Вы здесь

Взыскание задолженности в ЖКХ. От эффективного взыскания долга до искоренения должников. ПРОФИЛАКТИКА ЗАДОЛЖЕННОСТИ (Дмитрий Клешнин)

ПРОФИЛАКТИКА ЗАДОЛЖЕННОСТИ

Кредиторы отличаются лучшей памятью, чем должники.
Б. Франклин

Если вы работаете в организации, которая считает нормой просрочку по оплате предоставленных (коммунальных) услуг, не удивляйтесь, если в определенный момент даже дисциплинированные жильцы начнут платить с опозданием.

Возьмите за правило: задолженность необходимо исключать до её появления.

Чтобы не допустить накопления проблемного долга и исключить в связи с этим материальные затраты, необходимо уделить внимание профилактике задолженности. К мерам профилактики относятся анализ и учет задолженности. Основными задачами при этом являются регулярная проверка платежной дисциплины потребителей, выявление новых долгов, роста старых или погашение имеющихся. Целесообразно проводить проверку задолженности несколько раз за месяц: в начале месяца, в период, установленный для оплаты услуг, и в конце месяца. По итогам проведенной проверки необходимо определить причины возникновения задолженности и меры воздействия на проблемных должников.

ВЫБОР ОБЪЕМА ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕР

Организации ЖКХ располагают паспортными данными должника, информацией о месте проживания, сведениями о лицевых счетах, а также имеют возможность приостанавливать предоставление коммунальных услуг.

Перед тем как приступить к взысканию задолженности, следует определить минимальный объем профилактических мер и время для их осуществления.

Так, среди профилактических мер могут быть:

– Штампы для нанесения информации на квитанциях для добросовестных потребителей с благодарностью за регулярную оплату коммунальных услуг, а для должников – с предупреждением о том, что на них будет подано в суд, арестованы имущество и счета, запрещено выезжать заграницу, отключено электричество и т. д.

Информация на штампе адресована добросовестным потребителям – около 90%. Именно эта категория потребителей остается без должного внимания и заслуживает поощрения за сознательность в оплате коммунальных услуг. Также штамп содержит информацию для должников с указанием средств воздействия.

«Проштамповать» квитанции необходимо один раз в месяц перед отправкой потребителям.


Объявление и штампы


– Объявления на информационных досках около подъезда о недопущении просроченной задолженности с указанием номера квартиры и суммы долга, либо с информацией о проведении отключения коммунальных услуг (электричества) в квартиры должников и др.

Данный вид объявления является одним из действенных из-за того, что информация о задолженности становится открытой и влияет на должников как общественное порицание. Если внизу объявления указать телефон, по которому с вами можно связаться, то поступят обращения должников, недовольных такой открытостью. Общение с должником позволит собрать информацию и выработать стратегию взыскания долга. Объявления размещаются один раз в месяц – за неделю до установленной даты оплаты коммунальных услуг, чтобы у должников было время оплатить задолженность.


Информационный стенд


– Информационный стенд – очень важный элемент в профилактике задолженности. Он размещается в доступном и людном месте. На стенде указываются данные о проведенной работе по взысканию задолженности по всем проработанным направлениям, а также размещаются сведения для профилактики задолженности и способах оплаты. Обновление данных на информационном стенде происходит ежемесячно.

– Информирование потребителей на собрании. Собрания собственников жилья многоквартирных домов, проводимые совместно с организацией ЖКХ, подходят для профилактики задолженности. Во время проведения таких собраний будет не лишним информировать потребителей о выполненной работе по взысканию задолженности (количестве квартир, отключенных от коммунальных услуг, поданных судебных приказов (исков), арестованного имущества и пр.), а также о мерах борьбы с должниками. Чтобы закрепить в памяти у потребителей сведения о работе с задолженностью, используют раздаточный материал в виде брошюр или листовок.

– Средства массовой информации. Ряд управляющих компаний (ТСЖ, ЖСК и пр.) имеют в распоряжении собственные газеты, интернет-сайты, группы в социальных сетях. Публикуя в них специальные сведения, можно сформировать у потребителей ответственность по регулярной оплате коммунальных услуг. Если же собственного ресурса, печатного издания у организации нет, выходом может служить поддержание взаимовыгодных отношений с локальными СМИ, которым нужны новости о работе с должниками (отключение коммунальных услуг, арест имущества и пр.).

Дабы исключить привыкания потребителей к применяемым мерам воздействия, необходимо их чередовать, а также делать перерывы в использовании.

Перечень профилактических мер, перечисленный выше, не является исчерпывающим – он минимален. Лишь регулярное применение всех мер поможет предупредить образование задолженности.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Введите в вашу работу с должниками мероприятия по профилактике задолженности.