Указ № 1400
Тайное, говорят, всегда становится явным. Наверное, когда-нибудь станут известны и подробности тех антигуманных планов, которые строили окружение Ельцина и их западные покровители. Как «обрушить» жизненный уровень большинства людей, как повысить градус социальной напряженности, как вбить клин между нациями и конфессиями, как довести людей до братоубийственной войны. Ведь все это было разыграно, словно по нотам. Сейчас, спустя время, расставлять события по полочкам легко, а тогда миллионы соотечественников были втянуты помимо их воли в грандиозный трагический спектакль.
Кремль трезво оценивал результаты II Чрезвычайного съезда КП РСФСР – разгромить до конца партию так и не удалось, а тут Верховный Совет, все более разочаровываясь в чисто прозападных и совершенно неэффективных экономических и социальных программах президента РФ, начал мало-помалу возвращаться к советской терминологии. В стране фактически сложилось двоевластие, с которым Кремль решил покончить в самое короткое время.
Декабрь 1992 года. Ельцин в своем обращении, называя VII Съезд народных депутатов оплотом консерватизма, тормозящим демократические преобразования, предлагает провести референдум о доверии президенту. Причем дает обещание подчиниться воле народа при любом исходе.
Март 1993 года. Идет VIII Съезд народных депутатов. Вновь по телевидению выступает Ельцин с жесточайшей его критикой, пугая население недавним съездом коммунистов, реваншем партноменклатуры и возвратом к прошлому. Далее он подписывает закон об особом порядке управления страной. Вводится прямое президентское правление.
Издается указ о проведении 25 апреля 1993 года Всенародного референдума.
Собирается очередной Съезд народных депутатов, который ставит вопрос об импичменте президенту России. Проводится голосование – для отрешения Ельцина от должности не хватило нескольких голосов. Тогда Съезд отменяет прямое президентское правление, поддерживая при этом идею проведения референдума с вопросами о доверии президенту, Верховному Совету и судьбе «реформ».
Референдум проходит под диктовку телевизионного агитпропа Кремля и в результате показывает полную раздробленность общества, отсутствие единства позиций, что наемными политтехнологами трактуется как безоговорочная победа авторитета президента России над парламентом.
21 сентября 1993 года. Ельцин издает указ № 1400 «О поэтапной конституционной реформе в Российской Федерации», объявляет о разгоне Съезда народных депутатов и Верховного Совета, упраздняет действующую Конституцию, беря на себя до принятия нового Основного закона и выборов Федерального собрания управление страной посредством президентских указов. По свидетельствам очевидцев, С. Степашин, занимавший тогда должность председателя Комитета Верховного Совета по обороне и безопасности, собрал депутатов за накрытым столом, пригласил для убедительности председателя Конституционного Суда В. Зорькина и под звон бокалов предложил всем подчиниться президенту. Лояльные к власти добровольно покидают здание… Степашина ждут новые высокие государственные должности.
Верховный Совет фактически на осадном положении. Граждане со всей страны начинают съезжаться в Москву для защиты Дома Советов. Премьер В.Черномырдин на заседании Чрезвычайной комиссии кричит министру транспорта: «Почему все дороги в Москву канавами не перерыл? Я тебе приказываю…». Председатель Конституционного Суда пытается собрать согласительное совещание. Даже церковь не остается в стороне и предоставляет Свято-Данилов монастырь для переговоров. Президенту предлагают нулевой вариант – он отменяет свои указы, Верховный Совет – свои, опасные для Ельцина постановления. Сторонники президента жаждут крови. Депутаты Верховного Совета готовы отстаивать завоевания демократии, считая положение президента России шатким. «Будем стоять до конца!» – заявляют многие из них.
В это время А. Чубайс доверительно сообщает Е. Гайдару, что «либо мы их всех арестуем, либо нас с тобой уже здесь не будет…». Компартия призывает всех образумиться и не допустить кровопролития. Из Белого дома, почувствовав опасность, бегут самые слабые – Починок прямо в Кремль, с извинениями, к Ельцину. Ни с того, ни с сего Союз офицеров С. Терехова пытается штурмовать Объединенный командный пункт армий СНГ, появляются первые раненые и убитые. А. Руцкой, зная, что здание телевидения находится под усиленной охраной спецназа, неожиданно дает команду: «Вперед, на Останкино!». А. Макашов ведет народ к телевизионному комплексу. Туда же стягиваются бронетранспортеры. В ночи смертельными светлячками мелькают «трассеры». Льется кровь. Гибнут гражданские безоружные люди.
Возле Белого дома работают снайперы – есть погибшие в армейских и милицейских подразделениях. Верховный Совет полностью заблокирован, отключены свет, вода, канализация. На прямую наводку выведены танки. Ведется огонь по фасаду парламента. Здание горит. Гибнут люди. Начался штурм, который практически не встречает сопротивления. Сторонники Ельцина выводят из подъездов защитников. Бьют всех без разбору. Хазбулатова, Руцкого, остальных руководителей заводят в автобус и увозят. На крышах – телекамеры и комментаторы, мир видит, как Борис Кровавый празднует победу…