Вы здесь

Визит в непознанное – 2. Понтий Пилат, первый христианин (С. А. Танцура)

Понтий Пилат, первый христианин

Понтий Пилат, прокуратор Иудеи… Его личность столь неоднозначна, что заслуживает отдельного исследования. Кто он? Бездушный палач? Или безвольный человек, малодушно «умывший руки»?

Считается, что Пилат Понтийский был бесконечно предан римскому государству и римской религии, веря в Юпитера и прочий сонм богов и являясь таким образом законченным язычником. На самом деле – и Булгаков понял это и даже попытался отразить это в своем бессмертном романе – Понтий Пилат, прослужив в Иудее десять лет префектом (а не прокуратором, это наименование должности наместника появилось только во втором веке н.э.), принял иудаизм и стал, если так можно выразиться, первым христианином. Недаром в Эфиопии, где христианская церковь является официальной религией, Понтия почитают за святого. Как и его жену, которая уж точно являлась истинной христианкой и которая была канонизирована не только эфиопской, но и католической церковью! Перечитайте евангелия – особенно от Марка, оно наиболее информативное и… грамотное. Приговор Христу вынес синедрион – иудейский суд, и фарисеи лишь требовали от Пилата его утверждения. Он же ТРИЖДЫ отказывался подписывать этот документ, и лишь под угрозой доноса на него цезарю сдался. Но даже не это главное. Куда важнее, как Пилат повёл себя уже во время – и после – казни Христа. По его приказу центурион Гай Кассий пронзил Иисусу копьём сердце, обрывая его мучения, хотя по римским законам казнь через распятие длилась столько, сколько был жив казнимый. А после этого Пилат позволил Иосифу Аримафейскому не только забрать тело Христа, что по тем же законам было вообще недопустимо (тело преступника должно было оставаться на кресте до полного разложения для устрашения других потенциальных преступников, кости же отдавались зверям, чтобы даже памяти о вольнодумцах не оставалось), но и похоронить его по всем ИУДЕЙСКИМ ритуалам. Так ПРОСТОЙ префект по отношению к какому-то нищему, каким был Иисус, не поступает. Так ведёт себя только единоверец!




Кстати, сохранился апокриф четвертого века «Деяния Пилата», в котором вышеназванный Иосиф Аримафейский называет Пилата «человеком с обрезанным сердцем, хотя и не обрезанным по плоти», фактически признавая его истинным евреем.

Другой апокриф – письмо жены Понтия Пилата Клавдии Прокулы, писаное ею подруге Фульвии Ромелии, – говорит об этом ещё конкретнее.

«Муж мой только очень немногие минуты посвящал для меня. Он мрачен и печален, ибо насколько ни крепка кажется рука его, всё же она очень слабая для того, чтобы держать в подчинении этот народ, который столько времени был независим и который по натуре своей расположен к восстанию, они разделены на тысячи бурных сект, но только в одном пункте объединяются все вместе, а именно, бешеной ненависти против Римлян.

Только одно семейство из высшего Иерусалимского общества испытывало ко мне приязнь. Это семейство принадлежит начальнику Синагоги Иаиру. Я нашла большое удовольствие в посещении его жены Соломии, которая была настоящим примером доброты и смирения, а также в дружбе с её дочерью двенадцатилетнею Семидою. Семида любимая и и красивая, как заря Сарона, были ея красивые кудри.

Иногда они мне говорили о Боге их родителей и читали часто из их святых книг.

Что я скажу тебе, Фульвия. Вспоминая об известных хвалебных песнях, сочиненных Соломоном для Бога Иаковля, Того единственного Бога вечного и непроникновенного, словам и сказаниям которого мы внимаем у наших алтарей, называя их божественными. Поняла я, что Всесилен Он и милостив и соединяет в Себе доброту, чистоту и величие. И вспоминая о голосе Семедии, который звучит как звуки арфы, когда она поет святой гимн Добродетелю и Великому Царю Израильскому, попыталась и я воздать Ему на моем инструменте, так часто употребляемом мною в то время одиночества, у колыбели моего сына. Я вставала на колени и звала Его много раз, и даже вопреки моей воле, просила я того у Господа в смирении и спокойствии души моей и сердца моего, которому я вручала судьбу и рассудок мой, как полагается рабе господина – и о чудо, я всегда вставала утешенная и ободренная.

После некоторого времени Семидия заболела. В одно утро, когда я проснулась, мне сказали, что она умерла в объятиях матери своей, без больших мучений.

Опечаленная этой вестью, я взяла моего ребенка, чтобы пойти скорее к ним, дабы оплакать вместе с ея матерью Соломиею. Когда я подошла к их дому, там была большая толпа народа, мои слуги с трудом проложили мне дорогу в дом. Вдруг заходят в дом трое, одетые в грубые одежды и один с ними в полном цвете своей молодости. Я подняла взор на него, но смотреть на него не могла, так как из его глаз излучался солнечный свет. Взгляд его превращал нас в прах. Отец Семидии бросился к ногам Его и воскликнул: «Господин мой! Дочь моя находится в объятии смерти, но если Ты пожелаешь, она воскреснет.» Он взял руки Семидии и, устремив взор Свой на нея, сказал: «Девица встань!» Семида поднялась, глаза ея открылись и она сказала: «Мать». Отец упал на колени перед Ним и говорил: «Что мне делать, чтобы иметь жизнь вечную?» Он сказал: «Люби Бога и людей» и скрылся.

Во время ужина я это рассказала Понтию. Он опустил голову и сказал: они Его ненавидят, Он оспаривал этих гордых напыщенных людей и мрачная атмосфера сгущается для будущности Назарея. Но ты Его защитишь, не так ли? Он сказал, что власть моя слаба против этого испорченного народа. Продолжался день пасхи, и Понтий мне сказал, что по закону евреев они должны дать одному узнику свободу. И вот они сделали заговор против Назарея и хотят Его предать суду. Но ты Его защитишь? Смогу ли я, ответил Понтий.

По древнему преданию губернатор освобождал к дням пасхи всегда по одному осужденному к смерти в знак благодеяния и помилования. Для исполнения этого закона божественного он всегда обращался к народу. Видя в этом средстве освобождение Иисуса, Понтий спросил у народа громким голосом: «Кого вы хотите чтобы я освободил на праздник: Варавву или Иисуса, называемого Христом? «Освободи Варавву, – ревела толпа, – а Назарея распни!»

Понтий встал. На лице его рисовалось сомнение и ужас смерти. Он вымыл руки в умывальнице с водою; проделав этот символический знак, сказал: «Не виновен я в крови этого праведника.

Да будет эта кровь на вас и на детях ваших.» Ревел несчастный и сумасшедший народ, толпясь вокруг Иисуса. Палачи как бешенные схватили его, и короновали тернистым венцем. Солдаты издевались над Ним, называя Его царем Иудейским, ударяя тростью по лицу. Его повели на распятие.

Большие черные тучи встали над землей и от столкновения облаков разряжалась молния. Начало темнеть на дворе и вдруг началось сильное землетрясение. Я прижала ребенка к груди и опустилась на землю. К нам пришел сотник, участвовавший в избиении Иисуса. Я хотела его расспросить подробно о случившемся, но он прошёл мимо меня, повторяя: «Тот, Которого мы убили, поистине был Сыном Божиим».




Несмотря на ярость грозы, один старик пришел к нам и со слезами просил моего мужа разрешения похоронить тело Иисуса. Понтий ему разрешил. Старик этот был знатный, его звали Иосиф.

И так кончился этот роковой день».

Ещё более показательным в приверженности Пилата именно христианской вере является его собственная смерть. Хотя все сохранившиеся апокрифы сходятся в том, что Пилат покончил с собой, они также рассказывают о пытках, которым его перед смертью подверг сменивший Тиверия Нерон. И эти пытки до мельчайших деталей совпадают с теми, которым по приказу того же Нерона подвергали первых христиан! А ведь в Риме той поры наказания были строго регламентированы и каждое преступление каралось по-своему!

Зверства же, которые Пилат совершил по отношению к еврейскому народу, происходили уже ПОСЛЕ казни Христа и больше похожи на запоздалую месть. Да и смерть Иуды, возвращаясь к теме Булгакова, тоже вписывается в эту картину идеально. Ну, не мог Иуда раскаяться столь внезапно! ДО получения денег – я бы ещё согласился, но сразу ПОСЛЕ этого… Однозначно нет! Да ни один человек, получив столь значительную сумму – а на тридцать серебрянников тогда можно было купить весьма солидную виллу с прислугой, да ещё осталось бы на несколько лет безбедной жизни – не стал бы сводить счёты с жизнью. Разве что по прошествии тех самых нескольких лет, да и то вряд ли… Хотя, по мне, его всё же придушили те же самые апостолы, а не Пилат, но значения это, за давностью лет, уже не имеет…

Конец ознакомительного фрагмента.