Вы здесь

Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальности человека (на близнецовой модели). Программа курса. Часть I. Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальности человека (на близнецовой модели) (Т. Б....

Часть I

Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальности человека (на близнецовой модели)

Раздел 1

Подход к индивидуальности человека на основе целостного системного анализа

В системе современного научного знания проблема близнецов все более выдвигается на передний план.

Аспекты изучения близнецов в общественных и естественных науках многообразны.

Для медицины близнецы являются серьезным объектом исследования и практической деятельности; общественными науками они исследуются как компонент социальной системы, как универсальный носитель социальных качеств; к проблеме близнецов обращаются и технические науки в связи с разработкой систем контроля коммуникаций, управления, а также при создании устройств, имитирующих некоторые человеческие функции.

В педагогической науке эта проблема является одной из основных в связи с задачами воспитания и обучения.

Одна из труднейших научных задач состоит в выявлении объективных связей социальных и природных свойств близнеца, то есть соотношение биологического и социального в его развитии.

В современной литературе под методологией понимают прежде всего методологию научного познания, то есть учение о принципах построения, формах, способах научно-познавательной деятельности.

Это помогает осмыслить сущность изменений, происходящих в процессе формирования личности близнеца-подростка в системе дополнительного образования.

Близнец как объект научного исследования представляет собой сложнейшую систему. Его связи и взаимоотношения с окружающим миром весьма многообразны, а потому многообразны его свойства и качества.

Тема 1. Близнецы как предмет научного исследования

Загадка близнецов – это загадка одновременного рождения двоих детей, загадка их поразительного сходства. «Ничто не кажется мне столь привлекательным, как сходство и различие близнецов», – писал Чарльз Дарвин.

Проблема близнецов – настоящий клад для науки. Близнецовый метод, честь открытия которого принадлежит Фрэнсису Гальтону, насчитывает более 100 лет. С тех пор наука многое узнала о близнецах, известно, что рождение их не является ни сверхъестественным событием, ни уродством, ни проявлением дегенерации.

Становление новой отрасли науки всегда событие большого исторического значения. Оно сопровождается трудностями возникновения, неопределенностью перспектив и требует от своих последователей истинного энтузиазма, увлеченности, неутомимой преданности.

Такой наукой становится гемеллология (лат. gemellus – полу…) – учение о биологическом, социальном и культурном развитии близнецов.

Польский энциклопедический словарь понятие «гемеллология» трактует следующим образом: «Наука о близнецах, специальный раздел генетики, имеющий самое основное значение в исследованиях наследственных черт человека».

Гемеллология насчитывает несколько десятилетий, хотя сам феномен близнецовых пар уже давно привлекал антропологов, генетиков, психологов, педагогов, культурологов. Гемеллология только в начале пути, но уже есть и достижения, которые помогают родителям, педагогам, а главное, самим близнецам лучше познать себя, открыть возможности для саморегуляции, расцвета индивидуальности каждой личности.

Интерес к гемеллологии растет, ширятся международные связи ученых, проходят дискуссии о проблемах развития близнецов, об их положении в мире, о социальной защите этого уникального явления природы, столь ценного для человечества.

Рождение, постнатальный период и дальнейшая жизнь близнецов являются важнейшей медико-биологической проблемой.

Необходимо отметить, что на ранних этапах результаты исследований в этой области использовались преимущественно генетиками, причем близнецы выступали не в качестве основного и первичного объекта исследований, а как дополнительное средство для решения сугубо генетических задач.

Тема 2. Часто ли рождаются дети-близнецы?

Появление на свет близнецов – более двух детей одновременно – вызывало и вызывает особый интерес.

Толковый словарь русского языка под редакцией

Д. И. Ушакова дает определение близнецам как «одновременно рожденными одной матерью».

У разных народов частота рождений близнецов различна, но в среднем в мире рождается одна пара близнецов на 80–100 родов. Чемпионом в рождении близнецов является народность йоруба в Нигерии. В Европе близнецы чаще рождаются у народов северных стран – Дании, Швеции, Норвегии, а также Финляндии, Голландии и Польши.

Разница в численности близнецов, рождаемых в разных странах, наблюдается лишь в отношении неидентичных близнецов. Идентичные рождаются примерно в равном соотношении во всех странах мира.

В настоящее время активно изучается влияние условий жизни, труда, питания, семейного статуса, искусственного оплодотворения и отношений в семье на рождение близнецов.

Тема 3. Близнецы – загадка природы

На протяжении многих столетий происхождение близнецов вызывало большой интерес, волновало лучшие умы. Почему появляются на свет близнецы? Близнецов, появившихся на свет, особенно монозиготных, часто бывает трудно отличить друг от друга, хотя они с самого начала – отдельные индивиды, со своими потребностями и эмоциями. Наука уже ответила на многие вопросы, казавшиеся неразрешимыми, но до сих пор существование близнецов удивляет, заставляя пристально их изучать.

В отличие от одиночно рожденных, близнецы еще до рождения развивают две связи – с матерью и друг с другом (известны случаи рождения трех, четырех, пяти и более близнецов). Эта двойная связь может продолжаться и после их рождения.

Ученых больше всего интересует извечный вопрос, споры по которому не утихают уже давно: какие черты и в какой мере обусловлены генетическим наследством, а какие возникают под влиянием воспитания, окружающей среды.

Тема 4. Представления о близнецах в различных культурах

В мифах. Случаи рождения близнецов на ранних стадиях существования человечества завораживало умы и давало обильный материал для создания мифов и легенд.

Близнецам приписывались сверхъестественные силы. Исследования мифологии показывают, какой общественный вес, авторитет имели близнецы раньше внутри своей культурной среды.

История донесла до нас великое множество легенд, сказок, мифов, в которых разные народы, разные культуры по-своему толковали это необычное явление природы.

Греческая мифология рассматривала разнополых близнецов как единое целое, разделенное на два дополняющих друг друга существа.

С древних времен имена близнецов использовались в астрологии. Созвездия, названные именами близнецов, на Ближнем Востоке были известны уже во времена Древнего Вавилона.

В древних мифах отражается различное отношение к близнецам, не всегда их образы трактуются положительно.

Философы древности – Аристотель, Демокрит, Гиппократ также задумывались над необычным явлением – рождением близнецов.

Мифы и легенды о близнецах представляют несомненный интерес и ценность, но последнее слово – за наукой. Только науке под силу расставить все на свои места.

Близнецы в литературе. Близнецовый феномен издавна привлекал к себе внимание, вызывал интерес писателей, художников, скульпторов. Дошли до наших дней многочисленные легенды, истории, сказки, героями которых были близнецы.

Крупнейший английский писатель и поэт эпохи позднего Возрождения Уильям Шекспир, сам отец близнецов, также не обошел их своим вниманием. Героями его «Комедии ошибок» являются братья-близнецы, Антифол Эфесский и Антифол Сиракузский, у которых и слуги тоже братья-близнецы.

В другой комедии Шекспира «Двенадцатая ночь» главными героями также являются близнецы, но разного пола, брат и сестра, Себастьян и Виола.

Близнецы в живописи, скульптуре, музыке. Феномен близнецов интересовал лучшие умы в разные времена. Шедевры, сохранившиеся до наших дней, восхищают своей гениальностью и изяществом и еще раз подтверждают, как велик был интерес к близнецам. Один из них – копия с картины Леонардо да Винчи «Леда»; на нем Леда, Лебедь-Зевс и две пары близнецов, вылупившихся из двух яиц [9. С. 8–11]. Диоскуров чтили как благодетелей людей и спасителей мореплавателей, увековечили их в виде прекрасных белоконных всадников, изображали их на барельефах, вазах. На площади Квиринал в Риме стоят гигантские античные статуи, изображающие Диоскуров в виде укротителей коней. Мраморные копии этих статуй находятся в С. – Петербурге у колоннады Конногвардейского манежа архитектора Кваренги.

Среди близнецов-артистов прежде всего, пожалуй, следует вспомнить сестер Алис и Элден Кесслер. Они весьма милы, удивительно похожи друг на друга, снимались во многих фильмах. Их пение и танцы неизменно вызывали удивление и восхищение публики.

Близнецы в спорте. Неоднократно завоевывали призовые места в международных соревнованиях гимнасты Юрген и Михаэл Николаи. На Олимпийских играх в Москве чемпионом в ходьбе на 20 км стал итальянец МаурициоДамилано. Его брат Джорджо на этих же соревнованиях занял одиннадцатое место.

В легкой атлетике известен также победитель Олимпийских игр в Риме на марафонской дистанции – спортсмен из Эфиопии Бикила Абебе. Его брат-близнец Вангира Абебе, выступая в Риме в марафоне вместе с братом, занял седьмое место.

На Олимпийских играх в Москве выступали фехтовальщики братья-близнецы из Болгарии Этропольские: Христо и Васил. Среди футболистов также есть близнецы. Это Николай и Юрий Савичевы, которые играли в московском «Торпедо».

Говоря о близнецах-спортсменах, нельзя не вспомнить о мировых чемпионах, хоккеистах братьях Майоровых и их коллегах по спорту братьях Абрахамссонах и об известных штангистах Мияке.

Изучение близнецов не только с научной позиции, но и в литературе, искусстве, живописи, спорте создает неограниченные возможности для познания этого феномена – необходимо тщательно изучать любые художественные, документальные произведения и материалы, отображающие мир близнецов.

Литература к разделу 1

1. Александров А. Л. Психогенетика: Учебное пособие. – СПб.: Питер, – 2008.

2. Бим-Бад Б. М. Биологическое и социальное в человеке//Известия Российской академии образования, – 2009. – № 1.

3. Баева И. Ю. Анатомометрическая характеристика плодов и новорожденных близнецов при многоплодной беременности: Автореф. дис. канд. мед. наук. – Оренбург, Гос. мед. акад., – 2005.

4. Бунак В. О морфологических одно– и двуяйцевых близнецах//Русский евгенический журнал, – 1926.

5. Виленская Г. А. Средовые и генетические влияния на контроль поведения в раннем онтогенезе человека//Психол. журн., – 2007. – № 4. – Т. 28.

6. Виленский М. Я. Общее и особенное в педагогических категориях «здоровый образ жизни» и «здоровый стиль жизни».//Сб. науч. тр./Под общ. ред. С. В. Алексеева. – СПб.: СПбАППО, – 2008.

7. Гиндина Е. Д. Генетические и средовые факторы поведенческих и эмоциональных трудностей у близнецов подросткового возраста//Психол. журн., – 2006. – № 5. – Т. 27.

8. Зайцев В. Б. Гемеллология: прошлое, настоящее, будущее.//Вестник. Научно-практический журнал, – 2003. – № 1.

9. Канаев И. И. Близнецы: очерки по вопросам многоплодия. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, – 1959.

10. Лагерканц. О желанных и нежеланных близнецах в Африке. М.: Прогресс, – 1942.

11. Лебединский М. С. Проблемы наследственности и психологии и метод близнецов: [в дискус. порядке].//Психология, – 1932. – № 1–2.

12. Левина М. М. Ценностно-целевые функции личностно-ориен-тированного профессионального педагогического образования//Педагогическое образование и наука, – 2005. – № 1.

13. Левит С. Г. Генетика и патология. В связи с современным кризисом медицины: Труды Кабинета наследственности и конституции человека при Медико-биологическом институте. Вып. I//Медико-биологический журнал, – 1929. – Вып. 5.

14. Левит С. Г. Некоторые итоги и перспективы близнецовых исследований//Труды Медико-генетического научно-исследовательского института им. М. Горького. М.; Л.: Биомедгиз, – 1934. – Т. 3.

15. Ломов Б. Ф. Изучение человека на основе системного анализа в книге «Человек в системе наук». – М.: Наука, – 1989.

16. Лурия А. Р. Об изменчивости технических функций в процессе развития ребенка (на материале сравнительного исследования близнецов)//Вопросы психологии, – 1962. – № 3.

17. Мглинец В. А. Все о двойниках. – Л.: Детская литература, – 1990.

18. Миренова А. Н. Психомоторное обучение дошкольника и общее развитие: некоторые эксперименты на близнецах//Труды Медико-генетического научно-исследовательского института им. М. Горького. – М.; Л.: Биомедгиз, – Т. 3. – 1934.

19. Михеев В. Ф. Роль генетических факторов в формировании средовых реакций у человека//Высш. нерв. деят., – 1997. – вып. 3. – Т. XXIX.

20. Морозова Т. Б., Ихеев В. Ф. Проблема общения и индивидуальные психофизиологические особенности близнецов-школьников//Научные основы прикладной психологии. Тезисы докладов к VII съезду Общества психологов СССР. – М.: Академия наук СССР, – 1989.

21. Морозова Т. Б. Методология и методы исследования формирования личности близнеца-подростка//Журнал «Цiннiсни прiоритети освiти у XXI столiттi: iнновацiйний розвиток освiтнiх систем Матерiали IV Мiжнародноi науково-практичноi конференцü. Изд-во «Альма-матер» – М. Луганськ. – ч. 1. – 2007.

22. Морозова Т. Б. Развитие личности близнецов на принципах гуманистической направленности воспитания//Научные труды МПГУ. Серия: Психолого-педагогические науки. Сборник статей. М.: Прометей, – 2003.

23. Морозова Т. Б. Влияние наследственности и среды на формирование личности близнецов-подростков в системе дополнительного образования//XII Международный конгресс «Современный олимпийский и паралимпийский спорт и спорт для всех». – Москва, 26–28 мая//Сб. науч. трудов, – 2008. – № 4.

24. Морозова Т. Б. Факторы активного общения близнецов, оказывающие влияние на их физическое развитие//Личность студента в образовательно-развивающем пространстве физической культуры. Часть 1.//Тезисы Докладов Всероссийской научно-практической конференции 11–13 сентября, Москва, – 2003 г.

25. Мухина B. C. Таинство детства.: В 2-х т. – Екатеринбург: У-Фактория, – 2005.

26. Пивоваров В. Г., Никонов О. А. Замечания к парадоксу близнецов//Вестник МГТУ, – 2000. – № 1. – Т. 3.

27. Психогенетика. Хрестоматия. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению и специальностям психологии [авт. – сост. М. В. Алфимова, И. В. Равич-Щербо]. – 2-е изд., стер. – М.: Академия, – 2007.

28. Психологические очерки о близнецах/В. В. Семенов, Б. И. Кочубей, М. С. Егорова и другие//Вопросы психологии, – 2003. – № 2.

29. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека./Под ред. И. В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика, – 1988.

30. Романенко Н. В. Методология научного познания: Учеб. пособие для студентов. – СПб., Стратегия будущего, – 2008.

Вопросы и задания к разделу 1

1. В каких странах и сколько на Земле проживает близнецов? Использовать рекомендуемую литературу.

2. В чем Вы видите загадку близнецов? Сделать вывод из прослушанной лекции. Написать реферат на предложенную тему.

3. Что такое коэффициент наследуемости?

4. В чем заключается генотип-средовые взаимодействия?

5. Приведите пример взаимодействия «генотип-среда».

6. Обосновать, почему близнецы стали предметом науки?

7. Среди друзей, родных отыскать пару близнецов, дать им подробную характеристику (по морфологическим и фенологическим свойствам).

Раздел 2

Диалектика генетических и средовых факторов в формировании индивидуальности близнецов

Проблемы взаимодействия среды и наследственности в формировании собственно психических и личностных особенностей человека остаются наиболее спорными и сложными вопросами генетики человека. Рассмотрение закономерностей формирования индивидуальности человека без привлечения данных по генетике на современном уровне развития науки о человеке невозможно.

Генетика важна в познании не только сугубо биологической стороны человека, но и многих других сторон его происхождения и деятельности.

Развитие личности – это диалектический процесс, обусловленный взаимодействием индивида с общественной средой.

Все индивидуальные и личностные свойства человека, его отношение к ближнему и поведение в обществе всегда определяются взаимодействием генетических факторов и внешних условий.

Для раскрытия механизмов формирования индивидуальности близнецов необходимо анализировать не среду «вообще», в широкой совокупности ее формальных характеристик, а конкретные условия становления их индивидуальности. Такими элементами являются прежде всего специфические взаимоотношения родителей и близнецов, а также связь между партнерами в близнецовой паре.

Тема 1. Механизм образования двоен (МЗ и ДЗ)

Причину возникновения близнецов пытались объяснить еще ученые древности: Демокрит, Гиппократ, Аристотель.

В конце XIX – начале XX вв. в период интенсивного изучения явлений, связанных с возникновением многоплодия, появился ряд теорий о происхождении близнецов, которые теперь представляют лишь исторический интерес.

МЗ возникают из одной яйцеклетки, оплодотворенной одним сперматозоидом, при последующем делении зиготы на два зародыша. ДЗ возникают при оплодотворении одновременно двух или более яйцеклеток.

Образование близнецов может происходить в разных стадиях дробления яйцеклетки, и в зависимости от этого могут возникать либо МЗ, либо ДЗ. Наличие общей для обоих близнецов наружной оболочки (хориона) при их рождении может служить указанием на МЗ, однако МЗ могут быть и с отдельными оболочками.

Возраст матери также имеет большое значение. Частота рождений близнецов у матерей в возрасте 35–40 лет наибольшая и достигает 1,5–2,0 %, в то время как у молодых матерей она не превышает 0,5 %. Число предыдущих родов и количество детей в семье также могут иметь значение. В многодетных семьях близнецов больше; увеличивается вероятность рождения близнецов у женщин, лечившихся гормоном гипофиза и т. д.

Тема 2. Развитие близнецов в перинатальном периоде

Близнецовая беременность переносится женщиной тяжелее, чем обычная, одноплодная. Исследования многоплодных беременностей показали, что при наличии двойни срок беременности сокращается примерно на 20–25 дней. Близнецы, как правило, рождаются менее развитыми физически, чем одиночные дети, в частности, они имеют меньший вес и рост.

Это, по всей видимости, является следствием неблагоприятных условий внутриутробного развития при многоплодии, которое особенно неблагополучно для монозиготных близнецов. В большинстве случаев ДЗ, чаще имеющие каждый свою плаценту и свои оболочки, меньше мешают в развитии друг другу, чем МЗ. Однако в некоторых случаях и у ДЗ, при наличии разных плацент, отставший в развитии близнец оказывается погибшим в зародышевом состоянии, обезвоженным и сжатым выжившим плодом.

Диагноз многоплодия на ранней стадии беременности установить обычно не удается. В настоящее время перспективна методика ультразвука, а также метод электрокардиографии плода. Он дает положительный эффект уже в конце первой половины беременности. На 30–32 недели беременности установить наличие двойни в матке беременной женщины можно путем прощупывания и выслушивания сердцебиения.

Тема 3. Особенности физического развития детей-близнецов

Изучение особенностей физического развития близнецов является необходимым звеном для генетических исследований. Знание их в различные возрастные периоды способствует выявлению своеобразия средовых воздействий, вызывающих изменения фенотипа на последовательных этапах постнатального онтогенеза.

Известно, что масса тела и рост близнецов при рождении ниже, чем у одиночно рожденных, однако при хорошем питании темпы увеличения веса у близнецов выше, чем у одиночных детей.

Раннее приучение детей-близнецов к физическим упражнениям способствует более быстрому наверстыванию в их физическом отставании.

Результаты сравнения детей-близнецов с одиночно рожденными не подтверждают предполагаемую некоторыми авторами гипотезу о существенной физической и психомоторный незрелости детей-близнецов; среди близнецов имеются дети как с хорошим физическим развитием, гармонически развитые, так и с выраженным отставанием.

Тема 4. Единство биологического, психологического и социального в формировании направленности личности близнеца-подростка

По мнению А. Н. Портнова, родившийся человек является именно человеческим живым существом. Будучи человеком, а не «биологическим существом», новорожденный, даже не вступив по-настоящему в жизнь, обладает генетической информацией, которая позволяет ему «войти» в жизнь общества, пройдя ряд последовательных этапов развития. На основе интегративных процессов уровней языкового общения в процессе онтогенеза выделяют три уровня.

Первый уровень – анатомо-физиологический. Давно известно, что отдельные отделы головного мозга имеют различную эволюционную древность. В филогенезе коры головного мозга, в частности, приматов, происходит возрастание площади новой ассоциативной коры. Относительно прогрессируют структуры, обеспечивающие регуляцию сложных двигательных и познавательных актов. К заключительному этапу перинатального развития оказываются сформированными многие корково-подкорковые связи: функционирует система проекционных связей, сформированы проекционно-ассоциативные связи и ряд мозговых механизмов, осуществляющих корковое представительство всех низших уровней рефлекторной регуляции.

Второй уровень – психофизиологический. На этом уровне происходит реализация того потенциала развития, который обеспечивается предыдущим уровнем. Это не значит, что эти уровни разделены во времени – сначала один, потом второй. Формирование психики ребенка начинается еще в перинатальный период и после рождения, как верно отмечает

А. В. Брушлинский, любое действие – в отличие от чисто физиологических реакций – всегда регулируется на основе психических (вначале самых элементарных) явлений, без которых оно просто невозможно.

Эмоциональное общение вообще имеет огромное значение для развития ребенка – при его дефиците ребенок плохо развивается. Уже с первых дней жизни существует особая форма коммуникации – «диадическая коммуникация», в которой начинается отработка коммуникативных навыков задолго до того, как будет возможно словесное общение. Этот вид коммуникации способствует общему эмоциональному и интеллектуальному развитию ребенка: в процессе коммуникации быстрее происходит синхронизация взора ребенка с указательными движениями матери, более раннее выделение предметов окружающей среды и, как следствие, более раннее понимание речи.

Третий уровень – психосоциальной регуляции. Развитие звуковой речи означает переход к третьему уровню соотношения социального и биологического. Ведущим фактором его развития становится социальная регуляция [13].

Тема 5. Речевой портрет близнецов

Начиная комплексное изучение человеческого феномена, необходимо помнить о том, что формула «человек и язык» является ключом к исследованию самых разных аспектов биологически и социологически значимой деятельности.

Установлено, что речевое развитие у близнецов несколько запаздывает, близнецы отстают от одиночно рожденных по числу слов и произношению приблизительно на 6 мес.

Отставание в развитии речи у близнецов и развитие интимного, только им понятного языка, являются следствием нарушения познавательного развития и дефицита общения с родителями или взрослыми людьми. Своеобразная форма жизни в паре не создала близнецам объективной необходимости развития речи как важнейшего средства общения. На речь и мышление детей большое влияние оказывают условия окружающей среды. Атмосфера семьи, стиль воспитания родителей, уровень предъявляемых к детям требований должны рассматриваться как крайне важные социальные стимулы интеллектуального развития. В случаях, когда родители по тем или иным причинам не могут обеспечить детям-близнецам адекватные условия речевого развития, следует отдать детей в детский сад, лучше в разные группы для устранения неразрывной зависимости, которая мешает им в развитии речевых средств общения.

Литература к разделу 2

1. Андреев Ю. А. Три кита здоровья. – М.: Физкультура и спорт, – 1991.

2. Виленский М. Я. Социокультурный потенциал развития личности студента в физической культуре//Социология образования, – 2009. – № 6.

3. Жилов Ю. Д., Назарова Е. Н. Основы нейрофизиологии и высшей нервной деятельности: Курс лекций. – М.: МГОУ, – 2005.

4. Канаев И. И. Близнецы: Очерки по вопросам многоплодия. – М; Л.: Изд-во АН СССР, 1959.

5. Михеев В. Ф. Роль генетических факторов в формировании средовых реакций у человека//Высш. нерв. деят. – 1979. – Вып. 3. – Т. 13.

6. Морозова Т. Б. Взаимодействие наследственности и среды в формировании личности (на близнецовой модели): Учебное пособие к спецкурсу. – СПБ.: Образование, 1994.

7. Морозова Т. Б. Взаимодействие наследственности и среды в формировании личности близнецов (программа спецкурса)//Герценовские чтения. «Актуальные проблемы развития педагогики»/Под ред. доктора педагог. наук проф. А. П. Тряпицыной. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 1995.

8. Морозова Т. Б. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных способностей детей-близнецов школьного возраста//Материалы межвузовской научно-методической конференции, посвященной 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. 23–25 апреля 1997 г. «Совершенствование образовательного процесса в многоуровневой системе подготовки специалиста физической культуры. – СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена», – 1998.

9. Morozova T. B. Development of personality of twins in the communication process//Gemellological review Number 2 Poland, Szezecin, August, 2001.

10. Морозова Т. Б. Методология и методы исследования формирования личности близнеца-подростка//Журнал «Цiннiсни прiоритети освiти у XXI столiттi: iнновацiйний розвиток освiтнiх систем Матерiали IV Мiжнародноi науково-практичноi конференцü 3–5 жовтня 2007 р. – Изд-во «Альма-матер» – м. Луганськ. – ч. 1. – 2007.

11. Морозова Т. Б., Михеев В. Ф., Ивонин А. А. Механизм общения на модели близнецовой пары в социальной ситуации//«Генетические маркеры в антропогенетике и медицине». Тезисы 4-го Всесоюзного симпозиума, г. Хмельницкий, – 1988.

12. Морозова Т. Б. Влияние взаимодействия наследственности и среды на формирование личности (на близнецовой модели)//«Актуальные проблемы подготовки специалиста физической культуры в многоступенчатой системе высшего педагогического образования».//Межвузовский сборник научных работ. – СПб.: Изд-во СПб РГПУ им. А. И. Герцена, – 1998.

13. Портнов А. Н. Биологические и социальные факторы в развитии языка и языкового общения//«Биология в познании человека». – М.: Наука, – 1989.

14. Равич-Щербо И. В. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека. – М.: Педагогика, – 1988.

15. Сергеев Б. Стать гением. От инстинкта к разуму. – Л.: Лениздат, – 1991.

16. Советский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, – 1985.

17. Ушаков Г. К. Особенности развития близнецов. – М.: Медицина, – 1977.

18. Чернов Д. Н. Исследование средовых факторов, влияющих на речевое развитие близнецов 7–9 лет//Шк. здоровья, – 2004.

19. Шварц В. Б., Морозова Т. Б. Некоторые данные о состоянии нервно-психического здоровья детей-близнецов//«Гигиена детей и подростков – важнейшее звено профилактической медицины». Тезисы докладов Всесоюзной научно-практической конференции. Москва, 17–18 октября 1989 г. – М., – 1989. – Ч. 2.

Вопросы и задания к разделу 2

1. Раскрыть механизм образования двоен.

2. Раскрыть сложность развития близнецов в перинатальный период.

3. В чем заключается роль наследственности и среды в развитии способностей детей-близнецов?

4. Описать особенности речевого развития близнецов.

Раздел 3

Формирование личности близнецов в социальной ситуации развития

Внутренний мир близнеца развивается во взаимодействии с внешним. Но не одна диалектика, указывающая на взаимопроникновение и тождественность внутреннего и внешнего, а простой здравый смысл говорит нам, что результат внешнего воздействия определяется не только характером этого воздействия, но и не в меньшей степени – природой.

Близнец не рождается с готовым интеллектом, совестью, эстетическим чувством. Но они и не вкладываются в него воспитателями и средой. Они могут быть развиты или подавлены, могут получить уродливое развитие, быть деформированы, однако психофизическая основа высших психических функций существует в каждом полноценном ребенке.

Формирование личности близнецов происходит на протяжении всей жизни, но особенно актуально оно в подростковый период, когда еще не наступило время проявления специальных способностей, однако именно в этот период необходимо формировать универсальный субъектный инструментарий освоения предметного и социального мира. Поэтому одной из важнейших задач дополнительного воспитания является поиск условий, формирующих личность близнеца-подростка.

В настоящее время смена концепции воспитания вызывает изменения в содержании воспитания. Согласно новому подходу к воспитанию в России целью воспитания должно быть формирование базовой культуры личности как основы для дальнейшего развития. Напомним, что базовая культура включает в себя культуру жизненного самоопределения, семейных отношений, экономическую, политическую и правовую, интеллектуальную, нравственную, экологическую, художественную, физическую культуру, культуру общения и труда.

Тема 1. Механизмы взаимодействия близнецовой пары в раннем детстве (от 0 до 3 лет)

Для развития регуляции поведения у близнецов первых 3-х лет жизни большое значение имеют взаимоотношения с обоими родителями; при недостаточно развитых отношениях с отцом, то есть недостатке механизмов познавательной регуляции, у детей наблюдается задержка в развитии как эмоциональной, так и когнитивной регуляции.

Для становления личности близнецов существенным является процесс идентификации себя с партнером. Частые смешивания местоимений «МЫ» и «Я», трудности в узнавании себя в зеркале и на фотографии, затруднения в различении своего имени (близнецы в дошкольном возрасте часто откликаются на имя своего соблизнеца) связаны с тем, что образ «Я» в сознании близнецов предстает как бы несколько размытым и нечетко отличается от образа брата (сестры). Такое смешение образа «Я» с образом соблизнеца – характерная черта в формировании личности близнецов. Окружающие, подчеркивая сходство близнецов, тем самым формируют еще большую их психологическую идентичность. Психологи называют это «эффектом пары», который препятствует осознанию отдельности себя от соблизнеца. Близнецам трудно разграничить собственную личность и личность своего соблизнеца. Это приводит к тому, что некоторые черты личности, развитые у одного близнеца, могут не развиваться в достаточной мере у другого. При этом второй близнец не ощущает своего недостатка и ведет себя так, как будто эти черты у него развиты. Близнец привыкает к тому, что черты личности другого всегда находятся в его распоряжении, хотя сам он фактически этими чертами не обладает. В силу чрезмерной психологической зависимости друг от друга близнецы могут «блокироваться» против окружающих. С возрастом, с возникновением разнообразных новых связей взаимоотношения между близнецами часто ослабевают.

Тема 2. Формирование личности близнецов и взаимодействие близнецовой пары в дошкольном периоде (от 3 до 6 лет)

Психическое развитие близнецов подчиняется тем же законам, что и развитие одиночных детей, но имеет некоторые специфические черты, обусловленные «близнецовой ситуацией».

Постоянный и чрезвычайно тесный контакт между близнецами оказывает огромное влияние на развитие их личности.

По мере того, как дети взрослеют, родители не должны препятствовать самостоятельному их выбору в таких вопросах как одежда, любимая игрушка, любимые животные и увлечения.

Однако и у МЗ-близнецов игры порождают не только сходство в развитии личности, но также способствуют появлению различий, своего рода поляризации внутри близнецовой пары.

Взаимоотношения между членами пары, проявляющиеся в дошкольном возрасте, и отношение старших к паре близнецов – вот два основных фактора, определяющие особенности развития личности близнецов, ведущие к формированию у них специфических социальных ролей.

В дошкольном возрасте близнецы постепенно становятся независимыми, хотят больше контактировать с окружающим миром. Приобретение друзей – важный момент в жизни дошкольников.

Социальная ситуация развития – это система отношений между ребенком и средой. Однако среду не следует рассматривать как условие, которое благодаря заключенным в нем качествам и свойствам чисто объективно определяет развитие.

В дошкольный период желательно поместить близнецов в детский сад, что особенно важно для социальной адаптации их в дальнейшем.

Тема 3. Формирование личности близнецов в школьные годы (от 6-ти до 16-ти лет)

В педагогике вплоть до наших дней не утихают споры о том, что играет главную роль в развитии и формировании человека – биологическое «начало» или окружающая среда с ее социальными особенностями.

Каждый близнец – это особый мир со своими противоречивыми проблемами. Нет ни одной книги, нет никаких пособий и рекомендаций по воспитанию детей-близнецов. Порой бывает очень трудно разобраться в сложных отношениях между членами близнецовой пары, правильно оценить сходство и скрытое за ним различие.

Семь лет – очень сложный период в жизни любого ребенка, это так называемый «кризис семи лет». В этот период изменяется социальная ситуация развития, которая характеризуется изменением форм и содержания сотрудничества со взрослыми.

Чтобы преодолеть трудности вхождения в новую для них школьную среду, близнецы, если их помещают в один класс, могут «блокироваться» против окружающих и одноклассников. Поэтому родителям можно посоветовать в этом случае разделить близнецов, поместить их в разные классы. Подобный метод может исправить неправильные педагогические установки, приводящие к чрезмерной психологической зависимости близнецов друг от друга и от родителей.

Осознание того, что они могут действовать независимо друг от друга, приносит близнецам гордость и удовлетворение.

Школьные годы, несмотря на все трудности, способствуют расширению социальных контактов в приобретении опыта общения близнецовых пар со сверстниками, что создает реальную возможность для развития гармоничной личности каждого из близнецов.

Именно в этот период у них наблюдается стремление отличаться друг от друга.

Понятие «близнецовая ситуация» введено французским исследователем Рене Заззо. Оно охватывает те специфические отношения, которые складываются между членами близнецовой пары. Как в любом коллективе, в паре нередко один из близнецов лидер, а второй подчиненный. Чем теснее связь между близнецами, тем сильнее распределение ролей влияет на развитие близнецов. В МЗ-парах это сказывается в большей степени, чем в ДЗ. Вместе с тем, во многих парах разделение на лидера и ведомого сочетается с достаточно гармоничным развитием каждого близнеца и не ведет к подавлению принципиально важных качеств или однобокому развитию личности ведомого. В определенных случаях в близнецовой паре может произойти смена ролей: лидером становится ведомый и наоборот.

Тема 4. Воспитание близнецов в семье

Семья – оптимальная среда для развития близнецов, которые требуют от родителей организаторских умений больше, чем одиночно рожденные дети.

Дети-близнецы с самого начала должны быть поставлены в условия содружества и отдельности, чтобы не образовалась симбиотическая связь, не нарушалось их личностное развитие.

Семейная среда должна стимулировать познавательную активность близнецов. Игрушки и действия с ними дают ребенку информацию об организации мира вокруг него. При участии взрослых дети играют лучше.

Понять индивидуальность проявления каждого в паре – очень важная задача для дальнейшего бесконфликтного общения с близнецами и их развития. Родители должны относиться к близнецам как к разным личностям, имеющим свои особенности, потребности, желания.

Многие неурядицы с близнецами – это результаты их неправильного воспитания в ранний период развития. Чем раньше обнаружатся отклонения в развитии близнеца, чем раньше становится явным проблемный характер его поведения, тем легче исправить или компенсировать дефект и найти верные пути помощи ребенку-близнецу в семье.

Тема 5. Формирование в коллективе ценностного отношения к общению у близнецов-школьников

Любая деятельность человека осуществляется в системе объектно-субъектных отношений, которые образуют человека как общественное существо.

Велика роль общения в процессе становления коллектива, развитии в нем деловых и межличностных отношений, в передаче опыта от поколения к поколению.

Важнейшим фактором общения является ценностная ориентация личности. Ценностное отношение к общению у близнецов-школьников выступает как одно из качеств личности каждого партнера в близнецовой паре, существенно определяя их нравственный облик.

В обычном коллективе детей контакты со стороны других ребят осуществляются сразу с двумя членами близнецовой пары без всяких затруднений. При этом типична дружба именно троих детей, где, однако, сохраняется распределение ролей на лидера и ведомого. В клубе близнецов ситуация меняется: когда один из близнецов, как правило, это лидер близнецовой пары, входит в контакт с одним из близнецов другой пары, в активное общение вступает ведомый этой пары, получая шанс выступить лидером или занять равноправное положение в общении с близнецом другой пары.

В процессе развития коллектива близнецов наблюдается стремление близнецов-подростков к самовоспитанию. Клубный коллектив становится источником самовоспитания близнецов-подростков, а умение работать над собой находится в зависимости от длительности пребывания в нем. Осознание такой роли клуба в личной жизни – свидетельство осознания и переживания его значимости, ценности в глазах близнецов-подростков.

Литература к разделу 3

1. Вальтер Ф. Близнецы. – М.: Прогресс, 1985.

2. Крышева Н. А., Штейнгарт К. М. Сравнительная характеристика функции речевых мышц у однояйцевых близнецов//Высш. нервн. деят. – 1967. – № 17.

3. Лурия А. Р., Юдович Ф. Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М., Изд-во АПН РСФСР, 1956.

4. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. – М.: Изд-во МГУ, 1972.

5. Михайловская А. Как близнецы близки//Известия. Воскресное приложение. – 1988, – 22–28 февраля.

6. Морозова Т. Б. Развитие личности близнецов на принципах гуманистической направленности воспитания//Научные труды МПГУ Серия: «Психолого-педагогические науки». Сборник статей. – М.: Прометей, 2003.

7. Морозова Т. Б. Личностное развитие близнецов-подростков в процессе общения в дошкольный период//Сборник статей науч. трудов МПГУ. Серия «Психолого-педагогические науки». – М.: Прометей, 2004.

8. Морозова Т. Б. Взаимодействие наследственности и среды в формировании индивидуальности человека (на близнецовой модели): Программа курса. – СПб.: Образование, 1993.

9. Морозова Т. Б. Семья и психолого-педагогическая служба Близнецового центра как фактор личностного развития близнецов-подростков//Научно-методический журнал «Педагогическое образование и наука». – 2008. – № 11.

10. Морозова Т. Б. Влияние наследственности и среды на развитие двигательных способностей детей-близнецов школьного возраста//Материалы межвузовской научно-методической конференции, посвященной 200-летию РГПУ им. А. И. Герцена. 23–25 апреля 1997 г. «Совершенствование образовательного процесса в многоуровневой системе подготовки специалистов физической культуры РГПУ им. А. И. Герцена». – СПб., 1998.

11. Морозова Т. Б. «Я – это Ты». – СПб.: Образование, 1991.

12. Морозова Т. Б. Развитие творческого потенциала и эстетической культуры близнеца-подростка в системе дополнительного образования // Сб. науч. труд., развитие духовности и профессионализма в условиях глобализации. Матер. V междунар. научно-метод. кинор. спец. выпуск № 55. часть 2. киев – Винница. – 2008

13. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека, под редак. И. В. Равич-Щербо. – М.: Педагогика, – 1988.

14. Сергиенко Е. А., Виленская Г. А., Дозорцева А. В., Рязанова Т. Б. Близнецы от рождения до трех лет./Под общ. ред. Е. А. Сергиенко. – М.: Когито-Центр, 2002.

15. Семенов В. В., Кочубей Б. И. Близнецы: проблемы воспитания и развития. – М.: Знание, 1985. – № 6.

16. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. – М., 1978.

Вопросы и задания к разделу 3

1. Описать в реферате механизм взаимодействия близнецовой пары в социальной ситуации развития.

2. Написать сочинение на тему «Проблема индивидуального развития детей-близнецов в семье, в детском саду, в школе» (на выбор).

3. Для данной темы предлагается экспериментальный материал из опыта родителей, воспитывающих детей-близнецов.

4. В чем заключается «секрет» языка близнецов? Дать его характеристику.

5. Написать реферат на тему «Как организовать жизнь детей-близнецов дома».

6. Что такое «кризис 7-ми лет»?