Предисловие (от автора)
В наши дни, наверное, каждый человек может почувствовать, что время сейчас очень смутное. И средства массовой информации подогревают в людях этот разброд, шатание ума-разума. Различные предположения и страхи о грядущем конце и разрушении мира на земле распространяются по телевидению, и во всех газетах. Распространились различные секты, раскольники, маги, волшебники и ясновидящие. Множество теорий об НЛО и внеземных инопланетных цивилизациях. Все это приводит к озлоблению людей друг к другу. И религия тоже только способствует разобщенности людей. Потому что религий много: и мусульмане воюют с неверными, и язычники, и культы сатаны готовы убивать, принося жертвы своим кумирам. Заодно со всеми и наука – так как всё новое, все изобретения и открытия научные – служат лишь военной промышленности. Даже мутации на генном уровне равны появлению новых болезней и вирусов – это опять разработки военных областей науки. Быть может, хватит человечеству воевать внутри себя? «Остановитесь на путях своих», – говорит Господь.
Носителями традиции являются люди, перенявшие живой опыт старших, который те, в свою очередь, приняли от предшественников. Другой, не менее важный, носитель традиции – книги. И особое место среди них занимает книга – книг Библия! Но не всегда легко ее понять, увидеть за записанной историей одного Еврейского народа – историю, настоящее, а также и будущее всего человечества.
Эпоху, начавшуюся вскоре после празднования Тысячелетия Крещения Руси (1988г.), не случайно стали называть Вторым Крещением России. Многие люди, выросшие в безбожии, начали пробуждаться от духовной спячки, устремились в храмы, чтобы принять Святое Крещение. Но совершение обряда Крещения, само по себе, не даст человеку разумения, то есть правильного понимания всего учения христианского. А понимание затруднено не только внешним засильем различных теорий: то сектантских, то фантасмагорических, связанных с НЛО, то фанатичных ортодоксов веры. Сознание человека дезориентировано в нашем мире всей совокупностью различных фактов: что в магическом, что в научном противоречии – и не может воспринять простых истин, содержащихся в Письменах древности.
Не случайно Пастернак назвал книгу – Библию «записной тетрадью человеческого жития» – о том в его «Охранной грамоте» мы можем прочесть. И всё зависит от проповедующего. Каким образом, с какой степенью доступности преподносится св. Писание – так и воспримет человек знания, давно лежащие и предназначенные ему. «Горе мне, – говорит апостол, – если не благовествую!» Поэтому, «если делаю это добровольно, то буду иметь награду; а если не добровольно, то исполняю только вверенное мне служение», – так говорит апостол Павел (1Кор. 9:16—17).
Поэтому и мне – простому рясофорному монаху, изучавшему в семинарии «Восточное богословие» и увлекавшемуся теологией Азии, всем, что связано с Богом, в отличие от Европы: буддизм, синтоизм, даосизм, зороастризм, мусульманство и кабалистика – ссудилось и мне, по апостолу, «как наименьшему и последнему» (1Кор. 4:9—13ст.), передать то познание, которое Бог дал Духом Святым сынам человеческим. И каждый, прочитав изложенное мною, несмотря на противоречивость, поймет всю важность сей маленькой брошюры или скорее «рукописи» от монаха, одной ногой вступившего в иноческий образ.