Вы здесь

Вечное сокровище: Свет Преображения. Слово 23. О духовном просвещении. В четверг одиннадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению) (Митрополит Владимир (Иким), 2014)

Слово 23

О духовном просвещении

В четверг одиннадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)

Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

2 Кор. 4, 5-6

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!


В сегодняшнем Апостольском чтении (см. 2 Кор. 4, 1–6), предложенном нашему вниманию для наставления и вразумления, речь идет о стойкости христианского служения, которую апостол Павел объясняет не человеческими качествами, но милостью Божией.

Упование на помощь Всемилостивого Господа дает надежду на пути спасения. Бог ждет всех верных чад Своих, приглашает людей к новой жизни во Свете, который даровал миру Господь Иисус Христос, Сам, будучи Богом по природе, имея от вечности этот Свет. Апостол пишет с радостью и уверенностью: Посему, имея по милости Божией такое служение, мы не унываем; но, отвергнув скрытые постыдные дела, не прибегая к хитростии не искажая слова Божия, а открывая истину, представляем себя совести всякого человека пред Богом.

Павел хорошо понимает всю важность своего апостольского служения, а потому полон величайшей надежды на милосердие Господа, Который всегда поддержит Своего стойкого последователя в деле благовестия Царства Божиего. Даже в гонениях и притеснениях надежда на Бога не уменьшается. Напротив, обретает живительную силу, ибо подкреплена Господними обетованиями и действием благодати Божией. Ибо, как уже сказал апостол Павел ранее в том же Послании: Имея такую надежду, мы действуем с великим дерзновением (2 Кор. 3, 12).

Надежда на милость Божию дает – в христианских трудах – не только силу, но и терпение. Что бы ни происходило в жизни, верные Господу люди, свято исповедующее имя Христово, все принимают с должным смирением и сердечной кротостью, помня о том, что Бог не только строг, но милосерден и человеколюбив. Создатель, изгнав праотца человечества, а через него и все человечество из рая, затем во Христе оправдывает его, принимая не только как лучшее Свое творение, но как сына Божия. Отец Небесный желает даровать людям славу, не земную, но Небесную, славу Господа нашего Иисуса Христа, Божественного Единородного Своего Сына. Вот почему, говоря словами святителя Иоанна Златоуста, «…мы не унываем. И это следует приписывать Его (Божественному) человеколюбию… Поэтому мы не только не отчаиваемся, но даже радуемся и дерзаем».

Только, как учит апостол Павел, чтобы удостоиться этой вечной, блаженной и новой жизни, человек должен отринуть скрытые постыдные дела, не прибегать к хитрости и не искажать слова Божия. Все плохое нужно изгонять не только из души и сердца, но даже из мыслей.

Слова апостола приглашают коринфян к новой, лучшей жизни. Духовный наставник учит их и всех нас, братья и сестры, отвергнуться многочисленных греховных пороков, зажить богоугодно, согласно Божественным заповедям. Конечно, перестроить себя в одночасье не так уж легко, но с помощью Божией это можно и должно делать. Пусть все то, что в нас порицается, исчезнет и уйдет без следа, заменится Небесными устремлениями, желанием непрестанного служения Господу и ближним.

Павел предостерегает от хитрости и искажения слова Божия. Наверное же, не случайно…

Хитрость есть лицемерие пред Богом, когда человек ищет всевозможные причины и поводы, чтобы выказать себя перед обществом более достойным, чем он есть на самом деле. Среди христиан Коринфа были люди, например, славящиеся неподкупностью, но берущие подношения тайно, скрывая их от посторонних глаз. Были и такие, что славились как святые апостолы, даже проповедовали слово Божие, но внутри самих себя были преисполнены самых грязных пороков. Такие и саму проповедь использовали не в прославление Бога, а в угоду собственным амбициям и устремлениям. Им ничего не стоило исказить слово Божие, чтобы зазвучало оно именно так, как им нужно и угодно.

Если же мы просветимся светом Христовым, то решительно отстранимся от всякого скверного и нечистого деяния, дабы не огорчать Его и не омрачать наше служение Ему постыдными делами нашего временного плотского удовольствия, нашим служением мирским соблазнам. Тем самым мы покажем себя достойными имени Христа. Мы станем причастными Его учению, своей жизнью и делами. Не просто словом, но истинными делами выражая силу христианского освящения и просвещения. Святитель Григорий Нисский писал: «Уразумев, что Христос есть Свет истинный и недоступный лжи, мы научаемся тому, что и наша жизнь должна быть озаряема лучами истинного света. А лучи Солнца правды, истекающие для нашего освящения, суть добродетели, посредством которых мы отлагаем дела тьмы, как днем, начинаем себя вести благочинно, отвергаем тайные постыдные дела, все совершаем в свете и сами становимся светом, так что и других просвещаем, как свойственно свету».

Учение Христово понятно и доступно всем людям. Если же и закрыто благовествование наше, – пишет далее апостол Павел, – то закрыто для погибающих, для неверующих, у которых бог века сего ослепил умы, чтобы для них не воссиял свет благовествования о славе Христа, Который есть образ Бога невидимого.

Люди неверующие ослеплены своим неверием, потому и не видят света Христова, блеска Божественной добродетели, красоты созданного Богом мира. Они живут как бы в своем индивидуальном, эгоистичном замкнутом мирке, в котором нет места Божественной истине, ведения о сути мироздания и человеческого бытия. Будто тяжелый камень упал на их душу, не давая ей последовать призыву Божиему. Будто пелена подернула очи, через которую не различишь истинных ценностей. И все это потому, что бог века сего ослепил умы.

Враждебность христианскому учению затмила все подлинные чувства, потому и величие Святого Евангелия недоступно людям, отрицающим Бога. На первом месте у них стоит не Господь, а то, что они сами себе выдумали и возжелали, то есть какие-то призрачные, меркантильные интересы и устремления. Люди века сего злы и раздражительны. Да откуда же в них взяться добру и состраданию, если они привыкли только брать, брать от жизни все, но не давать – ничего и никому.

Без веры нет будущего. Всякий неверующий человек принадлежит исключительно веку сему. Апостол Павел называет таких погибающими. Они не могут мыслить правильно, потому что земной мир, со всеми его греховными соблазнами и удовольствиями, стал для них «богом», от которого пошло ослепление беззакония. Они не воспринимают слова Божия, для них нет светаблаговествования о славе Христа. И людей подобных много, и в прошлом, и в настоящем. Людей, лишенных самого главного, – Бога, Господа не знающих!

Блаженный Феодорит Кирский писал: «Апостол показал, что неверие ограничивается этим веком, ибо в будущей жизни всем открыто является истина».

Но как же понимать слова бога века сего? Святитель Иоанн Златоуст, полагая, что это сказано не о диаволе, как пытались представить еретики-манихеи, а о Боге, говорил: «…это место следует читать так: Бог ослепил помыслы неверных века сего, потому что не будущий, а только настоящий век имеет неверных». Так же предлагает понимать это место и блаженный Феодорит Кирский, что Бог ослепил их умы, потому что они оказались недостойными постичь Его тайны, открытые только верным.

Господь наш Иисус Христос называется образом Бога невидимого, потому что Он есть Единородный Сын Божий, через Которого человечеству открылся Небесный Отец. Всякий сын есть образ отца. Бог освящает нас образом Своим, Божественным Сыном, Спасителем мира. Свет Отца есть Свет Сына. Нет никакого различия в Божественной славе Единого Бога, которая одна и та же и для Отца, и для Сына, и для Святого Духа. Сам Господь говорил ученикам об этом: никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня (Ин. 14, 6). И далее: Видевший Меня видел Отца… верьте Мне, что Я в Отце, и Отец во Мне (Ин. 14, 9, 11).

Но ведь и человек создан Творцом по образу Божию и подобию. Однако – в чем заключается образ Бога? В нашей разумной и свободной душе. И этого никто у нас не отнимет, да и не сами мы причина этого. Это все дано нам свыше. В чем же тогда заключается подобие?

Человек уподобляется Создателю не по телесным признакам, а по расположению души и ее благоприобретенным свойствам, то есть добродетелям. Все, что есть доброго в нас, – это подобие Божие.

В Господе все добродетели присутствуют как сущность, которая всегда есть, для людей же они являются приобретением, созидаются старанием через непрестанный труд и подражание Богу. Недаром Сын Божий призывает: Итак, будьте милосерды, как и Отец ваш милосерд (Лк. 6, 36). Господь тем самым призывает нас уподобиться Богу. Вот почему мы должны как минимум стремиться как можно меньше грешить, не оставаться в грехе упорно, не порабощаться ему. Это задача для всех верующих людей, для проповедников же и благовестников Христовых значимая особо. Апостол Павел пишет: Ибо мы не себя проповедуем, но Христа Иисуса, Господа; а мы – рабы ваши для Иисуса, потому что Бог, повелевший из тьмы воссиять свету, озарил наши сердца, дабы просветить нас познанием славы Божией в лице Иисуса Христа.

Проповедь христианская – это не есть проповедь личных достижений и собственной их праведности. Главным в ней является то, что над всеми благими деяниями апостольскими властвует Господь.

Не ради себя и не о себе проповедовал Павел. Не ради того, чтобы прославиться, завоевав благорасположение людских сердец. Им двигало стремление восславить Бога, донести до непросвещенных еще людей Свет Божественной Истины. В нем живет Христос в Духе Святом, Который и подвигает апостола на дела благовестия. Так и все благовестники Христовы суть в определенном смысле рабы человечества для Иисуса, не ради славы служащие Господу, но для прославления Возлюбленного Бога. Подражая Владыке в жизни своей и неся нелегкий подвиг проповеднического служения, они имеют особую силу и защиту от Бога. По словам апостола Павла, они трудятся для всех людей и все делают для славы Божией. Поэтому-то: восстающие против них восстают против Самого Господа.

Славу Божию познали мы в лице Господа нашего Иисуса Христа. И это было желанием Бога, повелевшегоиз тьмы воссиять свету, чтобы озарить наши сердца величайшей милостью святого дара. По Домостроительству Божиему воспылал в людях верующих пламень Святого Духа. Божественное невидимое естество стало видимым через восприятие Сыном Божиим на Себя человеческой природы. Воскресение же Христово потрясло и преобразило мир, сняло остатки былой ветхости, уже подобной смерти, потому что она являлась пределом определенного развития человечества. Преподобный Исаак Сирин писал: «Бог не желал, чтобы свет Евангелия сиял тайно, ведь он есть животворящее дуновение, приносящее надежду воскресения. Тогда сияние премудрости Божией озарит сердце, человек станет новым и в нем не будет ничего от мира сего».

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Очень важное Апостольское чтение услышали мы с вами сегодня. Божие обетование с нами, и оно в том, что Господь приглашает всех верных к новой жизни, жизни Света. Из тьмы прошлых убеждений и жизненных установок воссиял нам, верующим людям, неизреченный свет Христов, в котором заключено все наше благо.

В служении Господу, каким бы трудным и сложным оно ни было, нет места унынию и всегда есть надежда, усиленная нашей верой в обетование Божие. Господь говорит: Я с вами во все дни до скончания века (Мф. 28, 20). С нами Бог! Так чего же нам бояться или сетовать на трудности, отчаиваться в сложностях земной жизни?! Сами не справимся – Господь поможет! Была бы только искренняя вера и желание покаяться, изменить себя к лучшему, стать человеком, угодным Богу, свободным от грехов и воздействия врага рода человеческого.

Святитель Григорий Нисский пишет: «Человек приведен Творцом в бытие, чтобы быть одушевленным подобием Божественной и превысшей силы».

Бог благ всегда и во всем. Он сотворил людей не для того, чтобы их постоянно наказывать, как это казалось иудеям, знающим только Ветхий закон. Бог призывает нас стать причастниками Его благости, святости и славы.

Мы сотворены не для злобы и ненависти, не для пороков и соблазнов греховной плоти. Мы созданы Богом на добрые дела, которые славят и воспевают Сотворившего.

Образ Божий в нас находит отражение, когда мы стремимся подражать Господу в добродетелях, в деяниях благости, мира и любви. Мы как прекрасные сосуды, которые получили бытие от Бога и теперь должны возливать на весь мир бесценное миро Божественной благодати, дабы прославить Создавшего нас из небытия.

Мы должны быть искренними в своем желании подражать Богу, чтобы хоть немного приблизиться к Нему, стать достойными благости Божией! Но как? Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорит: «Невозможно приблизиться к Богу, невозможно войти в какое бы то ни было общение с Богом иначе как при содействии Господа нашего Иисуса Христа, единого посредника и ходатая, единого средства к общению между Богом и людьми».

Из всех действий человеческих служение Богу есть самое важное, славное и значительное.

Апостол Павел призывает: Прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6, 20).

Служим Господу мы не по долгу или необходимости, но по зову души, когда просто не можем жить иначе, когда Возлюбленный Господь становится всем для нас. Невозможно служить Богу, если в сердце нет любви, если душа не открыта для Божественного света и благости.

Мы служим Богу, храним любовь к Нему, значит, не можем не питать любви и к ближним, ко всякому человеку, созданному по образу Божию. Потому что Святое Писание указывает: Всякий, любящий Родившего, любит и Рожденного от Него (1 Ин. 5, 1).

Сердце человеческое всегда стремится к совершенству, гармонии, красоте. Но что совершеннее Бога, что гармоничнее Его деяний? Самое же любимое и прекрасное творение Божие – человек. Потому – служа Создателю, невозможно не почитать и Его творения.

Святитель Василий Великий говорил: «Никто не получает награды, не пробежав поприще. Труды рождают славу, подвиги приносят венцы». Мы не бежим от скорбей и трудностей, но идем им навстречу.

Земная жизнь кратковременна, но именно в ней приуготовляются венцы верующей душе. Да, безусловно, все в этом мире совершается по воле Божией и относится к Богу. Но это не значит, что мы должны быть в жизни слабовольными и бездеятельными. В нашей власти брать на себя труды и подвиги, подвизаться в делах милосердия и любви. Преподобный Ефрем Сирин поучает: «Неизбежный подвиг уже при дверях. Примем щит веры; с любовью почерпнем из Божественного источника спасительные для нашей души надежды. Подразумеваю Несозданную, Единосущную Троицу, этот Источник жизни». Источник жизни для нас, братья и сестры, неисчерпаемый! Ибо Ей слава подобает: Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.

Аминь.