Предисловие
У каждого из нас имеется какой-то набор знаний. По границе области знания лежит область незнания. Чем больше область знания, тем больше область незнания. Правда, мы не всегда фиксируем на этом внимание. Одна из главных целей этой книги – расширение и конкретизация у читателя представления о его области незнания. Конечно, речь пойдет не об огромной области незнания вообще, а только об ее части, касающейся живых систем и в частности о жизни и мышлении. При этом нас будет интересовать в первую очередь конструктивное знание, т. е. такое, которое может быть реализовано, или смоделировано в неживых системах.
В то же время нужно отметить, что, несмотря на огромный накопленный теоретический и экспериментальный материал, мы еще очень мало знаем об основных наблюдаемых нами фундаментальных явлениях нашего мира. Нам трудно понять, что такое вечность и бесконечность и, соответственно, что такое время и пространство. Мы практически ничего не знаем о сути таких явлений как гравитация, электричество, внутриатомные взаимодействия, электромагнитные взаимодействия, электромагнитное поле. Почти то же самое относится и к таким фундаментальным проблемам познания как жизнь и разум. Различные существующие теории в биологии, психологии, математике и философии не являются достаточно полными и конструктивными и обычно описывают только внешнюю сторону явления.
Чаще всего материалистические теории укладываются в схему «если-то», т. е. причина – следствие в рамках проводимого или возможного эксперимента. В противном случае это будет уже не теорией, а только непроверяемой гипотезой. При этом материалистическая научная гипотеза должна быть хотя бы в принципе проверяема. Формулирование теории на уровне если – то часто затрагивает только внешнюю описательную сторону явления.
Поясним это примером, который я обычно привожу, говоря о теориях, вынуждено ограничивающихся внешним описанием явления на уровне, достаточном для экспериментальной проверки. Что такое гравитация? На этот вопрос пытались ответить два великих физика – Ньютон и Эйнштейн. Полученный на основе прямых наблюдений и экспериментальной проверки закон всемирного тяготения Ньютона вводит понятие сила притяжения и количественно определяет зависимость силы притяжения от масс взаимодействующих объектов и расстояния между ними. Закон имеет хорошее экспериментальное подтверждение, но ничего не говорит о том, почему эти силы такие, а не иные, как они возникают, как и с какой скоростью (мгновенно?) передаются в пустом пространстве.
В геометрической теории гравитации Эйнштейна, т. е. в общей теории относительности, силы притяжения заменяются силами инерции при движении по геодезическим линиям в искривленном пространстве-времени. Это искривление создается имеющими массу-энергию объектами. Теория Эйнштейна имеет экспериментальное подтверждение, но остается чисто внешним описанием явления и по-прежнему не отвечает на те же фундаментальные вопросы «почему» и «как» (например, в частности, почему искривляется пространство-время).
Таким образом, гравитация внешне описывается, но по своей сути как была, так и остается для нас загадкой. То же самое относится и ко многим другим фундаментальным физическим свойствам и явлениям мира.
Не исключено, что построение более глубоких теорий в каких-то случаях может выходить за пределы возможностей нашего познания, базирующегося на эксперименте и получении информации по схеме «если-то». К сожалению, доступный нам эксперимент очень ограничен как во времени, так и в пространстве.
Помимо наблюдаемых фундаментальных явлений нашего мира могут существовать и ненаблюдаемые. Последние часто придумываются и могут относиться к области фантастики или религии. Область доступного нам эксперимента непрерывно расширяется, но, скорее всего, это расширение имеет какой – то предел. Этим пределом могут быть, например, пространственные и временные рамки нашей Вселенной (если они имеются), или что-то еще, недоступное ни нашему эксперименту, ни нашему пониманию.
Все это относится в первую очередь к физике. Но, возможно, и в биологии с ее главными задачами – «жизнь» и в особенности «разум» можно столкнуться с принципиальной ограниченностью наших знаний. Однако, будем надеяться, что эти задачи все же имеют доступное нам полное целостное конструктивное описание и решение.
Существует ложное представление о быстром развитии и скором создании так называемого Большого искусственного интеллекта (искусственного мышления). Это происходит на фоне быстрого увеличения скорости и памяти вычислительных машин, а также бурного развития телекоммуникационных и информационных технологий. Эти технологии особенно на бытовом уровне часто ошибочно путаются с технологиями искусственного интеллекта.
На самом деле, производная развития целостных конструктивных (моделируемых) представлений о работе мозга в процессе мышления близка к нулю. Так ни экспертные системы, ни системы перевода, ни формальные системы представления знаний, ни распознавание образов, ни формальные нейронные сети не только не решают эту проблему, но даже почти не приближают нас к ее решению. Нет подходов к построению целостной теории работы мозга в процессе мышления и в биологии.
Идущие от кибернетики Винера аналогии между живыми системами и техническими системами автоматического управления малопродуктивны. Не верны и представления о том, что работу мозга в процессе мышления можно объяснить и описать с позиций вычислительной техники. Точно также для понимания работы мозга очень мало дает идущая от Шеннона теория информации и отождествление информации с сообщением.
Для построения полной конструктивной теории мышления и, тем более для моделирования живого человеческого мышления, нужно решить много проблем и ответить на принципиальные вопросы, основанные, главным образом, на представлениях о принципиальных отличиях живого от не живого. Я постарался сформулировать многие из них, представляющиеся мне основными. Большая часть этих вопросов пока еще остается без ответа. Ответы на определенную часть вопросов ниже приводятся, но часто они являются гипотетическими и формулируются на более или менее общем уровне. И, тем не менее, я надеюсь, что приведенная в книге информация будет полезна читателю, в том числе и за счет того, что его взаимосвязанные области знания и незнания расширятся.
Итак, главная идея книги это необходимость поиска и конкретизации принципиальных особенностей и отличий живого от неживого, и, в связи с этим, необходимость решения многих принципиальных проблем и получения ответов на многие вопросы. Только на этой основе возможно моделирование полноценного разума. Я постарался сформулировать вопросы, представляющиеся мне основными и необходимыми для понимания общей проблемы. Часть из рассматриваемых ниже тем затрагивалась в [14,15,16]. Я постарался дать им уточненную интерпретацию.
В научно-популярной литературе и в прессе часто обсуждается проблема «риск создания Большого искусственного интеллекта». Эта проблема в некоторых ее аспектах в книге затрагивается. Обсуждаются также различные предположения о перспективах как естественной, так и искусственной эволюции.
Практически все современные обобщающие работы в области моделирования живого (от Винера до Пригожина) выделяют и подчеркивают важность проблемы ВРЕМЯ. Эта тема рассматривается в главе 6.
В приложении приводится критическая оценка целей и теоретической основы общественного движения Россия-2045.