Вы здесь

Вечное сокровище: Свет Преображения. Слово 24. О Втором пришествии Христовом. В четверг одиннадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению) (Митрополит Владимир (Иким), 2014)

Слово 24

О Втором пришествии Христовом

В четверг одиннадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)

…Ибо как молния исходит от востока и видна бывает даже до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.

Мф. 24, 27

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!


В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мф. 24, 13–28) мы слышали о том, что ожидает человечество в последние дни бытия. Господь наш Иисус Христос поведал о грядущих трудностях и страданиях, которые будут посланы Богом людям, дабы испытать их преданность, силу веры, готовность пострадать за Господа и достойно пройти через все жизненные лишения, потому что Господь обещает: претерпевший же до конца спасется.

Данные таинственные и непростые для понимания Евангельские слова Господа Иисуса Христа святые отцы Церкви считали относящимися как к судьбам жителей Иерусалима и вообще иудеев во время первого иудейского восстания против владычества римлян в 66–71 годы, когда в 71 году римлянами был взят Иерусалим, так и к будущим судьбам всего человечества в конце времен. В первом случае эти слова понимаются в основном буквально и потому являются уже исполнившимися через несколько десятков лет после их произнесения, а во втором случае эти слова, как правило, понимаются символически и иносказательно, как относящиеся к событиям будущего и еще не исполнившегося в полной мере.

Вопрос о последних временах всегда волновал и волнует умы человеческие. Точно так же, как мы сейчас стараемся узнать и вычислить эти сроки, и ученики Христовы, пытаясь догадаться, вопрошали Божественного Учителя: «Скажи, когда это будет?» Спаситель отвечал: О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, а только Отец Мой один (Мф. 24, 36). Но перед концом этого мира наступят еще некоторые события, которым нельзя не свершиться. Это суть признаки конца мира, о которых верные обязаны знать. Вот на них-то и указывает нам Господь.

Во-первых, Он предрекает распространение Евангельской проповеди по всему миру, говоря: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец.

Как пишет преподобный Иустин Попович, «Посему и уточнил Спаситель: во свидетельство всем народам. Значит, у всех народов будет вдоволь многочисленных свидетельств о Христе как Спасителе рода человеческого, и потому в день Суда ни у кого не будет оправдания своему неверию во Христа».

Во-вторых, Господь предсказывает наступление так называемой мерзости запустения: Итак, когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте, – читающий да разумеет, – тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы, – говорит далее слово Божие. Мерзость запустения, по толкованиям отцов Церкви, означает идолопоклонство или почитание антихриста. Враг рода человеческого, князь беззакония, осмелится восстать против Бога и воссядет на месте святом. Тогда и наступит мерзость запустения, о которой говорил еще пророк Даниил: И утвердит завет для многих одна седмина, а в половине седмины прекратится жертва и приношение, и на крыле святилища будет мерзость запустения, и окончательная предопределенная гибель постигнет опустошителя (Дан. 9, 27).

Господь говорит, что как иудеи во время восстания 66–71 годов, так и люди в конце времен подвергнутся еще многим бедствиям. Трудности предстоят страшные: и кто на кровле, тот да не сходит взять что-нибудь из дома своего; и кто на поле, тот да не обращается назад взять одежды свои. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни! (Мф. 24, 17–19).

Заметим, братья и сестры, что это описание применительно к концу времен некоторые отцы Церкви учат понимать образно.

Кровля дома есть завершение всего здания. Человек же, находящийся на кровле, является совершенным благодаря принятию благодати Святого Духа. Он не должен соблазняться пристрастиями временного греховного мира, спускаясь с достигнутой высоты к низменным интересам и потребностям плоти, дабы не упасть в пропасть небытия. Человек, находящийся на поле, занятый трудом, то есть исполнением заповедей Божиих, не должен возвращаться к суетным заботам повседневности и даже желать одежды для своего тела, состоящей из прежних грехов и искушений. Поле есть Церковь Христова. В ней много всего благого, величественного, разнообразного и совершенного. Величайшие христианские добродетели наполняют это цветущее поле, доставляющее радость Господу. Потому кто на поле, тот да не обращается назад. Не к тому ли сказаны однажды нашим Спасителем еще и следующие слова: Вспоминайте жену Лотову (Лк. 17, 32)?..

По мере того как мы возрастаем в вере и любви к Богу, нет никакой необходимости оглядываться на прежнюю жизнь и ее потребительские установки. Мы должны всегда смотреть вперед, то есть спасать свои бессмертные души для будущей блаженной вечности.

В какие же горы следует бежать? В горы Божественной истины, в учение Христово, принесшее человечеству новизну отношений с Богом и надежду на спасение.

Не о беременных женщинах и не о кормящих грудью в конкретном понимании этих слов говорил Господь. Беременность – в ее образном значении – есть отягчение души грехами и пороками, суетными заботами и переживаниями. Как беременным женщинам тяжело бывает двигаться и бежать, так и душам, обремененным грехами и беззакониями, тяжело оторваться от соблазнов временной жизни, чтобы подняться вверх, к высшему, Горнему. К тому же всякая беременность предполагает муки и страдания. Вот и люди, чьи души отягчены бременем страстей и искушений, обречены на всевозможные тяготы, боль и переживания.

Господь указывает и на питающих сосцами. Нет различия в положении кормящих и вскармливаемых. И те и другие слабы и немощны. По словам святителя Иоанна Златоуста, «…как может кормящая грудью презреть дитя свое?».

Но и здесь Спаситель имел в виду всего лишь непрочные маловерные души, вскормленные словом Божиим, но слабо вкушающие и усваивающие Божественное познание. Души, некрепкие в вере. Они, питающиеся и грехами, не имеют должной духовной силы, которую дает только истинная пища – Хлеб Жизни, Господь наш Иисус Христос. Потому таким душам в час испытаний – «горе»!

Далее в Евангельском чтении звучат еще более загадочные строки: Молитесь, чтобы не случилось бегство ваше зимою или в субботу, ибо тогда будет великая скорбь, какой не было от начала мира доныне, и не будет.

Святитель Иоанн Златоуст пояснял эти слова так: «Видишь ли, Он говорит иудеям и рассуждает о бедствиях, которые должны постигнуть их?.. Но почему не зимою или в субботу? Зимою – по причине трудности времени, а в субботу – по требованию закона. Бегство было необходимо, и бегство скорейшее; а иудеи в то время не смели бежать в субботу из уважения к закону, зимой же бежать было неудобно».

Но это историческое толкование, скорее относящееся к тогда еще грядущим событиям I века. Но Евангельское слово допускает и иные толкования в устах богомудрых отцов Церкви, если понимать его образность. По мысли святителя Кирилла Александрийского, нам надо молиться, чтобы час конца нашей собственной жизни не застал нас в субботу (то есть во время, свободное от всякого дела, то есть во время бездействия относительно добродетелей) или зимой пороков (в холоде грехов, под властью греховных пороков).

Нам неизбежно предстоит пережить страшное время, ужаснее всех сражений и войн. И если душа человеческая не будет к тому готова, не сможет оторваться от земных привязанностей и потому преодолеть искушений и не успеет вознестись в горы Небесные, ей будет очень тяжко встретить Господа и держать ответ перед Ним.

Люди в будущем, как и израильские иудеи во времена Христа за свое отступничество от Бога и непринятие Сына Божия, заслужили большое наказание. Те трудности, которые их ожидают, – лишь малая толика справедливой расплаты. Евангелие свидетельствует: И если бы не сократились те дни, то не спаслась бы никакая плоть; но ради избранных сократятся те дни.

Избранные – святые Божии, а также верные, люди, верующие в истинного Бога, стремящиеся к богоугодной жизни, добру, справедливости, идущие по пути любви. И если бы не эти чада Божии, Отец Небесный не пощадил бы человеческий род и попустил бы продолжаться страшным бедствиям до времени, пока из людей не осталось бы никого живого.

Даже когда наступят страшные дни, когда иссякнет в сердцах любовь, исчезнет истинная вера, начнутся всевозможные природные катаклизмы, то и тогда Иисус Христос обещает спасение самым верным и терпеливым, которые окажутся выше всяких невзгод и бед. Но и этим избранным также будет очень тяжело страдать вместе с погибающим миром. Как говорил святитель Иоанн Златоуст: «Потом, что всего хуже, ученики и от любви не будут получать утешение. Далее, показывая, что это нисколько не повредит мужественному и терпеливому, Христос говорит: не бойтесь и не смущайтесь. Если вы покажете надлежащее терпение, то несчастья не победят вас».

В-третьих, в то время, Иисус Христос предупреждает, появятся повсеместно лжеучителя и лжеапостолы: Тогда, если кто скажет вам: вот, здесь Христос, или там, – не верьте. Ибо восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам. И так, если скажут вам: «вот, Он в пустыне», – не выходите; «вот Он в потаенных комнатах», – не верьте, ибо как молния исходит от востока до запада, так будет пришествие Сына Человеческого.

Разумеется, всякого толка лжеучителя и еретики будут стремиться обольстить и искусить народ. Им дастся от князя тьмы сила совершения чудес и знамений. Но в основе их чудотворений будут лежать не добрые, а злые силы. Враг рода человеческого коварен, ему надо прельстить не только слабых или неверующих, но и избранных, сильных в вере и преданных Господу. Лжехристы несут ложные «догматы» ересей. Лжепророки проповедуют неправду. Внешне, быть может, они будут выглядеть вполне благообразно и правильно, но нужно смотреть на душу, вернее, на то, чем заполнена их душа. Все это относится не только к иудеям, но и к представителям современных сект различного толка. В дне сегодняшнем их, согласитесь, немало, и они имеют определенное влияние на неокрепшие в вере умы.

Но Господь Сам предупредил нас, показав, что нельзя верить всем словам, о Нем сказанным. И нам необходимо молиться об этом, чтобы не обмануться, не попасть в сети к диаволу, не быть захваченными в паутине иных измышлений или в потаенных комнатах еретических сходок. Ни там, ни там Сына Божия нет и не будет!

Наконец, Он придет, но явится в торжестве славы и Божественном величии, дабы вознаградить всех тех, кто останется верен Ему, кто действительно будет ждать Его пришествия.

При Первом пришествии Господа нужно было искать, чтобы поверить в Спасителя мира, так как Он смиренно возлежал в яслях, в не примечательной ничем пещере. Во второе пришествие о Господе сразу узнают все, и не будет человека, который усомнится в его Небесном величии. Молния истины озарит каждую верующую душу и в одно мгновенье просветит всех сомневающихся или неверных.

Второе пришествие Сына Божия будет внезапным. Он снова явится на землю, чтобы судить вселенную, каждого из нас, братья и сестры. Придут и чины Ангельские, все святые, которые в одночасье воскреснут – вдруг, во мгновение ока, при последней трубе (1 Кор. 15, 52). Все эти силы будут подобны крылатым орлам, спустившимся с Небес, – ибо, где будет труп, там соберутся орлы (Мф. 24, 28).

Тело же или труп надо образно понимать как Жертву Христову, принесенную за всех людей на Голгофе, как страдания Спасителя, при памяти о которых все мы, верующие и верные, собираемся вместе и создаем повод для пришествия Божественного Сына. Орлы же – это мы с вами, когда мы причащаемся спасительных Тела и Крови Господа нашего из Чаши Евхаристии.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Евангельское чтение сегодняшней Божественной Литургии поведало о Судном Дне, когда во всей славе Своей вновь придет Господь наш, чтобы судить вселенную. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Пришествие будет подобно молнии, потому что будет оно внезапно в полночь. Тогда мертвые восстанут из гробов своих и воспоют хвалу Воскресившему их».

Восстанет Божественный Сын на Суд и вознесется над Своими врагами. Все мироздание потрясется, и каждый человек понесет ответ за свою жизнь, за нераскаянные грехи, им совершенные. Для верных, для чад Света этот день будет радостным и долгожданным, они ведь всегда с Господом, а теперь смогут и увидеть Возлюбленного Отца своего воочию. Для находящихся же во мраке страстей и греховном забытьи Суд будет страшным, как огонь, нестерпимый и неугасимый. Утвердившиеся в благочестии обретут высшее убежище, поднимутся в горы Божественной славы. Тот же, кто попытается уйти, сбежать от Суда, чтобы унести с собою богатство, греховные пристрастия, тот все равно не сумеет, не успеет скрыться от праведного гнева Господня.

Да, перед Вторым пришествием Христа наступит страшное время испытаний. Сам Господь сказал, что в те дни будет такая скорбь, какой не было от начала творения (Мк. 13, 19).

По попущению Бога и из-за грехов человечества придет в мир антихрист, получивший власть обольщать мир, повсеместно умножая беззаконие.

И чтобы не отчаяться в эти скорбные дни, нужна будет мужественная и терпеливая душа, сохраняющая верность Богу и не подчиняющаяся антихристу. Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Антихрист придет на погибель человеческую, чтобы причинить людям вред. Чего только он не наделает в то время, все придет в смятение и в замешательство как из-за его повелений, так и от страха. Он будет страшен во всех отношениях: и своей властью, и жестокостью, и беззаконными повелениями. Но не бойся, он будет иметь силу… только над погибающими».

Богоборец будет стремиться погубить всех, но Господь от верных чад Своих не отступится.

Мир не погибнет полностью, не исчезнет, но изменится, потому что и состояние душ и состояние тел после Суда Божиего будет совершенно иным. Святитель Василий Великий говорил: «Ибо как настоящая жизнь наша имеет качества, родственные этому миру, так и будущее состояние наших душ получит жребий, свойственный своему состоянию».

Мы все должны помнить, что Суд этот будет единственный, окончательный и страшный. И ничто не укроется от всевидящего Божиего ока. Но Господь, по словам псалмопевца Давида, будет судить вселенную по правде, и народы – по истине Своей (Пс. 95, 13).

Небо внезапно разверзнется, земля изменится, мертвые встанут из гробов, Судия воссядет на огненном престоле. И от каждого человека потребуются и исповедание веры, и отчет о делах милосердия, и признание в совершённых грехах. Ведь, как писал святитель Григорий Нисский, «Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе».

Никто не может убежать от самого себя, как не может избегнуть и приговора Божия.

Нам же следует всегда быть готовыми предстать перед Справедливым, но Грозным Судьей, Господом нашим.

На Суде Божием не нужны будут ни свидетели, ни обвинители, ни защитники, ни доказательства, ни подтверждения. Все откроется в истинном свете, даже тайное, постыдное, тщательно скрываемое от людских глаз. Все не только откроется, но и прозвучит открыто, перед всеми. По словам святителя Иоанна Златоуста, «…самые дела явятся пред очами нашими в том виде, в котором мы их совершили». Но так ведь и должно быть, потому что и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5, 29). Вечность будет для всех без исключения, но – вечность разная!

Господь не помедлит прийти к нам, хотя нам не дано знать, когда это будет.

Сын Божий придет, чтобы судить и воздавать по справедливости, милосердию, любви.

Но готовы ли мы, братья и сестры, к сретенью Его?! Задумаемся об этом…

Примем всем сердцем мудрые слова святителя Тихона Задонского, который призывал: «Покаемся, и отпустятся нам грехи, и избежим осуждения, и Суд Христов подаст нам не страх и трепет, но утешение и спасение вечное» во Христе Иисусе, Господе нашем, Которому слава и держава с Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков.

Аминь.