Вы здесь

Взаимодействие в работе воспитателя и учителя-логопеда. Картотека заданий для детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи. Грибы. Ягоды. Лес (И. А. Михеева, 2009)

Грибы. Ягоды. Лес

Новая лексика

Существительные:

боровик, подосиновик, подберёзовик, мухомор, лисичка, сыроежка, гриб, ножка, шляпка, лес, поляна, мох, пень, корзина, маслёнок, опёнок, моховик, груздь, рыжик, волнушка, поганка, грибница, чаща, лукошко, грибник, клубника, смородина, крыжовник, малина, черника, брусника, морошка, клюква, земляника, компот, варенье.

Глаголы:

расти, стоять, прятаться, краснеть, вырастать, варить, собирать, готовить, резать, сушить, солить, мариновать, заблудиться, аукать.

Прилагательные:

белый, красный, рыжий, маленький, старый, съедобный, несъедобный, червивый, грибной (дождь, лето, поляна, год), малиновый, клубничный, черничный, брусничный, клюквенный, морошковый, земляничный.

Наречия:

рядом, далеко, близко.

Пальчиковая гимнастика

Корзина с ягодами

Вот корзина – так корзина!

(Изображают удивление, разводят руки в стороны.)

В ней крыжовник,

В ней малина,

И лесная земляника,

И садовая клубника,

Там брусника и черника!

(Загибают пальцы, начиная с большого, одновременно на правой и левой руках.)

К нам ты в гости приходи-ка!

(Делают приглашающий жест – движение руками на себя.)

Ягод, что найдём мы в ней,

Нет полезней и вкусней!

(Поочерёдно ритмично ударяют о кулак и ладонь о ладонь.)


С. Васильева

Координация речи с движением «Мы идём в осенний лес»

Цели: учить координировать речь с движением, развивать творческое воображение, закреплять в речи существительные – названия грибов, развивать мелкую моторику.

Мы идём в осенний лес.

(Маршируют на месте.)

А в лесу полно чудес!

(Разводят руки в стороны, «удивляются».)

Дождь вчера в лесу прошёл —

(Потряхивают ладонями обеих рук.)

Это очень хорошо.

(Хлопают в ладони.)

Будем мы грибы искать

(Приставляют ладонь ко лбу, смотрят то в одну, то в другую сторону.)

И в корзинку собирать.

(Сводят руки перед собой – «корзина».)

Вот сидят маслята,

На пеньке – опята,

А во мху – лисички,

Дружные сестрички.

(Загибают по одному пальцу на обеих руках одновременно на каждое название грибочка.)

«Подосиновик, груздок,

Полезайте в кузовок!

(Делают манящие движения руками.)

Ну, а ты, мухомор,

Украшай осенний бор».

(Грозят указательным пальцем правой руки.)


И. Михеева

Скороговорка

Цели: развивать общие речевые навыки: чёткость дикции, правильное звукопроизношение, правильное голосоведение.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям соревнование: кто быстрее и правильнее произнесёт скороговорку.

У пеньков опять пять опят.

Диалог

Цель: развивать общие речевые навыки, работать над интонационной выразительностью речи.

– Мы с тобой шли?

– Шли.

– Подберёзовик нашли?

– Нашли.

– Я тебе его дал?

– Дал.

– Ты его взял?

– Взял.

– Так где же он?

– Кто?

– Подберёзовик.

– Какой?

– Мы с тобой шли?

– Шли.

(И т. д.)

Игра «Кто заблудился?»

Цели: развивать слуховое внимание.

Ход игры. Воспитатель говорит: «Представьте, что мы с вами пошли в лес, кто-то заблудился и кричит «Ау!». Один из детей поворачивается спиной к остальным. Дети по очереди произносят «Ау!» с разной громкостью голоса (ближе, дальше). Ребёнок, стоящий спиной, отгадывает, кто «кричал».

Игра «Найди две одинаковые банки с вареньем»

Цели: развивать зрительное внимание.


Игра «В лесу»

Цели: активизировать и обогащать словарь детей по лексической теме «Грибы».

Ход игры. Воспитатель предлагает детям послушать рассказ и дополнить его. Можно выставить перед детьми картинки с изображением грибов.


Наступила осень. Зайдёшь в лес и ахнешь. Деревья в золотом уборе стоят, сквозь ветви пробиваются солнечные лучи. Посмотришь вокруг и поймёшь – не зря говорят, что осенний лес дарами богат. Вот под осинкой мелькают красные шляпки. Это дружная семейка. А под берёзкой стройные (…) стоят. Зайдёшь дальше в лес и увидишь рыжие шляпки во мху. Раздвинешь мох руками, а там сестрички – (…) притаились. А это что за грибочки на пенёчке сидят? Опытный грибник сразу поймёт, что это (…). Но тому больше всех повезёт, кто в глубине лесного бора самый важный гриб отыщет – (…).

И. Михеева, С. Чешева

Игра «Какое варенье? Какой компот?»

Цели: развивать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных, согласование прилагательных с существительными).

Ход игры. Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы девочки Кати. Необходимо следить за правильностью употребления окончаний (малиновое варенье, малиновый компот).


Осень – время заготовок. Катя с бабушкой решили запастись на зиму сладким вареньем и ароматным компотом. Рано утром они пошли в лес за ягодами. Путь предстоял неблизкий.

– Бабушка, – спрашивала Катя. – Если мы малину соберём, какой компот получится? (…) А варенье какое? (…)

– А вдруг чернику найдём, – продолжала размышлять Катя. – Какой компот получится? (…) А варенье какое? (…)

– Ну, а если брусника нам попадётся? Какой компот сварим? (…) А какое варенье? (…)

– Моё любимое варенье из клюквы. Отгадай, какое? (…)

А компот я люблю из морошки. Отгадай, какой? (…)

Так незаметно подошли бабушка со своей внучкой к полянке, на которой видимо-невидимо было ягод земляники. Какой компот сварит бабушка? (…) А какое варенье? (…)

С. Чешева

Игра «Лишняя ягода»

Цели: учить узнавать знакомые ягоды, закреплять названия ягод и закреплять понятия «лесные» и «садовые ягоды»; тренировать в определении наличия звука [а] в слове и его места в нём (начало, середина, конец), развивать зрительное внимание.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми картинки с изображением ягод (например: клюква, черника, клубника), просит назвать ягоды и сказать, какая ягода лишняя. Воспитатель просит каждого ребёнка объяснить свой выбор.

Например:

Лишняя клубника, т. к. она – садовая ягода, а все остальные – лесные.

Ребёнок определяет, есть ли в названии ягоды звук [а] и в какой части слова он находится.

Слова: брусника, клубника, малина, земляника, клюква, смородина, черника, крыжовник.

Игра «Составь схему»

Цели: закреплять навык анализа предложений на слова.

Ход игры. Воспитатель предлагает детям прослушать предложения, сосчитать количество слов и начертить схемы. Напоминает, что в предложениях могут встретиться «маленькие слова» – предлоги.

Например:

Осенний лес богат дарами.

_____________ _____________ _____________ _____________.

На лесной полянке много земляники.

Под еловой веткой спрятался боровик.

На болоте поспела кислая клюква.

Игра «Собери грибы»

Цели: совершенствовать фонематические процессы, учить подбирать слова на заданный звук.

Ход игры. Воспитатель выставляет перед детьми коробку с написанной на ней буквой «н» и предлагает детям положить в неё только те грибы (муляжи, картинки), в названии которых есть звук [н].

Слова: опёнок, маслёнок, подосиновик, волнушка.

Игра «Весёлые звуки»

Цели: совершенствовать навык звукового анализа слов (мох, сосна).

Ход игры. Воспитатель помещает на ковролинограф картинки с изображением мха и сосны и предлагает детям выполнить звуковой анализ этих слов. Один ребёнок выкладывает схемы на ковролинографе, остальные работают с раздаточным материалом за столами.

Слова: мох, сосна.

Загадки

Цели: развивать слуховое внимание, слуховую память, учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).

Ход игры. Воспитатель загадывает загадку, дети отгадывают. Один из ребят объясняет её смысл. Остальные дополняют. Затем все вместе разучивают любую загадку.

Коричневой шляпкой приветствую вас.

Я скромный грибок безо всяких прикрас.

Под белой берёзкой нашёл я приют.

Скажите-ка, дети, меня как зовут?

(Подберёзовик)

В лесу осеннем в сентябре

В скучный день дождливый

Вырос гриб во всей красе,

Важный, горделивый.

Под осиной его дом,

Шляпка красная на нём.

Многим этот гриб знаком.

Как его мы назовём?

(Подосиновик)

Красная шляпка, на шляпке горошки,

Короткая юбка на беленькой ножке.

Красивый грибок, но тебя не обманет,

Кто знает о нём – его трогать не станет.

Всем людям известно уже с давних пор

Что ядом наполнен гриб…

(мухомор).

Текст для пересказа

Митька набрал столько грибов, что ему нельзя было донести домой. Он сложил их в лесу. На заре Митька пошёл взять грибы. Грибы унесли, и он стал плакать. Мать ему сказала:

– Что плачешь? Или наши лепёшки поели кошки?

Тогда Митьке стало смешно, он тёр по лицу слезу и сам смеялся.

Л. Толстой


Вопросы:

Почему Митя оставил грибы в лесу?

Что случилось утром?

Что сказала мама?

Текст для пересказа

Брат и младшая сестра

Санька и его младшая сестричка Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.

Моя бабушка поглядела и посмеивается:

– Что ж ты, Саня… Маленькая Варя больше тебя набрала!

– Ещё бы! – отвечает Санька. – Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.

Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзинки с грибами маслятами.

– Что ж ты, Саня, – говорит бабушка. – Маленькая-то больше набрала.

– Ещё бы! – отвечает Санька. – Она к земле ближе, вот и набрала.

В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать. И я пошёл вместе с ними.

И вдруг вижу, как Санька незаметно от Вари подсыпает ей ягоды в кузовок. Варя отвернётся, а он возьмёт и подсыплет…

Идём обратно. У Вари ягод больше, у Саньки – меньше.

Встречается бабушка.

– Что ж ты, – говорит, – Саня… Малина-то высоко растёт! Тебе легче дотянуться, а Варя больше набрала!

– Ещё бы! – отвечает Санька. – Варя у нас молодец, Варя у нас работница. За ней не угонишься.

По Э. Шиму


Вопросы:

Что несли в кузовках Санька и Варя?

Что сказала бабушка?

Что ответил Санька?

Что Саня и Варя собирали в лесу во второй и в третий раз?

Что Санька каждый раз отвечал бабушке?

Как ты думаешь, почему Санька подсыпал Варе ягоды?