-Дени, которому принадлежали несколько витражей для монастырской капеллы.

Цветовое решение при этом имеет большое значение, поскольку преобладающий белый цвет создает иллюзию естественного дневного света и лучше смотрится при наличии окна. Для лестницы без окон более удачно будет выглядеть теплая гамма, которая благодаря искусственному освещению привнесет ощущение уюта. Холодные тона уместны только для лестницы с постоянным интенсивным освещением, в противном случае оно создаст атмосферу таинственности и даже мрачности. Витраж стал настолько универсальным, что может размещаться не только в традиционных местах, но и, например, на крыльце, придавая всей постройке необычный вид (рис. 27).

Рис. 27. Витраж на крыльце

Являясь весь образованным человеком (как и большинство монахов в XII в.), Сугерий был советником короля Людовика VII и даже замещал его во время Второго крестового похода. Ему принадлежат 2 трактата, в которых он изложил принципы церковной архитектуры и декорирования церквей. Монахи– художники украшали витражи различными орнаментами и даже латинскими изречениями. При этом имеется такая особенность – на витражах никогда не указывался автор (это характерно и для иконописи). Это объясняется тем, что в системе «автор – заказчик – зритель» художник являлся представителем социально-религиозного заказа, поэтому произведение искусства не оценивалось с точки зрения таланта автора. Хотя прецеденты были (например, в витражной композиции «Жизнь Моисея» есть портрет мастера Герлахуса с горшочком краски в руках).

Кроме того, витражами могут оформляться балконы (рис. 28) и лоджии, зимние сады, всевозможные навесы и крыши. Конечно, последнее представляет собой сложное инженерное сооружение, в котором необходимо многое предусмотреть, но тем не менее сама задумка кажется очень интересной.

Рис. 28. Витраж на балконе

В заключение необходимо сказать, что витражи, как и другие произведения искусства, не существуют сами по себе. Своеобразная стеклянная композиция должно гармонично сочетаться с другими элементами интерьера. И тут важно не переусердствовать. Помните, что количество витражей на единицу площади не может быть бесконечным. В противном случае они не просто будут подавлять друг друга, они превратят стильный интерьер в хаотичное нагромождение разнородных предметов, а дом – в хранилище.

Витраж – это произведение искусства, которое подчинено существующей на тот или иной момент художественной системе. Эстетика XII в. делала особый акцент на внешней стороне изображения, которое обязательно было двуплановым: с одной стороны – общее настроение, с другой – божественная сила, которая должна была явно ощущаться. По мере развития витражного искусства создавались различные по своей текстуре витражи, на что сильное влияние оказали работы по металлу.