Война еще не началась
Пьеса предназначена для трех актеров, каждый из которых, в зависимости от художественной задачи, может представлять в различных новеллах персонажей мужчин и женщин разных возрастов – стариков, детей и тд. То есть пол и возраст здесь особого значения не имеет.
Части пьесы могут меняться местами по усмотрению режиссера.
•
ПЕРВЫЙ. Я люблю такие вещи от которых залипаешь. Правильно залипаешь, это когда так мягко, спокойно, без чувства вины, будто дождливый день, холодно, непогода, ты быстро бахнешь рюмку водки и уже не спеша залипаешь… с пивом… медленно-медленно, все медленно, то ли ты пьешь пиво, то ли пиво пьет тебя, тепло, дома тепло и внутри тепло и залипание длится и длится…
ВТОРОЙ. Или залипаешь в интернете, в разделе «вещи», просто в таком залипающем неровном ритме меняяяяяешь картинки, кроссовки, перчатки… какой принт на майке, я бы такой никогда… наверное… рюкзак… смешные блестящие клюшки на подошвах… эти дырочки, чтобы дышать обстрочены серебряной ниткой специально неровно, какой кайф…
ТРЕТИЙ. Или на телефоне, в какую-то игру, типа украшать тортики, хлопать пузыри, строить что-то типа бесконечной вавилонской башни, до тех пор, пока она не перегнется в дугу под своим весом и не рассыплется, а затем снова… И так залипаешь, залипаешь…
ПЕРВЫЙ. В принципе залипать, это, наверное, самое сейчас главное удовольствие.
ВТОРОЙ. И, наверное, самое важное.
ТРЕТИЙ. Ну правда, ты сама погляди, в метро это спускаешься в подземку, там все эти… у них глаза колючие.
ВТОРОЙ. Сейчас будто набросятся, разорвут на клочки и сожрут.
ПЕРВЫЙ. Ну просто потому что у них там что-то горит внутри. То ли гастрит, то ли душа, то ли хрен их разберешь. Постоянно причем, волосы всклокочены, кожа какая-то красная пятнами, глаза колючие…
ТРЕТИЙ. Они опасные… эти люди снаружи… Такие холодные… злые…
ВТОРОЙ. Если им дать волю, они просто сожгут все. Еще чуть-чуть и…
ПЕРВЫЙ. Они просто выпустят этот огонь изнутри наружу. И все вокруг запылает. А нам это надо?
ВТОРОЙ. Нет, я не хочу проснуться от запаха дыма, я хочу спать… Я вообще не хочу думать о них, я хочу залипать, залипать, залипать, залипать…
ТРЕТИЙ. Что же с ними делать? Ведь завтра…
ВТОРОЙ. Залипать, залипать, залипать…
ПЕРВЫЙ. Зачем они нужны?
ТРЕТИЙ. Ну правда. Зачем? От них можно как-то избавиться? Это вообще реально?
ПЕРВЫЙ. Откуда они вообще взялись тут? Вот эти вот люди с колючими глазами? Кто они?
•
ПЕРВЫЙ. Ты с ума сошел?
ВТОРОЙ. Мы чуть с ума не сошли!
ПЕРВЫЙ. Мы звонили в школу!
ВТОРОЙ. Мы звонили твоим друзьям!
ПЕРВЫЙ. Я себе места не находил!
ВТОРОЙ. Я чуть не поседела от ужаса!
ПЕРВЫЙ. И вот, здрасьте – пожалуйста! Откуда мы все узнаем?
ВТОРОЙ. Из интернета! «Ваш ребенок отмечен на фотографии Марш Мира»!
ПЕРВЫЙ. В центре города!
ВТОРОЙ. На площади!
ПЕРВЫЙ. А если бы тебя там побили?
ВТОРОЙ. А если бы тебя там покалечили?
ПЕРВЫЙ. Я знаю, что это было согласованное мероприятие.
ВТОРОЙ. Вот только не надо говорить, что власти были в курсе.
ПЕРВЫЙ. Это не значит, что это всем у нас нравится.
ВТОРОЙ. Вот только не говори, что вас охраняла полиция.
ПЕРВЫЙ. Еще неизвестно кого охраняла полиция.
ВТОРОЙ. Может от вас полиция и охраняла.
ПЕРВЫЙ. Не от тебя, а от тех, которые там были с тобой.
ВТОРОЙ. Черт с ними.
ПЕРВЫЙ. Но это черт с ними. Главное, что с тобой все в порядке.
ВТОРОЙ. Хорошо, что с тобой все в порядке, и ты жив и здоров.
ПЕРВЫЙ. Это очень опасно, как ты этого не понимаешь.
ВТОРОЙ. Это только называется «во имя мира».
ПЕРВЫЙ. Там может быть все что угодно.
ВТОРОЙ. Ты видел там эти флаги?
ПЕРВЫЙ. Откуда на демонстрации во имя мира флаги государства, с которым мы враждуем?
ВТОРОЙ. Вражеские флаги! Им там нечего делать! Мы же возможно завтра будем с ними воевать!
ПЕРВЫЙ. Самое правильно для такой демонстрации было бы их сжечь.
ВТОРОЙ. Точно! Сжечь их флаги на главной площади!
ПЕРВЫЙ. Тогда бы это была настоящая демонстрация во имя добра! Или как там? Во имя мира!
ВТОРОЙ. Не могут на нашей демонстрации во имя мира быть флаги врагов.
ПЕРВЫЙ. А я читал, что пишут у себя те… другие. С другой стороны.
ВТОРОЙ. И я читал. Они пишут и пишут. Развалили свою страну, хотят развалить нашу и пишут, больше же им делать нечего кроме как писать. Пишут и пишут.
ПЕРВЫЙ. Удивляются, видишь ли, почему это после этой демонстрации все разошлись? Почему это все разошлись, спустились в метро и разъехались по домам? Почему не начали избивать полицию?
ВТОРОЙ. Метать булыжники?
ПЕРВЫЙ. Вон они чего захотели! Чтобы это все превратилось в бойню!
ВТОРОЙ. Это страшно себе представить!
ПЕРВЫЙ. Вот за это мы и воюем. То есть… не воюем, но… это то, чего мы не хотим! Не допустить это! Не допустить войну! Понимаешь?!
ВТОРОЙ. А ты ходишь на всякие демонстрации и разжигаешь!
ПЕРВЫЙ. Да! Ты же разжигаешь войну! Вдумайся!
ВТОРОЙ. Как ты вообще мог? Как ты мог?
ПЕРВЫЙ. Ты же хороший человек…
ВТОРОЙ. Ты же еще ребенок…
ПЕРВЫЙ. А уже за войну…
ВТОРОЙ. Эх ты…
ПЕРВЫЙ. Как ты мог…
•
ПЕРВЫЙ. Все?
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Ну это ничего. Бывает.
Пауза. ПЕРВЫЙ начинает одеваться.
ПЕРВЫЙ. Как ты думаешь, вечеринка ведь еще идет? Мы же рано ушли? Я так напилась. Наверное, потому что на пустой желудок. С утра ничего не ела. У меня выступление было в два, и я волновалась. Ты слушал мое выступление?
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Я твое тоже не слушала. У тебя же тоже сегодня было? Я просто переволновалась, потом пошла выпила кофе с коньяком, и все равно не смогла успокоиться. Потом бродила еще по городу часа два, потом вернулась в гостиницу, переоделась, приняла душ и пошла на закрывающую вечеринку. А поесть и забыла. В результате уже через полчаса целовалась с тобой в такси.
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Я не в смысле что я оправдываюсь. Просто… Уф… я кажется протрезвела.
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Давай вернемся на вечеринку, поедим, выпьем, пообщаемся с коллегами. Я за эти три дня даже не познакомилась толком ни с кем.
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Я редко выезжаю куда-то. Трое детей, работа, все такое. Муж. Редко бываю на таких конференциях. И поэтому у меня никакого опыта…
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Никакого опыта публичных выступлений. Почему ты молчишь?
ВТОРОЙ. Переживаю момент.
ПЕРВЫЙ. Ты про то что.. Да ладно! Это все… Много выпили, и вообще, в первый раз ни у кого…
ВТОРОЙ. Да в первый.
ПЕРВЫЙ. Вот я и говорю.
ВТОРОЙ. У меня это впервые.
ПЕРВЫЙ. Понятно. В смысле?
ВТОРОЙ. Ты у меня первая. В жизни.
Пауза.
ПЕРВЫЙ. В каком смысле?
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Шутишь?
ВТОРОЙ. Нет.
ПЕРВЫЙ. Тебе сколько лет? Сорок?
ВТОРОЙ. Сорок два.
ПЕРВЫЙ. Ты не шутишь. О, Господи. Может, ты шутишь? О, Господи. Почему? Ты вроде же такой… такой… полноценный.
ВТОРОЙ. Просто я не встречал единственную.
ПЕРВЫЙ. Единственную кого?
ВТОРОЙ. Просто – единственную.
ПЕРВЫЙ. Что-то мне опять поплохело, наверное, надо есть что-то кроме шоколадных конфет с коньяком. Слушай, на планете пять… или даже шесть… а сейчас, наверное, и вообще семь миллиардов людей. И ты хочешь сказать… Ты хочешь сказать ты не нашел себе какую-то там… единственную?
ВТОРОЙ. Не нашел. То есть нашел. Сейчас. Мне очень повезло.
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Ясно. Слушай, ну ты как насчет того, чтобы вернуться на вечеринку?
ВТОРОЙ. Подожди. Давай поговорим.
ПЕРВЫЙ. Давай лучше я скажу. Я первая. В смысле – я первая скажу. Каламбур, ха-ха. Эээ… послушай, мне очень приятно, и все такое. И, кстати, для первого раза, ты прямо… молодец! Но я еще, ну просто чтобы ты знал, я еще, в общем-то, как бы замужем. И у меня семья, и у меня все в порядке, ну то есть не совсем вероятно все в порядке, раз я с тобой переспала, но это все мелочи, и это можно списать на волнение, и на коньяк, и я за год первый раз куда-то выехала без детей и… Ты понимаешь?
ВТОРОЙ. Понимаю. Ты не готова менять свою жизнь из-за меня.
ПЕРВЫЙ. Господи, как приятно иметь дело со взрослым умным человеком!
ВТОРОЙ. Я не жду, что ты будешь из-за меня менять свою жизнь.
ПЕРВЫЙ. Я тебя почти люблю. А теперь давай поедем назад. Вызовем такси прямо сейчас и через полчаса будем там.
ВТОРОЙ. Но если ты меня выслушаешь.
ПЕРВЫЙ. Зачем.
ВТОРОЙ. Я знаю, что я выгляжу странно. Мне сорок лет, ну ладно, сорок два. И я не просто так. Ну я же понимаю, что происходит и как вся эта ситуация выглядит со стороны и… Я скажу проще – я могу тебе рассказать, почему именно ты. Почему я тебя ждал так долго. Почему ты – единственная. И ты меня поймешь. Ты поймешь, почему мы должны быть вместе. Я не сумасшедший, поверь! Просто… Просто люди они же живут не задумываясь. Все происходит случайно, само собой. А у меня не так. У нас с тобой не так. Это по-настоящему. Я тебе сейчас все расскажу, и ты поймешь, почему.
ПЕРВЫЙ. Я пойму, почему именно ты.
ВТОРОЙ. Да. Совершенно верно.
ПЕРВЫЙ. А не мой муж, например? Да? Я просто сейчас уточняю.
ВТОРОЙ. Да.
ПЕРВЫЙ. И моя жизнь изменится?
ВТОРОЙ. Уже изменилась. Мы же встретились, и ты знаешь, что это – не случайно. Все вокруг случайно и само-собой и как попало, а наша с тобой встреча – нет. Это на всю жизнь. Люди как картонные пазлы, не совпадают, но им очень хочется, и они притираются, знаешь так любые два пазла можно соединить через силу, но ведь все чувствуют, что единственная пара только одна! И именно поэтому я не разменивался на что-то еще до тебя. Зачем? Лучше один раз по-настоящему, чем всю жизнь как придется. Зачем мне семь миллиардов подделок, если настоящая только одна!
ПЕРВЫЙ. Три с половиной. Миллиардов три с половиной. Если женщин и мужчин поровну.
Пауза.
ПЕРВЫЙ. А настоящий только один?
ВТОРОЙ. Вопрос в том, чтобы распознать этого единственного человека.
ПЕРВЫЙ. И ты все мне сейчас объяснишь?
ВТОРОЙ. Да.
ПЕРВЫЙ. И моя жизнь изменится?
ВТОРОЙ. Я знаю, что это очень страшно. Но надо не бояться. Жизнь изменится непоправимо, но кто сказал, что она станет хуже? Не бойся! Это как… как потерять девственность. Раз и навсегда. Для начала, надо сказать – Здравствуй, моя любовь. Я искал тебя всю свою жизнь и нашел. Просто повтори – Здравствуй моя любовь, я искал тебя всю свою жизнь и…
Первый набрасывает Второму на лицо подушку и наваливается сверху.
•
ТРЕТИЙ. Возможно, мне придется пересмотреть свою жизненную философию, но я считаю, что человек не создан для глобального добра. Каждый может делать добро только на расстоянии вытянутой руки, дальше любые намерения превращаются во зло. Ты можешь помочь другому человеку только на расстоянии вытянутой руки. Вот так.
Показывает жест с вытянутой рукой.
Перед этим мне долго не везло. Не было работы, не было денег, надо было все время выплачивать по кредиту, и был такой затяжной момент безработицы, когда ты постепенно теряешь своих друзей. Теряешь, потому что все время занимаешь у них деньги и после этого долго не отдаешь. Друзья чувствуют, что от тебя пахнет невезением и, в конце концов, начинают тебя сторониться. Ты знакомишься с новыми людьми – в очередях на собеседованиях, на бирже труда, когда видишь одни и те же лица на дешевых распродажах. Это твои новые друзья, они подходят тебе больше чем те, прежние. Которым ты к тому же должен денег. Это грустно, черт побери, но это факт. Жизнь тебя сбрасывает с твоего места, на котором ты находишься, сбрасывает вниз. Вот так.
Повторяет жест с вытянутой рукой.
Но я всегда знал: даже в самой хреновой ситуации ты можешь помочь кому-то, кому хуже чем тебе. Кому-то, кто находится от тебя на расстоянии вытянутой руки. Помните, да? Это моя жизненная философия. Я в нее верю. Надеюсь и вы тоже.
Повторяет жест с вытянутой рукой. Резко хлопает в ладоши.
И тут мне повезло! Весеннее утро, утро возможностей, новые запахи, новые ощущения, новое солнце. Накануне звонит мой старый друг, у которого я еще не успел занять денег и таким образом испортить отношений и предлагает поучаствовать в новом проекте. Я бодр, собран, деловит. Я в ударе – я приезжаю и буквально очаровываю заказчика! Я не знаю, что на меня нашло, я буквально не узнаю себя! Где отпечаток невезения, где уныние последних нескольких месяцев? Я остроумен, свеж и энергичен. Я брызжу идеями! После встречи я опьянен собой настолько, что набираюсь духу и совершенно естественным тоном, так, будто я делаю это каждый раз, и никогда не сомневаюсь в положительном результате, прошу часть денег вперед. Мне даже не приходится протягивать руку. Хэй-хо! Я снимаю деньги в банкомате, потому что хочу почувствовать их фактуру, их шершавость, запах краски, мне это важно, мне так давно не везло, вы должны меня понять! И я еду домой… Король едет домой! На такси!
И вот тут это и происходит. Мое такси останавливается на светофоре, и я вижу девушку на автобусной остановке. Это сильно беременная девушка, которая явно не хочет, чтобы все видели, что она плачет. Она безутешно рыдает и старается спрятаться за автобусной остановкой. Остановка прозрачная и как бы она не отворачивалась, ее всё равно видно со всех сторон. Это такая некрасивая рыдающая беременная девушка. Вся в конопушках, с плохими волосами, с болезненно бледной кожей и полными ногами, – всё как я не люблю. Не помню, во что она была одета. Что-то такое серое и коричневое из дешевых магазинов. И я чувствую где-то глубоко внутри себя… импульс. Я открываю дверь такси, выхожу из машины и иду к ней. Таксист сигналит мне, но я не обращаю на него внимания. Я подхожу к девушке, и даю ей очень много денег. Собственно все, что у меня с собой. Деньги валятся на асфальт, я подбираю их, раз за разом, и кладу ей в руки. Думаю, ей хватит на долгое время. На пару месяцев точно. Не знаю, что там у нее за проблема, и знать не хочу, поэтому бегом возвращаюсь в такси, к ошалевшему таксисту и мы едем дальше. Это пример моей жизненной философии, так работает добро на расстоянии вытянутой руки.
Повторяет жест с вытянутой рукой.
Поверьте, я не то чтобы постоянно совершаю такие поступки. Я никогда… это… это был самый настоящий импульс! Её горе было настолько неподдельным, что я просто не мог поступить иначе. Уважаю ли я себя за этот поступок? Если честно я об этом не думал тогда.
Пауза.
Как вы знаете, у моей истории есть продолжение. Где-то через пару недель я еду той же дорогой. У меня хорошее настроение, проект идет, хотя всё и не так легко и радужно, как казалось с самого начала. На автобусной остановке стоит та же самая девушка. Только теперь все по-другому. С фальшивым выражением на лице, я бы даже сказал, не сильно притворяясь, она клянчит деньги. На ее груди табличка с надписью. Сверху крупно – «Помогите…», что написано дальше я не читаю. Я очень разочарован. Услышьте меня – я очень разочарован!
Уважаемые присяжные заседатели, вы находитесь не так далеко от меня. Можно сказать, что здесь, в зале суда, вы сидите от меня на расстоянии вытянутой руки. Прислушайтесь к себе и скажите, разве вы, на моем месте, не испытали такой же импульс… такое же желание выйти из машины, подойти к ней и ударить её в живот?
Непроизвольно воспроизводит жест с вытянутой рукой.
•
ПЕРВЫЙ. Ты, да, ты, я с тобой разговариваю. С тобой, с тобой, не отворачивайся. Ты чего пялился на мою жену?
ВТОРОЙ. Что? Простите, это вы мне?
ПЕРВЫЙ. Ты чего пялился на мою жену? Тебе кто разрешал?
ВТОРОЙ. Простите, я не понимаю…
ПЕРВЫЙ. Ты пялился на мою жену, ты раздевал её своими глазами!
ВТОРОЙ. Когда?
ПЕРВЫЙ. Там, в бассейне.
ВТОРОЙ. Это просто бассейн, он же публичный…
ПЕРВЫЙ. И ты пялился на мою жену!
ВТОРОЙ. Я просто плавал…
ПЕРВЫЙ. Кто тебе дал такое право! Какое право ты имеешь раздевать мою жену в своей голове?
ВТОРОЙ. Но я вовсе…
ПЕРВЫЙ. Не ври!
ВТОРОЙ. Я вовсе не собирался разде…
ПЕРВЫЙ (перебивает его). И ты занимался с ней сексом! Пока она плыла на спине, ты занимался с ней сексом в этой позе, но когда она перевернулась, тебя это не остановило! Ты продолжал и продолжал!
Пауза.
ВТОРОЙ. Э… Мне кажется… Послушайте…
ПЕРВЫЙ. Ты понял, что ты наделал? Ты понял, что ты натворил?
ВТОРОЙ. Послушайте, я сейчас позову охрану. Вы сумасшедший, и то в чем вы меня обвиняете… (Первый пытается его перебить) Нет, вы меня выслушайте! Если вы не успокоитесь, я позову охрану! Потому что я не виновен! Потому что всё, что происходит у меня в голове…
ПЕРВЫЙ (перебивает). Оргия с моей женой!
ВТОРОЙ (продолжает). …То, что происходит у меня в голове, вас абсолютно не касается.
ПЕРВЫЙ (взрывается). Твою мать! Это моя жена! Ты за сорок минут сделал с ней такое, что я не осмеливался ей предложить за восемь лет нашего брака!
ВТОРОЙ. Это не мои проблемы!
ПЕРВЫЙ. Ты! Извращенец!
ВТОРОЙ. Послушайте меня сейчас. Просто остановитесь и послушайте. Выдохните. Я не знаю, о чем вы говорите. Но попробуйте, хотя бы на минутку увидеть эту ситуацию с моей стороны. Я просто… Уф… Я даже не понимаю почему я должен это объяснять. Ну ладно. Это то, как я вижу эту ситуацию. Я просто плавал. Плавал по своей дорожке – туда-сюда. Там было несколько человек в бассейне кроме меня. Наверное…
ПЕРВЫЙ (взрывается). Что??!! Наверное?!!
ВТОРОЙ. Хорошо! Хорошо! Окей! Точно! Не, наверное! Точно! Там точно была ваша жена. Ну, может я и глянул в её сторону раз…
ПЕРВЫЙ. Ты её трахнул! Трахнул мою жену, сукин сын!
ВТОРОЙ. Что вы от меня хотите?
ПЕРВЫЙ. Чтобы ты хотел от человека, который трахнул твою жену при всех, публично, самым циничным и извращенным способом, какой только может прийти ему в его больную голову?
ВТОРОЙ. Я еще раз говорю, я не…
ПЕРВЫЙ (перебивая). Ты сам знаешь что это правда!
Пауза.
ВТОРОЙ (мнется). Хорошо. Хотите… я не знаю… хотите…
ПЕРВЫЙ. Что?
ВТОРОЙ. Хотите, я заплачу вам денег?
ПЕРВЫЙ. Сколько?
ВТОРОЙ. У меня с собой… Около… ну может триста… Я точно не помню. Они в шкафчике.
ПЕРВЫЙ. Ключ от шкафчика.
ВТОРОЙ. Там все мои вещи. Давайте мы дойдем вместе, и я открою и…
ПЕРВЫЙ. Ты. Извращенец. Ты хочешь обмануть меня. Ты думаешь, тебе это сойдет с рук также как секс с моей женой? Не выйдет.
ВТОРОЙ. Это мои вещи, они мои…
ПЕРВЫЙ. Ааааа, теперь ты вспомнил про собственность. Конечно! Теперь ты вспомнил, что у тебя есть твоя личная собственность! А ты вспоминал о ней, когда делал это с моей… с моей… с моей птичкой?!
ВТОРОЙ. Птичкой?
ПЕРВЫЙ. Это моя жена! Я называю её птичкой!
ВТОРОЙ. Хорошо. Вот вам ключ, только я умоляю… мои вещи… Оставьте мне одежду. Мне надо хотя бы переодеться. Я не могу в таком виде…
ПЕРВЫЙ. Ты не заслуживаешь того, чтобы я тебе что-то обещал.
ВТОРОЙ. Я умоляю вас…
ПЕРВЫЙ. Заткнись. Тварь. Я сделаю всё, что считаю нужным. И ты будешь сидеть тут и ждать. Потому что ты оступился. Потому что ты взял с полки шоколадку и хочешь пройти мимо кассы. Потому что…
ВТОРОЙ. Я понял, я понял все эти метафоры.
ПЕРВЫЙ. Если понял, то плати. Тварь.
ПЕРВЫЙ уходит. Подходит ТРЕТИЙ.
ТРЕТИЙ. Послушайте. Я слышала ваш разговор и мне ужасно неловко, и я хотела извиниться перед вами за него…
ВТОРОЙ (качая головой). Я не понимаю, что происходит…
ТРЕТИЙ. …Я хотела извиниться за своего мужа.
ВТОРОЙ (продолжая сокрушаться). …Со мной такое впервые. Это какое-то… это какое-то безумие всё, что происходит… Абсолютное безумие…
ТРЕТИЙ. И еще. Я хотела… Мне… мне было приятно.
ВТОРОЙ. Что?
ТРЕТИЙ. Да. Ты был… не великолепен, нет, но ты был хорош.
ВТОРОЙ. Вы сейчас со мной разговариваете? Я просто уточняю.
ТРЕТИЙ. Ты… ты хочешь это повторить?
ВТОРОЙ. Что? Вы о чем?!
ТРЕТИЙ. Мне очень приятно, что ты хочешь повторить всё, что было между нами. Но мне надо подумать, я не совсем такая как там…
ВТОРОЙ. Там?
ТРЕТИЙ. Да, как там, в твоей голове. Я не совсем такая. Поэтому я должна подумать. Я подумаю. И если что мы встретимся. И в следующий раз… давай не так резко? Давай начнем с чего-то более нейтрального? Например, кофе? Ты любишь кофе?
Пауза.
ВТОРОЙ. Да.
•
ПЕРВЫЙ. Я робот с блоком абсурда.
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Ты слышал?
ВТОРОЙ. Кто ты?
ПЕРВЫЙ. Я робот с блоком абсурда. То есть я робот, но чтобы никто меня не вычислил и не узнал, что я робот, вот для этого во мне стоит блок абсурда.
ВТОРОЙ. Ясно.
ПЕРВЫЙ. Хочешь, скажу что-нибудь абсурдное?
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Ты спишь что ли?
ВТОРОЙ. Нет.
ПЕРВЫЙ. Хочешь, я скажу что-нибудь абсурдное?
ВТОРОЙ. Что ты доебался до меня?!
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Блок абсурда делает меня похожим на живого. На настоящего человека. Я могу парадоксально шутить, неадекватно реагировать и вообще. Я понимаю абсурд. Ни один искусственный интеллект не понимает, если он оказался в глупой ситуации. А я понимаю. Вчера я видел своего друга художника. Он был с ребенком на детской площадке и встретил там своих каких-то знакомых. И я подошел, поздоровался с ним, потом попросил его познакомить меня с этими людьми, и он честно пытался, но тут же стало понятно, что он забыл, как зовут этих знакомых, и была глупейшая ситуация, и эти знакомые страшно на него обиделись, и ему было ужасно неудобно, и я все это понял. Но если бы я был без блока абсурда, я бы не понял, что произошло, потому что…
ВТОРОЙ. Давай.
ПЕРВЫЙ. Что давать?
ВТОРОЙ. Давай, говори что-нибудь абсурдное. И вообще ты заебал меня, если честно. Просто скажи и отъебись от меня.
ПЕРВЫЙ. Хорошо. Ты уверен?
ВТОРОЙ. Давай.
ПЕРВЫЙ. Абсурд генерируется. Сейчас.
ВТОРОЙ. Ясно.
ПЕРВЫЙ. Одну минуту.
ВТОРОЙ. Ага.
ПЕРВЫЙ. Процесс, возможно, займет больше времени, чем было рассчитано…
Пауза.
ВТОРОЙ. Господи, какая тоска…
Подходит ТРЕТИЙ.
ТРЕТИЙ. Так, кто следующий на прием?
ВТОРОЙ. Он. А я после него.
ТРЕТИЙ. Анализы с собой?
ПЕРВЫЙ. С собой, собой, только я не понимаю, что там написано, почему мне никто толком не может объяснить, что там написано, что все это значит?! Я вообще не могу понять эти закорючки, я спрашивал УЗИста, он ни черта…
ВТОРОЙ. У меня такая же ситуация. Меня тоже отправили к онкологу. Мне тоже ничего не говорят. У меня тоже черт знает что…
ТРЕТИЙ. Доктор все вам разъяснит. В свою очередь. После вот этого молодого человека. Подождите еще. (Первому) А вы – пойдемте со мной.
ПЕРВЫЙ. Да? Прямо сейчас? (Второму) Я могу, кстати, тебя пропустить. Хочешь? Хочешь передо мной пройти? Что-то я тут подумал, я могу еще подождать…
ВТОРОЙ. Иди, иди. Ты первый. Ты хотел быть первым, я занимал очередь как раз за тобой, и будет справедливо, если ты пойдешь первым. Логично и справедливо. И правильно. И вообще, мне везет, когда я иду вторым. Да. Мне всегда везет, когда я иду вторым. Мне нужно, мне нужно это везение…
ТРЕТИЙ. Ничего не понимаю, вы меня совсем запутали. К онкологу кто из вас первый? (Первому) Вы? Пойдемте.
ПЕРВЫЙ. А… да. Иду. Иду!
ТРЕТИЙ. Догоняйте.
ТРЕТИЙ уходит. Пауза.
ВТОРОЙ. Иди. Доктор ждет.
Пауза. Первый стоит неподвижно. Второй несмело трогает его за плечо.
ВТОРОЙ. Ты чего? Что с тобой? Ты в порядке? Эй? Ты чегооо?
ПЕРВЫЙ (виновато). Прости… Не работает.
ВТОРОЙ. Что?
ПЕРВЫЙ. Блок не работает. Сломался. Совсем. Понимаешь? Сломался. Не работает.
ВТОРОЙ. А. Ты шутишь. Это хорошо. Юмор он очень… Все. Пошутил и… Все. Иди. Ладно, ладно, иди. Иди! Вали давай! Пошел! Пошел, говорю! Давай… Ну?! Пиздуй, я сказал!
Пауза. ПЕРВЫЙ уходит. Он идет страшно медленно. Или свет на нем гаснет.
ВТОРОЙ. Удачи!
ПЕРВЫЙ (мгновенно оборачиваясь). Что?
ВТОРОЙ. Удачи, говорю!
Пауза. Первый часто-часто кивает.
ПЕРВЫЙ. А… да… Спасибо. Спасибо!
•
Резкое отключение света. Темнота взрывается неразборчивыми криками.
Прямо над ухом —
ПЕРВЫЙ. Твою же мать…
ВТОРОЙ (издалека). Ты где? Где ты?!
ПЕРВЫЙ. Здесь!
ВТОРОЙ (издалека). Где ты?!
ПЕРВЫЙ. Да здесь я, здесь! Стой на месте!
Звук падающего тела.
ВТОРОЙ. Черт! Я упала! Блиииин… Где ты?!
ПЕРВЫЙ. Вот! Телефоном свечу! Я тут! Тут! Сюда иди!
ВТОРОЙ. Не могу… Сам иди… Как больно…
ПЕРВЫЙ. Давай руку. Давай… Садись. Я же тебе говорил, пока в самолет не сядем, от меня ни на шаг! Ни на шаг!
ВТОРОЙ. Господи… как же я испугалась… Хотела денег на телефон положить, сую купюру в этот… в автомат и тут…
ПЕРВЫЙ. Может, рванули где?
ВТОРОЙ. Ногу ушибла… пииииздец. Летела метра два, наверное…
ПЕРВЫЙ. Говорю, взрыв не слышала?
ВТОРОЙ. Что ты такое говоришь?! Что ты придумываешь?!
ПЕРВЫЙ. Ну а какого хрена тогда?
ВТОРОЙ. Да просто авария.
ПЕРВЫЙ. Ага, авария. Ну, конечно – во всем аэропорте выключается свет это авария.
ВТОРОЙ (трет ногу). Синяк будет… вот блин…
ПЕРВЫЙ. Надо сумки возле себя держать, а то сейчас потырят все.
ВТОРОЙ. Все через жопу…
ПЕРВЫЙ. Ну что ты ноешь?
ВТОРОЙ. Я ногу ушибла!
ПЕРВЫЙ. Ну и что?!
ВТОРОЙ. Ну и то!
Пауза.
ВТОРОЙ. Ну, посвети мне.
ПЕРВЫЙ. Давай экономить заряд на телефоне, хрен его знает, сколько это еще все продлится.
ВТОРОЙ. Посвети мне, я телефон выронила.
ПЕРВЫЙ (раздраженно). Блин…
ВТОРОЙ. Чего?!
ПЕРВЫЙ. Ну…?
ВТОРОЙ. Ага, вот он, нашла.
ПЕРВЫЙ. Ну ты даешь…
ВТОРОЙ. Может, пойти, узнать что происходит?
ПЕРВЫЙ. Сиди здесь. Никуда не ходи. Может, они этого и добиваются, чтобы ты куда-нибудь пошла?
ВТОРОЙ. Ты параноик. Хорошо. Будем сидеть здесь. Надеюсь, скоро все включат.
ПЕРВЫЙ. Объявлений никаких нет.
ВТОРОЙ. Как они тебе будут объявлять, если нет электричества.
ПЕРВЫЙ. Отменят, суки, рейс.
ВТОРОЙ. Задержат. Права не имеют отменить. У нас билеты, вся хуйня.
ПЕРВЫЙ. Рейс отменят, билеты отменят. Им вообще похуй.
ВТОРОЙ. Мы прошли паспортный контроль, мы вообще уже, считается, за границей. Нам обратно уже нет хода.
ПЕРВЫЙ. Да им насрать.
ВТОРОЙ. Не паникуй.
ПЕРВЫЙ. Не указывай мне, что мне делать.
ВТОРОЙ. О, Господи… Я отстала! Делай что хочешь!
ПЕРВЫЙ. Ладно. Все нормально. Все будет нормально.
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Скоро все включат. Скоро все разрулится. Все в порядке.
Долгая пауза. Внезапно ВТОРОЙ коротко хихикает.
ВТОРОЙ (хихикая). Ну что ты делаешь.
ПЕРВЫЙ. А что?
ВТОРОЙ (хихикая). Перестань.
ПЕРВЫЙ. А что?
ВТОРОЙ (хихикая). Ну, перестань. Люди вокруг…
ПЕРВЫЙ. А что? Они все равно не видят…
ВТОРОЙ (хихикая). Ты с ума сошел?
ПЕРВЫЙ. А что?
Пауза.
ВТОРОЙ (шепотом). Ну, перестань…
Пауза.
ПЕРВЫЙ (шепотом). А что?
Внезапно рядом с ними появляется ТРЕТИЙ.
ТРЕТИЙ. Я сяду рядом? Вы не против?
Пауза. Первый и Второй отодвигаются друг от друга.
ТРЕТИЙ. Присяду?
ПЕРВЫЙ. Мы друга ждем. Он отошел куда-то… туда.
ТРЕТИЙ. Я ему уступлю, когда он вернется.
ВТОРОЙ (укоризненно, Первому). Ну зачем ты так?.. (Третьему) Присаживайтесь, конечно.
ТРЕТИЙ. Куда летите?
ВТОРОЙ. Сначала во Франкфурт.
ТРЕТИЙ (с уважением). Большой город?
ВТОРОЙ. Да, большой.
ТРЕТИЙ. А потом?
ПЕРВЫЙ. А вам зачем?
Пауза. В темноте ТРЕТИЙ пожимает плечами.
ТРЕТИЙ. Знаете, выключили свет, и я вдруг понял, что забыл дома альбом с фотографиями. Наверное, это старомодно – хранить фотографии, но…
ПЕРВЫЙ (напряженно). Тааак…
ВТОРОЙ. Чего?
ПЕРВЫЙ. Ты же ведь жесткий диск не оставила в ящике?
ВТОРОЙ. Взяла.
ПЕРВЫЙ. Точно?
ВТОРОЙ. Да взяла я. В желтую сумку положила.
ТРЕТИЙ. Там все фотографии нашей семьи.
ПЕРВЫЙ. Точно?
ВТОРОЙ. Да я точно взяла, точно! Я его вместе со всеми шнурами положила.
ТРЕТИЙ (продолжая). Там фотографии деда, бабушки. Папины фотографии с севера… Тайга там, горы… Какие-то подруги мамины… с института еще. С такими на голове прическами высокими… как их называли-то… «бабетта идет на войну». Даже прабабушки фотография есть. Она там, на лавочке, с куклой глиняной. А с ней еще две девочки. И все лысые. Потому что вши. Это военного времени фотографии. Ну и фотографии дома нашего. Последняя фотография так вообще без людей. Просто фото дверного косяка, с множеством таких, знаете, черточек…
Пауза. Третий вспоминает, о чем-то думает.
ТРЕТИЙ. А знаете. Рамки ведь тоже отключили, наверное. Если что, можно в темноте пройти…
ВТОРОЙ. Куда?
ТРЕТИЙ. Туда… Назад.
ПЕРВЫЙ. Слушай, ты чего к нам прицепился? Тебе чего надо?
ТРЕТИЙ. В смысле? Я просто забыл альбом и подумал, чисто гипотетически…
ПЕРВЫЙ. Тебе от нас чего надо?
ВТОРОЙ (нерешительно, Первому). Оставь его…
ПЕРВЫЙ. Просто? Так просто иди и сядь где-нибудь в другом месте и другим в уши вдувай! Просто!
ТРЕТИЙ. Вы чего?
ПЕРВЫЙ (агрессивно). Посветить? Телефоном, я сказал, посветить? На дорогу? А? Чтоб по дороге не споткнулся! Посветить?
Светит прямо в глаза Третьему телефоном. Пауза.
ТРЕТИЙ. Спасибо. Я сам как-нибудь.
Уходит.
ВТОРОЙ (внезапно). Рамки выключены.
ПЕРВЫЙ. Ты чего, не поняла? Это же провокатор! Купленный провокатор!
ВТОРОЙ. Можно вернуться назад. В темноте пройти мимо таможенников и вернуться. Никто не заметит. Мы тихо пройдем, и никто не заметит.
ПЕРВЫЙ. Ты с ума сошла?!
ВТОРОЙ. Пойдем!
ПЕРВЫЙ. Ты с ума сошла? Даже не смей и думать…
ВТОРОЙ. Пойдем! Ты идешь?! Или… остаешься?
Пауза.
ПЕРВЫЙ (усмехаясь). Вот как. И ты даже готова оставить меня? Да?
ВТОРОЙ (решительно). Я тебя позвала. Ты не хочешь. И я возвращаюсь.
ПЕРВЫЙ. Значит так, да?
ВТОРОЙ. Да. Жесткий диск пусть останется у тебя. Прощай.
ПЕРВЫЙ. Ненавижу тебя. Слышишь? Ненавижу тебя.
ВТОРОЙ. А я всегда тебя ненавидела. Рада, что сказала тебе это.
Пауза. Внезапно включается свет. Играет короткий электронный сигнал, вдалеке раздается голос объявления, возвращается шум и т. д.
ГОЛОС. Уважаемые пассажиры! Внимание! Все службы аэропорта функционируют в обычном режиме, рейсы происходят по обычному расписанию! Администрация аэропорта приносит свои извинения за причиненные неудобства!
Первый смотрит на Второго, морщась от света. Второй прячет глаза.
ВТОРОЙ. Я… Кажется я… Ты… Мы оба… погорячились… и…
ПЕРВЫЙ (перебивая). Пойдем к нашему гейту. Чего застыла? Сумку бери! Видишь же, у меня все руки заняты! Идем! И главное – не отставай от меня ни на шаг!
Уходят вместе.
•
ПЕРВЫЙ. Через пять минут приедет такси. Отлично.
ВТОРОЙ. Мало так побыл, сынок.
ПЕРВЫЙ. Ой, мам, столько работы, а тут еще… Реально, не отпускают. А мне надо в понедельник уже вернуться.
ВТОРОЙ. А давай супу еще поешь? Сядешь тут под яблоней за столик.
ПЕРВЫЙ. А мне опять как в прошлый раз в тарелку яблоко упадет, да?
ВТОРОЙ. Ой, ну это была случайность.
ПЕРВЫЙ. Хороша случайность, все лицо в супе… Хотя смешно было, чего скрывать. Пап, чего молчишь?
ТРЕТИЙ. А чего я?
ПЕРВЫЙ. Главное, что я проверил, как все прошло. Мне кажется хорошо все. Хорошо же ведь все?
ВТОРОЙ. Ну конечно! Такой дом! Такие работники. Приехали, буквально с нуля, буквально на пустом месте, раз-раз-раз. И дом стоит. Удивительно!
ПЕРВЫЙ. И более-менее выглядит ничего.
ВТОРОЙ. Да ты что! Красивый дом! Красивый!
ПЕРВЫЙ. Современные технологии. Ну, правда, сам бы ты его строил, пап, лет восемь. Как минимум. А тут за месяц всего.
ВТОРОЙ. Да какие восемь?! Какие восемь! Тут одна яма под фундамент стояла бы годами. А из нее палки эти торчали бы, как их… арматура.
ПЕРВЫЙ. Ну и главное силы, правильно? Силы сберегли. В вашем возрасте на даче отдыхать надо, а не горбатиться. Правильно?
ВТОРОЙ. Теперь бы только здоровья, чтоб тут жить себе… И ничего не делать… Я вот там цветы посажу… А вон там надо деревья, на том конце участка. Вишню хочу и сливу желтую. Может все-таки супа?
ПЕРВЫЙ. Не мам. В самолете кормить будут. Да и вообще я не голодный.
ВТОРОЙ. Ой, там в самолете так кормят, ужас.
ПЕРВЫЙ. Поеду. Рад, что у вас все хорошо. Вообще, честно сказать, как вот отец сказал зимой, что летом начнет строиться, я прямо испугался. Ну, думаю, это же не жизнь у вас тут будет, а сплошная стройка. Да и здоровье! Здоровье теперь побережете. И я буду меньше волноваться. А тогда прямо думаю – надо что-то делать, надо немедленно что-то придумать.
ВТОРОЙ. Напугал ребенка!
ТРЕТИЙ. А чего я?
ВТОРОЙ. Только ты ведь столько денег потратил, сынок. Это же страшные деньги стоило, наверное. Все из-за тебя! Собрался он строить! Чего вот ты собрался?
ТРЕТИЙ. А я то чего?
ПЕРВЫЙ. Не ссорьтесь. Теперь уже все сделано. Дом стоит. Дом приличный. Фирма приличная. Построили вроде аккуратно.
ВТОРОЙ. Работник были нерусские. Вообще с нами не говорили, не понимали ничего. Месяц молча работали, иногда только между собой тыр-быр-быр, тыр-быр-быр. И опять молчок.
ПЕРВЫЙ. Это ничего. Главное, что все вроде работает.
ВТОРОЙ. Все работает. Спасибо тебе, сынок. Ты так о нас заботишься!
ПЕРВЫЙ. Ну вот в этом я и хотел убедиться. Все. Пойду. Давай, мамулечка-красотулечка. (целуются)
ВТОРОЙ. На один день, на один всего денечек приехал…
ПЕРВЫЙ. Папа, давай, жму краба. Че такой хмурый?
ТРЕТИЙ. Я то?
Жмут друг другу руки.
ПЕРВЫЙ. Ну все, пока! Всем пока! Не провожайте меня, я быстро пойду.
Уходит.
ВТОРОЙ. Чего ты молчишь? Чего ты все время молчишь? Надулся как жаба. Сын приехал всего на один день, мог бы с ним поговорить. Мог бы ему сказать спасибо, у него самого там, сам знаешь, какая жизнь, а он нам дома тут покупает. Дом тебе построил, что тебе еще надо? Сказал бы спасибо хотя бы! Двухэтажный дом! Все спроектировал, все заказал! Денег кучу потратил! И все для тебя! А ты сидишь, и слова не можешь сказать ребенку.
Пауза.
ТРЕТИЙ. Я его… Знаешь… Я его сожгу.
ВТОРОЙ. Что?
ТРЕТИЙ. Я этот дом сожгу. Утром встану, часов в пять, когда ветра не будет, когда тихо и никого, обложу хворостом и сожгу к чертям собачьим.
ВТОРОЙ. Ты с ума сошел.
ТРЕТИЙ. Я его сожгу, понимаешь? И тогда он опять приедет. Ко мне.
•
ПЕРВЫЙ. Что случилось?! Я звоню-звоню! Я думал, сломался звонок, я думал надо вызвать спасателей, я думал, вдруг вы там, не знаю… вдруг вы включили газ и забыли об этом!
ВТОРОЙ. Я хотела убедиться, что это ты.
ПЕРВЫЙ. А глазок на двери зачем? Ты что, не могла посмотреть в глазок?
ВТОРОЙ. Я смотрела.
ПЕРВЫЙ. И что?
ВТОРОЙ. Я должна была убедиться…
ПЕРВЫЙ. Что происходит вообще? Что с тобой?
ВТОРОЙ. Я боялась.
ПЕРВЫЙ. Так. Где он? Где мой ребенок?
ВТОРОЙ. Я его увезла.
ПЕРВЫЙ. Не понял.
ВТОРОЙ. Я его увезла к маме.
ПЕРВЫЙ. Ты его увезла к маме.
ВТОРОЙ. Да.
ПЕРВЫЙ. Так.
ВТОРОЙ. Мы сели на машину, я его увезла, там он в безопасности.
ПЕРВЫЙ. У мамы? У твоей?
ВТОРОЙ. Я понимаю, это глупо…
ПЕРВЫЙ. Так. Что-то ты все-таки понимаешь. Это уже хорошо.
ВТОРОЙ. Ну извини. У меня был приступ паники.
ПЕРВЫЙ. С ним все в порядке?
ВТОРОЙ. Да. Он уже спит. Я звонила маме, он уже спит. С ним все в порядке.
ПЕРВЫЙ. Что происходит?
ВТОРОЙ. Я смотрела телевизор.
ПЕРВЫЙ. Это нормально.
ВТОРОЙ. Там был ты. На экране. Дневные новости. И ты сказал…
ПЕРВЫЙ. Ясно.
ВТОРОЙ. Ты рассказал про этого мальчика. Которого они убили. Так жестоко. И сожгли. И…
ПЕРВЫЙ. Ясно.
ВТОРОЙ. И мне стало страшно.
ПЕРВЫЙ. Но ты понимаешь, что это другая страна? Что это не у нас? Посмотри на меня. Посмотри сейчас на меня! Милая, скажи, ты это понимаешь?
ВТОРОЙ. Понимаю. Но мне так стало страшно.
ПЕРВЫЙ. Что это тысяча или сколько-то там километров между нами. Что между нами граница и наши войска.
ВТОРОЙ. И я ничего лучше не придумала, как собрать его вещи и ехать к маме.
ПЕРВЫЙ. И твоя мама его защитит?
ВТОРОЙ. Я знаю, это глупо.
ПЕРВЫЙ. Это глупо.
ВТОРОЙ. Да, я знаю.
ПЕРВЫЙ. Твоя мама на ночь снимает вставную челюсть. Ты в курсе?
ВТОРОЙ. Я в курсе.
ПЕРВЫЙ. Она даже покусать никого не сможет, если что.
ВТОРОЙ. Не смеши меня.
ПЕРВЫЙ. Просто я хочу, чтобы ты посмеялась над своими страхами. И тогда все пройдет.
Пауза.
ВТОРОЙ. Я не могу смеяться. Там ведь был этот мальчик. Которого они сожгли заживо. И они смеялись. А его мать смотрела на него и сначала она кричала как кошка, а потом тоже смеялась. Вместе с ними. Потому что сошла с ума. Так ведь?
ПЕРВЫЙ. Нет.
ВТОРОЙ. Что нет?
ПЕРВЫЙ. Нет не так.
ВТОРОЙ. Что ты имеешь в виду?
ПЕРВЫЙ. К нам в отдел эта новость пришла утром. Знаешь, от этих ребят, которые блоги отслеживают. Все сразу собрались у нас в отделе, сидели подавленные. У нас же все до одной новости проверяют. И никто не мог работать, все сидели в ужасе и ждали, когда это проверят. Часа два, наверное. И мы сидели, работать после этого никто не мог, и мы разговаривали. Почему они развязали эту войну. Зачем они убивают людей. И все в таком духе.
ВТОРОЙ. Убивают, потому что сошли с ума.
ПЕРВЫЙ. Да. Сошли с ума. Целая страна в одно мгновение.
ВТОРОЙ. И хотят того же у нас.
ПЕРВЫЙ. Наверно.
ВТОРОЙ. Так вы говорите в новостях.
ПЕРВЫЙ. Ну да.
ВТОРОЙ. Что тут думать?
ПЕРВЫЙ. Ну да.
Пауза.
ВТОРОЙ. Ты чего?
ПЕРВЫЙ. А потом пришло подтверждение. Это утка. Ну то есть фэйк. Не жгли никаких детей.
ВТОРОЙ. Правда?
ПЕРВЫЙ. Слава Богу. Никого не жгли. Не было этого ребенка на площади.
ВТОРОЙ. Это правда? Ты же не хочешь меня просто успокоить?
ПЕРВЫЙ. Это правда, это правда, я клянусь. Слава Богу! Никого не жгли.
ВТОРОЙ. Тогда почему…
ПЕРВЫЙ. Они могли.
ВТОРОЙ. Что?
ПЕРВЫЙ. Они могли это сделать. Мы, когда сидели и ждали подтверждения, мы же не думали было это или нет – мы думали почему они это сделали, почему они такие звери, почему наши войска не войдут и не перестреляют их всех вместе с их стариками и детьми, чтобы эта зараза не распространялась, как бешенство! Мы не думали о том, что это неправда!
ВТОРОЙ. Не кричи.
ПЕРВЫЙ. Они могли это сделать! И чтобы они этого не сделали, мы сказали о том, что это было! Было! Я сам сообщил эту новость в эфир. Ты же меня видела. Я начал выпуск новостей с этого. Потому что все остальное слишком мелкое по сравнению с этим. Биржи и все прочее – это же ерунда. Главное дети.
ВТОРОЙ. Я тебе поверила. Я же знаю тебя. Я верю тебе.
ПЕРВЫЙ. Да. И все эти люди, они так же как и ты. Они мне поверили.
ВТОРОЙ. И я продолжаю верить. Я тебе верю.
ПЕРВЫЙ. Этого не было. Я же говорю. Ничего этого не было. Но это могло быть!
Пауза.
ВТОРОЙ. Я поняла. Ты мне врешь. Сейчас. Не тогда, в телевизоре в дневных новостях, а сейчас. Да? Просто ты хочешь, чтобы я успокоилась. Да? Ты любишь меня и хочешь, чтобы я успокоилась. Чтобы я успокоилась, привезла ребенка от мамы, и чтобы мы жили как раньше, да? Как будто не было заживо сожжённых детей и всего этого ужаса. Да? Ты этого хочешь? Ложь во имя спокойствия?
ПЕРВЫЙ. Слушай, но это же глупо.
ВТОРОЙ. Не надо. Не надо мне врать. Не надо меня успокаивать. Не надо мне вешать лапшу на уши. Я хочу знать правду! И я ее знаю, я знаю правду!
ПЕРВЫЙ. Ну милая, послушай…
ВТОРОЙ. Тссс! Не надо мне ничего говорить.
ПЕРВЫЙ. Ну это же…
ВТОРОЙ. Тссс! Вот когда ты скажешь мне там, на экране, что это не правда – вот тогда я поверю. А до тех пор…
ПЕРВЫЙ. Милая…
ВТОРОЙ. Тссс! Не мешай мне. Не мешай мне, пожалуйста. Я смотрю новости.
•
Пауза.
ВТОРОЙ. Или вы меня не слушаете?
ПЕРВЫЙ. Мы слушаем. Слушаем и всё запоминаем.
ТРЕТИЙ. Мы всё записываем. И на диктофон и так.
ВТОРОЙ. А то я не люблю, когда меня не слушают. Не слушают, значит, не уважают.
ТРЕТИЙ. Поверьте, мы вас очень уважаем.
ПЕРВЫЙ. Очень.
ВТОРОЙ. Хорошо… А то мне показалось… Так. На чем я остановился?
ТРЕТИЙ. Что у вас такая внешность…
ВТОРОЙ. Да, да, да, что у меня такая внешность, что мне и двадцать можно дать. Я в кино на любой сеанс хожу, меня всюду пускают. Потому что у меня ужасно взрослое лицо.
ТРЕТИЙ. Да. Это потому что взгляд… умный взгляд. Человек с умным взглядом сразу кажется старше.
ВТОРОЙ. Я очень самостоятельный. Я даже ужасно самостоятельный.
ПЕРВЫЙ. Мы не сомневаемся.
ВТОРОЙ. То есть вы согласны, что я очень взрослый? Ну, то есть для своих лет?
ПЕРВЫЙ. Мы согласны.
ВТОРОЙ. Ну раз мы так друг друга уважаем… Я это к чему все? Я тут типа впахиваю, а все денюжки вы переводите на мамкин счет.
ТРЕТИЙ. Такой порядок.
ПЕРВЫЙ. Не мы придумали.
ВТОРОЙ. Ну раз я такой взрослый, может вы мне просто их давать будете? Понимаете, я же говорю, я тут сижу с утра до вечера, а она мне дает по чуть-чуть. Ужасно мало! Я могу и сам эти свои деньги тратить. Правильно? Я ж такой, ну, почти взрослый.
ПЕРВЫЙ (повторяет). Не мы придумали.
ТРЕТИЙ (повторяет). Такой порядок. Простите.
ВТОРОЙ. Блин. Ну надо было попробовать. Вдруг бы прокатило. Я могу еще колы и вот это пирожное?
ПЕРВЫЙ. Всё что вы видите здесь на столе, это всё для вас. Угощайтесь.
ВТОРОЙ (с набитым ртом). Вкусно! Обалдеть!
ТРЕТИЙ. Так что насчет войны?
ПЕРВЫЙ. Да, что насчет войны?
ВТОРОЙ. Ну я еще напишу потом подробнее.
ТРЕТИЙ. А в общих чертах? Самые какие-то проблемные места
ПЕРВЫЙ. Может сразу баги какие-то.
ВТОРОЙ. В общих чертах? Ну, мне кажется все немного какое-то грязное.
ТРЕТИЙ. Грязное?
ВТОРОЙ. Да, вся картинка какая-то грязная. Понятно война, но все какое-то очень… говняцкое. Такое, цвета… Я ж могу себя не фильтровать?
ПЕРВЫЙ. Не фильтруйте, ради Бога.
ТРЕТИЙ. Мы ради этого с вами и работаем.
ВТОРОЙ. Цвета говна. Старого говна.
ТРЕТИЙ (записывает, повторяя). Старого говна…
ВТОРОЙ. Хочется ярче. Реально, если сидеть так часов пять, становится как-то очень хреново, от того что всё такое…
ПЕРВЫЙ. Мрачное?
ВТОРОЙ. Не, не мрачное. Когда мрачно это типа стиль. А это именно такое вот… ну вот я по-другому и сказать не могу. Говняцкое.
ТРЕТИЙ. Безрадостное.
ВТОРОЙ. Во! Точно! Вот это слово! Ну это что касается картинки. Что касается самой стратегии. Очень вкусное пирожное… Там короче все очень четко делятся на две стороны – мозгоёбы и людоеды. Ну, это я их так называю. Так проще и сразу понятно у кого какая стратегия.
ТРЕТИЙ. Но сторон у конфликта гораздо больше?
ВТОРОЙ. Только кажется. А на самом деле две – это мозгоёбы versus людоеды.
ПЕРВЫЙ. Давайте с людоедов начнем.
ВТОРОЙ. Людоеды берут числом. У них мораль почти на нуле, стратегия никакая, но зато у них нереально дешевые юниты. И самое главное, их просто тьма. Они воспроизводятся со страшной скоростью, поэтому их не жалко. Туда миллион, сюда миллион, о ресурсах можно не думать. Они там полягут все, а ты за это время новых юнитов понаделал и вперед. И так до тех пор, пока враг с ума не сойдет.
ТРЕТИЙ. А почему вы их называете людоедами?
ВТОРОЙ. Ну потому что они своих жрут. У людоедов главные потери происходят еще до линии фронта. Начальство жрёт тех, что поменьше, те жрут еще меньших, а самые мелкие питаются простыми юнитами. У них мораль такая низкая, потому что юниты в курсе, что свои еще хуже врагов. А стратегия у них хреновая, потому что зачем тебе стратегия, если ты количеством давишь? Правильно?
ТРЕТИЙ. А зачем им своими питаться?
ВТОРОЙ. Да фиг знает. Если ты главный, то должен своих жрать. Порядок такой.
ПЕРВЫЙ. А эти мозго…
ВТОРОЙ. Мозгоёбы? Они похитрее. Но им надо быть похитрее, потому что у них юнитов меньше. Поэтому они их накачивают. Проще говоря, ебут им мозг.
ПЕРВЫЙ. Это как?
ВТОРОЙ. Прокачивают им мотивацию. Это тоже на своей территории происходит, еще до войны. Их нужно прокачать мораль, чтоб юниты всегда знали, за что они сражаются и зачем им это надо. На прокачку морали уходит реально половину всего, что производит государство, это дико дорого стоит. Если бы прокачкой не парились, жили бы в шоколаде.
ТРЕТИЙ. Но они все равно тратят на это ресурсы?
ВТОРОЙ. На еблю мозга? Даааа, это самая главная статья расхода. Они если это делать не будут, их тут же завоюют. Там же еще кроме войны что происходит? С территории людоедов все время прут гражданские юниты. Это что-то типа паразитов. Они прут, чтобы их не сожрали людоеды. Они прут и заражают собой все новые и новые местности. И на этих локациях сразу мораль и мотивация у мозгоёбов пропадает. Единственное чем они могут сопротивляться, это своей еблей мозга. Надо и своих вздрючить и приезжих как следует обработать. И тогда вроде как они сохраняют за собой территории.
ТРЕТИЙ. Так кто же из них эффективней в своей тактике?
ВТОРОЙ. В том-то и дело, что никто. Если война быстрая, то в быструю людоеды эффективнее, а если компания долгая, то мозгоёбы дольше продержатся. И геймплей такой вялый, то одни побеждают, то другие.
ПЕРВЫЙ. Вот как? Вялый геймплей?
ВТОРОЙ. Очень вялый. Но вы мне не зря денюжки платите. Потому что я всё придумал!
ТРЕТИЙ. Поделитесь?
ВТОРОЙ. Если дадите сигаретку. Шучу-шучу. Короче, в игре надо предусмотреть еще одну опцию…
ТРЕТИЙ. Какую?
ВТОРОЙ. Надо, чтобы у людоедов тоже было мозгоебство. Ну просто прикрутить такую кнопку, чтоб время от времени ебать своим юнитам мозг. Хотя бы минимально! Ну как там обычно делается – «поднять уровень патриотизма». И тогда пипец, людоедов ничего не остановит. С высокой моралью они на карте вынесут всех напрочь. Что? Крутую я штуку придумал?
ТРЕТИЙ. Крутую. Но дело в том, что так сделать не получится…
ПЕРВЫЙ. К сожалению никак…
ВТОРОЙ. Да ладно! Элементарная примочка, я в куче игр такую видел!
ТРЕТИЙ. Дело в том, что, если бы вы читали информационные вкладыши…
ПЕРВЫЙ. Да. Там перед каждой главой кампании на экране появляются тексты и специальные отсылки на реальные страны и события. Поэтому мы не можем в игре делать то, чего на самом деле не существует.
ТРЕТИЙ. Это наша концепция, мы берем современную историю и создаем на её базе…
ВТОРОЙ (недоверчиво). Хотите сказать людоеды и мозгоёбы правда существуют?
ПЕРВЫЙ. Нуууу мы их немного по-другому называем…
ВТОРОЙ. Да кто всё это читает? Я вообще ни разу! Я даже не в курсе, что это типа «по реальным событиям»!
ТРЕТИЙ. Если бы вы внимательно читали вкладыши…
ВТОРОЙ. Да я говорю – ваши вкладыши с какими-то дурацкими текстами это полный отстой! Вы меня не слушаете вообще!
Пауза.
ТРЕТИЙ. Мы вас слушаем.
ПЕРВЫЙ. И кстати, все записываем.
ВТОРОЙ. Не знаю как там на самом деле в этом вашем реальном мире, но я охренеть сколько игр тестировал! Я точно знаю – у людоедов должна такая опция появиться! И когда она появится, тогда и геймплэй будет, а не эта унылая суходрочка. Тогда реальная война начнется, а не это копошение в старом говне. Слышите? Тогда начнется война!
ТРЕТИЙ (успокаивая). Хорошо. Мы вас услышали. Мы, правда, вас услышали.
ПЕРВЫЙ. Ваше экспертное мнение будет учтено.
ТРЕТИЙ. И мы всё записали. Всё? На этом всё?
ВТОРОЙ. Блин, ну как хотите. Вот увидите, всё случится, как я вам сказал, не знаю уж где – в интерфейсе, геймплее или где-то там ещё. Хорошо… Один только вопрос… Закурить, случайно, не найдется?
ПЕРВЫЙ. Сигареты я вам давать не буду.
ВТОРОЙ (пожимая плечами). Попытка не пытка. И это… можете не говорить маме, что я ругался? Ну там, насчет всяких слов…
ТРЕТИЙ. Обещаем.
ВТОРОЙ. Хорошо. Я только возьму это пирожное. И еще это. Ну что, всем пока. И еще смените картинку. Сделайте её красивой. Я уже понял, что вы как в жизни хотите, а в жизни типа всё некрасиво. Но это же игра! Она должна быть красивой!
•
ТРЕТИЙ. Я не курю уже два года. Бросал мучительно и долго и рад, что не курю. Рад поделиться своим опытом. Хочу, чтобы людей, которые не курят, стало больше. Прежде всего помните – когда вы бросаете курить, все, что с вами происходит, будет расцениваться вами как повод к тому, чтобы закурить снова. Вот реально – как только вы бросите курить, в тот же день вас уволят. Это я вам обещаю. Это шутка. Тем не менее, в таких обстоятельствах не остается ничего кроме как купить сигарет, и как следует затянуться. Поэтому надо понимать, что это всего лишь испытания, которые должны только укреплять вашу волю к победе.
Позвольте рассказать мою собственную историю. Была поздняя осень, воздух такой был резкий, все курильщики знают, что такое резкий от холода воздух – будто нож входит в дыхательное горло. Я уже не курил дня четыре, то есть в принципе даже не могу сказать на улице был туман от холода или это туман был в моей голове. Мы шли с моим ребенком с занятий по рисованию, это в нескольких кварталах от моего дома. Он ехал на своем детском маленьком самокатике позади меня, время от времени выезжая вперед и снова возвращаясь, как, знаете, собачонка. Не помню, что там произошло, кажется я притормозил у ларька с сигаретами, рассеяно посмотрел на них и пошел дальше. В тот момент я и заметил, что ребенка рядом нет. Наверное, поехал вперед, – подумал я, и ускорив шаг, завернул за дом и пару кварталов прошел, нагоняя его. Но через какое-то время я вышел на хорошо освещенный на большом расстоянии впереди тротуар и понял, что там, впереди его нет. Тогда я повернул и быстрым шагом, уже временами переходя на бег, вернулся назад. Его нигде не было. Он мог повернуть внутрь дворов у ларька с сигаретами, – решил я и побежал туда, в темноту.
Очень тяжело бегать курящему человеку, сто, двести метров и во рту железистый привкус крови, легкие горят и обдираются ледяным воздухом как пилой. Во дворах его нигде не было. Я позвонил жене, она была в театре и не взяла трубку. Я позвонил в полицию. Диспетчер спросил возле какого дома я нахожусь. Номера домов в темноте не было видно, мне пришлось бежать куда-то на освященный участок, но там, как назло, на стенах не было никаких номеров. Я метался между домов, иногда начиная звать своего ребенка по имени. Какие-то редкие люди в темных дворах, полные женщины, выгуливающие собак, все разводят руками, все дворы одинаковые, всюду по середине чернеют скелеты детских площадок…
Я уже не понимал где я нахожусь, я выбежал наугад, между домов, куда-то на шум машин и… оказался точно возле ларька с сигаретами. Я осмотрелся по сторонам, вдруг чудо, просто вот бывает так, что что-то ищешь, а оно у тебя в кармане, так же бывает, пожалуйста, пусть это будет сейчас! Пожалуйста! Никого…
И я понял, что если я сейчас не закурю, я умру. Кровь стучала в ушах так, будто я находился внутри барабана, а по этому барабану кто-то изо всех сил стучит. Бам-бам, бам-бам!
Я подошел к ларьку, посмотрел на сигареты… И вдруг понял, что это просто испытание, и оно появляется всегда, когда ты бросаешь курить и если я сейчас закурю, то в принципе умру я или не умру – это не будет играть ровно никакого значения. И знаете… я не стал курить. Я не закурил тогда и благодаря этому не курю и по сей день. Потому что если я не стал курить в тех обстоятельствах, то какие же должны быть новые испытания, чтобы я снова начал это делать? Понимаете? Я – скала! Спасибо за внимание! До свидания!
•
ПЕРВЫЙ. И в обеденный перерыв он подходит в моему столу, представляешь, и говорит – эти ваши опросы, все это работает при больших числах. У нас индивидуальный подход. Представляешь? Индивидуальный. Куда ты смотришь?
ВТОРОЙ. Никуда. Правда, никуда. На тебя смотрю.
ПЕРВЫЙ. Индивидуальный… М-да…
ВТОРОЙ. Что?
Пауза.
ВТОРОЙ. Что?
ПЕРВЫЙ. Ты не сможешь сейчас повторить. Да? Ты не сможешь повторить то, что я сейчас сказал.
ВТОРОЙ. Смогу.
ПЕРВЫЙ. Я жду.
ВТОРОЙ. Индивидуальный.
ПЕРВЫЙ. Так.
ВТОРОЙ. Индивидуальный…
ПЕРВЫЙ. Я слушаю, слушаю.
ВТОРОЙ. Прости.
Пауза.
ВТОРОЙ. Прости меня.
Пауза.
ВТОРОЙ. Прости. Мне показалось, что в плите что-то стукнуло, но я знаю, что там ничего нет. Я подумала – наверное там что-то остывает, металл остывает и так бывает, когда остывает металл и тренькает.
Пауза.
ВТОРОЙ. Как будто кто-то стучит.
ПЕРВЫЙ. Зачем тебе это? Зачем тебе нужно выводить меня из себя? Почему ты хочешь, чтобы тебя били? Мне, что, думаешь, приятно это делать? Это вопрос.
ВТОРОЙ. Нет…
ПЕРВЫЙ. Что нет?!
ВТОРОЙ. Тебе неприятно…
ПЕРВЫЙ. Тогда зачем? Зачем ты меня вынуждаешь? Ты извращенка? Может тебе нравится, когда тебя бьют? Поэтому ты доводишь меня до белого каления? Тварь! Поэтому?!
ВТОРОЙ. Прости…
ПЕРВЫЙ. Тварь, ты просто… Уф… мне надо успокоится. Ты делаешь из человека зверя, понимаешь? Понимаешь?! Это вопрос!
ВТОРОЙ. Да…
ПЕРВЫЙ. Понимаешь?! В глаза мне смотри!
ВТОРОЙ. Понимаю…
ПЕРВЫЙ. А я ведь люблю тебя. Ты просто этим пользуешься. Пользуешься тем, что я завишу от тебя, что мне не все равно, что с тобой происходит.
ВТОРОЙ. Прости меня.
ПЕРВЫЙ. Но сейчас ты не добьешься этого. Сейчас ты не заставишь меня тебя ударить. Я работаю над этим. Милая…
ВТОРОЙ. Спасибо…
ПЕРВЫЙ. Что спасибо? Что спасибо?! Тебе что, хочется, чтобы мне было все равно, да?! Чтобы мне было плевать на тебя?! Да?! Чтобы я не хотел сделать из тебя человека?! Хочешь, чтобы я плевал на тебя?! На получай! Я плюю на тебя! Получай! Ты этого хотела?! Плюю! А может ударить тебя, а? Вмазать тебе кулаком прямо…
Пауза. Первый с трудом успокаивается.
ПЕРВЫЙ. Или ты хочешь, чтобы я о тебе заботился? Чтобы я тебя воспитывал, чтоб я не бросил тебя? Чтобы я был с тобой рядом? Всегда сидел рядом и держал твою руку у себя на коленях. Что ты хочешь? А? Что ты хочешь? Ну скажи же…
Пауза.
ВТОРОЙ. Я… не знаю…
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Ты не сознательная. Да?
ВТОРОЙ. Да…
ПЕРВЫЙ. Ты бессмысленная. Ты как «рыба, которая плывет внутри океанского течения, которая отчасти вода, отчасти теплый поток, отчасти бессмысленная рыба». Или как там?
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Что ты сжалась вся? Или вот это место мне нравится «мои бока зеркало, в которых отражается бирюзовое ничто, и это совсем не так как в моей голове, которая пульсирует красными кляксами». Поэтично. Ты думала я не замечу, что решетку кто-то двигал? Я не настолько верю в твою тягу к чистоте, чтобы решить, что ты двигала вентиляционную решетку, чтобы вытереть там грязь или типа того. Ты же грязнуля, сознайся. Любишь грязь? А? Не отвечай, я и так знаю.
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Вот так вот оказывается. Ты писатель у нас, оказывается. Как ее… Роулингс. Да? Но рыба черт с ней с рыбой. Рыба это полбеды. Самое интересное это конечно твои эротические мечты… Да? Мечты про этого парня, про этого соседского принца. Да?
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Дааааа… Что ты на меня вылупилась? Конечно, после того как я нашел твои бумажки за решеткой, я решил провести ревизию. Пройтись по квартире, посмотреть, может наша писательница написала что-то еще? Где еще баба может прятать свои бумажки? В трусах? Ты в курсе, что писатели они вообще-то оригинальные люди с оригинальными мозгами. Не куриными, заметь, – оригинальными! Люди с оригинальными мозгами прячут свои записи оригинально. Люди с куриными мозгами прячут все в трусах. Хотя, знаешь, я ошибаюсь. Прости. Вот прости дружище, тут я не прав. Потому что люди с куриными мозгами это не люди. Это куры. Да? Все логично? Кто они? Куры? Алле?
ВТОРОЙ. Куры.
ПЕРВЫЙ. Куры… Тварь ты. Я к тебе как к человеку, а ты тварь. «Он из своей квартиры вышел одновременно со мной». Ты только про секс думаешь да? Весь месяц ничего, а потом «открыл мне и придержал дверь лифта. Улыбался до тех пор, пока не увидел синяк на запястье». Я сколько раз тебе говорил, давай заботься о себе, на кого ты похожа? Какие-то синяки, какие-то кляксы в голове. Ты разве была такой, когда выходила за меня замуж? Что это за запись, про то как ты описалась от звонка в дверь? Это же блин… Это же отвращает! Но кажется соседскому принцу все это нравится да? Ему нравятся вонючие обоссавшиеся шлюхи?! Отвечай!
ВТОРОЙ. Да…
ПЕРВЫЙ. Ну вот видишь. У нас диалог. И я совсем не сержусь. Хотя ты изменила мне с соседским принцем. Он в твоем дневнике именно как принц выглядит. Прекрасный соседский принц. Ну и вкусы у тебя. Это я шучу. Мог бы кто-то другой, какой-нибудь другой мужчина шутить, если бы узнал, что его жена изменяет ему с соседом? Это вопрос.
ВТОРОЙ. Нет.
ПЕРВЫЙ. Что?
ВТОРОЙ. Нет, не мог.
ПЕРВЫЙ. А я шучу. Прекрасные описания разговоров. Родственная душа. Первый секс. Ну просто… ну просто браво! Браво, ты крутая! Что надо отвечать когда тебя хвалят?
ВТОРОЙ. Спасибо.
ПЕРВЫЙ. Ты изменяла мне за моей спиной. Где он прятался, когда я приходил на обед домой? Тут, в чулане? Что молчишь? Ты писала, что он тогда сидел в чулане. Он случайно не тут? Прямо сейчас? А? Может открыть?
ВТОРОЙ. Пожалуйста…
ПЕРВЫЙ. Может он тут и сейчас набросится, и убьет меня? Как мне поступить? Открыть или нет? Может мне просто доесть свой обед и идти обратно на работу? И не проверять чулан? Проверять или нет? Да или нет? Проверять или не проверять? Отвечай!
ВТОРОЙ. Не надо…
ПЕРВЫЙ. Я же ведь такой беззащитный, я совсем не спортивный, посмотри на меня! У меня живот, у меня редкие волосы, я плохо вижу… А он, как там у тебя написано очень сильный, у него сильная спина, да, да, мне эта сцена понравилась, я возбудился, хотя я же знаю тебя, тут не от чего возбуждаться. Я имею в виду, ты же не настолько хороша, чтобы от тебя возбуждаться, но я возбудился. Отличная сцена. Молодец! Не слышу?!
ВТОРОЙ. Спасибо. Я прошу тебя…
ПЕРВЫЙ. На бумаге ты гораздо красноречивее чем в жизни. И эротичней. Почему так? Ну в общем, эй, прекрасный принц! Выходи! Открываем чулан… Всем приготовиться… Бейте барабаны, трубите горны, мы представляем вам…
ВТОРОЙ. Не надо… Пожалуйста…
ПЕРВЫЙ. Мы представляем вам… чулан! Кстати, тут очень грязно. У твоего принца нет аллергии на пыль? Могла бы и убраться. Ему будет тут стремно в следующий раз будет сидеть, в пылищи и ждать, пока я снова уйду на работу.
Пауза.
ПЕРВЫЙ. Что же мне с тобой делать? А? Поощрять твои писательские инстинкты? Или отобрать бумагу и все карандаши? Я могу.
ВТОРОЙ. Как скажешь…
ПЕРВЫЙ. Я подумаю. Ведь это ж надо было все это вообразить? Все это придумать… Соседского принца из квартиры напротив, ваш роман, все эти… грязные штучки… Ловко. Голова то у тебя, вижу, работает, несмотря ни на какие кляксы. Или может эти кляксы тебе помогают, а?
Конец ознакомительного фрагмента.