Псалтырь (о псалтири)
«Принеси в жертву Богу хвалу, и воздай
Всевышнему обеты твои; и призови Меня в день скорби; Я избавлю тебя, и ты прославишь Меня…. Уразумейте это, забывающие Бога, дабы Я не восхитил, – и не будет избавляющего. Кто приносит
в жертву хвалу, тот чтит Меня, и кто наблюдает за путем своим, тому явлю Я спасение…»
Псалтирь – книга молитвенных песнопений появилась в Y веке до нашей эры, за 500 лет до Христа. На славянский язык с греческого Псалтирь переведена братьями святыми равноапостольными Мефодием и Кириллом, учителями славян, в середине IX века, как упоминает об этом преподобный Нестор Летописец (+ ок. 1114г.). На Руси Псалтирь была широко распространена. Она имела немаловажное значение в жизни русского человека: она употреблялась и как книга богослужебная, и как назидательная для домашнего чтения, а также была основной учебной книгой. Грамоте обучали детей по Псалтири. Об этом написал и близкий к нам известный писатель Максим Горький – как его самого дед учил: аз, буки, веди! Азбука же Кирилла и Мефодия, дарованная нам Богом во сне для славянских народов – и составлена Духом Божиим как послание: каждая буква имеет своё прочтение, вместе составляющие речь, обращённую к ученику. Аз буду ведать глагол, добро есть. Я буду знать Слово (Божие) добро мне будет. Таково первое предложение послания Азбуки. Когда же Псалтырь читал ученик, то и заповеди, и пророчества Божии узнавал человек из детства своего, научаясь грамоте.
В Псалтири 150 псалмов. И часть относится к Спасителю-Господу Иисусу Христу. Они очень важны, как учение о спасении человека от греха. Эти псалмы называют Мессианскими – Мессия с еврейского значит Спаситель.
Есть одна часть Псалмов, которые говорят только о грядущем Мессии-Господе Иисусе Христе, например, псалмы 2,15,21,44,68,71,109.
Другая часть повествует о лицах и событиях Ветхого Завета – о царе и пророке Давиде, о царе Соломоне и других. Эта часть псалмов пророчествует и о Новом Завете Господа Иисуса Христа и о Церкви Его, это, например, псалмы 8,18,34,39,40,67,77,96,101,108,116,117.
Другие же псалмы во Славу Бога и во Славу всех дел Его, сказанные пророками.
Таким образом, изучая Азбуку по Псалтири, дети русских христиан получали большие знания не только в грамоте, но и в Законе Божием. В Древней Церкви за богослужениями, особенно на утрени, после псалмов, которые пелись стоя, полагались перерывы для духовных размышлений о пропетых псалмах. Во время этих размышлений сидели, потому и возникли песнопения «седальны». Святейший патриарх Пимен показывает нам пример благоговейного отношения к Книге псалмов. Он каждодневно читал её богодухновенные славословия и молитвы.
Домашнее молитвенное правило верующих христиан находится в глубокой молитвенной связи с богослужением в Храме. Утренняя молитва, начиная новый день, предваряет богослужение церковное и внутренне готовит к нему верующих. Есть молитва, идущего в церковь, составленная из псалма Давида. Вечерняя же молитва, заканчивая день, как бы завершает и церковную службу.
Если верующий не был в Храме за богослужением, он может включить в своё домашнее правило чтение Псалтири. Число псалмов при этом может быть различным – в зависимости от намерений и возможностей верующего. Но всегда отцы и подвижники Церкви предлагают верующему читать Псалтирь ежедневно. Ибо Псалтирь приносила всегда духовную пользу человеку в развитии благочестия и чистоты сердца.
В Храмах нашей Русской Православной Церкви Псалтирь прочитывается полностью в течение каждой недели (т.е. седмицы), а Великим постом – дважды в течение седмицы.
Издревле в Православной Церкви существует благочестивый обычай чтения Псалтири над телом умершего человека. Совершать чтение Псалтири по усопшему может всякий благочестивый мирянин. Псалмы читаются непрерывно до погребения усопшего и в память его после погребения. Это чтение служит молитвой господу об усопшем, утешает скорбящих о почившем и обращает их молитвы о нем к Богу.
«Книга псалмов… есть общая сокровищница добрых учений и тщательно отыскивает, что каждому на пользу. Она врачует, и застарелые раны души, и недавно уязвлённому подает скорое исцеление, и болезненное восставляет и неповрежденное поддерживает…, истребляет страсти, какие в жизни человеческой под разными видами господствуют над душами» – так говорил святитель Василий Великий. И еще:
«Псалом – (есть) убежище от демонов (Пс. 90), вступление под защиту Ангелов, оружие – в ночных страхованиях, упокоение от дневных трудов, безопасность для младенцев, украшение в цветущем возрасте, утешение старцам, самое приличное убранство жен… Чему же не научишься из псалмов?!… Здесь есть совершенное богословие, предречение о пришествии Христовом во плоти, угроза судам, надежда воскресения, страх наказания, обетование славы, откровения таинств. Всё как бы в великой и общей сокровищнице собрано в Книге псалмов» – так поучает нас св. Василий Великий. “ Где псалом с сокрушением, там и Бог с Ангелами» – восклицает преподобный святой Ефрем Сирин, прославляя Господа бога, которому
Слава всегда, Отцу и Сыну и святому духу и ныне и присно и вовеки веков.