ДОСУДЕБНАЯ СТАДИЯ ВЗЫСКАНИЯ ДОЛГА
Платежная дисциплина присуща в большей степени только сфере кредитно-денежных отношений, т.к. банки под влиянием регулирующих норм ведут себя строже с потребителями. В жилищно-коммунальном хозяйстве ситуация диаметрально противоположная.
Схема 1. Общая схема работы с задолженностью
В приведенной выше схеме взыскания задолженности видна последовательность действий после выявления просрочки.
По стадиям взыскания долга можно выделить три: досудебную, судебную, исполнительное производство.
Досудебная стадия взыскания долга состоит из ряда действий, выполняемых в течение 30 дней с момента выявления долга:
– Вручение уведомления о том, что потребитель переходит в категорию должника и в отношении него будут приняты меры по взысканию задолженности.
– Предложение о заключении реструктуризации задолженности.
– Телефонные звонки, СМС.
– Письма на работу должнику.
Если должник не идет на контакт, отказывается оплачивать долг либо заключать соглашение о реструктуризации, переходят к действиям, выполняемым в течение следующих 45 дней:
– Вручение уведомлений об отключении от электричества/ водоснабжения.
– Отключение от электричества/водоснабжения.
– Вручение уведомлений об отключении от канализации.
– Отключение от канализации.
Приведенная выше досудебная стадия взыскания долга состоит из ряда действий, выстроенных в порядке возрастания по степени воздействия на должника.
Досудебная стадия взыскания задолженности состоит из личных встреч с должником, проведением переговоров, психологического воздействия и убеждения. При этом на должника ни в коем случае нельзя оказывать силового воздействия и использовать методы, нарушающие закон, посягающие на права должника как личности.
ВРУЧЕНИЕ УВЕДОМЛЕНИЯ О ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Практика показывает, что потребитель, не оплачивающий оказанные ему жилищно-коммунальные услуги, не считает себя должником до тех пор, пока об этом ему не сообщат. До этого момента он будет думать, что о задолженности известно только ему одному, а значит, и время для оплаты он выберет самостоятельно. Разумеется, это приводит к несвоевременной оплате и росту задолженности. В этой связи необходимо по истечении двух месяцев с момента образования просроченной задолженности информировать потребителя о том, что он переходит в категорию должников, и что в отношении него будут приняты меры по взысканию долга.
Так как «люди больше верят глазам, чем ушам» (Homines amplius oculis, quam auribus credunt (лат.)), уведомление о задолженности необходимо вручать должнику в руки. Это необходимо для налаживания с ним диалога, выяснения причин появления задолженности, сбора информации о должнике и поиска решения по погашению задолженности.
Минуя эту стадию и сразу приступив к взысканию долга (отключение коммунальных услуг, подача иска в суд и пр.), можно столкнуться с агрессивным поведением должника. Такая реакция будет справедливой, а главное спровоцирована вами, т.к. приступать к мерам по взысканию задолженности необходимо только после предложения «мирного» способа погашения долга. Отказ должника вести переговоры и оплачивать долг служит своего рода согласием к тому, что в отношении него будут применены все меры по взысканию задолженности.
В то же время, многие потребители после получения уведомления о том, что они переходят в категорию должников идут на контакт для поиска выхода из сложившейся ситуации, изыскивают возможности погашения задолженности. Это позволяет существенно экономить время для получения результата – возврата долга.
В виду того что потребители воспринимают любой текст на бумаге как ненужную рекламу (спам), из-за засилья листовок в почтовом ящике, уведомление выполняется на фирменном бланке и подписывается руководителем организации, а также лицом, ответственным за работу с должниками, с проставлением синей печати организации. Данная форма и содержание уведомления воспринимается потребителями как важный документ, побуждающий к действиям.
Уведомление о задолженности выглядит следующим образом:
Фирменный бланк
исх.№112-Д от «___» ___________20___г.
Адрес: _________, кв.№ ___
Ф.И.О.______________________________
У В Е Д О М Л Е Н И Е
Доводим до Вашего сведения, что Вы попадаете в разряд неплательщиков за ЖКУ. Ваша задолженность на дату ________ составляет: ____________ руб.
Вам необходимо явиться в ООО «Управляющая компания» по адресу Улица, д. 10Б, в отдел по работе с должниками для выяснения причины неуплаты.
В случае, если Вы намерены погасить задолженность за ЖКУ в добровольном порядке, Вам необходимо заключить соглашение с ООО «Управляющая компания» о реструктуризации долга. При заключении данного соглашения долг будет разделен на равные части, что облегчит оплату. При этом на Вас не будет подано в суд, не будет отключено электричество и начислены пени за просрочку платежа.
Если же Вы откажетесь от погашения задолженности, мы будем вынуждены:
1. Приостановить подачу коммунальных услуг (электричество, вода);
2. Внести ваши данные в черный список должников через бюро кредитных историй;
3. Выселить из занимаемой квартиры через суд;
4. Взыскать в судебном порядке долг за ЖКУ, а также пени за просрочку оплаты долга;
5. Возбудить исполнительное производство Службой судебных приставов, которой будут проведены следующие мероприятия:
– наложен запрет на куплю-продажу квартиры, огорода, машины, гаража и пр.;
– направлен запрос в ГИБДД на наличие автомобиля у должника с целью его последующего ареста и продажи в счет долга;
– наложен запрет на выезд заграницу;
– произведено взыскание задолженности с пенсии/заработной платы должника;
– произведен рейд по квартирам должников с целью ареста имущества.
Если задолженность не будет погашена Вами в течение месяца (с момента получения уведомления), мы будем вынуждены приступить к проведению всех мероприятий по взысканию задолженности за ЖКУ.
Если Вы не согласны с размером обязательных платежей, Вы можете оспорить их в судебном порядке.
Убедительно просим погасить задолженность.
Оплату рекомендуем производить в кассе по адресу:
ул. Улица, д.3А с 08.00—17.00 часов (с понедельника по пятницу), обед с 13.00—14.00 часов и с 8.00—14.00 без обеда (в субботу).
ул. Шинников, д.3 Торговый центр «Березка» с 10.00—19.00 часов (понедельник выходной).
Директор ____________________ ФИО
М.П.
Юрисконсульт ______________ ФИО
Тел. моб.: 8-917-917-91-79, раб.: 345-34-34
После получения указанного уведомления должник, даже если он не намеревается платить, приходит в организацию ЖКХ для пояснения причин просрочки оплаты, а также с целью не допустить в отношении себя санкций. В этот момент собирается как можно больше информации о потребителе и заполняется паспорт должника, берется объяснительная и обязательство погасить долг в определенный срок, т.к. второй такой возможности может не быть.
Во время заполнения паспорта должника выясняются причины возникновения просроченной задолженности, отношение к долгу и точная дата его погашения. Чтобы удостовериться, понимает ли должник ситуацию, в которой он находится из-за задолженности, ему повторно и подробно объясняются все негативные последствия, указанные в уведомлении:
– Что будет, если должнику приостановят подачу коммунальных услуг (электричества, воды), и как от этого ухудшится его быт.
– Как внесение данных должника в бюро кредитных историй может привести в дальнейшем к отказу в выдаче кредита (ипотеки) в банке.
– Готов ли должник к выселению из занимаемой квартиры через суд из-за задолженности.
– На сколько увеличатся затраты должника на оплату госпошлины и пени, если организация приступит к взысканию задолженности в судебном порядке.
– Какие негативные последствия ожидают должника после того, как будет возбуждено исполнительное производство службой судебных приставов: наложен запрет на куплю-продажу квартиры, огорода, машины, гаража и пр.; направлен запрос в ГИБДД на наличие автомобиля у должника с целью его последующего ареста и продажи в счет долга; наложен запрет на выезд заграницу; произведено взыскание задолженности с пенсии, заработной платы должника; произведен рейд в квартиру должника с целью ареста имущества.
После подробного объяснения необходимо убедиться, что должник понял всё, что было сказано. Также необходимо довести для сведения, что весь объём санкций, которым вы располагаете, может остаться не задействованным, если должник погасит задолженность.
ЛИЧНЫЕ ВСТРЕЧИ С ДОЛЖНИКАМИ
На каждой из стадий по взысканию задолженности для содержательного и эффективного донесения информации, а также для сбора информации, предпочтительны личные встречи с должниками. Для этого сотрудник должен обладать умением вести переговоры, а иногда физической подготовкой, т.к. не редки случаи неадекватного поведения должников.
Личные встречи с должником могут проходить как в кабинете организации ЖКХ, и являются безопасными, так и по месту его жительства, где могут возникнуть нестандартные ситуации.
Если в личной встрече участвует сотрудник женского пола, то она не должна оставаться один на один с должником. Все встречи, тем более по месту жительства должника, должны проходить с несколькими сопровождающими женского пола (2, 3 человека) или как минимум с одним мужского. Таким образом, чтобы минимальный состав группы был не менее двух человек.
В связи с тем, что в большей степени, должники относятся к неблагополучной категории граждан, к каждой личной встрече необходимо готовиться. Необходимо учитывать, что есть вероятность нападения должника из хулиганских побуждений или из-за нахождения в состоянии алкогольного опьянения, нервозности, вспыльчивости.
Неопытные сотрудники нередко совершают грубые ошибки. Они в одиночку без опаски заходят в квартиру должника, забывают об осторожности и поворачиваются к должнику спиной, позволяют закрывать входную дверь на замок. При работе в группе разбивают её, расходятся по разным комнатам оставаясь по одному – совершают действия и поступки, провоцирующие желание напасть. Иногда поведение сотрудника, его слова усиливают вероятность того, что он создаст и попадет в прескверную ситуацию.
Перед тем как приступить к личным встречам с должниками, необходимо подготовить инструментарий:
– Установить приемные дни и часы для встреч с должниками по месту работы.
– Разработать маршрут для поквартирного обхода должников, где будет не более 8—12 адресов, т.к. большее количество обойти за один раз невозможно.
– Подготовить удостоверение сотрудника и спецодежду (нарукавную повязку).
– Подготовить речь в зависимости от поведения должника, готового платить или отказывающегося, ведущего себя агрессивно и пр.
– Диктофон.
– Универсальный ключ от домофонов.
– Подготовить раздаточный материал: уведомления, брошюры, повестки и т. д.
СБОР ИНФОРМАЦИИ О ДОЛЖНИКЕ: ПАСПОРТ ДОЛЖНИКА
Паспорт должника – это инструмент, который позволяет увеличить производительность труда. В нём указывается самое важное, что есть по должнику: ФИО, паспортные, контактные данные и пр. Глядя на паспорт должника, специалист может за 5 секунд составить в уме полную картину о должнике и определить стратегию по взысканию задолженности. Ведение паспортов должника существенно снимает стресс, который испытывает специалист, когда у него много дел, экономит время взыскания задолженности и повышает эффективность.
Итак, приводим основные графы анкеты-паспорта должника:
Фамилия, имя, отчество, адрес проживания и место рождения, включая паспортные данные, необходимы, помимо очевидной цели идентификации потребителя, для подачи в суд судебного приказа или искового заявления. Также эти данные можно использовать для сбора дополнительных сведений о потребителе и его задолженностях на сайте Службы судебных приставов – http://www.fssprus.ru.
По дате рождения можно сделать вывод о дееспособности должника или возрастных ограничениях в дееспособности, т.к. подать заявление в суд и взыскать долг можно только после достижения должником 18 лет.
Наличие автомобиля, а также водительского удостоверения гласит об отсутствии учета в психоневрологическом диспансере, а значит, также о дееспособности должника.
Контактные телефоны должника, в том числе его e-mail, адреса в социальных сетях, порой более важны для взаимодействия, нежели иные способы связи. Полученные контакты экономят время и облегчают процедуру взыскания долга, т.к. исключают личные встречи по месту жительства должника.
Графа о месте работы, должности и заработной плате позволяет понять платежеспособность должника, а также открывает возможность отправления письма его работодателю.
Сведения о семейном положении позволяют понять уровень достатка должника. А сведения о детях являются приоритетными при оценке перспективности подачи иска в суд для отключения коммунальных услуг или выселения из неприватизированной квартиры.
Данные об имуществе должника могут пригодиться в исполнительном производстве.
В строке «Иное» указываются данные о судимости, об учете в наркологическом или психоневрологическом диспансере, сведения о родственных связях с сотрудниками организации ЖКХ и пр.
Сбор информации и заполнение паспорта осуществляет работник организации со слов должника, а также на основании подтверждающих документов. Если заполнение паспорта доверить должнику, многие сведения, по понятным причинам, будут им скрыты. При заполнении паспорта, в разговоре с должником, можно узнать его слабые стороны, на которые можно воздействовать при взыскании долга.
Несколько примеров:
1. Должник, проживающий в неприватизированной квартире, боится выселения из-за задолженности.
2. У должника намечается отдых в Турции, но он опасается, что не сможет выехать за границу из-за наложенного запрета на выезд Службой судебных приставов (ССП).
3. Должник собирается продавать квартиру, но он не сможет приступить к регистрационным действиям, пока не будет полная оплата долга и ССП не снимет запрет.
4. Дети должника в скором времени захотят взять кредит на приобретение собственного жилья, но им в этом будет отказано, пока данные о задолженности не будут удалены из бюро кредитных историй.
СОГЛАШЕНИЕ О РЕСТРУКТУРИЗАЦИИ ЗАДОЛЖЕННОСТИ
Реструктуризация задолженности – это мера, применяемая в отношении должников, которые не оплатили оказанные им услуги в установленный срок, изменяющая первоначальные договоренности с целью исполнения обязательств любым иным способом.
Зачастую реструктуризация долга в ЖКХ предоставляет рассрочку по погашению задолженности на период, удовлетворяющий обе стороны – взыскателя и должника.
Пример соглашения о реструктуризации задолженности с рассрочкой оплаты долга приведен ниже.
СОГЛАШЕНИЕ
о реструктуризации задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг
г. Городской, «01» марта 2017 г.
ООО «Управляющая компания», в лице директора ФИО, действующего на основании Устава, с одной стороны, и ФИО, 19.07.1991 г.р., РТ. г. Город, именуемый в дальнейшем «Должник» (паспорт серии 9292 №940940 выданный 02.10.2015 г. Б ОВД г. Город, с другой стороны, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011г. №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» заключили настоящее соглашение о нижеследующем:
1. Предметом настоящего соглашения является реструктуризация задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг по состоянию на «01» марта 2017 г. в сумме 224 301.41 руб.
2. Реструктуризация осуществляется в виде рассрочки погашения задолженности по оплате жилищно-коммунальных услуг до «30» ноября 2019 г. с погашением ежемесячно равными долями, начиная с «25» марта 2017 г.
3. Платежи в счет погашения задолженности осуществляются один раз в месяц в срок оплаты текущих платежей в соответствии с утвержденным графиком.
4. Пени за несвоевременное погашение должником обязательств, по которым осуществляется реструктуризация, со дня подписания настоящего соглашения не начисляются.
5. Должник вправе произвести досрочное погашение задолженности, указанной в пункте 1 настоящего соглашения.
Исполнение обязательств, определенных настоящим соглашением, по оплате суммы задолженности, по которой осуществляется реструктуризация, не освобождает должника от обязанности внесения текущих платежей за жилищно-коммунальные услуги.
Конец ознакомительного фрагмента.