Слово 26
О знамениях при конце мира
В пятницу одиннадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
…Не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мф. 24, 27–33, 42–51) мы слышали слова о Втором пришествии Господа нашего Иисуса Христа, Который вновь придет на землю, чтобы судить человечество. Это величайшее событие станет явным для всех, ибо, как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.
Иисус Христос есть Слово Божие (Ин. 1, 1), и Истина, и Жизнь (Ин. 14, 6). В Божественном Сыне заключена вся премудрость Божия (1 Кор. 1, 24). Молния правды Божией разрезает тьму неверия и человеческих заблуждений. Пришествие Сына Человеческого подобно ей же. И ее невозможно не заметить. Исшедшая от востока, от начала Божественного Промысла, она озарит все до запада – до последнего мгновения земного бытия.
Далее Господь говорит: ибо, где будет труп, там соберутся орлы. Эта притча говорит, хотя и очень образно, о многом. Слово труп, например, означает для нас тело, упавшее замертво, не имеющее следов жизни. Но оно же относит нас, по толкованиям отцов Церкви, и к страданиям Иисуса Христа на Голгофе, вспоминая о которых все христиане собираются в ожидании пришествия Господа.
Орлы же воплощают праведников, людей святой жизни, всегда устремленных в Небо, поскольку, по словам пророка Исайи, те поднимут крылья, как орлы… (Ис. 40, 31).
Когда Христос явится во Втором Своем пришествии, чтобы судить вселенную, с Ним вместе прибудут чины Ангельские и все святые воскреснут, по словам апостола Павла, – вдруг, в мгновение ока, при последней трубе (1 Кор. 15, 52). Они будут подобны этим орлам, внезапно появляющимся со всех сторон.
А дальше начнутся глобальные перемены конца этого мира: после скорби тех дней, солнце померкнет, и луна не даст света своего, и звезды спадут с неба, и силы небесные поколеблются, тогда явится знамение Сына Человеческого на небе (Мф. 24, 30).
В последние дни будет много скорбного и трудного. Гнев Божий на человеческие беззакония и нечестия выльется в адскую тьму, которая внезапно наступит повсюду.
Однако глубокая ночь духовного мрака будет предшествовать новому дню – Всеобщему Воскресению.
Внезапная темнота хотя и является как бы прообразом смерти, но она не бесконечна. За ночью всегда следует день. Мрак, воплощающий зло, проходит. И появляется свет – любовь, доброта, праведность. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Солнце померкнет, будучи не уничтожаемо, но побеждаемо светом пришествия Его; и звезды спадут, потому что какая в них будет уже нужда, когда не будет ночи? И силы небесные поколеблются: и очень справедливо, – видя столь великую перемену. Если они столь ужаснулись и удивились, когда сотворены были звезды [Когда сотворены были звезды, от радости, говорит Господь, восхвалили Меня громким голосом все Ангелы Мои (и преклонились) (Иов. 38, 7)], то как им не ужаснуться и не поколебаться гораздо более, когда увидят, что все преобразуется, сослужители их подвергаются наказанию, вся вселенная предстоит страшному судилищу, и все, от Адама до пришествия Христова существовавшие, должны дать отчет во всех своих действиях?»
Когда по Божественной воле небо и земля обновятся, солнце и луна помрачатся, звезды падут и померкнут, Сотворивший всё изменит в одно мгновение, обновляя не только природные стихии, но и человечество. Именно тогда явится знамение Сына Человеческого на небе, то есть, по словам святителя Иоанна Златоуста, явится «крест, который светлее солнца».
Но для чего вообще нужно это знамение? Для того, конечно, чтобы в самой большой степени посрамить всех врагов Господа, уничижить тех, кто не признавал и не признает Искупительной Жертвы и Животворящего Христова Креста. Крест будет символизировать, как писал тот же святитель Иоанн, «…не только раны, но и постыдную смерть», которую претерпел за нас Господь Иисус Христос.
И вслед за этим Сын Божий пошлет ангелов Своих с трубою громогласною, и соберут избранных Его от четырех ветров, от края небес до края их.
Сын Человеческий есть Воплощенный Бог – Господь Иисус, Который повелевает чинами Ангельскими и всем миром. Посылать Ангелов – дело Божие, а не человеческое. А выражение от края небес до края их выражает повсеместность, от земли до неба, потому что нет такого места, которое не было бы подвластно Господу. Ангелы соберут всех избранных, то есть людей, верных Богу, живших по закону Божию, по заповедям Господним, согласно Писанию. Прозвучит для людей труба громогласная, чтобы все услышали ее. Услышали – и утвердились на пути спасения, ведущем к Царству Небесному, к Божественному Сыну.
И нам, братья и сестры, следует быть готовыми к подобным переменам.
Господь далее говорит: От смоковницы возьмите подобие: когда ветви ее становятся уже мягки и пускают листья, то знаете, что близко лето; так, когда вы увидите все сие, знайте, что близко, при дверях.
Этим указанием на смоковницу Спаситель заверил учеников, что Его Второе пришествие обязательно состоится, что оно непременно грядет в будущем. Будет скорбь дней, однако придет и освобождение. Но почему же примером лета Христос выбрал смоковницу? Скорее всего, из-за того, что это дерево цветет после всех деревьев, а ее плодоношение никогда не прерывается непогодой или внезапными холодами. Так и Церковь Христова, подобно смоковнице, есть верный признак грядущего нового века. Весеннему торжеству смоковницы, когда она распускает свои листья в самый пик весны, подобно духовное совершенствование человеческой души, расцветающей при страданиях грешной плоти. Скорби человеческие в верных лишь усиливают радость от благодати Святого Духа. Как покрывающаяся листвой смоковница готовится к скорому плодоношению, так и верующая душа, ожидающая Господа, устремляется навстречу Его благодатному посещению.
Плод смоковницы под одной кожицей содержит множество семян внутри сладкой мякоти. Вот и Церковь Христова внутри себя сладостью любви и веры в Господа собирает много членов своих, людей, устремленных к Царству Небесному.
Смоковница плодоносит долго, практически до самой зимы, тогда как плоды других деревьев созревают и разом опадают в течение непродолжительного времени. На смоковнице же плоды сменяются постепенно – одни опадают, другие только созревают. Но ведь и Церковь не прекращает давать своих плодов, взращивая верных Господу во все эпохи своего существования до скончания века, когда одни люди умирают, другие рождаются, крестятся, становятся членами Церкви Христовой, служителями Божиими, верными, праведными и святыми…
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Услышанное нами сегодня за Божественной Литургией Евангельское чтение повествовало о грядущем Втором пришествии Сына Божия. В нем несколько важных истин. Во-первых, мы должны уразуметь, что этот ожидаемый всеми верующими день и час наступит только тогда, когда это будет угодно Богу. И знает об этом только Бог (Мк. 13, 32). Мы же не должны впадать в бессмысленное искушение, делая свои подсчеты.
Мы не вправе исчислять времена и сроки (Деян. 1, 7; 1 Фес. 5, 1), но обязаны готовиться к концу времен, то есть быть начеку, на страже, держать себя в чистоте.
Второе пришествие Господа наступит внезапно. И особенно для тех, кто погряз в житейских проблемах, материальных вещах, тщеславных амбициях. Слова Святого Евангелия являются предостережением всем нам: нельзя, чтобы насущное настолько поглощало нас, что мы забывали бы о вечном. Мирские вопросы важны, но они не должны отвлекать нас от Бога, от веры. Ничто земное не заменит Небесного! Потому что все в этой жизни находится в руках Божиих: и мы сами, и наши проблемы, и события жизни, и радости, и печали, и победы, и поражения. Буквально все!
Но что такое второе Пришествие прежде всего? Это каждого человека встреча с Богом. Однако всем нам предстоит встреча с Богом еще раньше – в момент нашей смерти. Стоит ли заниматься только лишь размышлением над грандиозными апокалиптическими событиями конца времен и их признаками, как это делает немало наших единоверцев, забывая подчас об этой – весьма, может быть, близкой Встрече? А ведь к ней нужно готовиться прежде всего, и тогда та – вселенского масштаба Встреча – окажется благоприятной для этой души.
В целом же Второе пришествие Господа станет временем отбора и суда. Христос соберет к Себе всех верных. Каждый праведный человек получит награду, а каждый грешный – наказание. Эту истину открывает нам Святое Евангелие. Дальше данного знания нам идти не следует, абсолютность и всеведение характерны только Божественной премудрости. Мы же это откровение должны принимать с несомненной верой и искренней любовью к Богу и ближним, чтобы стяжать себе возможность оправдаться на этом Суде.
Суд Божий будет единственным и окончательным. Ни один сердечный помысел, ни одно желание, ни одно действие не останется там неоткрытым, ни один взор не избежит Суда Господа. Как никто не может убежать от самого себя, так никто не избежит ответа перед Господом и не останется без приговора Божия. Божественный Суд невозможно подкупить. Здесь не нужны будут ни защитники, ни обвинители. Но грехи наши станут вопиять ко Господу, обнажится вся наша нравственная сущность, и все наши дела явятся всеобщему обозрению. И тогда всех нас охватят страх и сокрушение. Но для совершенных миг сей явится несказанной отрадой. Нечестивые же восскорбят и восплачут. Поздно будет взывать о милости Господа: приговор будет неколебим! Суд без милосердия и огонь неугасимый ждут всех грешников, упорствующих в беззаконии.
В дар Справедливому Судии мы не сможем принести ни золота, ни иных сокровищ и богатств, но только наши совершённые в жизни добрые дела и сердечную чистоту. Только такую жертву примет Господь от верующей души.
Потому-то и размышлять нам о Втором пришествии Спасителя нужно тоже сегодня. То есть – размышлять о том, какими мы предстанем пред лицом Господним, что принесем на Суд Божий.
Кто постоянно помнит о смерти и об ответе на Суде за свою жизнь, тот не станет много грешить, но устремится к покаянию, к очищению души и неосквернению тела, ведь предстанем мы тогда перед Господом не только душою своей, но и плотью…
У нас есть еще время! Покаемся!
Если отпустятся нам грехи, то – избежим осуждения. Святитель Тихон Задонский говорил: «Христос Господь будет судить не безгрешных, но согрешивших и непокаявшихся. Согрешивших и покаявшихся помилует и спасет». Именно для этого Спаситель и пришел в мир.
Если мы очистим себя и приготовимся к встрече Господа, то нас в День Судный будет ожидать великая награда – вечное блаженство в Царствии Небесном, в которое не войдет ничего скверного и порочного.
Господь говорит о том дне: Ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какой мерою мерите, такою и вам будут мерить (Мф. 7, 2). Потому что, по слову апостольскому: Суд без милости не оказавшему милости; милость превозносится над судом (Иак. 2, 13). Об обещании Божием свидетельствовал и евангелист Лука: Не судите, и не будете судимы; не осуждайте, и не будете осуждены; прощайте, и прощены будете (Лк. 6, 37).
Постараемся же серьезно осознавать это. Оградим уста свои от осуждения ближних, а сердце – от ненависти к людям. Будем праведными, справедливыми, незлобивыми, милосердными, верными Богу чадами и последователями Христовыми. Ведь это именно к нам обращены мудрые слова преподобного Ефрема Сирина: «…пусть каждый обратит взор на самого себя и в путь себе приготовит добрые дела, чтобы Господь милостиво принял его, когда плоть его просияет непорочностью, чистотой и истинной верой» во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков.
Аминь.