Вы здесь

Вечное сокровище: Свет Преображения. Слово 7. Об отношениях между христианами. В среду десятой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению) (Митрополит Владимир (Иким), 2014)

Слово 7

Об отношениях между христианами

В среду десятой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)

…Ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.

1 Кор. 16, 9

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!


Сегодня мы сподобились с вами услышать Апостольское чтение (см. 1 Кор. 16, 4-12), повествующее о вроде бы частных событиях в жизни апостола Павла. Почему же Святая Церковь предлагает нам сей отрывок для духовного назидания? Ведь все, читаемое в храме Божием, звучит не просто так, а для нашего просвещения.

Церковь Христова представляет собой единый организм, где каждый христианин является необходимым и важным ее членом. Вот на это-то единство в ней всех и на необходимое взаимопонимание между всеми и указывается в практических и конкретных словах апостола Павла.

Ранние христиане отличались особой заботой и милосердием. Если собратья испытывали нужду, то для них собирались подаяния, им оказывалась безвозмездная помощь. Павел в своем Послании дает распоряжение о сборе пожертвований в пользу иерусалимских христиан, адресованное христианам Коринфа. При этом апостол обещает прийти в Иерусалим, а еще – предоставить тем людям, которые повезут туда все собранное и пожертвованное, рекомендательные письма: А если прилично будет и мне отправиться, то они со мной пойдут. То есть если средств будет собрано много и если понадобится помощь апостола Павла в распределении их, то он готов ее оказать. Да и прибытие его, как духовного наставника, принесет много радости и утешения верующим Иерусалима.

Далее апостол Павел обещает духовным чадам своим из Коринфа, что обязательно к ним придет: Я приду к вам, когда пройду Македонию; ибо я иду через Македонию. Ибо я не хочу видеться с вами теперь мимоходом, а надеюсь пробыть у вас несколько времени, если Господь позволит.

От предстоящей встречи с христианами Коринфа сам апостол ждал многого. Это духовное общение необходимо было не только им, но и ему самому. Апостол надеялся, что все его наставления, еще до его прихода, будут услышаны. Что коринфяне уже на пути исправления и что они теперь не доставят ему огорчения своим неправедным поведением. Да и дел в Коринфе предстояло сделать немало, поэтому нужна была длительная встреча, чтобы все осуществить благоговейно, без торопливости и спешки.

В Ефесе же я пробуду до Пятидесятницы, – пишет апостол, – ибо для меня отверста великая и широкая дверь, и противников много.

Из этих строк мы узнаем, что Первое Послание к Коринфянам было написано в Ефесе, где Павел много трудился в деле благовестия. Здесь апостол нашел много пламенных сердец, нуждающихся в его проповеди, жаждущих слова Божия и Божественной Истины. Великая и широкая дверь, то есть возможность духовного просвещения, была открыта для верного последователя Христова. В Ефесе жили люди, стремящиеся познать Бога. Но чем больше они просвещались в вере, тем более, по диавольским козням, возрастал круг тех, которые вступали в яростное противоборство с учением Господа и с подателем сего знания – апостолом Павлом. Потому-то он и писал, что противников много.

Святитель Иоанн Златоуст дал такое толкование этим строкам Послания: «У меня (говорит Павел) широк вход, потому что душа приходящих охотно принимает послушание веры. Поэтому сильной злобой дышал тогда диавол, видя, что многие отступают от него».

Апостол очень трепетно и заботливо относится к своим сотрудникам, к тем людям, которые помогают ему на пути проповеди учения Христова. Так, Павел рекомендует коринфянам Тимофея: Если же придет к вам Тимофей, смотрите, чтобы он был у вас безопасен; ибо он делает дело Господне, как и я. Посему никто не пренебрегай его, но проводите его с миром, чтобы он пришел ко мне, ибо я жду его с братиями.

Тимофей учил тому, что воспринял от самого Павла, был весьма одаренным благовестником и верным воином Христовым (2 Тим. 2, 3), но по причине молодости проповедника христиане Коринфа могли не воспринять его слов и отнестись с пренебрежением к нему самому. Подобное отношение могло негативно сказаться не столько на самом Тимофее, твердо стоящем в вере Христовой, сколько на колеблющихся, нередко увлекающихся ложными учениями коринфянах. Вот этого апостол Павел и опасался. Апостол Павел говорит, что тот, кто делает дело Господне, всегда достоин должного уважения, вне зависимости от возраста, чина, национальности или социального положения. И это касается не одного Тимофея. Ведь далее Павел пишет: А что до брата Аполлоса, я очень просил его, чтобы он с братиями пошел к вам; но он никак не хотел идти ныне, а придет, когда ему будет удобно.

Наверное, здесь требуется особое разъяснение. Аполлос был старше и образованнее Тимофея, к тому же коринфяне знали и почитали его. Возможно, даже выражали просьбу, чтобы именно он приехал, а не незнакомый и юный Тимофей. Апостол Павел очень тактично указывает, что уважает Аполлоса, что рад бы был, если бы он пришел в Коринф. Но последний сам отказался. Почему? Известно, что Аполлос был епископом Коринфа. Когда между христианами Коринфской церкви начались распри и разногласия, Аполлос не смог их примирить и успокоить, уехал к Павлу и пребывал с ним.

Вероятно, многие темы Послания подсказал именно он, рассказав апостолу Павлу все то, что происходило негативного в христианской среде Коринфа. Но правдой было и то, что у него здесь оставалось много сторонников, которые даже предпочитали его Павлу. Аполлос это знал и не хотел идти, пока коринфяне не поняли суть происходящего. Он считал, что не имеет никакого морального права встревать в отношения между коринфянами и Павлом. Да это и не нужно! Духовных наставников может быть много, но все христиане не чьи-то, а Христовы.

Павел оправдывает и извиняет перед слушателями Аполлоса, говоря, что тот просто никак не хотел идти ныне, но помнит о своих духовных чадах, молится о них, думает и обязательно придет, когда ему будет удобно. Удобно же станет тогда, когда прекратятся всякие ненужные и пустые распри и установится согласие в Церкви между коринфянами.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Апостольское чтение поднимает вопросы, касающиеся отношений в христианской общине, между членами Церкви Христовой. Мы слышали, какую заботу и отеческое попечительство проявлял апостол Павел в том, что касалось церковного мира и согласия. Для него были безмерно дороги все его духовные чада. И даже расстояние не имело власти над любовью апостола к христианам Коринфа. Он постоянно за них переживал, молился, стремился направить на истинный путь, разъяснить непонятное, предостеречь от жизненных соблазнов и учений лженаставников. Для святого Иоанна Златоуста апостол Павел был идеалом пастырства и заботы о пастве.

Вот такое же духовное попечение стараются проявлять к нам наши духовные учителя, призванные Христовой благодатью к подвигу пастырского служения. Преподобный Ефрем Сирин говорил, что как «…для защиты городов и селений возводят стены», так «…христианские общества охраняют священные иереи». Поприще священнослужителя не есть обыкновенная, пусть даже самая ответственная и серьезная работа, но есть каждодневное, непрестанное служение Богу, молитвенный подвиг за каждого члена вверенной Господом паствы. А святитель Иоанн Златоуст говорил так: «Что священники совершают на земле, то Бог довершает на Небе, мнение рабов утверждает Владыка. Не значит ли это, что Он дал им всю небесную власть?»

Как же должно нам, братья и сестры, относиться к священнослужителям, чье звание весьма важно и достойно удивления?

Никакая человеческая мудрость не сравнится с тем, что дает Божественная благодать. По словам святителя Григория Богослова, «…не всякий может приближаться к Богу, но только тот, кто, подобно Моисею, способен вместить славу Божию». Пастыри Церкви Христовой призваны воссоздавать в людях образ Божий, наставлять в Божественной истине, непрестанно производить перемену к лучшему в греховном человеческом естестве. Через духовных наставников наших действует Божия благодать, не ради них самих, но ради пасомых, ищущих путь спасения и пользу. При этом, разумеется, душа священника, по словам святителя Иоанна Златоуста, «…должна быть чище солнечных лучей, чтобы никогда не оставлял ее Дух Святой», должна светиться благоговением, радостью и красотой, чтобы могла «…радовать и просвещать души».

Как выходящий на проповедь апостол Павел презирал славу и людское почитание и писал об этом в своем Послании к Коринфянам, так и всякий священник Церкви Христовой прежде всего должен искать славы Божией, понимать, что он делает дело Господне. А нам всем, братья и сестры, следует помнить о том, что если мы первое место отдаем Богу, то второе – поставленным им верным Его служителям, духовным руководителям нашей жизни.

Еще в Ветхом Завете мы встречаем следующие слова: Всею душею твоею благоговей пред Господом и уважай священников Его (Сир. 7, 31). Что же бывает порой в нашей обыденной жизни? Бога мы вроде бы почитаем, а о священниках можем мыслить и говорить всякое, даже не задумываясь над тем, что совершаем страшный грех, оскорбляя недоверием Самого Господа. Ведь именно Он избрал священников на столь высокое поприще, и ни одно действие священнослужителя не осуществляется без Божественной благодати. Недаром святитель Григорий Богослов призывал: «Овцы, не пасите пастырей и не выходите из своих пределов; для вас довольно, если вы на доброй пажити. Не судите судей, не предписывайте законов законодателям».

А преподобный Ефрем Сирин поучал: «Кто презирает священника, тот презирает и Господа его».

Вот так и христиане Коринфа, о которых мы сегодня слышали в Апостольском чтении, слишком много рассуждали над тем, который из духовных наставников лучше, а который хуже… Одного слушали, оказывая предпочтение, другим пренебрегали. Почему? По личному своему греховному разумению! Между тем было просто неразумием такое их неуважение к власти священников, ведь только через нее возможно получить спасение и обетованные Господом Небесные блага.

Так иногда и мы: на словах Христа любим, в Царство Небесное стремимся, но осуждаем и обсуждаем тех, через кого его можно получить, тех, что являются служителями Бога. Неужели за этот грех не прогневается на нас Господь?!

Ради нас, грешных и недостойных, пастырь принимает на себя столь тяжкую и высокую ответственность, обязанность ходатайствовать перед Престолом Вседержителя за каждую заблудшую душу.

Апостол Павел в другом своем Послании писал о духовных наставниках, что они неусыпно пекутся о душах ваших (и притом не просто, но) как обязанные дать отчет (Евр. 13, 17).

А мы? Там, где могли бы помочь своему духовному отцу молитвами, поддержать благоговейным и честным поведением, доверием ему, пониманием его небесного служения, мы начинаем противиться, прекословить, оправдывать себя при справедливом отеческом обличении, а еще и того хуже – осуждать, клеветать, празднословить.

Как-то мы забываем о том, что священство есть Божественное достояние. И если мы не почитаем священников, то нет в нас страха Божия. Ведь Господь воздаст нам не только за веру, за наши собственные подвиги и добрые дела, но и за благочестивое и благоговейное отношение и великое попечение о духовных наставниках Церкви Христовой.

Будем же и мы, возлюбленные о Господе братья и сестры, всегда помнить об этом и, по словам святителя Иоанна Златоуста, «…оказывать всякое уважение тем, кому дарована сила Святого Духа», Которому подобает всякое поклонение и слава со Отцом и Сыном во веки.

Аминь.