Вы здесь

Взорванный город. Роман. Мама (Марина Бойкова-Гальяни)

Мама

Год потери отца мама переживала трудно: пристрастилась к спиртному и катилась вниз по наклонной. Женя поняла лишь позднее, что чувство вины перед мужем не отпускало маму до конца. А конец был близок. Спустя десять месяцев бедная Роза погибла нелепо и случайно: переходила улицу по зелёному сигналу, а пьяный водитель не остановился. Так девочка попала в сиротский приют.

Временами Женя с тоской вспоминала жизнь в семье, но, странное дело, брат теперь рисовался не плохим, даже напротив, и она скучала. Олег стал единственным близким человеком, всем, что осталось после счастливой жизни с родителями, с отцом. А вестей о брате не было. Воспитатели уходили от детских вопросов, пожимая плечами, словно недоумевали, о чём идет речь, и сирота подозревала, что они намеренно скрывают правду.

Жене исполнилось двенадцать, когда в группу пришла Анечка, прелестная, хрупкая и очень ранимая. Девочки сразу подружились, и возле сердца затеплилась искорка надежды.

Почему судьбе угодно лишать ребенка самого дорогого? Она не смогла ответить, как бы не пыталась. Вскоре родная тётка по матери изъявила желание взять опеку над племянницей. Женя трогательно простилась с Анечкой, пообещав, что никогда не забудет.

Итак, чужой дом. Тетя Мара относилась жалостливо, называя сироткой, несчастной жертвой глупости родителей. Однажды, в минуту особого расположения, девочка спросила:

– Вы слышали о брате, Олеге? Что с ним?

– Охо-хо! – Тётя покачала головой, – Лучше не знать тебе вовсе, бедная сирота! Господь возложил тяжелую ношу на хрупкие плечи ребёнка. Грехи тяжкие!

Такой ответ не удовлетворил Женю. Поняв, что тётя многое скрывает, она решила узнать, во что бы то ни стало о брате.

– Расскажи о маме. Какая мама была в детстве?

– Роза? Роза была баловнем родителей. Не знаю, какие надежды они возлагали на твою мать, но всё лучшее в нашем доме было для Розы. Последний ребенок, мы с братом намного старше, Роза была всеобщей любимицей. Брат обожал малышку, я же порой ревновала, но тоже души в сестре не чаяла. Увы, она вышла далеко не за принца. Фамилия Максима, твоего отца, прогремела тогда на всю страну в связи с одним страшным делом.

– Алексей?

– Ты знаешь?

– Мама не раз напоминала отцу о брате. Но папа отказывался признавать.

– Наш с Розой отец, твой дедушка, был вне себя. Он пытался всеми силами противиться выбору любимой дочки, но тем самым сделал запретный плод еще желаннее. Роза вышла замуж без одобрения родных, отрезав себя от семьи.

– Поэтому бабушка никогда не приезжала в гости?

– Да. Кроме того, мама не простила Розе того, что нашего папу (твоего деда) хватил инсульт от переживаний. Он так и не оправился полностью. Стал инвалидом. Оставшиеся годы подволакивал ногу, а одна рука так и не распрямилась.

– Я не знала, что мама так любила моего отца.

– Максим умел добиваться чего хотел. Он был очень красивым юношей. Таким загадочным, романтичным, с бледным трагическим лицом. Просто неотразим! Будь я моложе, возможно потеряла бы голову. Он выбрал твою маму, своевольную, избалованную девицу. Роза была прехорошенькой.

– Да, неумно, – кивнула Женя.

Тетя расхохоталась:

– Причем тут ум? Твоя мать думала другим местом!

Девочка вспыхнула, потому что кое-что уже знала от подруг сирот.

– Пришло время, а принц Максим был тут как тут. Влюбленный, нежный красавец, с не очень хорошей родословной. Роза, привыкшая к потачкам, сделала по-своему. Она ушла с твоим папой, в чём была, без приданого. Даже не взяла личных вещей.

– Дедушка простил когда-нибудь?

– Папа не держал зла на любимую дочь. Он ждал возвращения младшей дочери всю жизнь. А Роза ни разу не навестила отца. Папа умер, глядя на дверь, с именем Розы на устах.

– Мама была счастлива с моим папой. Они стали ссориться, когда Олег вырос. Тетя Мара, вы знаете почему?

– Нет. Роза не общалась с нами, с тех пор как вышла замуж.

– Ни разу?

– Ни разу. Мама послала ей телеграмму, когда отец заболел, но Роза не откликнулась.

– Верно, бабушка прокляла Розу, поэтому они с папой возненавидели друг друга.

– Не думаю, чтобы прокляла, ведь её очень любили мы все. Тебе, девочка, не надо смотреть триллеров и ужастиков. Зря Роза выбрала твоего отца в мужья. Алексей повлиял на вашу с Олегом наследственность.

– Я не убийца. А за Олега не в ответе. Он уже совсем взрослый, и почему не навестит родную сестру?

– Твой брат повредился рассудком. Когда Роза вызвала скорую Максиму, Олег вовсе рехнулся, кидался на отца, тряс, выкрикивая угрозы. Его изолировали, то есть отправили в психиатрическую клинику.

– Мама позволила?

– Да.

– Откуда вы знаете?

– Когда решилась забрать тебя из приюта, узнала всё, что смогла.

– В какой клинике Олег? Можно навестить брата?

– Уверена, что хочешь видеть?

– Хочу.

– Не знаю, пустят ли, ведь ты мала. Впрочем, ладно.

– Тетя, папа похож на Алексея?

– Близнецы.

– Близнецы? Ты знала?

– Фото Алексея обошло газеты. Одно лицо! Да, Роза бросила вызов семье, связавшись с Максимом.

– Как могла!? Девочки из школы избегали меня. Правда, Алине родители не запрещали дружить. Папа не запятнал себя. Он был хорошим, очень. Я любила отца больше мамы. Тетя, жаль, ты не знала отца. Папа говорил, что у него не было брата. А мама попрекала родней. Папа был самым лучшим человеком на свете! Он сильно страдал из-за Олега, предупреждал маму, что Олег болен. Но мама не слушала.

– Бедная Роза! Сестрёнка не вынесла боли. Как поверить, что сын растет маньяком по вине любимого мужчины?

– Папа не виноват! Почему он должен нести кару за брата?

– Он не виноват в том, что сгубил Розу? А что испоганил жизнь любимой дочке, сыну? Не виноват, говоришь? Чем Максим лучше брата-убийцы?

– Это несправедливо! Папа не делал плохого. Он не отвечает за брата.

– Максим не имел права на обычную жизнь, на женитьбу, рождение детей. Нет, не имел. Он убил Розу! Убил моего и Розы папу, сделал несчастной твою бабушку. Чем же лучше Алексея?

– Но почему, тётя, почему?

– А Олег? Бедный парень!

– Его лечат?

– Лечат. Только лучше бы сделали лоботомию. Говорят, запретили.

– Ах, тётя, разве можно так говорить? Скажи, и мне нельзя заводить семью, детей?

– Да, нельзя. Род Наумовых не должен продолжаться. По-честному, я и Олега не выпускала бы из клиники, даже, если признают здоровым. Наоборот, заперла бы ещё тщательнее.

– Олег мучил кошек и собак. Он не убивал людей.

– Всему своё время. Прошел «хорошую» школу, теперь легко убьёт человека.

– Брату двадцать два года. Он стал умнее. Если выпустят, я помогу встать на ноги. Знаю, сама ребенок. Но любовь сестры вылечит Олега, верю. Я не уйду от проблемы, как отец, и потакать не стану, как мама.

– Милая Роза! Ей не хватило божьего благословения. Но тебя пусть Господь не оставит заботой, девочка моя! Молись чаще, будь искренна в молитвах.

Тетя Мара обняла горячими полными руками, и девочка растворилась в обширной массе. Только теперь Женя поняла, что виной всему, не папа, а любовь, такая вот коварная штука. Мамино чувство было настолько сильным, что ни минуты не сомневаясь, она связала судьбу с отцом. Любовь не только зла, но слепа, и глупа.

– Никогда не полюблю безрассудочно, слепо, как мама. Или полюблю настоящего парня, верного и доброго. Разумеется, с хорошими предками, – Женя прижалась крепче к надежной толстой Маре. – Клянусь!

Тетка покачала племянницу, словно баюкая:

– Да, моя хорошая! Пусть Бог поможет.

– Тетя, я похожа на маму? – отстранилась, чтобы она могла внимательно рассмотреть лицо. – Когда приходили в дом люди, то всегда говорили, что я вылитая мать, но папа считал меня своей дочкой.

– Ты похожа на отца чертами, но, кинув беглый взгляд, любой скажет, что ты вылитая Роза.

– Как? Разве бывает такое?

– Да. Мимика, улыбка, даже то, как морщишь очаровательный носик – Роза. Глядя на тебя, вижу сестрёнку и далёкое детство. Также прижималась (я еще была худышкой) и спрашивала, на кого больше похожа на маму или на папу. И ей хотелось услышать, что на папу, которого боготворила.

Девочка зажмурилась:

– Как мама познакомилась с отцом?

– Однажды Роза таинственно вошла в мою комнату и, округлив глаза, прошептала:

– Мара, не поверишь! Я встретила парня мечты! Его зовут Максим. Только родителям ни слова. – Почему? – Спросила я. – Не знаю. Но пусть пока это будет нашей с тобой тайной. – Я пообещала молчать. Мне было лестно, что Роза доверилась мне, а не папе.

– Тётя, мама уже знала о папином брате?

– Уверена, знала. И не желала раньше времени открываться родителям. Роза была скрытной девочкой: мы не догадывались, что она способна молчать о сокровенном. Ах, если бы она попросила совета, призналась! Но нет, Роза дала себя утянуть в омут большой любви.

– Она не хотела, чтобы кто-то вмешивался в её чувства.

– Да, милая, она ухватилась за этого парня, будто за последний шанс. А ведь, захоти, толпы поклонников окружили бы нашу Розу. Не то, что красавица: само обаяние. Максим недостаточно любил её.

– Неправда, папа очень любил маму, пока она не начала говорить ему гадости. Очень. Я всегда считала, что мама плохо относится к нему. Папа был слишком терпелив и редко обижался.

– Что ж, тебе лучше знать. Только будь любовь Максима настоящей, он отказался бы от Розы.

– Тетя Мара, звучит странно. Подумай. Сам Дракула добивался Мины, помнишь фильм Копполы? Там ещё играет Вайнона Райдер. Любовь спасает душу вампира, подарив успокоение в смерти.

– Мина остается жить, а Роза мертва.

– Но и папа не вампир. Я любила маму. Только мама разлюбила дочку. Ах, тетя, я так несчастна! Никого не осталось, кроме брата. Неужели по вине самого близкого человека, папы?

– Ты ещё встретишь настоящую любовь. И поймешь маму, растерянную бедную Розу, углядевшую в сыне тень маньяка. Максим точная копия брата, и Олег – одно лицо.

– Знаешь, тётя Мара, однажды я нашла у отца вырезку из газеты. Там говорилось о маньяке-убийце с фамилией Наумов. Фотография была выдрана из нее. Кажется, отец возненавидел себя в обличье брата. Бедный папа, жил, чувствуя себя, как доктор Джекил и мистер Хайд одновременно.

– Детонька, ты преувеличиваешь. Не надо читать подобных вещей, тогда меньше дикостей будет приходить в маленькую головку. Полно, зачем только ввязалась в подобную беседу? Теперь всю ночь не засну, совесть заест.

– Тетя, не кори себя. Рано или поздно, я бы выведала про Олега, маму. Пусть уж лучше от тебя, чем от плохих соседей-сплетников.

– Лапушка, рано девочке мучиться такими проблемами. Ложись-ка спать. Отдохни, дорогая.

Женя проследовала в свою комнатку, но долго не могла уснуть. Самые нелепые мысли приходили на ум. Казалось, она знает, отчего у мамы ничего не вышло с Олегом. Мама слишком была снисходительна к проделкам брата, списывая на подростковый период. Надо быть жестче, не спускать парню вспышек ярости и ненависти. Но как? Брат далеко не мальчишка, теперь это взрослый мужчина. Олег обязательно полюбит младшую сестру, когда поймет, что нужен. Это сработает. Любовь и терпение излечит брата. Придя к утешительному выводу, Женя спокойно заснула, и что в последнее время редко случалось, не видела снов.