The Karmapa Ogyen Trinley Dorje
Inter-Connected. Embracing Life in Our Global Society
© H. H. The Karmapa, Ogyen Trinley Dorje, 2017
© Перевод на русский язык. А. Мускин, 2017
© Издание на русском языке, оформление ООО ИД «Ганга», 2018
Введение
Что должно произойти, чтобы люди перестали относиться к счастью как к игре с нулевой суммой[1] и научились наконец выстраивать свою жизнь на основе уверенности в том, что всеобщее процветание не просто теоретически возможно, но и вполне реализуемо на практике? Такая постановка вопроса может показаться многим читателям наивной и нереалистичной, но, учитывая то, какие вызовы бросает сложившаяся ситуация современному миру, нам просто необходимо относиться к подобной идее со всей серьёзностью – с открытым умом и готовностью прилагать усилия, чтобы эту ситуацию как-то изменить. В этой новой книге Его Святейшество Кармапа демонстрирует, какие существенные перемены мы в состоянии будем осуществить в своём стремлении сделать мир лучше, если научимся воспринимать себя с точки зрения всеобщей взаимосвязи, а не как обособленных, не зависящих друг от друга индивидуумов.
Кармапа делится с читателями своими мыслями о том, как нам добиться подобного сдвига восприятия, особенно в свете современных реалий, когда основное общение между людьми происходит при помощи электронных средств связи. В самом начале Кармапа говорит о том, что использование современных информационных технологий лишь делает нашу взаимосвязь более очевидной. Новое видение дальнейшего развития человеческой цивилизации, о котором говорит Его Святейшество, не является чем-то абсолютно новым – эта идея уже знакома многим людям, её успешно продвигают активисты различных движений, и она довольно популярна в кругах современных интеллектуалов и мыслителей. Множество людей, родившихся и выросших в мире обособленных социумов и независимых индивидуумов, начинают в наше время осознавать, что на самом деле все социумы и все индивидуумы тесно и неразрывно связаны между собой. Теоретики и практики, занятые в различных областях – таких как экономика, наука, социальное развитие, – вместе пытаются создать разностороннюю модель, учитывающую всё многообразие факторов всеобщего взаимодействия. Практические исследования предоставляют нам широкий спектр доказательств, подтверждающих, что принцип всеобщей взаимосвязи оказывает огромное влияние на все без исключения сферы человеческой деятельности. Парадигма принципа взаимозависимости считается относительно новой с точки зрения академической науки и в среде различных общественных движений, однако в буддийской доктрине идея о том, что все феномены связаны между собой, является основой мировосприятия со времён возникновения буддизма как такового.
Цель этой книги – донести мнение Его Святейшества Кармапы до всех участников дискуссии о роли всеобщей взаимозависимости в развитии человечества. Он уже принимал участие в разнообразных встречах, посвящённых этой проблеме, и смог обратить общее внимание на те ситуации, когда принцип взаимозависимости оказывает решающее влияние на формирование мировой модели развития. Особое место в своих рассуждениях Кармапа уделяет важности нашей осознанности, которая позволяет вносить изменения в индивидуальное и коллективное поведение таким образом, чтобы оно способствовало созданию глобального сообщества, находящегося в гармонии с принципом взаимозависимости, а не игнорирующего его. Несмотря на относительно юный возраст, Кармапа признан одним из самых влиятельных мыслителей современности, и основной фокус его внимания направлен на проблемы экологии и социальной справедливости. Он также является главой одной из основных школ тибетского буддизма, которая была основана девятьсот лет назад, и одним из признанных духовных лидеров всего тибетского народа. Несмотря на то что в своих взглядах Кармапа опирается на традиционную буддийскую философию, в которой принцип взаимозависимости является центральным положением, он практически не использует для его объяснения специальную буддийскую терминологию и не претендует на то, что разбирается в ней лучше своих собеседников. Своей основной задачей он видит не проповедование буддийской теории взаимозависимости другим философам и интеллектуалам, а скорее призыв к поиску практических возможностей для социальной и этической трансформации отдельной личности и общества целиком, которые она открывает. Таким образом, эту книгу нельзя назвать буддийским текстом, да и вообще она не про буддизм. Скорее, она – процесс честного размышления, открытого для разных мнений и позиций, основанных на понимании нашей общей человеческой природы и заботе о судьбе нашего общего мира.
Уникальный вклад, который вносит Кармапа в это общее дело, заключается в его предложении расширить рамки обсуждения вопроса взаимосвязанности, добавив к обычным его положениям также исследование роли нашего внутреннего мира – так называемую внутреннюю взаимозависимость, хотя до сих пор обсуждение фокусировалось в основном на влиянии взаимозависимости на наши внешние обстоятельства – окружающий мир, экономическое и социальное развитие. Кармапа демонстрирует, что наш внутренний мир также построен на принципе взаимозависимости, и убедительно доказывает, что если проанализировать все причины и условия, взаимодействие которых формирует окружающий мир, то выясняется, что наши внутренние процессы принимают в этом существенное участие, поскольку могут вести к изменениям в жизни как общества, так и планеты, которую оно населяет.
Наблюдения ясно показывают, что внешняя реальность формируется в силу стечения бесчисленного количества причин и условий. В ряду этих причин и условий наиболее влиятельными следует считать мотивацию и конкретные действия человеческих существ. Наши восприятие, идеи, интерпретация опыта, эмоциональные состояния обусловливают то, как мы относимся к взаимодействию с другими, как реагируем на различные ситуации, какой вклад делаем в развитие этих связей. Таким образом, наше внутреннее состояние оказывает реальное воздействие на внешний мир, и потому исследование динамики работы процесса взаимозависимости в окружающем внешнем мире не может быть исчерпывающим без учёта такого фактора, как наш внутренний мир.
Роль эмоциональных ощущений, эмоциональной осознанности – это ещё одна важнейшая тема данной книги. Кармапа рассматривает эмоции как силу, служащую для трансформации интеллектуального понимания в конкретные действия. Он убеждён, что знать и понимать принцип взаимозависимости на уровне интеллекта недостаточно. Нам необходимо научиться ощущать нашу взаимосвязь, сделать её фундаментальной основой своего поведения и конкретных поступков. Первым и очень важным шагом является сбор и анализ информации, подтверждающей нашу всеобщую взаимозависимость. Далее следует работать с опытом эмоциональных переживаний, с осознаванием нашей взаимозависимости, и это будет решающим шагом, который позволит нам трансформировать паттерны индивидуального и коллективного поведения таким образом, чтобы оно гармонировало с принципом взаимозависимости. Об эмпатии уже много писали в различных тематических изданиях, где эта способность описывается как важный, связанный с этикой навык, который необходим для жизни в мире взаимозависимости. В своей книге Кармапа предоставляет нам более широкий взгляд на эту способность, рассматривая её в свете других позитивных качеств – храбрости, решимости, удовлетворённости, терпения, ответственности, гибкости ума и воображения. Кармапа показывает, что эмпатия выполняет свою функцию лишь в том случае, если приводит нас к сострадательным действиям. Точно так же он описывает и ответственность, которая при правильном подходе предоставляет нам широкие возможности для роста. Таким образом, позитивные внутренние качества человека теперь воспринимаются по-новому и могут быть использованы в качестве моральных ценностей нового мира, которые позволят нам жить в согласии с реальностью взаимосвязанной вселенной, действуя позитивно и мудро.
В заголовке этой книги – «Взаимосвязь. Жизнь в глобальном сообществе» – используется конкретный термин «взаимосвязь». Это сделано для того, чтобы привлечь внимание читателя к тем аспектам принципа взаимозависимости, которые прежде всего связаны с людьми, а не с внешними феноменами, взаимодействие которых как раз лучше описывается термином «взаимозависимость». Кармапа использует термины «взаимосвязь» и «взаимозависимость» почти как взаимозаменяемые, ведь в тибетском языке используется составной термин rten cing ’brel bar ’byung ba, который передаёт оба смысла. Книга состоит из трёх частей, каждая из которых связана с одной из трёх фаз перехода от интеллектуального понимания принципа взаимозависимости к эмоциональному его осознаванию, а затем и к конкретным действиям – от понимания того, что мы взаимосвязаны, к эмоциональному ощущению этой взаимосвязи и далее к действиям, которые согласуются с этим ощущением.
Красной нитью через все три части проходит обсуждение этики, обусловленной пониманием взаимозависимости. Кармапа прежде всего закладывает онтологическую основу, описывая, как принцип взаимозависимости обусловливает то, кем мы сами являемся и какой мир вокруг себя создаём, а затем подробно останавливается на соответствующих этой основе внутренних качествах и добродетелях, которые нам необходимо у себя развить. Некоторые из внутренних качеств и человеческих ценностей, описанных в этой книге, – таких как эмпатия, удовлетворённость и свобода, – обычно определяют то, как мы воспринимаем свои связи с людьми, в то время как другие – такие как ответственность, решимость и сострадание, – вдохновляют нас на совершение конкретных действий для их блага. Таким образом, взгляды Кармапы на этику, соответствующую принципу взаимозависимости, простираются далеко за пределы умозрительных теорий и представляют собой рабочую модель для внесения необходимых изменений в социальные и моральные нормы.
Нет никаких сомнений в том, что между пониманием и изменением поведения есть прямая зависимость, однако совершенно ясно, что как бы мы ни углубляли своё интеллектуальное понимание всеобщей взаимосвязи, это, как показывают многочисленные примеры, не может создать необходимые условия для возникновения мотивации к конкретным действиям. И действительно, доступная статистика, доказывающая прямую связь между проблемой голода в мире и практикой производства и расходования огромного количества корма для выращиваемого на убой скота, так и не убедила нас изменить свои пищевые привычки, а доклады о неприемлемых условиях труда на фабриках в развивающихся странах, где производятся товары для престижных западных брендов и рынков развитых стран, ещё только начинают привлекать внимание к необходимости как-то изменить существующую ситуацию – подход к потреблению и корпоративные нормы труда. Интеллектуальное понимание нам, безусловно, необходимо, но это не главное условие для сохранения осознавания, требующегося для эффективных действий. В этой книге Кармапа определяет эмоциональную вовлечённость как фактор, необходимый для того, чтобы трансформировать паттерны индивидуальных и коллективных действий таким образом, чтобы они находились в согласии с реальностью взаимозависимости.
Материал этой книги связан с тем материалом, который был изложен в предыдущей книге Кармапы «Благородное сердце. Измени мир изнутри»[2], на страницах которой он коснулся некоторых вопросов, связанных с индивидуальными, социальными и экологическими проблемами современного мира, в решение которых может внести свой вклад каждый человек, стремящийся изменить мир к лучшему. В этой же книге он прежде всего уделяет внимание подробному объяснению самого принципа взаимозависимости. Целью его исследования является попытка пролить свет на то, как этот принцип влияет на этические и социальные аспекты глобального сообщества, определяющей характеристикой которого является стремительное развитие информационных технологий. Его прагматичный подход направляет наше внимание на задачу внесения позитивных изменений и решение основных вопросов: Какие причины и условия ведут к счастью? Как нам создать эти причины и условия с точки зрения индивидуальных и коллективных действий? Какие причины и условия ведут к страданиям? Как нам избежать их?
Кармапа открыто критикует ситуацию, к которой пришло человечество, – ситуацию, которая приносит вред людям, животным и окружающей среде. Его конструктивная критика направлена на сложившуюся в мировом масштабе культуру потребления и напоминает нам о нашей уязвимости и подверженности манипуляциям в силу того, что мы не учитываем в своей жизни принцип взаимозависимости. Он также предупреждает нас, что нам следует более осмотрительно использовать современные технологии, поскольку онлайн-общение может вызывать ощущение одиночества и разобщённости с другими людьми. Но в то же самое время он прекрасно осознаёт, каким мощным потенциалом обладают современные средства связи с точки зрения налаживания контактов между людьми, поскольку и сам использует в своей работе онлайн-конференции, посредством которых его учения транслируются во множество стран мира. Он также предлагает решения, которые помогают избежать вредных последствий использования современных технологий.
В этой книге Кармапа показывает, как сильно отличается модель, основанная на понимании принципа взаимозависимости, от доминирующей сейчас модели, связанной с идеей о полной обособленности индивидуума, независимости сообществ и существующих сами по себе обстоятельств и ситуаций. Логический анализ показывает, что наша всеобщая взаимосвязь исключает идею о том, что «я» как личность существует отдельно от «других» как на индивидуальном, так и на социальном уровне. Это фундаментальное открытие имеет далеко идущие последствия для всех наших взаимоотношений – с другими живыми существами, с неодушевлёнными феноменами материального мира, с планетой в целом и даже с нашими собственными мышлением и опытом восприятия. Оно может ощутимо трансформировать наше эмоциональное состояние и социальное пространство, в котором мы живём, полностью изменив наши ориентиры. В процессе этих изменений нам предстоит такое испытание, как пересмотр взгляда на то, что мы представляем собой как индивиды и как влияет на это окружающий мир, с которым мы вступаем во взаимодействие. Наша цель заключается в том, чтобы обнаружить новые возможности, позволяющие нам выстроить свою жизнь в соответствии с принципом взаимозависимости с другими людьми и использовать её для того, чтобы приносить им благо.
То, как эта книга увидела свет, является ярким примером работы принципа взаимозависимости, которую Его Святейшество описывает на её страницах. Материалом этой книги стал цикл лекций, которые Кармапа прочитал для группы студентов начальных курсов калифорнийского Редлендского гуманитарного университета, приехавших во главе с профессором Карен Деррис в индийский город Дхарамсала на три недели специально для того, чтобы получить эти учения, в проведении которых Кармапе помогала редактор этой книги досточтимая Дамчо (Диана Финнеган). Лекции проводились в личной библиотеке Его Святейшества и начинались обычно с того, что студенты делились своими идеями и задавали вопросы, на которые он подробно отвечал. Под руководством Кармапы Дамчо и Карен отредактировали расшифровки учений и составили из них эту книгу. Это была уже вторая встреча Кармапы со студентами Редлендского университета, и она так же легла в основу отдельной книги, как и первая.
Тот факт, что Его Святейшество решил изложить свои идеи в форме лекций и дискуссий со студентами, обмениваясь идеями о культуре, религии и образе жизни – вместо того чтобы просто написать книгу, как и делают большинство современных мыслителей, – демонстрирует его приверженность тем формам обмена информацией, которые лучше согласуются с принципом всеобщей взаимосвязи. В ходе этого взаимодействия со студентами Кармапа продемонстрировал живейший интерес к обмену мнениями, хотя зачастую его ответы подвергали сомнению основные предпосылки и тезисы, лежащие в основе задаваемых вопросов. Когда складывалась подобная ситуация, Кармапа предлагал попробовать выбрать другие отправные точки для дискуссии и оставить, таким образом, определённое пространство для размышления о новых идеях и допущениях, которые раньше никем не рассматривались всерьёз, чтобы в результате, придя к какому-либо выводу, переформулировать вопрос.
Рассуждения Его Святейшества очень динамичны, он постоянно ставит острые вопросы, ответы на которые не так просто найти. Он способен сохранять широту восприятия, подходя к проблеме с неожиданных сторон, и не стремится к тому, чтобы дискуссия всегда шла в строго заданном ключе. И, даже несмотря на то, что он предлагает нам выстраивать свою жизнь на основе тех идей, которые он излагает в своём учении, Кармапа демонстрирует открытость и готовность считаться с нашими собственными идеями и представлениями. Стиль общения Его Святейшества представляет собой прекрасный пример того, чему он учит, – позволить другим людям оказывать влияние на нас самих и делать всё возможное для того, чтобы наше влияние на других людей приносило им пользу.
В 2013 году, во время учения, которое легло в основу этой книги, Его Святейшество часто приводил в качестве примера своих слов те события, которые происходили в тот момент в мире, – например, трагедию на фабрике в Бангладеш или террористическую атаку во время Бостонского марафона. Те происшествия, которые случились с тех пор в мире, – участившиеся случаи терроризма, проблемы беженцев и другие – также служат весомыми доказательствами того, что в зависимости от нашего отношения к всеобщей взаимосвязи она может вести как к процветанию человечества, так и к повсеместному страданию. Пока шла работа над этой книгой, люди разных стран раз за разом стояли перед выбором – принять реальность, обусловленную принципом взаимозависимости, или, подняв мосты, спрятаться за неприступные стены старых взглядов. К тому моменту, когда эта книга попадёт к своему читателю, в мире произойдёт ещё множество событий, которые будут служить примерами, подтверждающими, что мы живём в такой исторический период, когда надо сделать выбор между двумя всё дальше отдаляющимися друг от друга моделями взаимоотношений между людьми – той, в основе которой лежит стремление использовать все возможности, предлагаемые принципом взаимозависимости, и той, что сопротивляется любым изменениям в поведении и образе жизни, к которым неизбежно ведёт принятие первой модели.
Читатель наверняка обратит внимание на то, что Кармапа использует в качестве примеров не только мировые события, но также и события из своей жизни, подробно описывая свой опыт и ощущения, которые ему сопутствовали. Он открывает нам подробности из своей жизни, используя их как наглядный практический материал, на основе которого можно показать, как принцип взаимозависимости влияет на наш образ жизни и восприятие. Таким образом, он создаёт модель, которая помогает слушателям воспринимать его идеи и которую они могут использовать для анализа собственной жизненной ситуации.
Кармапа часто использует реальный опыт в качестве основы для построения теорий, но следует помнить, что опыт – это не просто материал для теоретизирования или метод для достижения окончательного интеллектуального понимания. Скорее, теория преподносится как часть динамического процесса поиска правильного подхода к решению определённой задачи, как поиск такого взгляда на проблему, который обеспечил бы высокий уровень эмоциональной осознанности и эффективность действий, к которым она ведёт. Когда Его Святейшество предлагает нам пробовать различный «масштаб обзора», меняя «фотообъективы», он в том числе подсказывает нам наилучший подход к восприятию материала этой книги. Он призывает нас попробовать посмотреть на проблемы с разных точек зрения и с разного расстояния, как следует проанализировав собственный опыт взаимоотношений с окружающим миром. Кармапа показывает нам, что индивидуальное развитие – это процесс, предполагающий использование самых разных средств, и далее объясняет, какие именно средства нам следует использовать. Эта книга даёт читателям возможность взглянуть на свой собственный опыт и свою собственную жизненную ситуацию через призму идей, которые предлагает Кармапа, и поразмыслить над ними, используя изложенный в ней материал.
То, что учения, которые проходили в Дхарамсале в 2013 году, послужат материалом для будущей книги, было решено с самого начала, и поэтому в процессе работы над ней мы всегда помнили об удобстве читателей. Предполагалось, что эти беседы запустят процесс, в котором читатели книги будут принимать самое активное участие, задумываясь о конкретных проблемах, рассуждая о пути их решения, отказываясь от старых взглядов и принимая новые.
Кармапа искренне заинтересован в том, чтобы мир изменился к лучшему и чтобы люди, живущие в этом мире, осознали, что подобные изменения станут возможны лишь в том случае, если мы возьмёмся за дело сообща. Он возлагает надежды на то внутреннее стремление к добру, которое свойственно каждому человеку, и те возможности, которые открывает перед нами принятие всеобщей взаимосвязи. В то же самое время Его Святейшество в полной мере осознаёт все неблагоприятные обстоятельства, которые сложились в мире на данный момент, и отдаёт себе отчёт в том, какие значительные усилия потребуются для того, чтобы мы научились эффективно реагировать на те социальные и экологические проблемы, которые требуют немедленного решения. Учитывая то, какие нас ждут испытания в этой связи, и то, насколько высоки ставки, мы крайне нуждаемся в поддержке таких людей, как Кармапа, которые могут стать нашими наставниками в деле культивации необходимых внутренних качеств.
Идеи и решения Его Святейшества, безусловно, являются одним из условий, необходимых для перемен к лучшему, и он предлагает нам присоединиться к его неустанным усилиям, направленным на позитивное развитие глобального человеческого сообщества. И эту книгу вполне можно считать официальным приглашением.
Дамчо Диана Финнеган, Карен Деррис