Вы здесь

Видео на вашем компьютере: ТВ тюнеры, захват кадра, видеомонтаж, DVD. Глава I. Для чего необходим компьютерный видеоввод (О. А. Буковецкая)

Глава I

Для чего необходим компьютерный видеоввод

Каким бывает компьютерное видео

Устройства внешние и внутренние – что выбрать

Внутренние устройства


Компьютерный видеоввод – это модно. Однако перед тем как приступить к освоению компьютерного видео, стоит выяснить, решает ли оно именно ваши задачи. Для этого необходимо иметь представление о том, какие бывают устройства видеоввода и каковы их возможности.

Не вдаваясь в технические детали (им будут посвящены следующие две главы), мы кратко охарактеризуем основные типы систем компьютерного видео и их характеристики без упоминания торговых марок и особенностей конкретного оборудования, поэтому подготовленный читатель может эту главу пропустить.

Каким бывает компьютерное видео

Современные компьютерные видеоустройства могут использоваться для решения трех достаточно несхожих задач:

• захвата отдельного кадра. Для этого применяются платы захвата кадра (фрейм-грабберы) и цифровые фотоаппараты;

• вывода на экран телевизионных изображений. Эту задачу решают ТВ тюнеры различного исполнения;

• видеомонтажа. Этот процесс выполняется с помощью специальных плат или внешних устройств, а также цифровых видеокамер.

Какой набор оборудования следует предпочесть для решения тех или иных задач, мы разберем в этой главе чуть ниже.

Оцифровку и запись в том или ином формате отдельного изображения из видеоряда могут выполнять не только специально предназначенные для этого системы, но практически все устройства видеоввода, например платы линейного и нелинейного монтажа и ТВ тюнеры. Однако обратное утверждение неверно: не все платы захвата кадра являются одновременно ТВ тюнерами, и уж тем более нельзя при помощи простых устройств захвата кадров или ТВ тюнеров осуществлять качественный видеомонтаж. Иногда, впрочем, производители устройства утверждают, что это возможно, но в реальных условиях на обработку видеоролика продолжительностью меньше минуты порой может потребоваться три недели непрерывной работы.

Устройства захвата кадра и ТВ тюнеры на сегодняшний день достаточно дешевы. Наименьшую цену имеют платы, осуществляющие только захват кадра. Отпускная цена этих устройств у некоторых тайваньских фирм – менее 20 долларов. Качество их работы вполне удовлетворительное, поскольку во всех этих устройствах используется та же микросхема, что и в более дорогих платах. Если вас, дорогие читатели, интересуют именно такие устройства, поищите информацию о них в Internet, и наверняка не пройдет и получаса, как вы найдете что-нибудь интересное. Естественно, приведенная выше цена соответствует мелкому опту. Большинству российских фирм не очень выгодно торговать столь дешевым «железом», поэтому эти платы можно найти в основном в составе наборов оборудования (комплектов для Internet-конференций) вместе с малогабаритной ТВ камерой и микрофоном, причем в очень красивой, большой и дорогой коробке и по цене в 3–5 раз дороже. Но в любом случае устройство может обойтись вам в сумму менее 80 долларов.

ТВ тюнер будет стоить несколько дороже, но все равно его цена вряд ли перевалит за 100 долларов.

Цена устройств нелинейного монтажа может колебаться от (примерно) восьмисот до нескольких десятков тысяч долларов.

Захват кадра

Для захвата кадра используются как внутренние устройства – платы, называемые фрейм-грабберами, – так и цифровые фотоаппараты. Почти все существующие на сегодняшний день платы сходны по качеству получаемого изображения, поскольку используют одну и ту же микросхему производства компании Brooktree. Подробный обзор плат и их характеристик вы найдете в главе 4. Цифровые фотоаппараты, напротив, весьма значительно различаются и по качеству, и по цене.

В данной главе мы лишь кратко остановимся на общих особенностях работы систем захвата кадров.

Чтобы получить отдельное оцифрованное изображение, совсем не обязательно иметь дело с видео, ведь изображение может быть получено и более привычным способом (съемка на слайд или фотобумагу и последующее сканирование). Что же предпочесть? Ответ на этот вопрос во многом зависит от того, какой объект вы хотите «увековечить», а также от требуемого размера кадра.

Даже на самых «продвинутых» устройствах видеоввода (цифровых фотоаппаратах профессионального качества) на сегодняшний день невозможно получить кадр размером более 2–3 тысяч пикселов по горизонтали. То есть при типографской печати с разрешением 300 dpi (точек на дюйм) линейный размер картинки (3000/300) равняется 10 дюймам, или примерно 25 см. И это для самых дорогих аппаратов ценой в несколько тысяч долларов. Для наиболее распространенных на сегодняшний день и доступных по цене устройств размер картинки составляет 768x512 пикселов. Широко распространенное значение в 768 пикселов обусловлено существующими стандартами в обычном вещательном телевидении, которые подробно рассматриваются в следующей главе. Изображение, полученное подобным образом, имеет разрешение 72 dpi; следовательно, размер по горизонтали равняется 10,6 дюйма (768/72), а по вертикали – около 7 дюймов. Но для печати нужно более высокое разрешение. При печати с разрешением 300 dpi ширина кадра с таким числом точек окажется равной примерно 2,5 дюймам, или 6,4 см. Конечно, в любой растровой графической программе можно увеличить число точек картинки, однако при этом качество изображения непременно ухудшится, примерно так, как это происходит при сильном увеличении фотоснимка.

Недорогие современные сканеры обеспечивают возможность ввода листа размером А4 с разрешением 1200 dpi. Понятно, что итоговый размер картинки получается несопоставимо большим, чем при использовании любых устройств видеоввода. Эти принципиальные отличия связаны с тем, что сканер может вводить изображение сколь угодно долго. Чем медленнее изображение обрабатывается, тем больше мелких деталей можно получить. Отсюда вывод – хороший сканер всегда работает медленно. Время же для ввода кадра ограничено (1/30 или 1/25 секунды в обычном видео и до 1–2 секунд в системах видеоконтроля). Дело в том, что увеличение продолжительности съемки (как и увеличение выдержки у фотоаппарата) требует неподвижности объекта съемки или предполагает потерю части информации. Возможность получить изображение быстро движущегося объекта и является основным преимуществом систем видеоввода.

Существует еще одна возможность: захват кадра из изображения, принимаемого ТВ тюнером. Понятно, что в этом случае альтернативного способа получения цифровой копии не существует (если не рассматривать всерьез идею сделать фотоснимок с телеэкрана).

Нецелесообразно применение захвата кадра и в таких ситуациях, когда картинку предстоит значительно увеличить, например, до размеров настенного календаря или крупноформатного плаката. В таком случае разумнее сделать хороший (желательно широкоформатный) слайд и отсканировать его с высоким разрешением на барабанном сканере или современном планшетном лазерном аппарате профессионального класса. Конечно, если вы хотите в качестве центрального персонажа вашего изображения использовать, например, балерину во время танца или летящую пчелу, возможно, видеоввод окажется предпочтительнее (хотя существуют моторизованные фотокамеры со «скорострельностью» 6 кадров в секунду). Тогда желательно так составить композицию, чтобы она включала не одно большое изображение, а несколько фрагментов меньшего размера. Это позволит увеличивать каждый из них не более чем на 40–50 %.

И уж совсем не обойтись без захвата кадра в ситуациях, когда объект движется, и нам необходимо зафиксировать, обработать и продемонстрировать зрителю определенные фазы его перемещения (например, при медицинской видеосъемке пациентов с неврологическими заболеваниями или проблемами опорно-двигательного аппарата, в системах видеоконтроля, использующихся в охране, промышленном телевидении, различных испытательных лабораториях и центрах и т. п.)

Решив использовать устройства захвата кадра, не стоит упускать из виду еще одну сторону проблемы: эти устройства не устраняют недостатки используемой видеокамеры, более того, некоторые алгоритмы оцифровки могут их даже усиливать. Разумеется, последующая обработка картинок в программах типа PhotoShop поможет ликвидировать некоторые из этих дефектов, но, к сожалению, часть информации в этом случае будет безвозвратно утеряна.

Следует также иметь в виду, что даже идеально оцифрованное изображение придется обрабатывать (и отсканированное, и полученное из видео), если вы планируете использовать его для полиграфии. Так что работы хватит и без ретуши откровенно некачественных кадров.

Конечно, дефекты может иметь и слайд, предназначенный для сканирования. Но найти квалифицированного фотографа с хорошей техникой все же значительно дешевле, чем обзаводиться видеокамерой профессионального класса. Если вы все же решились на видеосъемку, постарайтесь, даже при наличии более-менее дешевого устройства ввода, найти хорошую камеру и правильно установить свет (для правильной настройки камеры желательно попросить сделать первые кадры специалиста), иначе все ваши усилия могут оказаться напрасными.

Несмотря на все вышесказанное, автор отнюдь не призывает отказаться от работы с компьютерным видео, а всего лишь указывает на те сложности, которые ждут вас в начале работы. Так, вряд ли стоит использовать компьютерное видео для получения цифровых изображений предметов сервировки праздничного стола, хотя автор в начале своей карьеры дизайнера поступила именно так.

Там же, где захват кадра целесообразен и необходим, стоит заранее продумать все стороны процесса, чтобы потом не гадать, откуда же взялись дефекты и кто в них повинен – плата ввода, оператор или устаревшая камера.

ТВ тюнеры

Данная категория устройств ориентирована в основном на домашнее использование – что может быть приятнее, чем смотреть любимый сериал, не отрываясь от игры в Doom 2! Многие пользователи начали свое знакомство с видеовводом как раз с этого типа устройств. Чтобы начало знакомства не стало одновременно и его завершением, стоит обратить внимание на следующее обстоятельство: практически все устройства этого типа относятся к категории дешевой аппаратуры. Поэтому не стоит ожидать, что с помощью одного и того же блока вам удастся и посмотреть любимый телесериал, и увековечить его на своем жестком диске, чтобы, немного «поколдовав» над ним, заменить финал на более оптимистический (или наоборот – по В.В. Путину – всех «замочить в сортире»). Для решения подобной задачи вам придется установить дополнительно плату видеомонтажа, в несколько раз превосходящую по стоимости ваш ТВ тюнер (а возможно, и весь компьютер), обзавестись максимально быстрым жестким диском большой емкости и освоить какую-либо из программ видеомонтажа. Если вы решились на это, тогда следующий раздел написан именно для вас.

Устройства линейного и нелинейного видеомонтажа

Прежде всего давайте разберемся с тем, что же такое видеомонтаж. Само слово «монтаж» говорит о том, что происходит соединение, склеивание чего-то в единое целое. Это «что-то» – кадры и последовательности кадров, а склеиваются они в новый видеофильм. Чтобы заняться монтажом, надо иметь: а) исходную видеозапись (записи), б) видеомагнитофон, где она (они) будет воспроизводиться, в) дополнительный видеомагнитофон, на который будем записывать наш новый «шедевр» и г) некоторый аналог ножниц и клея – монтажную линейку, на которой мы разложим последовательность на кадры, отметим нужные и создадим переходы между ними. Это последовательный, или линейный монтаж. При таком способе оцифровки видеоклипа не происходит. При помощи компьютера создается только монтажный лист, кроме того, могут регистрироваться отдельные кадры и создаваться предназначенная для предварительного просмотра копия клипа с уменьшенным размером и пониженным качеством кадров. Линейный видеомонтаж осуществляется обычно при помощи внешних устройств (контроллеров), присоединяемых на последовательный и/или параллельный порт компьютера. К достоинствам этого метода можно отнести невысокую стоимость, отсутствие жестких требований к ресурсам компьютера, в частности, к скорости и емкости жесткого диска, и отсутствие проблем, связанных с несовершенством алгоритмов оцифровки. Однако недостатков у этого способа тоже хватает. Главный из них обусловлен последовательным способом записи мастер-ленты: в уже записанном материале практически ничего нельзя изменить. Кроме того, при многократной перезаписи с одного магнитофона на другой неизбежно ухудшение качества, к тому же для создания спецэффектов требуется отдельная, дорогостоящая аппаратура; нет возможности сохранять видео в цифровых форматах и записывать его на лазерные диски (CD или DVD), которые гораздо долговечнее магнитной ленты.

Тем не менее устройства линейного монтажа находят себе применение при производстве недорогих роликов, не включающих спецэффекты, например при подготовке фильмов, содержащих учебную, научную или технологическую информацию. Строго говоря, линейный монтаж не является видеовводом как таковым.

При нелинейном монтаже оцифровка исходной последовательности (последовательностей), которая хранится теперь на жестком диске, происходит сразу. Любой участок видеофильма доступен для работы практически мгновенно. Одно и то же устройство осуществляет запись последовательности кадров на жесткий диск, участвует в ее воспроизведении на экране компьютерного монитора и передает сигнал обратно на видеомагнитофон или видеомонитор (осуществляет видеовывод) в любом порядке. Монтаж осуществляется в программах типа Adobe Premiere или Ulead Media Studio.

Достоинства и недостатки нелинейного монтажа очевидны. К числу первых относится возможность хранить информацию практически вечно, не опасаясь при этом ее повреждения. (Возможность потери цифрового видеофильма в результате сбоев на жестком диске мы рассматривать не будем. Тем, кому данная тема кажется актуальной, можно посоветовать обратиться к публикациям, посвященным сохранению и защите цифровой информации. Статьи по этому поводу регулярно появляются в компьютерной печати.) Другим немаловажным достоинством является возможность оперативно и быстро, что называется «на ходу», видоизменять фильм. Например, можно прямо в выставочном павильоне, ориентируясь на реакцию потенциальных клиентов, вставлять и убирать сцены, менять текст, эффекты и т. д. Настолько же ценна возможность ретуши и просто изменения отдельных кадров, а также внедрения фрагментов компьютерной анимации.

Теперь добавим в бочку меда ложку дегтя. Все сказанное верно при одном не всегда выполнимом условии: качество оцифровки должно быть хорошим. Кое-как оцифрованное изображение – та самая осетрина второй свежести. В чем же здесь дело? Поскольку видеофильм – это не что иное, как последовательность отдельных кадров, трудности при его создании могут быть связаны с одной из двух проблем: а) с качеством кадра, б) с пропусками в последовательности кадров (что при просмотре приведет к скачкам изображения). Первая проблема характерна для любых устройств видеоввода, поскольку алгоритмы оцифровки и микросхемы, а следовательно, и качество исходного (несжатого – см. ниже) кадра практически одинаковы для плат захвата кадра, тюнеров и плат монтажа. Мы подробно рассмотрим эту проблему в разделе, посвященном алгоритмам оцифровки.

Теперь о второй – основной для плат нелинейного монтажа проблеме. Для получения мало-мальски реалистичного движения требуется минимум 18–20 кадров/с, для видео принята скорость 25 или 30 кадров/с (различия связаны со стандартами – см. ниже). При размере кадра 576x768 пикселов, глубине цвета в 24 бита/пиксел (подробнее о представлении цвета мы поговорим далее) величина цифрового потока оказывается более 32,4 Мбайт/с. Такую постоянную скорость записи при непрерывной работе пока не может обеспечить даже самый быстрый жесткий диск. Для уменьшения скорости потока данных можно: а) уменьшить размер кадра, б) уменьшить глубину цвета, в) допустить потерю некоторых кадров, г) ввести компрессию изображения. Есть еще один вариант: запись можно вести на нескольких, особым образом синхронизированных жестких дисках. Первый вариант (а) пригоден лишь в ограниченных случаях, например, если видео будет передаваться по телефонным линиям или всегда будет воспроизводиться в окне небольшого размера. Так устроены, в частности, некоторые обучающие системы, игры, мультимедиа-альбомы. В остальных случаях идет битва за увеличение размера кадра, и намеренное его уменьшение ничего, кроме недоумения, вызвать не может.

Ничем не лучше и второй вариант (б). Казалось бы, 16 миллионов оттенков, которые дает 24-битная палитра (224), – это очень много. Однако до сих пор нет однозначного мнения, какое максимальное число оттенков может различать человеческий глаз. Если принять на веру утверждение одного из корифеев компьютерной обработки изображений Дэна Маргулиса, нижний предел ухудшения изображения оценивается примерно в 100 градаций на каждый цвет. Дальше начинается заметное огрубление. То есть цвет, кодируемый 24 битами на пиксел (256, или 28 на канал), имеет не такой уж большой избыток информации. Существенное уменьшение числа оттенков заметно ухудшит изображение. На самом деле изображение часто передается не в RGB, а по стандарту YUV (подробнее о нем см. ниже), где передаются сигналы яркости и так называемые цветоразностные сигналы. За счет того, что для человеческого глаза яркость оказывается несравнимо более важным параметром, объем информации о цвете без потери качества по сравнению с яркостной составляющей можно снизить в 2 раза. При таком способе представления достаточно 16 бит на пиксел. Но скорость потока данных в «живом» видео все равно будет слишком велика: 21,6 Мбайт/с. Есть (и широко используются – об этом будет рассказано в следующих главах) способы сократить объем информации о цвете, правда, с некоторым ухудшением качества изображения.

Малоэффективен и третий путь (в) решения проблемы. Если скорость записи будет ниже 24 кадров/с, персонажи будут «дергаться», как в чаплинских короткометражках. Поэтому остается единственный выход – найти способ динамического сжатия (компрессии) изображения, не влияющий заметно на его качество. Конечно, часть информации при этом будет утрачена (как, например, при сохранении неподвижной картинки в формате JPEG (Joint Photographic Experts Group – объединенная группа экспертов по фотографии), но при правильно подобранных параметрах зритель этого не заметит. Для компьютерного видео существуют два основных формата компрессии: Motion JPEG (стандарт JPEG для движения) и MPEG (Moving Picture Expert Group – экспертная группа по движущимся изображениям).

В настоящее время создано немало устройств, осуществляющих аппаратную компрессию, то есть сжимающих кадр «собственными силами» спецпроцессора платы, не затрагивая при этом ресурсы центрального процессора и оперативную память компьютера. Эти платы создают кадр сразу в одном из форматов, использующих сжатие. На сегодняшний день данный способ наиболее популярен. Однако не расслабляйтесь: если вы решите извлечь из такого фильма отдельный кадр и использовать его для полиграфии (естественно, слегка увеличив) вас ждет неприятный сюрприз – его качество окажется неудовлетворительным. То, что прекрасно смотрится при быстрой смене кадров на экране, оказывается некачественным при представлении на бумаге. Отсюда вывод: прежде чем приобретать устройство, решите, потребуются ли вам отдельные кадры. Если нет – можно смело отдавать предпочтение устройствам с аппаратной компрессией. В противном случае – или смириться с невысокой скоростью записи, или периодически использовать плату нелинейного монтажа, отключая компрессию (если это возможно и речь действительно идет о некомпрессированном кадре, а не о последовательной компрессии-декомпрессии). Если такой возможности не предусмотрено, придется в дополнение к плате нелинейного монтажа обзавестись еще и устройством захвата кадра без компрессии.

Нерассмотренным остался четвертый путь – использование распараллеливания на несколько накопителей. Для жестких дисков с интерфейсом типа SCSI (Small Computer Systems Interface – интерфейс малых компьютерных систем, произносится «скази») такая возможность давно существует. Это создание так называемых RAID-массивов (Redundant Arrays of Inexpensive Disks – избыточные массивы недорогих дисков), состоящих из нескольких одновременно доступных жестких дисков, на логическом уровне воспринимаемых как один. Эти диски дороги и используются скорее корпоративными, чем частными пользователями. В последнее время появились RAID-массивы на основе дисков с интерфейсом типа IDE (Integrated Drive Electronics – встроенный интерфейс накопителей), однако они еще не нашли широкого распространения. Мы расскажем об этих моделях в одной из следующих глав.

Следует упомянуть, что некоторые профессиональные видеомонтажные системы обеспечивают возможность так называемого гибридного монтажа, при котором оцифрованные видеофрагменты, компьютерная анимация, титры, видеоэффекты и высококачественные (некомпрессированные) видеофрагменты, подаваемые (по запросу) с видеомагнитофонов, мирно «сосуществуют» в монтажном листе. Мастер-ленты, записанные на таких системах, имеют наилучшее качество изображения.

Устройства внешние и внутренние – что выбрать

Как уже отмечалось, в настоящее время практически все типы устройств видеоввода могут быть выполнены или в виде компьютерных плат, или как внешние устройства. И тот, и другой вариант исполнения имеют свои плюсы и минусы. Что же предпочесть?

Внешние устройства

Обычно внешние устройства (модемы, различные накопители и т. д.) значительно, порой в несколько раз, дороже своих внутренних аналогов. При этом далеко не всегда увеличение цены связано с таким же повышением качества. Конечно, внешние устройства лучше изолированы от помех, возникающих внутри компьютера. Например, корпус модуля линейного монтажа Miro Studio 400 имеет внутри специальный экранирующий слой из достаточно толстой металлической фольги, значительно уменьшающий электромагнитные помехи.

Кроме того, внешние устройства менее привередливы по отношению к параметрам самого компьютера (точнее, его материнской платы и процессора). Например, серьезные (иногда непреодолимые) проблемы с внутренними устройствами возникают у обладателей материнских плат на основе процессоров Intel 80486. При работе с такими устройствами для захвата картинки обычно можно использовать обычный TWAIN-драйвер, так же, как при сканировании.

С другой стороны, внешние устройства имеют слабое место – интерфейс передачи данных.

Устройства, подключаемые к порту LPT

Основные трудности для устройств, работающих на параллельном порту, связаны со скоростью передачи данных. Для некоторых внешних устройств, передающих небольшие потоки информации, например таких, как модемы, достаточно последовательного порта с его 115 Кбайт/с. Некоторые ТВ тюнеры, так же, как принтеры и сканеры, «живут» на параллельном порте. Но его скорость все равно недостаточна, по крайней мере, для «живого» полноэкранного видео. Кроме того, такой порт в компьютере обычно один (редко два или три). Можно установить разветвитель, но и эта мера не спасает ситуацию, поскольку таким способом вы не заставите одновременно работать два устройства, и уж тем более этот прием не увеличивает скорость передачи данных. Модели, работающие через параллельный порт, обычно передают либо отдельный кадр нормального размера (и тогда делают это достаточно эффективно), либо последовательность кадров уменьшенного размера или уже сжатых (и тогда качество этих кадров, сами понимаете, оставляет желать лучшего). К первому случаю можно отнести систему линейного монтажа Miro Studio 400 (ту самую, которая имеет внутри металлический экран) – устройство полупрофессионального класса, ко второму – различные ТВ тюнеры, вроде Life Video.

Установку устройства на параллельный порт можно порекомендовать в тех случаях, когда не остается иного выбора. Это бывает, если у вас:

устаревшая материнская плата, на которой не удается смонтировать внутренние устройства;

компьютер типа «<ноутбук» и одновременное стремление сэкономить средства (сочетание почти фантастическое);

патологическое нежелание открывать системный блок, осложненное уже упоминавшейся жаждой экономии, или отсутствие на материнской плате интерфейса типа USB (об этом далее, а также в главе 3).

USB-устройства

В последние годы получила распространение шина USB – Universal Serial Bus (универсальная последовательная шина), которая, по замыслу разработчиков, должна была снять проблемы, связанные с подключением к системному блоку большого числа устройств с различной скоростью передачи данных (этой шине посвящен особый раздел в третьей главе). В первое время USB-устройства представлялись почти неработоспособными, затем полоса неудач была достаточно успешно преодолена, однако для полноценной передачи видеоданных средней скорости шины USB все же недостаточно. Поэтому внешние USB-тюнеры и устройства ввода при записи видеопоследовательности передают не полный кадр, а только его часть, например фрагмент размером 320x240 пикселов. Такие изображения можно использовать только для экранного просмотра. Даже если не касаться качества картинки, ее размер на печати, например, при 300 dpi будет меньше квадратного дюйма (320 / 300 = 1,06; при 240 / 300 = = 0,8 дюйма). В основном такие изображения используют в Internet, при видеопрезентациях или в домашних архивах. Для профессиональной и даже полупрофессиональной работы они совершенно непригодны.

USB-устройства ненамного превосходят по качеству устройства, использующие LPT-порт, хотя и значительно отличаются ценами.

Если вы собираетесь работать под Windows NT, учтите: в версии 4.0 младшие Service Pack (до четвертого включительно) поддержки USB не обеспечивают.

Интерфейс FireWire

В последнее время начинает активно использоваться интерфейс IEEE 1394, коммерческое название – FireWire (что можно примерно перевести как «огонь, бегущий по проводам»), существенно превосходящий по скорости передачи данных интерфейс USB. В частности, он используется для передачи информации от цифровых (некомпьютерных) устройств, например DV-магнитофонов (Digital Video – цифровое видео) и DV-камер на компьютер. Интерфейс FireWire мы подробно рассмотрим в третьей главе.

PCMCIA – устройства

Счастливым обладателям ноутбуков доступен еще один вариант внешних устройств: PC-card – оборудование формата PCMCIA (Personal Computer Memory Card International Association – международная ассоциация производителей плат памяти для персональных компьютеров, предложившая этот стандарт). Они довольно дороги, ассортимент их невелик. Здесь нет таких жестких ограничений по скорости, однако те устройства, с которыми довелось работать автору, не обеспечивали высокого качества изображения. Возможно, с увеличением количества моделей подобных устройств и, следовательно, с повышением конкуренции среди них и появится что-нибудь приличное.

Можно выделить несколько типов внешних устройств.

К первому относятся модули линейного монтажа с возможностью захвата отдельных кадров высокого качества. Их можно рекомендовать в тех случаях, когда нет необходимости в нелинейном монтаже профессионального класса, но требуется видеозапись с возможностью дальнейшей ее обработки и оцифровки отдельных кадров с высоким качеством. Подобная ситуация нередко возникает в научной и медицинской практике.

Второй тип – тюнеры и модули захвата кадров непрофессионального класса. Их приобретение можно рекомендовать владельцам ноутбуков и устаревших материнских плат, где внутренние устройства установить невозможно.

Еще раз напоминаю, речь идет об устройствах стоимостью до тысячи долларов. Среди профессиональных комплексов возможны иные варианты внешних модулей, но в данной книге они не рассматриваются.

В последнее время появился еще один вариант внешних устройств, которые с большой натяжкой можно отнести к модулям видеоввода. Это ТВ тюнеры, подключаемые между монитором и системным блоком. Они обеспечивают вывод на экран телевизионного изображения, используя монитор, как в обычном телевизоре. Это только тюнеры, без функции захвата кадра, то есть запись принимаемого ТВ изображения на жесткий диск с их помощью невозможна. Их единственная функция – дать возможность пользователю просматривать телепередачи, не отрываясь от экрана компьютера. Если подобное ограничение вас устраивает, можете обратить внимание на эти устройства. К сожалению, пока они не обеспечивают приемлемого качества изображения.

Внутренние устройства

Наибольшее число моделей устройств видеоввода реализовано в виде плат. Наверняка даже самым «неискушенным» читателям встречались названия такого рода: «плата в стандарте PCI» (Peripheral Component Interconnect – соединение периферийных компонентов). Сейчас самое время выяснить, что же это такое. Те из читателей, кто более-менее знаком с устройством компьютеров, могут пропустить этот раздел.

Если открыть системный блок и внимательно посмотреть на материнскую плату (рис. 1.1), мы увидим несколько типов слотов – разъемов, куда вставляются различные платы. Несколько разъемов (один – три) более длинные, с широкими контактами (на старых материнских платах – 486-й и ниже – может быть короткий вариант слота со столь же широкими контактами). Это разъем наиболее «древней» шины ISA (Industry Standard Architecture – архитектура промышленного стандарта). Короткие, чуть дальше отстоящие от края материнской платы три, четыре или пять слотов с более узкими контактами – разъем шины PCI. Отдельный, ни на что не похожий слот с очень узкими контактами – разъем шины AGP (Accelerated Graphics Port – порт ускоренной графики). Наиболее существенные различия шин между собой заключаются в их разрядности и скорости передачи данных. Шина ISA позволяет организовать одновременную передачу 8 (короткий слот) или 16 (длинный слот) битов данных со скоростью до 5 Мбайт/с. Стандартная шина PCI является 32-разрядной – по ней можно передавать одновременно 32 бита данных со скоростью 132 Мбайт/с. AGP – изначально 64-разрядная шина, предназначенная только для установки видеоадаптеров (ускорителей 3D-графики), – обеспечивает скорость до 500 Мбайт/с.

Рис. 1.1. Материнская плата


Для описания изображения можно использовать разное число бит. В принципе любую картинку можно описать в однобитной палитре, то есть в виде определенного сочетания черных (окрашенных) и белых (неокрашенных) точек (рис. 1.2). Регулярный или случайный узор из точек, формирующих изображение, называется растром. В более окрашенных областях точек будет больше (или они будут крупнее), а в светлых местах меньше (или они мельче). Именно по такому принципу действует драйвер принтера при печати любой картинки. Чтобы подобное изображение казалось реалистичным, точки, формирующие его, должны быть очень мелкими. Мы не можем получить на экране столь мелкую точку, как при печати (исходя из конструкции кинескопа и свойств люминофора в обычных мониторах и из размеров элементов в жидкокристаллических и плазменных панелях).

Рис. 1.2. Изображение, составленное из случайно распределенных мелких черных точек


Если представить изображение в виде сплошных черных и белых областей, оно начинает напоминать картинку, нарисованную тушью (рис. 1.3).

Рис. 1.3. Изображение при однобитном представлении без растрирования


Для создания более реалистичного изображения необходимо увеличить число бит, описывающих каждую точку. Так, если использовать 4 бита, получится 24 = 16 вариантов (рис. 1.4). Для 8 бит получается 28 = 256 вариантов. Это уже хорошее черно-белое изображение (рис. 1.5). При такой разрядности становится возможным создание более или менее «приличных» цветных изображений. Такую палитру вы можете видеть, если установите в Windows режим дисплея стандартный VGA. Рекомендуем проверить и убедиться, что до настоящего фотореализма здесь далеко. Как уже упоминалось выше, для нормальной передачи цвет кодируется 24 битами по 8 бит на каждый из основных цветов: красный, зеленый и синий. Итого: 224 ≈ 16,8 миллионов цветов.

Рис. 1.4. Изображение при четырех битах на пиксел


Рис. 1.5. То же изображение при восьмибитном представлении


Наиболее «древние» устройства захвата кадра давали восьмибитное черно-белое изображение (256 градаций серого), они существовали еще во времена господства шины ISA. Конечно, не следует думать, что ISA-устройство не может передавать данные большей разрядности, чем 16. Но для передачи такие данные придется вначале кодировать (так, чтобы снизить разрядность до 16), а затем декодировать. Естественно, на это требуется время, которое как при видеовводе, так и при видеовыводе (например, на экран), очень дорого. Потраченное впустую время – это потерянные кадры, и, как следствие, скачки или подергивание изображения, замедление вывода на экран и прочие неприятности. Поэтому эра фотореализма и высококачественного компьютерного видео началась только с активным распространением шины PCI. В настоящее время в этом стандарте, кроме плат видеоввода, выпускается подавляющее большинство различных контроллеров, многие звуковые платы и даже некоторые модемы. Уже появились материнские платы вообще без ISA-слотов (стандарт РС99), хотя пока еще выпускаются и ISA-устройства – это в основном модемы и специальные платы промышленного назначения.

Немаловажно, что PCI-устройство имеет возможность работать в режиме Bus Master, то есть управлять шиной без участия центрального процессора. К сожалению, отчасти по этой причине PCI-устройства оказываются порой довольно капризны. Так, не стоит устанавливать современную плату видеоввода на 486-ю материнскую плату. Хотя PCI-слот там есть и видеоплата прекрасно работает на нем, устройство видеозахвата, возможно, установить на эту модель так и не удастся, поскольку первые версии стандарта PCI не поддерживают необходимый режим работы. Проблемы почти наверняка возникнут с материнскими платами на чипсете (наборе микросхем), произведенным не фирмой Intel.

Не стоит устанавливать внутренние устройства видеоввода на откровенно устаревшую материнскую плату.

Обязательно договоритесь с продавцом о возможности возврата, если устройство не будет работать в вашей конфигурации.

Если при установке устройства видеоввода возникли проблемы, не спешите менять плату. Вначале попробуйте установить ее на другом компьютере (естественно, отличающемся по конфигурации от вашего). В хороших фирмах-продавцах компьютерного видеооборудования при сомнительных ситуациях можно договориться о возможности обратной проверки, то есть протестировать вашу материнскую плату и процессор с заведомо работающей платой видеоввода выбранной вами марки.