Вы здесь

Вечное сокровище: Свет Преображения. Слово 5. О непреложности воскресения. Во вторник десятой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению) (Митрополит Владимир (Иким), 2014)

Слово 5

О непреложности воскресения

Во вторник десятой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)

Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет.

1 Кор. 15, 36

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!


Вопрос о всеобщем воскресении из мертвых непрестанно волновал христиан апостольских времен. Об этом особенно много рассуждали жители Коринфа, склонные к философствованию и спорам. Но апостол Павел видел, что происходившие дебаты вносили в среду христиан смуту. В своем Послании духовный наставник предостерегал чад Церкви Христовой от возникающих при этом заблуждений, и о них же шла речь в услышанном нами сегодня за Божественной Литургией Апостольском чтении (см. 1 Кор. 15, 29–38).

Говоря о непреложности факта воскресения для всех людей, апостол Павел пишет: Иначе, что делают крестящиеся для мертвых? Если мертвые совсем не воскресают, то для чего и крестятся для мертвых?

В свое время эти апостольские слова вызывали много споров. Как это так – креститься для мертвых?

Бог Творец не создавал смерти. Это люди своим грехопадением ввели смерть в сотворенный Господом мир, – смерть является последствием греха. И никак не иначе. Отсюда следует: если искоренить корень греха, погибнет и его плод. Если устранить грех, то не будет и смерти. Поэтому, крестясь во имя Господа нашего Иисуса Христа, мы прежде всего очищаемся от всех совершённых грехов, как бы умираем для прежней жизни, чтобы воскреснуть для новой, крещением исповедуя воскресение из мертвых.

Слово «воскресение» само по себе еще не выражает всю глубину происходящего в вечности. Мы, например, знаем, что Господь воскресил умершего Лазаря. Но Лазарь все равно потом умер физической смертью. То есть – Всеобщее воскресение из мертвых не просто повторение временной жизни, но обретение жизни вечной. После этого воскресения смерть как таковая просто перестает существовать!

Крестящиеся, самим принятием Святого Крещения, исповедуют свою веру в воскресение. Святитель Иоанн Златоуст толкует: «Это самое припоминая, Апостол говорит: если нет воскресения, то для чего и крестишься ты мертвых ради, то есть тел? Ибо при крещении ты веруешь воскресению мертвого тела, – тому, что оно уже не останется мертвым».

Учение Христово проповедует воскресение из мертвых. Если мертвые совсем не воскресают, то вера лишается своей основы, сущности. Невозможно исповедовать имя Господне и не верить при этом в Его преславное Воскресение!

Именно во имя Его, во имя Христа и веры в это Его спасительное для нас преславное Воскресение верные Господу терпели лишения и страдания, подвергались пыткам и претерпевали жестокую кончину. Они знали, предвкушали и исповедовали воскресение из мертвых, будущую вечную блаженную жизнь с Господом. И этим их праведная физическая смерть была оправдана.

Далее в связи с этим апостол вопрошает: Для чего и мы ежечасно подвергаемся бедствиям? И действительно, для чего?! Почему Господь посылает нам испытания на нашем земном пути?

О себе, например, апостол Павел говорит так: Я каждый день умираю: свидетельствуюсь в том похвалою вашею, братия, которую я имею во Христе Иисусе, Господе нашем.

Как понимать эти слова? Определенно апостол здесь говорит нам об избытке ежедневных опасностей, которые он претерпевает, обнаруживая свою попечительность о благе духовных чад в служении Господу.

По словам святителя Иоанна Златоуста, Павел «…хвалится двумя обстоятельствами: тем, что страдает ради них (духовных чад своих), и тем, что видит их преуспеяние», когда, благодаря его действиям и наставлениям, христиане возрастают духовно, становятся сильными в вере своей.

Любые бедствия и испытания мы претерпеваем не просто так, но для будущего блага. Последователи Христа знают, уверены в том, что за этой временной земной жизнью, преисполненной скорбей и страданий, последует другая жизнь, истинная, жизнь с Богом, обещанная Господом всем верным в Царствии Небесном.

Именно об этом печется апостол Павел, заботясь о том, чтобы слава его возрастала не на земле, а на Небесах перед Богом через великий труд, совершаемый сейчас, в этой жизни. Труд спасения многих людей. Труд апостольской проповеди и духовного наставления.

Святитель Василий Великий говорил: «Настоящая жизнь вся предоставлена трудам и подвигам, а будущая – венцам и наградам». И это, братья и сестры, действительно так. Нам отпущено определенное время на земле, и время это бесценно, потому что именно в нем мы решаем свою будущую вечную участь. Здесь мы пришельцы и странники. Земное же странствие нам дано не для увеселений, наслаждений, удовольствий плоти и легкой жизни, но для приуготовления себя к вечности. От того, как проживем здесь, успеем ли покаяться в совершённых грехах и злодеяниях, сумеем ли совершить подвиги веры и благочестия, проявим ли свою любовь к Богу и ближним нашим, зависит будущая вечность. Вечность, которая непременно наступит для всех, но для одних обернется неизреченным и бесконечным благом, а для других – непрестанным, непрекращающимся мучением и страданием. Очень хорошо в свое время сказал святитель Игнатий (Брянчанинов): «Земная жизнь дана человеку милосердием Творца для того, чтобы человек употребил ее на свое спасение». И далее: «Что значит земная жизнь человека? Она – тень жизни, ступень к жизни, преддверие к Жизни Вечной».

Именно об этом и ведется разговор в сегодняшнем Апостольском чтении.

Апостол Павел пишет: По рассуждению человеческому, когда я боролся со зверями в Ефесе, какая мне польза, если мертвые не воскресают? Станем есть и пить, ибо завтра умрем!

Кто решится тщетно подвергаться опасностям, рисковать собственной жизнью, если далее все равно ничто, пустота, бессмысленность?! Павел же множество раз проходил через различные жизненные испытания. Ради чего? Ради того, чтобы все равно умереть и никогда не воскреснуть? Но тогда есть смысл рассуждать, как это делали эпикурейцы, жившие только плотской жизнью, отрицая духовную, заявлявшие, что они следовали наслаждениям жизни настоящей потому, что смерть для них ничего не значит, потому что за гробом нет ничего. Так всегда живут и те, которые не имеют веры в Бога. Такие люди не считаются с обязанностями человеческой души, зато очень даже признают потребности плоти и, пытаясь взять от этой жизни всё, стремятся к богатству, славе, наслаждениям… Одним словом, к временным удовольствиям. Все это происходит оттого, что они не верят в бессмертие души и считают, что со смертью жизнь для человека заканчивается. А раз за гробом ничего нет, то и нужно пользоваться всеми земными благами, ни о чем другом не думая. Древний христианский мыслитель Климент Александрийский говорил о таких людях: «Нет, такие умрут не завтра, они уже теперь мертвы для Бога».

Страшный вывод!

Вот почему апостол Павел предупреждает: Не обманывайтесь: худые сообщества развращают добрые нравы.

То есть он вновь предостерегает духовных чад: берегитесь, держитесь подальше от тех, кто проповедует вам ложные учения, поскольку всякая ложь несовместима с христианским благочестием. Народная истина гласит: «С кем поведешься, от того и наберешься!» Дурное общение способно растлить всякое доброе начало, свести на нет добродетель, увести с истинного пути спасения. Сам Господь учит нас остерегаться связей с людьми, несущими зло, отступать от них: Оставьте их: они слепые вожди слепых; а если слепой ведет слепого, то оба упадут в яму (Мф. 15, 14).

Всякий человек определяет для себя собственную шкалу ценностей. Кто-то любит золото, кто-то его презирает, кто-то стремится к славе и уважению в обществе, кому-то по сердцу смирение и покой, кто-то склонен к празднословию, кто-то к молчанию и уединению. Господь предоставил нам, людям, свободу выбора. Бог любит всех и от всех ждет искреннего и истинного обращения к Нему, ждет нашей любви. И от нас самих зависит, куда мы устремимся – к Небесному Отцу или к врагу рода человеческого. Поэтому во всем нужна осмотрительность, внимание к своей душе. Возможность привольной жизни еще не обеспечивает свободу, поскольку свобода эта мнимая. Она есть не что иное, как рабство греху, раболепное подчинение собственным страстям и порокам. Она есть не что иное, как глубокое заблуждение, духовная болезнь, поражающая не только тело и разум, но и душу. Потому будем внимать словам Апостольского чтения, гласящим: Отрезвитесь, как должно, и не грешите; ибо, к стыду вашему скажу, некоторые из вас не знают Бога (1 Кор. 15, 34).

Апостол обращается к собратьям, как к опьяневшим и обезумевшим, призывая отрезвиться от греховного дурмана, отрезвиться как должно, то есть обрести веру и духовный разум, поскольку некоторые… не знают Бога. Отрицая воскресение из мертвых, отрекаются и от истинной веры, от Воскресшего Спасителя. Ибо, как учил святитель Иоанн Златоуст, «…не верить воскресению свойственно тому, кто совершенно не знает непобедимой и достаточной на все силы Божией». Апостол Павел как бы беседует сейчас с теми, в ком нет достаточной веры, потому что христиане, люди верующие и исповедующие Господом Иисуса Христа, не нуждаются в дополнительных умозаключениях. Они все принимают, не стремясь это объяснить разумом или человеческими мудрованиями. Там же, где веры недостаточно, и возникают подобные вопросы.

Апостол пишет: Но скажет кто-нибудь: как воскреснут мертвые? и в каком теле придут? Безрассудный! то, что ты сеешь, не оживет, если не умрет. И когда ты сеешь, то сеешь не тело будущее, а голое зерно, какое случится, пшеничное или другое какое, но Бог дает ему тело, как хочет, и каждому семени свое тело.

Пример с сеятелем нагляден и понятен для всех. Мы удивляемся и недоумеваем, как так может быть, что истлевшие в земле тела усопших вновь окрепнут, восстановятся и оживут в день Воскресения по Божиему произволению и благодаря Божественной силе. Но почему же мы не удивляемся естественному круговороту в природе, зеленеющим колосьям, вырастающим из разрушающихся в земле семян? Не удивляемся тому, что плодородная влага, находящаяся в почве, оживляет мертвые зерна, пробуждает их к новой жизни, а солнце питает живительным теплом, придавая силу роста. Вот и Создатель величайшей Премудростью Своей и силою творит невозможное и невместимое для человеческого разума, воскрешая из мертвых, воссоздавая человеческие тела. К тому же даже само разнообразие природы тел убедительно показывает, что каждое из них есть не возникающее само по себе, но создаваемое всемогуществом и силою Бога Творца. В связи с этим апостол пишет: Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц.

Далее Павел уже доказал истину воскресения, а теперь говорит о различии в славе Божией в Небесном Царстве.

Несомненно – Господь воздаст по вере, делам и свершениям. Но не все люди будут иметь одинаковую славу, каждый получит свою награду по делам своим. И об этом всем нам надлежит постоянно помнить.

Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Как неверие в воскресение делает людей нерадивыми, так и мнение, что все удостоятся одинаковой участи, делает их беспечными».

Нет, нужно всеми силами остерегаться подобной беспечности, потому что она ведет к жизненной пассивности, к маловерию и равнодушию, а в итоге – к потере этой самой славы по воскресении.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Апостольское чтение говорит нам о том, что в непреложность будущего Всеобщего воскресения из мертвых не верят только те, которые не знают Бога или намеренно отвергают будущую вечную жизнь в угоду сомнительным наслаждениям и удовольствиям временного бытия. Но такое отношение к нашему миру и существованию в нем свойственно людям плотским, а не духовным. Живущим только настоящим и не думающим о будущем. Подобное предубеждение очень опасно и чревато самым страшным – оторванностью от Бога, отрицанием Божественной Премудрости, силы и любви.

Но мы, христиане, понимаем, что созданы по образу Создателя нашего и по Его подобию, созданы не для этой временной и суетной жизни, а для вечных благ. «Если настоящая жизнь так вожделенна, – говорил святитель Иоанн Златоуст, – то что сказать о той, где нет ни болезни, ни печали, ни воздыхания? Там уже не надо ни бояться смерти, ни опасаться потери благ». Всякая долговременность настоящей жизни кажется ничтожной по сравнению с продолжительностью будущей славы в Царствии Небесном, если, разумеется, мы сподобимся ее обрести. А потому и приготовиться надо соответственно, очистить себя покаянием, образовать законом Божиим, просветить словом Истины и возлюбить не землю – юдоль нашего изгнания, а Небесное Отечество, которое нас ждет, призывая к вечному блаженству, радости и веселию, к торжеству Божественной славы.

Но, зная формально обо всем этом, мы тем не менее впадаем в грехи и тем самым отступаем от Бога. Мирскими привязанностями и излишней чувственностью мы отягощаем душу, а лукавыми помыслами загрязняем ум. Как много времени, братья и сестры, мы тратим на пустые, никчемные дела, прилагая к ним все свое попечение! Тогда как истинное попечение о своем спасении остается на втором плане.

Как мы бываем непокорны и нерадивы в выполнении заповедей Божиих! Мы ленивы и неусердны в молитве! Мы обольщаемся соблазнами мира и забываем о нашей благодарности Господу! И все это при том, что все наше земное бытие есть только подготовительное преддверие будущей вечности, время, благодатное для покаянного плача и возрастания духовного плода. Не будем же беззакониями своими губить бессмертную душу.

Святитель Тихон Задонский говорил: «Какая польза тебе, если ты все богатство, всю славу и все утехи мира сего будешь иметь, но вечное спасение потеряешь?.. За славным слава, за богатым богатство и за роскошествующим роскошь не войдет вслед, но все от всякого отпадает и отлучается при кончине».

Да избегнем по милости Божией неправедной привязанности к соблазнам и искушениям сего мира, ибо иначе ничего не приобретем, а только всё потеряем.

И, по словам святителя Иоанна Златоуста, «…не станем удивляться благам настоящим, чтобы удивляться – будущим; или лучше – станем удивляться благам будущим, чтобы не удивляться настоящим», которые да наследуем все мы благодатью и милосердием Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение с Его нерожденным Отцом и Всесвятым Духом, от Отца исходящим, во веки веков.

Аминь.