Вы здесь

Видео на вашем компьютере: ТВ тюнеры, захват кадра, видеомонтаж, DVD. Введение (О. А. Буковецкая)

Введение

Устройства ввода в компьютер невербальной (не буквенно-цифровой) информации еще совсем недавно казались экзотикой, затем – весьма дорогостоящими излишествами, и только в последние годы стали будничной реальностью. Все последствия появления у ПК «глаз» и «ушей», наверное, невозможно вообразить. Вероятно, кто-то из вас, дорогие читатели, хотя бы раз испытал радость встречи на видеоконференции с друзьями и коллегами, которые уже давно там, куда доехать все никак не хватает времени или (и) денег. Другие, возможно, совсем недавно делали ко дню рождения шефа коллаж, «усаживая» его в роллс-ройс, найденный на одном из «митинских» компакт-дисков. Фрагменты «живого» видео в компьютерных играх уже никого не удивляют. С другой стороны, ввод видеоинформации является естественной частью многих проектов, которые сейчас кажутся почти фантастическими, но наверняка будут реализованы быстрее, чем мы это предполагаем. Это, например, «интеллектуальный дом», послушный почти что мановению руки своего хозяина, или недремлющий электронный сторож, умеющий отличать зашедшего в гости соседа от подозрительного незнакомца.

Конечно, данная книга ориентирована не на разработчиков новейших технологий. Она предназначена тем пользователям, для которых компьютер не просто удобная пишущая машинка. Случилось так, что их отношение к системам ввода звука и изображения принципиально различны: почти у каждого установлена звуковая карта, но записью звука занимаются в основном профессионалы. Устройства ввода изображения менее распространены, однако работа с изображениями является для компьютерного мира чем-то аналогичным политике и медицине в мире бытовом: каждый считает себя специалистом в этих областях. Конечно, ввод видеосигналов в компьютер или, другими словами, видеоввод – не единственный и на сегодняшний день даже не основной способ получения оцифрованных изображений. По распространенности этот метод безусловно уступает сканированию. Однако по вопросам сканирования и последующей обработки изображений в последнее время нетрудно найти весьма неплохую и одновременно понятную для начинающего литературу. Что же касается изданий, рассматривающих проблемы, возникающие при видеовводе, их практически нет. Легко найти информацию, относящуюся к видеомонтажу, но это лишь одно из многочисленных приложений видеоввода. В результате компьютерное видео стало одной из самых «мифологизированных» областей компьютерных технологий. Менеджерам фирм, поставляющим платы видеоввода, порой по несколько раз на дню на вопросы возможных покупателей приходится отвечать «к сожалению, это невозможно» или «такого устройства не существует». Несколько лет назад автору довелось участвовать в весьма запоминающемся «приключении», суть которого заключалась в подготовке фона для плаката формата А1 на основе кадров, полученных путем видеоввода. В конце концов, цель была достигнута, но затраченные силы, безусловно, заслуживали более достойного применения. Особую пикантность ситуации придавало то, что никаких препятствий (кроме крайнего авантюризма всех участников) для того, чтобы заснять необходимый материал на слайд, не было. Я думаю, что на подобные грабли (по просьбе клиента или по собственному… м-м… недомыслию) наступала не одна команда дизайнеров.

Одна из целей этой книги – дать ясное представление о том, что может и чего не может видеоввод, чтобы помочь избежать неоправданных затрат сил и времени.

Другая и, возможно, главная цель – помочь тем, у кого нет диплома инженера, но есть желание работать не вслепую, разобраться с процессами, происходящими при видеовводе. Естественным образом отсюда вытекает и следующая задача: показать причины возникающих проблем и способы их устранения или, по меньшей мере, как ликвидировать нежелательные последствия.

Наконец, еще одна важная цель: достаточно подробно рассказать о имеющихся на рынке устройствах для видеоввода, чтобы каждый мог выбрать то, что наиболее соответствует его задачам.

Сразу следует оговориться, что в этой книге рассматривались только устройства потребительского класса стоимостью до 1000 долларов. Профессиональная аппаратура иногда упоминается, но задача ее детального обзора не ставилась. Кроме того, «за бортом» осталось откровенно устаревшее оборудование, например платы на шине ISA. Не имелось в виду и составление полного каталога, поэтому некоторые однотипные, или, на взгляд автора, малоинтересные изделия не вошли в обзор. В отношении устройств, протестированных автором, приведены не только технические характеристики, но и даны впечатления пользователя. При описании части оборудования пришлось ограничиться информацией от производителей.

Автор заранее приносит извинения за ограниченность обзора, поскольку за время подготовки книги, скорее всего, появились новые интересные изделия и, возможно, программы.

Первая глава данной книги содержит общую характеристику систем видеоввода.

Вторая посвящена телевидению и аналоговому видео.

Третья – цифровому видео, то есть принципам оцифровки и хранения данных и наиболее распространенным форматам.

В четвертой главе приводятся описания компьютерных видеосистем основных типов: внутренних и внешних ТВ тюнеров и плат захвата кадра, устройств линейного и нелинейного монтажа, декодеров MPEG и видеомультиплексоров.

Пятая глава посвящена программному обеспечению для ввода кадров и их последовательностей, а также программным DVD– и MPEG-проигрывателям. Приемы работы по нелинейному монтажу не рассматривались, поскольку представляют собой весьма специфическую тему, достойную отдельной книги. Кроме того, этот материал рассмотрен в книге, посвященной Adobe Premiere, недавно вышедшей в издательстве «ДМК».

В шестой глава рассказывается об использовании компьютерного видео в системах безопасности и контроля

В седьмой главе представлены фирмы, производящие и поставляющие компьютерные видеосистемы и системы безопасности.

Наконец, в восьмой главе содержатся рекомендации по обработке и ретушированию изображений, полученных путем захвата кадров.

Автор приносит глубокую благодарность независимому специалисту Александру Федосееву за участие в тестировании, ведущему конструктору фирмы «Нейроинформатика» Дмитрию Суверину за ценные критические замечания по тексту книги, а также сотрудникам фирм Respect, «Мультимедиа клуб», IP Labs за предоставление оборудования для тестирования.