Вы здесь

Взгляд и осознание. А ехал я на картошку (Олег Устинов)

А ехал я на картошку

Расскажу эту забавную студенческую историю, о которой всегда помню.


Занятия в нашем институте начинались каждый год первого октября. Вот мы уже на третьем курсе. Самое интересное время. В аудиториях шумно – целый месяц были на каникулах, целый месяц не виделись, соскучились друг за другом, море новостей простых и главных, хотелось просто пообщаться. Мы всегда по этому поводу брали ящик пива к остаткам домашней еды. Понятно, что первые дни шиковали: колбаска домашняя, курочка, жареные рёбрышки, мамины котлетки, пирожки, огурчики маринованные и другие вкусности. Конечно, под такую скромную еду брали бутылочку водки, плотно закусывали, а потом под пивко начинался длинный вечерний разговор, первый после каникул. Девочки тоже от нас не отставали, стол у них был тоже содержательный, вкусный и аппетитный. Баловались они сладенькой Тамяночкой. А разговоры водили тоже секретные и задушевные, делились своими секретами. Так вот и жили.


Второе октября. Осень. Осень теплая, почти жаркая. Воздух уже осенний. Воздух разный в октябре и ноябре. Это точно, просто вы не замечали. Красота вокруг. Наш институт и студгородок был за чертой Харькова, в лесу. Да, это настоящий лес, это сказка. Лес, озёра, родники, лесная река, перевалы и овраги. В лесу много грибов и ягод. Мы жили в объятиях природы, и в её плену.


Так вот на второй день занятий декан принёс нам клеевую новость, что мы едем в колхоз на уборку урожая. Дело ответственное, нам доверяет ректорат и Коммунистическая партия Советского Союза быть на передовой мирного фронта. Чем только не занимались студенты в советские времена. Картофель, морковь, капуста, свекла – вот те овощи, что мы должны заложить в закрома нашей великой Родины. Потом эти овощи в магазинах продавались по 6—9 копеек за один кг. Доступно и всем по-карману такая цена. Много лет прошло с той поры и, честно говоря, я и не знаю – ездят ли сейчас студенты в деревню.


Отвлекаюсь. В аудитории от такой новости общее ликование и радость. Кто-то громко читал речитатив о важности этого мероприятия! Кто-то с юмором запел: «… поспели вишни в саду у дяди Вани, а вместо вишен один весёлый смех!». Кто-то из толпы крикнул: «Родина нас не забудет!». Но урожай – это так, а главное для молодого веселья с колхозной «романтикой», влюбленность, песни под гитару, стычки «городских» с местным населением и дискотеки в сельских клубах. Романтика? Понятно, что занятий в этот день уже не было. Все отправились в общагу собирать вещи. Я, конечно же готовлю свою любимую гитару, запасные струны взял. Это необходимо сделать, т.к. в колхозе в скобяном магазине гитарные струны не бывают. Мой товарищ Геша готовит магнитофон «Маяк», бобины с записями Boney M, ABBA и т. д. Нашли где-то старые колонки, пару фонарей, чтобы потом в колхозе организовать дискотеку. Словом, все при деле и работа по сбору кипит. Выезд автобусами ранним утром.


Утро. Полусонные студенты собрались возле нашего клуба. Маршруты были в колхозы, два из них отправлялись в хозяйство, что возле санатория «Берминводы». В первом автобусе расположилась наша первая группа – самая популярная на факультете и на нашем третьем курсе, а во втором – группа из четвёртого курса. В то время ходили разные студенческие присказки: «Без картошки – студент не студент!» или «Кто на картошке не бывал – тот студентом и не стал!». Бесплатный отдых и ещё нам платили деньги за работу, так мы считали тогда. По дороге в деревню пели:

Так наливай студент студентке!

Студентки тоже пьют вино,

Непьющие студентки редки —

Они уж замужем давно.

Приехали. Поселили нас в бараке на окраине села. Четыре комнаты: две для нашей первой группы, две для 4 курса. Отопления нет, холод был собачий, в коридоре тепловентилятор, тепла от него толком не было, так, вещи мокрые сушили. Хорошая столовая, по вечерам смотрели там телик (цветной!). А ещё, одна комната была пустой, на ней висела табличка – медпункт. Немедленно там появилась новая вывеска – дискоклуб «Piligrim». Установили магнитофон, пару фонарей из тех, которые прихватили из общаги. Лампочки перекрасили в красный цвет, на стенах повесили несколько плакатов. Так у нас появился культурный центр.


Утро. Понедельник. Пива нет. После завтрака, нас автобусами отвозили в поле. Убирали картофель, морковь, капусту. Если были на морковке – целый день, как кролики хрумтели сладкими корнеплодами – заряжались каротином. Работали мы до 14.оо. После ехали на обед. Обеды были отменные. Местные поварихи нас баловали всем деревенским и очень вкусненьким. Готовили почти домашние борщи и супы, рагу и жаркое, всегда было что-то мясное, котлеты, тефтели, пирожки, ряженка, парное молоко, булочки деревенские. Пользовались в те времена для питания стальными столовыми приборами, размерами приспособленные под первые и вторые блюда, и алюминиевыми кружками, очень удобными, что для потребления молока, компота, ну и вина. Сладко вспомнить. Студентам этого как раз и не хватало. Усталости после работы не замечали. Во второй половине дня играли в футбол, волейбол. Я частенько пел студенческие песни. На вечер брали для согревания винца. Стоило оно тогда не дорого – 1 рубль 2 копейки бутылка. Звонил недавно однокурснику Василию Душе, спросил:


– А помнишь, как мы были на картошке в колхозе?

– Помню, братуха, всё помню. Костер по вечерам, песни, вино, приколы! Помню! Как это можно забыть?


Когда мы выезжали в колхоз, погода была отличная: солнце, тепло…

В общем, ничто не предвещало природных катаклизмов, а в середине месяца пошёл дождь, неожиданно выпал снег! Вот тебе и «бабье лето». Пришлось нам капусту из-под снега собирать. Но через два – три дня погода наладилась. Листья в нашем парке пожелтели, кусты покрылись красными оттенками с золотым отливом. У нас было в группе три фотика. На память остались все особенности такой интересной жизни вне городской цивилизации. А ещё мы дружили с юмором. Все удобства у нас были во дворе. Говорили: «пойду в метро», т.к. на туалете была нарисована большая буква М. Было.


А ещё у нас говорили, что советские студенты способны на «картошке» создавать семьи. И вот в один из вечеров мы устраиваем грандиозную дискотеку. Парни из 4 курса приглашают наших девушек, а мы приглашаем старших. Весело, забавно, всё по-студенчески – в простоте гениальность. Так вот на этой дискотеке я познакомился с девушкой из 4 курса. Звали её Татьяна. Танцевали почти весь вечер, но разговора особого не было. После дискотеки я провёл её до комнаты, а моя была следующей. Но я почему-то о ней вспоминал на второй день несколько раз. После работы, после обеда мы группой собрались возле тепловентилятора, я был с гитарой, пели песни. И вдруг я заметил, что рядом с нашими девочками сидела рядом Татьяна. Такая тихоня, скромная, симпатичная и привлекательная. Конечно же, она мне понравилась, такая хорошенькая и приятная худышка. Сидели долго, вспомнили все репертуары: студенческие и застольные, блатные и комсомольские, «Машину времени» и «Воскресенье». Публика потихоньку расходилась, а мы остались вдвоём. Любовь такая и должна быть – глупая и безбашенная! Господи, да когда ж жениться, если не в молодости? Самое время! Самый романтический и незабываемый период нашей жизни. Так зарождалась наша любовь, так зарождалась наша семья.


Ровно через год мы поженились. Как я благодарен судьбе и «картошке», что мы с Таней вместе уже тридцать лет.