Вы здесь

Визит в непознанное – 2. Адам и Ева: первые? (С. А. Танцура)

Адам и Ева: первые?

Всем и каждому сегодня известна история Адама и Евы, даже если он никогда в своей жизни не только не читал Библию, но даже не держал ее в руках. И все знают, что эти двое – первые люди на Земле, сотворённые Богом, и прародители всего человеческого рода. Но так ли это на самом деле?




Парадоксы начинаются уже с первых строк Книги Бытия, рассказывающих о сотворении мира. И человека, населившего этот мир. Вот что говорит об этом сама Библия: «24 И сказал Бог: да произведет земля душу живую по роду ее, скотов, и гадов, и зверей земных по роду их. И стало так.

25 И создал Бог зверей земных по роду их, и скот по роду его, и всех гадов земных по роду их. И увидел Бог, что это хорошо.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

28 И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими [и над зверями,] и над птицами небесными, [и над всяким скотом, и над всею землею,] и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.

29 И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; вам сие будет в пищу;

30 а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому [гаду,] пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.

31 И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.»

Однако уже в следующей главе говорится совсем иное: «1 Так совершены небо и земля и все воинство их.

2 И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмый от всех дел Своих, которые делал.

3 И благословил Бог седьмой день, и освятил его, ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал.

4 Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо,

5 и всякий полевой кустарник, которого еще не было на земле, и всякую полевую траву, которая еще не росла, ибо Господь Бог не посылал дождя на землю, и не было человека для возделывания земли,

6 но пар поднимался с земли и орошал все лице земли.

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8 И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.“ И далее: „15 И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

18 И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.

19 Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел [их] к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.

20 И нарёк человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.

21 И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию.

22 И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.

23 И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа [своего].

24 Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут [два] одна плоть.

25 И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились».

То есть, опровергая саму себя, Библия утверждает, что человек а) был создан только на СЕДЬМОЙ (а не на шестой) день творения и б) что женщина была создана ОТДЕЛЬНО от него и несколько позже, а не совместно с ним! В чем же здесь дело?

Возможно, многим уже известен ответ на этот вопрос. Легенда о Лилит, первой жене Адама, имеет настолько глубокие корни и широкое распространение, что едва ли найдется человек, не знакомый с нею.

Созданная ОДНОВРЕМЕННО с Адамом, как и он, из грязи земной, Лилит была наделена свободой воли и душой. И когда Адам попытался доказать свое превосходство, Лилит дала ему резкий отпор, считая себя таким же творением Бога, а значит, имеющей такие же права. Не желая подчиняться, Лилит покинула Адама – и стала, по поверьям, прародительницей – и предводительницей – всех демонов. Желая исправить эту ошибку, Бог и создал на следующий день Еву из ребра Адама, «кость от костей моих и плоть от плоти моей». Ева должна была стать помощником для человека, а не полноправным партнером; и Бог даровал ей жизнь, но лишил души: «и будут [два] одна плоть»! На этом нюансе богословы обычно не останавливаются, что и понятно, но везде – и в самой Библии, и в производной от нее Каббале говорится ИСКЛЮЧИТЕЛЬНО о душе Адама, и ни слова – о душе Евы. «23 Три раза в году должен являться весь мужеский пол твой пред лице Владыки, Господа Бога Израилева» (Исход, 34) Многим это покажется унизительным, однако, учитывая реалии того времени, это вполне объяснимо. У многих древних народов, особенно кочевых (а евреи таковым и являлись, прежде чем осесть в Земле Обетованной), жизнь женщины – человека «второго» сорта – стоила куда меньше, чем жизнь, например, домашнего скота. И если за причинение смерти – случайное или намеренное – верблюду соседа еврей платил штраф в 10 шеклей, то за убийство жены этого соседа – всего два шекля. Даже «праведник» Лот попытался выкупить ангелов у толпы содомитов, предлагая им взамен собственных дочерей! А родословные библейских патриархов говорят об этом еще конкретнее: «Авраам породил Исаака; Исаак породил Иакова; Иаков породил Иуду» и т. д. Женщины в этом, похоже, никакого участия не принимали…

Впрочем, оставим душу Евы – не она является темой данного исследования. И вернемся к главному – к первородству этой Евы и мужа ее, ставших предками всего человечества. Но всего ли?

Давайте вновь обратимся к Библии. А точнее, к тому, что последовало за изгнанием наших (якобы) прародителей из Рая. «1 Адам познал Еву, жену свою; и она зачала, и родила Каина, и сказала: приобрела я человека от Господа.

2 И еще родила брата его, Авеля».

Что последовало за этим, тоже, я думаю, известно всем. Но самое интересное начинается чуть позже. Итак… «10 И сказал [Господь]: что ты сделал? голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли;

11 и ныне проклят ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей;

12 когда ты будешь возделывать землю, она не станет более давать силы своей для тебя; ты будешь изгнанником и скитальцем на земле.

13 И сказал Каин Господу [Богу]: наказание мое больше, нежели снести можно;

14 вот, Ты теперь сгоняешь меня с лица земли, и от лица Твоего я скроюсь, и буду изгнанником и скитальцем на земле; и всякий, кто встретится со мною, убьет меня.

15 И сказал ему Господь [Бог]: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь [Бог] Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.

16 И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема.

17 И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох».

Так кого же боялся Каин, если на земле не было никого, кроме него самого, Адама и Евы? Собственного отца? Возможно. Но на другой вопрос так легко уже не ответить: где Каин нашел себе жену, которая родила ему Еноха? И, если уж быть последовательным до конца, для кого Каин строил ГОРОД, названный им в честь сына? Так что же, на земле, за пределами Эдема, в те времена уже были ДРУГИЕ люди?! Ну, разумеется, были. И сама Библия не скрывает этого. «В то время были на земле исполины, ОСОБЕННО же с того времени, как сыны Божии стали входить к дочерям человеческим, и они стали рождать им: это сильные, ИЗДРЕВЛЕ славные люди». ОСОБЕННО, ИЗДРЕВЛЕ… Библия прямо говорит, что эти исполины, кем бы они ни были, жили на земле ДО появления на ней потомков Адама и Евы, а вовсе не появились в результате смешения крови «сынов Божиих» и «дочерей человеческих». Именно к этим исполинам и ушел Каин, именно от них и продолжил свой род. А род Адама продолжил его третий сын, Сиф, с одной из своих единокровных сестер. Его потомки стали именовать себя коленами израилевыми; их – то авторы Библии и именовали ВСЕМ человеческим родом.




Почему? Да по той же причине, по какой потоп в Междуречье был назван «всемирным». Это сейчас, когда СМИ способны донести любую новость до любого же уголка мира (естественно, оснащенного если не телевизором, то хотя бы радиоприемником) в течение нескольких секунд, словосочетание «всемирный потоп» стало восприниматься как катаклизм планетарного масштаба. Во времена написания Библии это было совсем не так. Мир тогда ограничивался, грубо говоря, горизонтом: своей собственной деревней, может быть, парой соседних – и все! Что находилось за пределами этих границ, людям было неведомо, да они и не стремились это узнать, обремененные куда более насущными проблемами. Помните картинку из учебника с плоским блином земли, покоящимся на трех слонах, черепахе, китах и тому подобном? Найдите ее, присмотритесь внимательнее – и вы увидите то, о чем я говорю: несколько поселений, соседний лесок, гору… и больше НИЧЕГО! Вот ЭТО и есть мир наших предков, и чтобы затопить его, не требуется каких – то поистине космических «хлябей», достаточно продолжительного ливня, селевого потока или большой приливной волны!

Так же и «ВЕСЬ» человеческий род. Каждое племя, каждый народ тогда считал таковым, то есть именно ЧЕЛОВЕЧЕСКИМ, только самого себя. Все остальные такой привилегии были лишены по определению, поскольку являлись ЧУЖИМИ! Древние германцы ничтоже сумняшеся так и называли себя – аллеманны, то есть «ВСЕ ЛЮДИ»! И древние евреи не являлись исключением. Как и прочие, они были уверены в собственной исключительности, в том, что они – то и являются НАСТОЯЩИМИ людьми. И говорили они лишь и только о СОБСТВЕННОМ происхождении, о предках СВОЕГО рода, а не всех наций скопом. И чтобы подчеркнуть эту свою исключительность, они огромное внимание уделяли составлению уже упомянутых мною родословных, которыми буквально пестрит вся Библия. Евреи попросту тщились доказать чистоту собственной крови, превознося ее над всеми прочими: «15 Не вступай в союз с жителями той земли, чтобы, когда они будут блудодействовать вслед богов своих и приносить жертвы богам своим, не пригласили и тебя, и ты не вкусил бы жертвы их;

16 И не бери из дочерей их жен сынам своим [и дочерей своих не давай в замужество за сыновей их], дабы дочери их, блудодействуя вслед богов своих, не ввели и сынов твоих в блужение вслед богов своих». (Исход, 34)

Так что Адам и Ева являлись прародителями ТОЛЬКО еврейского народа; всем прочим стоило бы исключить их имена из списка своих предков и поискать таковых в другом месте. Например, в мифах и легендах СОБСТВЕННОГО народа, благо там этих имен предостаточно: Береза и Ясень у славян, Аск и Эмбла – у скандинавов, Фуси и Нюйва – у китайцев. Но это уже тема совсем другого исследования…