Вы здесь

Видео на вашем компьютере: ТВ тюнеры, захват кадра, видеомонтаж, DVD. Глава II. Аналоговое представление изображений (О. А. Буковецкая)

Глава II

Аналоговое представление изображений

Основы телевидения

Аналоговые видеоформаты


Большинство компьютерных технологий длинных «родословных» не имеют. Стандарты на них и связанные с ними проблемы рождались буквально на наших глазах. Только компьютерное видео относится к числу немногих исключений. Оно явилось наследником видео цифрового, а то, в свою очередь, преемником аналогового телевидения и видео. Многие, казалось бы, непонятно каким образом возникшие проблемы на самом деле являются следствием компромисса между необходимостью соответствовать утвердившимся еще в эпоху становления цветного телевидения стандартам и современным требованиям к качеству компьютерных изображений.

Чтобы понять причины появления некоторых параметров компьютерного видео, необходимо кратко познакомиться с тем, что происходило когда-то с телевизионным изображением, давшим начало всей эволюционной линии электронных изображений.

Основы телевидения

Этот раздел, увы, будет несколько скучным. Здесь нет ни практических рекомендаций, ни занимательных случаев из жизни. Однако, как надеется автор, его прочтение будет небесполезным. Как уже сказано, современное компьютерное видео по-прежнему основано на телевизионных стандартах.

Краткое знакомство со структурой телевизионного сигнала поможет вам избежать ошибок при сравнении возможностей разных устройств для оцифровки и захвата изображения. Во всяком случае, встретив в описании ТВ тюнера (который вы уже собрались купить) надпись PAL/NTSC, вы сможете уверенно спросить продавца: «А как же SECAM?», что в его глазах сразу переведет вас из разряда «чайников» в разряд специалистов. И соответственно, доля истины в сообщаемой вам информации резко увеличится.

Палитры телевизионные и не только

Если провести среди компьютерщиков один из популярных психологических тестов и предложить быстро назвать первую ассоциацию, приходящую на ум при произнесении определенного слова, вероятно, почти все на слово «палитра» ответят «RGB». Эта система представления цвета используется не только в компьютерных мониторах, но и в любых других электронных системах отображения информации. В какой-то мере она соответствует восприятию цвета человеческим глазом. Подобный принцип получения любого цвета из трех основных называется аддитивным: то есть изображение окрашивается за счет одновременного восприятия трех основных (базисных) цветов – красного (Red), зеленого (Green) и синего (Blue). Белый цвет образуется из всех трех цветов со 100 % насыщенностью, черный – при отсутствии всех трех цветов. Эта палитра используется тогда, когда для формирования цвета используются излучающие свет приборы или материалы. (Совсем иная ситуация складывается, например, при печати – там используется субтрактивная (разностная) модель получения полного цвета. Теория этого вопроса достаточно сложна и выходит за рамки данной книги. Минимально необходимые сведения по этому поводу будут приведены в последней главе).

Итак, видеокамеры и другие подобные устройства передают цвет любого объекта при помощи трех сигналов, соответствующих основным цветам. Монитор имеет три типа элементов, излучающих соответственно красный, зеленый и синий цвета. Однако, говоря о соответствии этой модели восприятию человеческого глаза, я не зря оговорилась – «в определенной степени». Дело в том, что человеческий глаз, кроме светочувствительных элементов, активных при высокой освещенности и воспринимающих базисные (опорные) цвета, имеет элементы, активные даже почти в полной темноте и фиксирующие только освещенность объекта. В итоге яркость объекта оказывается гораздо важнее для восприятия, чем его цветовые характеристики.

Восприятие человеческого глаза моделирует популярная ныне цветовая модель Lab, с которой мы познакомимся подробнее в главе о ретушировании изображений. Хотя она не имеет ни малейшего отношения к телевидению, на ее основе удобно проследить некоторые общие принципы описания цвета. В этой модели цвет описывается координатой в трехмерном пространстве, вертикальная ось которого L (Light – яркость) определяет яркость (от 0 до 100), а угловые координаты на цветовом круге задают две цветовые характеристики: a – диапазон от красного до зеленого и b – диапазон от желтого до синего.

Цветовой круг


Говоря о яркости и цветовом круге, нельзя не упомянуть еще две величины, которые в телевизионных сигналах не используются, но в каждом цветном телевизоре есть ручки (кнопки или меню) для их регулировки. Эти параметры изображения очень существенны, и их названия не раз встретятся в книге. Они называются насыщенностью и цветовым тоном. Те из вас, кто хорошо знаком с компьютерной графикой, сразу вспомнят палитру HSB (Hue, Saturation, Brightness – Цветовой тон, Насыщенность, Яркость). Цветовой тон – это характеристика, которую в быту обычно называют «оттенок»; на цветовом круге изменение цветового тона означает перемещение по дуге окружности, центр которой совпадает с центром цветового круга, а радиус меньше или равен радиусу цветового круга. Насыщенность – степень выраженности цвета. Изменение насыщенности – движение по радиусу цветового круга. При приближении насыщенности к нулю любой цвет превращается в один из оттенков серого. Степень близости этого серого к белому или черному зависит от уровня яркости. На цветовом круге яркость не отображается, ось яркости перпендикулярна плоскости цветового круга. Цветная вкладка, где показаны варианты одной и той же картинки при изменениях яркости, насыщенности и цветового фона, поможет лучше понять, как эти характеристики влияют на изображение.


Иллюстрирация влияния яркости, насыщенности и цветового тона на внешний вид изображения:

исходная картинка


увеличение яркости


увеличение насыщенности


изменение цветового тона


С яркостью, насыщенностью и цветовым фоном мы еще не раз встретимся, когда займемся вопросами обработки полученных изображений. Кроме того, рассматривая различные стандарты телевизионных сигналов, мы также будем обращать внимание и на возможные искажения этих величин при телевизионном приеме.

В телевидении выделение яркостной составляющей необходимо для обеспечения совместимости цветных и черно-белых телеприемников. Другими словами, сигнал яркости в цветном телевидении должен полностью совпадать с сигналом, воспринимаемым черно-белыми ТВ приемниками.

Кроме того, имеет значение объем передаваемой информации: чем меньше объем, тем дешевле и проще передающие системы. Сократить объем информации можно, если уменьшить количество данных о цвете. Вот почему, выражаясь языком компьютерной графики, передается и принимается не RGB-сигнал, а яркость и два цветоразностных сигнала, или YUV, где Y – яркость изображения, U и V – цветоразностные сигналы, причем U= R – Y, а V = B – Y.

Для человеческого глаза разные цвета имеют неодинаковую яркость. Если расположить опорные цвета в порядке убывания яркости, выстроится следующий ряд: «Зеленый-Красный-Синий», то есть при одинаковой насыщенности свечения наиболее ярким будет восприниматься зеленый объект, а наиболее темным покажется синий. В соответствии с этим наибольшую долю сигнала яркости составляет зеленый, наименьшую – синий. Один из стандартов, соответствующий так называемому «белому С» или цвету облачного неба (цветовая температура 6500 °C), определяется следующими соотношениями:

Y=0,299R+0,587G+0,114B

В таком случае нет необходимости кодировать все три цвета. Достаточно задать два из них, а третий легко вычисляется путем несложных арифметических операций. Как указано выше, U и V могут иметь в два раза более низкое разрешение, чем Y.

Следует отметить, что в приведенной выше формуле, описывающей работу устройства матрицирования, составляющие R, G и B не являются оригинальными сигналами, а представляют собой продукты специальных преобразований, называемых гамма-коррекцией, призванной компенсировать нелинейную зависимость яркости свечения экрана кинескопа от амплитуды модулирующего сигнала.

Изображение на телеэкране создается при движении электронного луча по экрану, покрытому люминофором – материалом, излучающим свет определенной длины волны, то есть определенного цвета. Этот процесс называется сканирование, и происходит по строкам (горизонтальное) и кадрам (вертикальное). Луч проходит строку слева направо, затем перемещается на расположенную ниже строку (перемещение происходит в том же порядке, как мы читаем – слева направо, сверху вниз). Для того чтобы глаз видел не отдельные вспышки, а равномерно светящийся экран, его сканирование должно происходить не реже, чем 25 раз в секунду, то есть с частотой 25 Гц. На самом деле обновляется не сразу весь кадр, а полукадр (поле). То есть сначала сканируются четные, затем – нечетные строки. При обновлении поля с частотой 50 Гц кадр обновляется с частотой 25 раз, и этого вполне достаточно для нормального восприятия изображения. Чтобы создать на экране картинку, состоящую из черной и белой горизонтальных полос, на вход телевизора надо подать сигнал частотой 50 Гц. Чем мельче детали изображения (чаще происходит чередование светлых и темных участков), тем выше должна быть частота видеосигнала, передающего это изображение. Максимальное число элементов, из которых может состоять картинка на экране, равно числу строк, умноженному на количество элементов в строке. Для принятой у нас разновидности французского стандарта SECAM (Sequentiel Couleur A Memoire – последовательная передача цветов с запоминанием), который будет подробно рассмотрен в следующем разделе этой главы, число строк равно 625. Однако не все строки являются видимыми, поскольку часть из них используется только для обеспечения нормальной работы телевизора. Число видимых строк – 576. В общепринятых форматах соотношение сторон кадра равно четыре к трем (на четыре горизонтальных элемента ТВ изображения приходится три вертикальных), то есть число видимых элементов в строке равно 576 X 4/3 = 768 (если горизонтальные и вертикальные размеры элемента одинаковы). Видимая часть строки обычного ТВ сигнала составляет 52 микросекунды, соответственно для получения на экране сетки из 768 чередующихся черных и белых полос надо подать на вход телевизора сигнал частотой около 7,38 МГц. В компьютерных мониторах длительность строк еще меньше, а разрешение больше, поэтому компьютерные мониторы часто работают с частотами до 200 МГц.

В вещательном же телевидении частота видеосигналов не превышает 6,5 МГц для российской системы (SECAM D/K), 5,5 МГц для европейской (PAL B/G) и 4,5 МГц для американской и японской (NTSC). Соответственно, максимальная (теоретически) разрешающая способность составит около 600 линий. Но это верно только для черно-белых телевизоров. В самых лучших цветных телевизорах разрешающая способность составляет не более 400 линий по горизонтали.

Как это ни удивительно, но при такой малой, с точки зрения компьютерной графики, разрешающей способности качество изображения в обычном цветном телевизоре, по крайней мере, не хуже, а естественней и «живее», чем в компьютерном мониторе. Это объясняется разными принципами обработки и передачи изображений, и анализ этих проблем выходит далеко за рамки данной книги.

В телевидении есть такое понятие, как ПТС – полный телевизионный сигнал. ПТС – это сигнал черно-белого изображения, совмещенный вместе с сигналами синхронизации, которые предназначены для получения устойчивого изображения на экране. В цветном телевидении есть также понятие полного цветного телевизионного сигнала (ПЦТС, в латинском написании – CVBS). ПЦТС – это ПТС, к которому добавлены сигнал цветности и сигналы цветовой синхронизации, называемые вспышками (burst). Сигнал цветности формируется из цветоразностных сигналов путем амплитудной, фазовой или частотной модуляции гармонического сигнала определенной частоты (цветовой поднесущей). Именно введение сигналов цветности в ПТС привело к тому, что разрешение цветных телевизоров ниже, чем у черно-белых.

В литературе встречается также термин композитный видеосигнал, аналогичный по смыслу термину ПЦТС. Упрощенный вид одной строки композитного сигнала изображен на рис 2.1.

Теперь к полученному видеосигналу необходимо добавить звук. Этот процесс мы рассматривать не будем, поскольку он не имеет отношения к нашей теме. Принципы организации звукового сопровождения в обычном телевидении одни и те же, но параметры для разных ТВ стандартов различны (см. следующий раздел).

Обычный видеосигнал можно передавать только по кабелям. Для передачи же на большие расстояния через эфир используются радиоволны. В этом случае присутствует так называемая несущая частота, которая модулируется сигналами ПЦТС и звукового сопровождения.

В вещательном телевидении используются следующие частотные диапазоны:

• первый диапазон, 48–66 МГц (каналы 1, 2);

• второй, 76-100 МГЦ (каналы 3–5);

• третий, 174–230 МГц (каналы 6-12);

• четвертый, 470–790 МГц (каналы 21–60).

Рис. 2.1. Сигнал, соответствующий одной строке изображения


В процессе приема композитный сигнал подвергается обратному преобразованию. Восстановление RGB-сигнала из YUV называется декодированием, а устройство, его осуществляющее, – декодером или блоком цветности. Увы, реальный процесс восстановления не так прост, как его формула, которую читатель, если очень захочет, сможет вывести самостоятельно из приведенных выше соотношений. К сожалению, практически невозможно восстановить исходные компоненты в первоначальном виде, так как на качество передачи влияют и среда, и качество телевизора. При этом возможны помехи изображения и звука, причем искажения цветового тона и насыщенности наиболее вероятны и заметны. В телевизионных стандартах по-разному решена задача составления композитного сигнала, чтобы обеспечить его наиболее точное декодирование.

Телевизионные стандарты

В настоящее время используются три основных стандарта цветного телевидения: американский NTSC (National Television Standard Committee – Комитет национальных телевизионных стандартов), немецкий PAL (Phase Alternation Line – строки с переменной фазой) и французский SECAM. На территории России принят стандарт SECAM, но большинство моделей бытовых видеокамер и видеомагнитофонов работают в стандарте PAL. Стандарт NTSC действует в Америке и Японии, и российский пользователь сталкивается с ним довольно редко. Тем не менее на нем придется остановиться отдельно, поскольку NTSC – первый из внедренных в широкое вещание стандартов цветного телевидения.

Для кодирования сигналов цветности используется сочетание амплитудной и фазовой модуляций, называемое квадратурной балансной модуляцией с подавленной несущей, частота и фаза которой восстанавливается на стороне приема из сигналов цветовой синхронизации (впышек). Используется одна поднесущая частота, равная 3,5579545 МГц (есть поднесущая 4,433619 МГц, которая используется американскими войсками в Германии – так называемый NTSC 4,43). Оба цветоразностных сигнала сдвинуты по фазе один относительно другого на 90° (то есть находятся в квадратуре). При этом фаза определяет цветовой тон, а амплитуда – насыщенность. К сожалению, этот стандарт наименее защищен от помех, в частности, от искажений цветового тона, называемых дифференциальными фазовыми искажениями. Именно поэтому в телевизорах NTSC необходима независимая регулировка цветового тона (Hue control – контроль оттенка), которая выводится на переднюю панель вместе с яркостью и контрастом. Дешевые телевизоры NTSC имеют достаточно слабое подавление сигналов яркости в канале цветности, поэтому на очень светлых участках изображения возможен сдвиг цветового тона в сторону зеленого, а в темных областях появляются красноватые оттенки.

Стандарт PAL, предложенный фирмой Telefunken, явился усовершенствованием NTSC. Принцип формирования сигнала цветности тот же, но через строку производится изменение фазы цветоразностного сигнала R – Y. При декодировании цветоразностные сигналы выделяются путем сложения/вычитания сигналов цветности соседних строк. Сложение поступившего сигнала с задержанным дает удвоенное значение цветоразностного сигнала B – Y, вычитание – сигнала R – Y. В результате цветоразностные сигналы меньше подвержены фазовым искажениям канала передачи, легче отделяются от шумов и помех, а также от остатков сигнала яркости. Фаза сигнала по-прежнему задает цветовой тон, а амплитуда – насыщенность, но к дифференциальным фазовым искажениям система нечувствительна, поэтому основную проблему составляют как раз остатки сигнала яркости, приводящие к некоторым искажениям насыщенности цвета. К сожалению, при таком способе в два раза снижается цветовая четкость по вертикали (по сравнению с NTSC). Но при этом число строк в кадре не 525, а 625, из которых видимых 576 (против 480 для NTSC).

Стандарт SECAM, наиболее актуальный для нас, также имеет 576 видимых строк в кадре, частота кадровой развертки (то есть обновления изображения) равна 25 Гц. Для передачи цветоразностных сигналов используются частотная модуляция и две разных поднесущих частоты – для сигналов R – Y используется частота 4,416 МГц, и увеличение до 4,68 МГц, для сигналов R – Y – частота 4,25 МГц, и уменьшение до 3,95 МГц. При этом если сигнал яркости в канале цветности подавлен согласно стандарту, насыщенность и цветовой тон изображения не искажаются при любых величинах яркости, хотя при резких перепадах возможно появление артефактов: синяя окантовка очень светлых областей изображения; желтая – вокруг очень темных. Цветоразностные сигналы передаются поочередно (Sequentiel – последовательный, поочередный) через строку (то есть, например, в первой строке – красный, во второй – синий и т. д.) и восстанавливаются для каждой строки с помощью блока памяти (Memoire), в которой запоминается предыдущая строка. Естественно, такой способ в два раза снижает цветовую четкость изображения по вертикали.

Конкретные реализации стандартов в разных странах могут значительно отличаться способом модуляции звукового сигнала, шириной спектра видеосигнала и некоторыми другими характеристиками. Всего существует 13 вариантов, от A до N (табл. 2.1). Однако стандарты А (Англия), С (Бельгия и Люксембург), F и Е (Франция) устарели и в настоящее время не используются.

В России принят SECAM D/K (первая буква – стандарт для передачи в метровых волнах, вторая – в дециметровых).

Таблица 2.1. Телевизионные стандарты

В связи со все более широким выходом на рынок телевизоров с большими и сверхбольшими экранами появилась потребность в разработке новых телевизионных стандартов с большим размером кадра и более высоким разрешением. Если в традиционном телевидении принято соотношение сторон кадра 4:3, то для широкоформатного телевидения используется соотношение 16:9. Кроме того, практически отпала необходимость сохранять совместимость со стандартами черно-белого телевизионного вещания, а следовательно, можно отказаться от совместной передачи яркостной и цветоразностной информации. Это позволяетсущественно повысить качество изображения, поскольку полностью снимаются проблемы, связанные с неполным разделением цветовой и яркостной информации. Подобный подход реализован, в частности, в формате D2 MAC, применяющемся в кабельном и спутниковом телевидении. В этом стандарте информация о яркости и цветоразностных сигналах передается (раздельно во времени) во время прямого хода луча по строке, во время обратного хода в цифровом виде передаются звук и телетекст.

В ряде стран существуют проекты перехода на широкоэкранное цифровое телевещание (наибольшую активность в этом отношении проявляют США). Консорциум компаний (U.S. Grand Alliance) разрабатывает новый стандарт HDTV (High Definition TV – телевидение высокого разрешения). В нем используется сжатие сигнала MPEG 2 с разрешением 1440x960 для 50 Гц и 1280x720 для 60 Гц.

Аналоговые видеоформаты

Кроме теоретического интереса, вопрос о видеоформатах имеет для занимающихся компьютерным видео очень важное практическое значение, поскольку видеоустройства разных форматов требуют подключения к различным разъемам, далеко не все из которых могут присутствовать на вашей плате видеоввода.

Как ни странно, видеомагнитофоны – практически ровесники цветного телевидения: формат NTSC был принят в 1953 г., а первый видеомагнитофон появился в 1956 г. Первые видеомагнитофоны весили около тонны и работали на ленте шириной в 2 дюйма. Хотя специалисты и считают, что кое-где такие аппараты еще продолжают использоваться, в рассмотрение включены только современные форматы.

Основные видеоформаты связаны с наиболее известными фирмами-производителями видеотехники. Таких фирм на сегодняшний день три. Это JVC, где разработаны форматы VHS (Video Home System – домашняя видеосистема) и Super VHS (или S-VHS); Sony – профессиональные форматы Betacam, форматы Video-8 и Hi-8, цифровые форматы D1, D2, DVCAM; и Panasonic – формат MII, цифровые форматы D3, D5, DVCPRO.

В среднем качество изображения бытовых видеозаписей уступает качеству телевещания. Например, разрешение по горизонтали в форматах, использующихся в недорогой технике, составляет всего 240 линий, а в полупрофессиональной – 400 линий.

Качество изображения в зависимости от используемых форматов может отличаться весьма значительно, поэтому, если вы собираетесь использовать в качестве источника сигнала бытовой видеомагнитофон или видеокамеру, необходимо заранее решить, устраивает ли вас среднее качество изображения. Устройства видеозаписи могут работать с сигналами трех типов: обычный композитный видеосигнал (ПЦТС), S-video (Separate video – раздельные видеосигналы, другое обозначение Y/C) и компонентный (подробности ниже, при рассмотрении соответствующих форматов). Для работы с каждым из этих сигналов необходим свой разъем. Поэтому, приобретая устройство компьютерного видеоввода, вы должны точно знать, с какого типа видеомагнитофона или камеры будете использовать сигнал.

Самый простой формат: VHS

Видеозаписывающая аппаратура, как и телевидение, использует палитру YUV. В предыдущем разделе описано формирование низкочастотного видеосигнала, включающего яркостную составляющую Y, два цветоразностных сигнала (U и V) и импульсы синхронизации. Он используется в наиболее дешевой и доступной потребителю аппаратуре. Кроме того, принцип магнитной записи изображения сам по себе создает и более серьезную проблему – ухудшение качества изображения при многократной перезаписи. Наверное, каждому из нас не раз и не два приходилось испытывать сомнительное удовольствие от просмотра так называемых вторых и третьих копий (размножаемых любителями) с недоступных по тем или иным причинам видеокассет. Тем не менее низкая цена оказывается решающим фактором, и устройства, работающие с композитным видеосигналом, до сих пор наиболее распространены на российском рынке.

Этот тип используется в наиболее распространенной бытовой видеоаппаратуре класса VHS. Само название – домашняя видеосистема – дает понять, что устройства этого класса не предназначены для профессиональной работы. На такой аппаратуре невозможно достичь разрешения более 240 линий. Для сравнения вспомним, что телевизионные стандарты SECAM и PAL обеспечивают разрешение не менее 350 линий. То есть качество изображения, достигаемое на аппаратуре класса VHS, существенно уступает вещательному телевидению. Однако компактность и низкая цена привлекают покупателей к технике формата VHS. Как ни странно, большинство непрофессиональных пользователей удовлетворены качеством изображения видеомагнитофонов и видеокамер формата VHS. Поэтому эту технику можно использовать в качестве источника изображения при подготовке видеороликов, если в дальнейшем вы не предполагаете демонстрировать их на большом экране и вообще как-либо увеличивать изображение. Но, если вы планируете работать с отдельными захваченными кадрами, в особенности, если они будут использоваться для полиграфии, стоит поискать оборудование более высокого качества или ограничиться съемкой только крупных планов. Ведь то, что не заметно при быстрой смене мелких деталей на экране, наверняка бросится в глаза на отдельной картинке.

Полупрофессиональный формат S-VHS

Этот формат явился дальнейшим развитием VHS. Здесь используется сигнал, называемый S-Video. Палитра остается прежней (YUV), но сигналы яркости (Y) и цветности (C) подаются раздельно. Это позволяет более четко выделить информацию о цвете и, следовательно, уменьшить искажения цветового тона и насыщенности под влиянием яркостной составляющей. Разрешающая способность почти в два раза выше, чем у VHS (за счет увеличения полосы частот канала яркости), и равна 400 линиям. Существенно выше контрастность и отношение сигнал/шум в канале изображения. Эта аппаратура позиционируется как полупрофессиональная, хотя нередко используется и в быту, особенно в сочетании со стереозвуком и системами домашнего театра. S-VHS – нижний предел качества для репортажной, медицинской и научной видеосъемок. Почти все современные устройства компьютерного видеоввода имеют разъем для приема сигнала S-Video.

Форматы Video-8 и Hi-8

Video-8 – формат сверхминиатюрной техники бытового класса. Хотя здесь используется принцип S-Video, из-за узкой полосы частот разрешение составляет всего 250 линий. Качество изображения выше, чем в формате VHS (из-за применения металлопорошковой магнитной ленты с повышенной отдачей), но из-за низкого разрешения не дотягивает до полупрофессионального уровня. Аппаратура сверхлегкая (за счет миниатюрных кассет и пленки шириной 8 мм) и недорогая.

Hi-8 – формат полупрофессионального класса, являющийся усовершенствованным вариантом формата Video-8. Используется тот же принцип записи, кассета тех же размеров, но металлопорошковая лента более высокого качества. Разрешение – до 400 линий. Плотность записи очень высокая, поэтому вероятны выпадения строк в записи.

В нашей стране оба формата не получили широкого распространения.

Профессиональные форматы Betacam

Betacam – первый из профессиональных форматов записи на полдюймовую оксидную ленту, использующий компонентный сигнал, то есть принимающий каждую из трех составляющих RGB или YUV по отдельному каналу. Запись яркостного и цветоразностных сигналов ведется раздельно и без переноса спектра (гетеродинирования) сигналов цветности, что исключает искажение цвета за счет перекрестных помех. Несмотря на высокое качество цветопередачи, стандарт уже устарел и не обеспечивает необходимую для современной видеозаписи профессионального класса полосу частот из-за применения феррооксидной ленты и дискретно-аналоговых устройств для временной компрессии сигналов. Разрешение – меньше 500 линий.

Этот и ряд других недостатков исправлен в формате Betacam SP. Тип сигнала не изменился. Полоса частот яркостного сигнала расширена до 6,7 МГц, улучшены соотношение сигнал/шум и качество звукозаписи за счет использования высококачественной металлопорошковой ленты, аналоговых и цифровых микросхем высокой степени интеграции.

Betacam SP является неформальным стандартом техники студийного класса и до сих пор не уступает по качеству записи известным цифровым форматам. Этот формат имеет самое высокое разрешение – до 650 линий, 4 звуковых канала (два продольных и два высококачественных ЧМ канала), выдающуюся точность монтажа (возможна покадровая запись). Техника Betacam SP весьма дорога и довольно громоздка. Существуют упрощенные и более дешевые версии Betacam SP: 2000 PRO (могут воспроизводить кассеты Betacam) и Betacam SP1000 PRO, где отсутствует высококачественная звукозапись и применены компромиссные технические решения. Эти версии можно с успехом использовать при создании компьютерного видео.

Существуют также цифровые версии формата Betacam (студийный Digital Betacam и репортажный Betacam SX), также использующие полдюймовую металлопорошковую ленту, но разные принципы компрессии видеосигнала.

На компонентном сигнале основан и предложенный фирмой Panasonic стандарт MII, отличающийся повышенной плотностью записи. В России аппаратура этого стандарта практически не встречается.

Если вы планируете работать с аппаратурой, использующей компонентные сигналы, ваше устройство видеоввода должно иметь специальный разъем для подключения этой аппаратуры. На дешевых платах захвата кадра и ТВ тюнерах этого разъема наверняка не будет и, скорее всего, на недорогих платах нелинейного монтажа тоже. Основные параметры распространенных видеоформатов приведены в табл. 2.2.

Таблица 2.2. Форматы аналоговой записи