Слово 3
О Воскресении Христовом
В понедельник десятой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В сегодняшнем Апостольском чтении (см. 1 Кор. 15, 12–19) нам были сказаны очень важные слова о Воскресении Господа. Христиане Коринфа, любившие рассуждать и философствовать, много говорили о смерти. Некоторые доходили до того, что начинали сомневаться в воскресении из мертвых.
Апостол Павел приводит четкие доводы, помогающие постичь истину. Он говорит: Если же о Христе проповедуется, что Он воскрес из мертвых, то как некоторые из вас говорят, что нет воскресения мертвых?
Так поступают те, кто живет по человеческому обычаю, а не по Божией благодати. Они хотят взять от земной жизни всё, потому что не уверены в будущей блаженной вечности Царства Небесного, уготованного Богом всем верным в наследство от сложения мира. Но воскресение мертвых не нуждается в отдельном доказательстве. Оно подтверждено непреложным фактом преславного Христова Воскресения. Потому что далее следует, что если нет воскресения мертвых, то и Христос не воскрес.
Одно логически вытекает из другого. Невозможно верить в Воскресение Господа, но не верить во Всеобщее воскресение. И наоборот! Отрицание воскресения из мертвых как такового ставит под сомнение сам факт Христова Воскресения. А это уже и вовсе неприемлемо для христианина. Поскольку следом апостол Павел еще более конкретно говорит: а если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша.
Потрясающие слова! Они подытоживают все сказанное ранее. Утверждение, что Иисус Христос не воскрес, противоречит не только истине, подтвержденной столькими пророками, но и произошедшим затем событиям, свидетелями которых стали многие люди.
Некоторые еретики того времени, гностического толка, настаивали, что существует воскресение лишь души, но не тела, тем самым смущая нестойких в вере христиан Коринфа. Но в этом утверждении и вовсе нет логики. Как может умереть бессмертная душа? Каким образом должно воскреснуть то, что не поддается тлению и смерти не подвластно?!
Более того, отрицать воскресение мертвых значило стать на путь ложной проповеди. Апостол Павел пишет: Притом мы оказались бы и лжесвидетелями о Боге, потому что свидетельствовали бы о Боге, что Он воскресил Христа, Которого Он не воскрешал, если, то есть, мертвые не воскресают, ибо если мертвые не воскресают, то и Христос не воскрес. Вот как! Получается страшная, отвратительная ложь, которую только можно себе представить. Ложь, направленная против жизни вообще и жизни вечной! Апостол Павел понимает, насколько это опасно. Ведь Господь принес Искупительную Жертву на Голгофе, распялся, пострадал и умер на кресте не просто так, не ради чего-то иного, а ради нашего воскресенияи спасения, чтобы победить жало смерти, чтобы дать человечеству надежду на блаженную вечность. На этом основана вся христианская вера. Но если этого нет, как утверждают лжеучители, если Христос не воскрес, – обращается к коринфянам Павел, – то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших.
Получается, что отрицание будущего Всеобщего воскресения ведет к утверждению как напрасности самой крестной смерти Господа, так и Его преславного Воскресения.
Если не для нас воскрес Спаситель, то и нет смысла в этом событии. Не для Себя же только Божественному Сыну воскресать!
Далее же еще страшнее: предположением невозможности воскресения мы уличаем Бога во лжи. Ведь Христос Сам говорил, что воскреснет в третий день (Мф. 16, 21; 17, 23; 20, 19 и т. д.). Он что, лгал ученикам? Обманывал людей? Тогда и все другое является обманом? Где в таком случае гарантия правды в Его словах, что прощаются человеческие грехи?
Значит, нет ни веры, ни надежды на спасение?! Прости нас, Господи, за сии умозаключения!
Святитель Иоанн Златоуст размышляет: «Если же Христос не воскрес, то и не был заклан; если не был заклан, то грех не истреблен; если грех не истреблен, то вы еще в грехе, то мы тщетно проповедовали; если мы тщетно проповедовали, то вы тщетно уверовали». И святитель Кирилл Иерусалимский говорит о том же: «Если крест призрак, то и воскресение призрак. Если Христос не воскрес, то мы еще во грехах наших. Если крест призрак, то и вознесение призрак, то, стало быть, и второе пришествие призрак, и тогда все будет непрочно».
Получается что – ничего нет? Но это не просто отрицание, это уже святотатственное отрицание всей деятельности Божией, а отсюда недалеко и до отрицания благости Божией, да и Его Самого…
Апостол добавляет, развивая мысль от противного: Поэтому и умершие во Христе погибли. То есть и мученическая кончина всех верных христиан оказалась напрасной! Ради чего тогда они отдали свои жизни?
Нет, они не сомневались в вечности. Умирая, мученики знали, что обретают блистательные венцы славы на Небесах и соединяются с Возлюбленным Господом!
Павел заключает: И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков.
Но почему? Разве надеяться на Господа плохо? Загадочные слова… Конечно же, надеяться на Христа в этой жизни правильно и хорошо, ибо Спаситель не покидает верных рабов Своих никогда. Но надеяться на Господа только в этой жизни, без упования на будущую вечность – досадное заблуждение, потому что Иисус Христос за веру и верность награждает всех последователей Своих спасением души в вечности и воскресением в наслаждении благами жизни в Царстве Небесном.
Да, люди претерпевают физическую смерть, но это не значит, что с ней все заканчивается. За порогом смерти – вечность! А вот какой она будет – это зависит от нас самих, от того, как мы сумеем пройти свой земной путь.
И если мы исповедуем Господа, следуя заповедям Его, то должны жить с постоянным попечением о том, чтобы искоренить в себе греховные страсти и пороки. Смиряясь перед волей Божией, мы должны восстановить в своей душе подобие Творца, научиться благодушно переносить несправедливые обвинения, обиды, скорби, все испытания. Мы должны обуздывать желания, отстраняющие нас от Божественного и духовного, низводящие к низменному плотскому вожделению.
Господь Сам свят и обитает в святых Своих!
Противники апостола Павла заявляли, что мертвые не могут воскреснуть. Мы же слышали сегодня в Апостольском чтении четкий довод доказательства бессмысленности подобного высказывания. Если мертвые не могут воскреснуть, то и Господь не воскрес. И потому вся вера христианская напрасна и тщетна.
Но почему же апостол считает веру в Воскресение Христово столь важной?
Воскресением Господа доказывается непреложность многих факторов, определяющих жизнь человека и в этом мире, и в будущем.
Во-первых, принимая Преславное Воскресение Христово, мы утверждаем, что истина Божия сильнее всякой лжи, какой бы правдоподобной она ни представлялась. Господь вопрошал врагов Своих: А теперь ищете Меня, Человека, сказавшего истину (Ин. 8, 40). И враги искали Его, чтобы прекратить звучание слова Божия, просвещающего народ, обращающего людей к правде.
Если бы Воскресения не было, то ложь людская одержала бы победу над Божественной истиной. Но разве такое могло случиться?
Истина несокрушима, и гарантом тому выступает то, что Господь наш Иисус Христос воскрес!
Во-вторых, Воскресение подтверждает, что добро сильнее зла. Как ни старались враги Христовы, как ни глумились силы зла над Солнцем Правды, как ни распинали Сына Божия, они не стали победителями Его. Своим преславным Воскресением Господь над ними восторжествовал.
Мир, созданный Богом, построен на основе любви. Да, Создатель попускает нам испытания и – порой даже очень сильные – проявления вражды, ненависти, насилия со стороны ближних и дальних. При этом Он их не Сам посылает, потому что благ, а попускает им произойти с нами. Однако даже и при этом в конечном счете побеждает добро, а не зло, потому что Бог премудрым Промыслом Своим даже зло обращает к добру, ставит на службу добра. Впрочем, зло от этого ни в коем случае в очах Божественной правды добром не становится и понесет наказание от Бога, если его носители не раскаются.
В-третьих, Воскресение Христово доказывает, что любовь сильнее ненависти. Сам Господь есть Любовь!
Люди же могут очень сильно ненавидеть и друг друга, и что-то еще… Вспомните, с какою дикою злобой и страшной жестокостью добивались иудейские книжники и фарисеи распятия Христа. Как исходили желчью, видя многочисленные чудеса и исцеления, как спешили приписать милосердие Господне проявлению сатанинской силы (Мф. 12, 24). Казалось бы, их ненависти не было предела! И на какое-то мгновение она полностью восторжествовала, ведь Иисуса Христа все-таки распяли, подвергнув самой жестокой и позорной казни…
Но Сын Божий воскрес! Восстал из мертвых в третий день по Писанию!
Любовь Божия сокрушила человеческую ненависть. Если бы Воскресения Христова не было, любовь не могла бы праздновать победу.
Наконец, Воскресение Господне доказывает, что жизнь сильнее смерти. Если бы Христос умер на кресте, чтобы никогда не воскреснуть, узы смерти оказались бы столь значительны, что обрели бы власть даже над самой чистой, безгрешной, прекрасной и блаженной жизнью, имея возможность уничтожить ее.
Но – нет! Воскрес Христос, и жизнь победила! Воскрес Христос, и смерть была низвержена!
Вот почему столь важно для всех нас, братья и сестры, преславное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа. И недаром в сегодняшнем Апостольском чтении мы поднимали вопрос о воскресении из мертвых. Если бы Воскресения Христова не произошло, все Святое Евангелие основывалось бы на выдумке, на лжи. И человечеству не были бы гарантированы никакие вечные ценности, блага и добродетели.
Воскресение Господне лежит в основе христианской веры. Без него и сама вера, и проповедь напрасны, тщетны и бессмысленны! Недаром святитель Иоанн Златоуст говорил о Спасителе: «Сам Он воскрес, расторгнув узы смерти, и нас воскресил, расторгнув сети наших грехов».
Возлюбленные о Господе братья и сестры! За нас Сын Божий принял страдания, оскорбления и унижения. За нас, грешных и недостойных, был распят на кресте. Всей Своей жизнью, поведением, отношением, поступками, мыслями и желаниями Спаситель служит для нас примером, образцом для подражания.
Святитель Василий Великий учил: «Он оставил Свою жизнь как прообраз добродетели для всех желающих жить благочестиво, чтобы и другие, видя эти черты, запечатлевали в жизни своей похожий образ. Он Сам учит нас: Кто Мне служит, Мне да последует (Ин. 12, 26), разумея не телесное последование за Ним, а по возможности полное подражание Его жизни».
Блажен же тот, кто ни на минуту в этой жизни не оставляет путь Христов, не желая идти никакой другой – может быть, и гораздо менее скорбной – дорогой.
В мире много соблазнов, удовольствий, мнимых утешений и временных наслаждений. Если жить только в них, то грех затянет, как топкое болото. Затянет и поглотит. Тот же, кто верует во Христа, не может держаться корыстолюбия и тешиться гордыней, воспламеняться ненавистью и оскверняться пороками. Все это для истинного последователя Христова и чуждо, и не нужно! Всей душой верные чада Церкви Христовой устремляются за Спасителем, а Он, как Пастырь, ведет стадо Свое в Царство Небесное, глаголя: Овцы Мои слушаются голоса Моего, и Я знаю их; и они идут за Мною (Ин. 10, 27).
В земном странствии своем мы должны научиться неизменно шествовать вослед Господа нашего Иисуса Христа, направляя всю деятельность согласно Божественным заповедям, хотя порою это очень непросто. Даже Сам Христос сказал о верных Своих: В мире будете иметь скорбь; но мужайтесь: Я победил мир (Ин. 16, 33).
В чем же, братья и сестры, состоит истинное подражание Господу?
Прежде всего – в пробуждении в душе всепобеждающей Божественной любви. Той любви, которая привела Небесного Человека на крест во искупление грехов человеческого рода. Апостол Павел писал, что все мы, христиане, подражая Господу, должны познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых (Флп. 3, 10–11).
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Господь Своим пришествием воскресил нас, умерших от грехов, и оживотворил, разрушив двоякую смерть: смерть от грехов и смерть плоти».
Преславным Воскресением Господним был поражен диавол и расторгнуты узы смерти.
Потому Воскресение Христово есть и наше собственное воскресение, ведь все мы умерщвлены грехом настолько, что сами не в состоянии подняться, и только через Воскресение Господа обретаем мы надежду на спасение и на будущую блаженную вечность.
Воскресением Христовым воскрешается не только тело, внутренне пробуждается к вечной жизни и человеческая душа, которая неразрывно соединяется со Спасителем. Душа, отлученная своими грехами и неверием от Бога, не может жить сама по себе благой и радостной жизнью, она мучается, и в этой удаленности от Бога состоит смысл адских мучений. Это и может называться смертью души, хотя сама душа умереть не может, так как Бог сотворил ее бессмертной. Но когда она воскрешается силою Христа в Святом Крещении и в остальных Таинствах церковных, пробуждается от греховного сна, то она уже в земной жизни как бы воскресает, живет внутри себя жизнью вечной, если вновь не умрет во грехах. И полноту этой вечной жизни она вкусит, соединившись вновь со своим телом во время Всеобщего воскресения в конце времен.
Тот, кто еще не понял этого, не осознал возможности воскресения своей души через соединение с Богом, тот пребывает в духовной смерти, не живет, а просто существует в греховном земном бытии.
До Воскресения Христова люди знали только землю. Многим людям жизнь представлялась кратким времяпрепровождением, за которым – ни-че-го! Другие, которые допускали посмертную жизнь души, представляли себе ее весьма жалкой и несравнимо худшей, чем худшая земная жизнь. Пустота царства теней, ад, откуда нет обратной дороги. И только некоторые избранные Богом праведники ветхозаветные в мыслях своих лелеяли надежду о Небе и предвкушали, таинственно предвидели путь к нему, ожидая Искупителя и Освободителя от рабства смерти. По словам святителя Григория Нисского, только Сын Божий, «…сделавшись выкупом нашей смерти, Своим Воскресением проложил путь на небо для всякой плоти».
Праведники увидели свет в аду, сойдя в который Господь сокрушил его силы, разрушил могущество смерти. Потому и мы вслед за святителем Иоанном Златоустом говорим, что «смерть Господа даровала нам бессмертие».
Истина Воскресения Христова очень важна, и Господь, по величайшей Божественной милости, даровал нам множество свидетельств Своего Воскресения.
С Воскресением Христовым для человечества началась новая жизнь – не временная, но вечная. И в этом проявляется высочайшее торжество христианской веры.
Апостол Павел писал: Христос, воскреснув из мертвых, уже не умирает: смерть уже не имеет над Ним власти. Ибо, что Он умер, то умер однажды для греха; а что живет, то живет для Бога. Так и вы почитайте себя мертвыми для греха, живыми же для Бога во Христе Иисусе, Господе нашем (Рим. 6, 9–11), Ему же слава во веки веков.
Аминь.