Слово 25
О внутреннем обновлении
В пятницу одиннадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодня нашему вниманию было предложено Апостольское чтение (см. 2 Кор. 4, 13–18), в котором говорится о Святом Духе в жизни Церкви, а также об исключительной важности веры в деле христианского спасения. Апостол Павел пишет, что хотя Дух Святой руководил действиями как древних пророков, так и апостолов, но только во времена новозаветные Он проявился для людей во всей Своей силе и полноте. Известно, что Святой Дух сходил и на пророков, однако не постоянно, но время от времени. У апостолов же благодать Духа Божиего присутствовала всегда. Сойдя в день Пятидесятницы и почив на учениках Христовых, наполнив их многими удивительными способностями и дарованиями, Утешитель Божий пребывает с человечеством во всей Своей полноте и глубине, во всей неизреченной силе. Впоследствии святитель Григорий Богослов писал, что «Ветхий Завет ясно проповедовал Отца, а не с такой ясностью Сына; Новый открыл Сына и дал указания о Божестве Духа; ныне пребывает с нами Дух, даруя нам яснейшее о Нем познание».
Были среди христиан Коринфа лжеучителя, которые говорили о том, что страдания апостола Павла, все то, что он во множестве претерпел за Христа, объяснялись якобы его малой и недостаточной верой. Вера же в Бога должна, по их мнению, ограждать Божиих избранников от испытаний и трудностей жизни, от мук и страданий.
Однако апостол Павел показывает, что, наоборот, все те невзгоды, которые ему довелось перенести, связаны с исповеданием имени Господа, с верой во Христа. Апостол напоминает нам 115-й псалом святого пророка Давида, в котором заключены великая мудрость и утешение в несчастьях.
Будучи праведником, Давид тем не менее немало претерпел в жизни и произносил эти слова во время страшных бедствий. Но, испытывая много страданий, он укрепляем был духом веры.
Имея тот же дух веры, и мы веруем в помощь Божию, во Всеобщее воскресение и спасение, совершенное для нас Господом нашим Иисусом Христом. Святитель Иоанн Златоуст толковал, что апостол Павел, говоря о преемственности поколений в вере, «…вместе с тем… показывает великое согласие между Ветхим и Новым Заветом и то, что в обоих Заветах действовал один и Тот же Дух». А потому «…не только мы подвергаемся бедствиям, но и все древние подвергались им, и следует утверждаться в вере и надежде, а не искать тотчас же избавление от постигающих нас бед».
Это правда, что все мы, исповедующие Господа, спасемся нашей верой, а вера дарует нам терпение, которое в свою очередь и помогает нам преодолевать скорбные обстоятельства нашей жизни. Верой спасены были все праведники, которые еще прежде Воплощения Спасителя верили в то, что Мессия-Христос придет. Наша вера та же, что была у них, – мы веруем в Сына Божиего, закланного на Голгофе за грехи мира. Мы веруем, что Он пришел на землю, что свершилось все то, что было проречено древними пророками.
Одним и тем же духом веры объединены все те, кто предсказывал приход Христа во плоти, и те, кто возвестил о Его приходе. Различия только во временном отношении. Пророки говорили: «будет!» Апостолы: «свершилось!» Но совершенное согласие всех свидетельствует о единой вере в нашего Господа. И потому можно сказать, что вера в Истинного Бога благословенна и у Моисея, и у Давида, и у Павла, и у нас с вами, братья и сестры.
Как писал святой Поликарп Смирнский, «Бог Отец воскресил из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Воскресит он и нас, если будем исполнять Его заповеди и волю, поступать благочестиво, любить то, что возлюбил Бог, а самое главное – удаляться от всякой неправды, греха, беззакония». Блаженный Феодорит Кирский писал: «Поэтому мы веруем, что Бог через Иисуса Христа и нас соделает победителями смерти и вместе нас и вас представит пред страшным престолом».
Путь к воскресению и победе над смертью открыт Господом нашим, и лежит этот путь через праведность, через очищение души либо подвигами добровольными, либо страданиями невольными. Пресыщенный всякими земными благами редко задумывается о Небесном, отстоя слишком далеко от Бога. Находящийся в испытаниях с трепетом и последней надеждой обращается к Господу, уповая на Его милость, любовь, милосердие и неизреченную помощь.
Вся земная жизнь наша преисполнена трудностей и лишений. Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Земля – юдоль изгнания, юдоль непрерывающегося беспорядка и смятения, юдоль ограниченного временем страдальческого пребывания существ, утративших свое первоначальное достоинство и жилище, утративших здравый смысл». Потому все земное время предоставлено трудам и подвигам, невзгодам и испытаниям. Ими определяем и решаем нашу будущую вечную участь. Мы как скитальцы на чужой земле, устремляющиеся всей душой в Небесное Отечество, стремящиеся достигнуть блаженного покоя.
Но здесь покоя нет и не будет! Покой наш там, в Царствии Небесном, в дивном общении с Возлюбленным Господом. По словам того же святителя Игнатия, «…земля – страна плача, Небо – страна веселия».
Но и Небесное веселие, и ни с чем не сравнимая духовная радость вырастают из семян, посеянных нами на земле. Это – вера, дела любви и милосердия, молитва, покаянные слезы. Чем больше семян, чем они качественнее, тем лучше и обильнее всходы.
Не возлюбим же века сего, который преисполнен греховных соблазнов, искушений и пороков.
Когда мы прилепляемся к земному, не можем стремиться к Горнему, Небесному. Авва Евпрепий предупреждает: «Любящий земное более Небесного лишится и Небесного, и земного. Ищущий же Небесного – господин всему миру».
Апостол Павел говорит: Ибо всё для вас, дабы обилие благодати тем большую во многих произвело благодарность во славу Божию. Посему мы не унываем; но если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется.
Бог никого из людей не хотел отлучить от Своего дара, хотя далеко не все воспринимали слово Божие. Счастливы те, кто сумел в жизни своей открыть Господа, познать учение Христово, научиться заповедям Господним, потому что обилие благодати в верующих людях производит всемерную благодарность к Создателю, позволяющую от всей души славить и воспевать Бога. Поскольку каждый человек, знающий волю Божию, достойно претерпевающий трудности бытия и опасности, всегда ощущает особое участие Господа во всех своих деяниях и начинаниях. И оно, это ощущение, это благо, существует для всех верующих людей.
Святитель Иоанн Златоуст учит: «Для вас, говорит Павел, Его воскресение и все прочее; Господь совершил это не для одного человека, но для всех».
Христос искупил нас Своею Кровью и предал тело Свое за наши ставшие тленными и смертными от греха тела, а душу Свою – за наши грешные и несовершенные души. Сам дал Себя за нас в искупление. Как писал святитель Григорий Богослов: «Он стал человеком для нас. Он воспринял худшее, чтобы дать лучшее; обнищал, чтобы нам обогатиться Его нищетою; принял образ раба, чтобы нам получить свободу; снизошел, чтобы нам вознестись; был искушен, чтобы нам победить; претерпел бесславие, чтобы нас прославить; умер, чтобы спасти; вознесся, чтобы привлечь к Себе поверженных грехом». Иначе говоря, Бог по естеству стал человеком по естеству, чтобы люди стали богами по благодати. Мы призваны к обожению! К тому, чтобы стать богами возле Бога! Сколь велико призвание человека, чтобы разменивать его на тленное, земное, отягощающее наши бессмертные души!
Вот почему, уповая на Господа, христиане ни в коей мере не должны унывать или отчаиваться, как бы трудно им ни было. Тем более что над всеми нашими начинаниями стоит неизреченная радость Христова Воскресения. Радость, согревающая и дающая надежду всем верующим людям. Если человек показывает Богу свою преданность в вере, мыслях и делах, Господь никогда не оставит верного Своего подвижника без помощи и заступления.
Плоть наша временна и тленна, пока она не воскресла в Воскресении, зато душа вечная и бессмертная. Апостол указывает на это, говоря, что мы должны заботиться и думать прежде всего о душе, а не о теле. Тело может стареть, болеть, ветшать, зато душа верующего человека должна быть всегда молода, здорова и деятельна. Потому-то внешний человек тлеет, а внутренний обновляется.
Плоть подвержена всем испытаниям бытия. Она страдает от голода и холода, ударов и побоев. Она бессильна перед жаждой и всякими другими физическими испытаниями. Но – окрыленная надеждой на спасение – душа, живущая в ней, постоянно обновляется и не гибнет в невзгодах. Она обогащается, приобретая всё новые и новые замечательные качества – добродетели. Фактически разрушение тела приближает бессмертие, открывающееся по достоинству души. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «…надо быть мужественными в бедствиях». И затем пояснял: «Ведь чем больше страдает тело, тем более душа имеет благих надежд и тем более просветляется, подобно золоту, многократно испытанному огнем».
Поэтому тот, кто желает себе добра и блага, не будет более радеть о теле, чем о душе. Он всячески постарается держать душу свою в чистоте и преданности Богу. Тело нужно щадить в той мере, в какой оно необходимо душе. Его нужно поддерживать умеренным попечением, но не развращать чрезмерными удовольствиями, не превращать попечения о плоти… в похоти (Рим. 13, 14). Иначе в наслаждениях временного мира можно будет быстро забыть об истинных, то есть вечных, потребностях и устремлениях души.
Обновление человека, о котором говорит в Послании апостол Павел, начинается со Святого Крещения, продолжаясь всю земную жизнь. Одни продвигаются по этому пути активно, другие медленнее, но все равно внутренний человек обновляется день ото дня для того, чтобы стать совершенным. И такое обновление является жизненной целью каждого верующего. На этом фоне все страдания и невзгоды – ничто, ведь мы знаем, что даже за малый земной труд терпения можно приобрести высочайшую Небесную награду: Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Страдания текущего времени, выпадающие на долю праведников ради Христа, апостол Павел называет легкими и кратковременными, хотя это и гонения, и темницы, и побиение камнями, и другие, трудно представимые по жестокости мучения. Но в мучениях этих верный воин Христов видит не боль, а стяжание будущей славы, торжество вечного блаженства на Небесах, благословенное соединение с Господом. Ведь над всем этим стоит любовь к Богу – святое чувство, позволяющее стойко сносить самые страшные побои и любое унижение, дающее огромную силу, питающее дух. Милосердный Бог делает так, что даже сама тяжесть претерпеваемых мучений кажется праведным легкой, почти неосязаемой: терзаемое тело страждет, а душа ликует от ощущения сопричастности с тем, что испытал и Христос.
Когда есть жажда Небесного, тогда временным и неинтересным становится все преходящее, земное. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Если таким образом мы будем отвращать свой взор от видимого, то настоящее будет для нас легко, а будущее велико… В самом деле, какое у нас будет оправдание, если мы предпочтем временное вечному? Даже если временное приятно, оно непродолжительно, а мучения за него не будут иметь ни конца, ни пощады. Ибо какое оправдание будет у тех, кто, будучи удостоен Святого Духа и получив столь великий дар, обратил свой взор долу и ниспал к земному?»
Научимся же не смущаться и не досадовать, сталкиваясь с обстоятельствами жизни, которые нам, может быть, и не очень нравятся. Будем с мужеством, смирением и терпением переносить все то, что посылает нам Господь. Пусть скорби нас не смущают, потому что они для нас не обуза, а приобретение. Они очищают душу и обновляют внутреннего нашего человека, стремящегося к Богу. Когда человек чем-то обогащается, он радуется и ликует, ведь теперь он имеет то, к чему так долго стремился. Мы приобрели самое ценное богатство – Господа нашего Иисуса Христа. Так пусть никогда, что бы ни случилось в жизни, в сердце нашем не будет горести и уныния. С нами Бог! А раз это так, то просто не существует в мире того, что мы не могли бы преодолеть, чтобы наследовать Небесное Царство во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков.
Аминь.