Красные слоны
Все занимали свои места. В первом ряду сидел мальчик около шести лет. Пока мать и старший брат обсуждали далёкие от него вопросы, связанные с едой, он с неугомонным ритмом сердца ожидал начала представления и исследовал этот новый дивный мир.
– …Марк! – крикнула мать, протягивая малышу пирожное.
Она всегда была настойчива, и мальчик не стал отказываться, чтобы спокойно продолжить свои наблюдения. В зале сохранялся шум. Люди искали свои места, людей, себя.
Наконец раздался хлопок, и шоу началось. На сцену вышли акробаты. Они словно дирижеры руководили огромным ахающим оркестром. Наиболее опытные участники обходились без рук у рта и лишь тихо подыгрывали глазами этому завораживающему зрелищу.
– С ума сойти можно, что вытворяют! – воскликнула мать.
– Пф! Обычные трюки, – возразил старший сын.
Мальчик не стал комментировать. Его лицо до сих пор выражало ожидание. Он, казалось, и не видел все эти пирамиды из людей, акробатические трюки, летающие ножи. К середине представления он и вовсе стал разочаровываться и принялся за пирожное.
Съев половину, он вдруг замер, не дожевав остатки во рту. Началось выступление слонов. Неожиданно его детское любознательное лицо слегка исказилось, потускнело, повзрослело. Так он просидел всё оставшееся время, не обращая внимания на последующие номера.
Выходя из цирка, мать начала свой беззвучный монолог восхищения, который очень скоро был прерван угрюмым молчанием младшего сына.
– Марк, что с тобой? – спросила она. – Марк, ты меня слышишь?! Тебе плохо?
– Нет, – сдержанно выдавил он.
– Да как… – врезался старший.
– Перестань (…обычно…), – остановила его мать и, наполняя каждое слово материнской лаской, переспросила младшего сына. – А что тогда, м?
Мальчик молчал.
– Марк, – жалобно выстрелила мать и, взяв его за руки, села перед ним.
– Слоники, – почти разрыдавшись, сказал мальчик.
– Что с ними, м? Ну-ка, иди сюда.
Прижавшись к маме, он, едва сдерживая слёзы, спросил:
– Почему они такие серые?
– Серые?! – улыбнувшись наивности ребёнка, спросила мать. – Ну, а какие они должны быть, м?
– Кра-а-асные…
Старший начал было уже издеваться над малышом, но мать как львица резко среагировала и избавила ребёнка от несносного поведения брата.
– Марк, почему ты так решил? – продолжила она.
– В моей… книж-ке… они …бы-ли кра-асно-го цвета и улы-ба-ались, – вытирая глазки, ответил он.
– Ну… – нетвёрдо начала мать, взяв ребёнка за руку – это же книжки…
Мальчик удивлённо посмотрел ей в глаза и неуверенно выложил на растерзание взрослых когтей свой вопрос:
– И-и… что?
– Ну как это что, м? В них же всё неправда. Их пишут для того, чтобы развлекать людей, в особенности детей. Ведь так, Алекс?
– Ага, – устало ответил старший.
– Когда повзрослеешь, – продолжала мать, – ты это поймешь. Всё, что там написано – это, ну, всего лишь вымысел. Не принимай так близко к сердцу, малыш.
Мальчик шёл со странным взглядом, устремлённым куда-то вперед.
– Кажется, ты меня не совсем понимаешь, м? В общем, когда ты станешь таким же взрослым, как Алекс, ты поймёшь, что всё вокруг другое…
– Какое? – перебил мальчик.
– Ну… Не такое, как тебе кажется и как пишут в детских книжках.
Мальчик продолжал смотреть вперёд. Мать решила отвлечь его шоколадным пудингом. Но сидя дома за столом, поняла, что её план не сработал.
– Что это с ним? – спросил отец, глядя вслед вышедшему из кухни ребёнку…
Мальчик лежал на кровати и смотрел куда-то вперёд. Казалось, что его взгляд уходил гораздо дальше стен этой душащей обыденности. Внезапно он спрыгнул с кровати и достал из-под неё огромную книгу. Он начал лихорадочно листать своё маленькое сокровище, пока не нашёл нужную ему страницу…
Тук-тук-тук.
– Да? – растерянно спросил мальчик, не зная, что делать со своей тайной.
В комнату вошёл отец. Он медленно подошёл к сыну и задумчиво уставился в книгу.
– Знаешь, а я ведь где-то их видел…
– Правда? – радостно завопил мальчик. – Где?
– Не помню, – ответил отец, посадив ребёнка на колени. – Может, когда я путешествовал в Африке… Но я определённо их где-то видел.
И словно самые счастливые люди на этой тесной планете они с детской улыбкой взглянули на красочные страницы, с которых в ответ им улыбались красные слоны.