Вы здесь

Вечное сокровище: Свет Преображения. Слово 20. О сущности фарисейства. Во вторник одиннадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению) (Митрополит Владимир (Иким), 2014)

Слово 20

О сущности фарисейства

Во вторник одиннадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)

…Так и вы по наружности кажетесь людьми праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония

Мф. 23, 28

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!


В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мф. 23, 23–28) мы слышали, как Господь наш Иисус Христос обличал книжников и фарисеев, ставя им в упрек крайнюю мелочность, до которой их довели неправедные и надуманные церковные установления.

Христос говорит: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что даете десятину с мяты, аниса и тмина, и оставили важнейшее в законе: суд, милость и веру, сие надлежало делать, и того не оставлять.

Спаситель недаром упоминает мяту, анис и тмин – приправы, но не основную пищу, без которой нельзя обойтись. Важнейшее в законе было другое: суд, милость и вера, то главное, что вожди иудейские должны были делать, но игнорировали и не приносили Богу. Получалось, что фарисеи, требуя десятины даже с мелкой зелени, оставляли без внимания самые большие и необходимые заповеди.

Бог призывал избранных людей Своих к суду, то есть к справедливому и непорочному решению сложных жизненных вопросов, к упованию на волю Господа, к милости, к милосердию, к состраданию и любви, наконец, к вере, без которой все остальное теряло смысл. Ведь суд, милость и вера куда как более значимы и ценны в очах Божиих. Они гораздо значительнее десятин и всех жертв.

Вождям иудейским казалось, что они праведны, потому что в точности исполняют предписания закона. Но на самом деле их праведность была лживой, показной. Фарисеи лукавили перед людьми, по сути ища только собственных выгод и удовлетворения своего тщеславия. Справедливость, сострадание, милость, а в итоге и сама вера были ими забыты в угоду эгоизму. Потому-то Господь и замечает: вожди слепые, оцеживающие комара, а верблюда поглощающие!

И еще Господь говорит: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды. Фарисей слепой! очисти прежде внутренность чаши и блюда, чтобы чиста была и внешность их.

Слова эти имеют отношение не только к иудеям, но и ко всем нам, братья и сестры, потому что учат нас тому, чтобы мы действительно были праведными, а не стремились ими казаться.

Когда человек хочет выглядеть привлекательным в глазах других людей, чаще всего вспоминает только лишь об одной своей внешности, он прихорашивается, не заботясь о том, что и о внутреннем своем мире следует позаботиться. Больше всего Богу нужна другая чистота, более значительная – чистота человеческой души, чистота сердца. Что толку от того, что человек внешне красив, но в сердце преисполнен ненависти и злобы, что душа его изобилует тяжкими пороками, что ему нет дела до истинных потребностей души? Если мы стараемся только о видимом, но сущностью души своей пренебрегаем, то непременно даем шанс врагу рода человеческого, который только и ждет, чтобы нас захватить в свои сети, наполнить душу злобой, корыстью, разнузданностью и прочими тяжкими грехами. Тот же разврат совершается ведь не только делом, но и вожделенным воззрением; как сказано в Святом Евангелии: Кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем (Мф. 5, 28).

Мы должны всегда очень внимательно наблюдать за тем, показная ли наша праведность или истинная. Это необходимо, чтобы не уподобиться вождям иудейским, которые очищали внешность чаши и блюда, внутри же были полны хищения и неправды.

Человек, напоказ творящий милостыню, несомненно, делает это ради тщеславия, чтобы прославиться своей щедростью. Такой человек хитер и неправеден, такой не обретет оправдания в очах Божиих!

Закон посредством символов учил иудеев чистоте жизни. Был, например, обычай омывать чаши и блюда после прикосновения грешников; иудеи не пользовались той посудой, из которой ели грешные люди, считая ее нечистой. Таким образом они как бы устранялись не только от общения с грешниками, с их утварью, но и от самого греха. Между тем излишняя тщательность соблюдения обычая привела к тому, что, считая себя чистыми, тщательно моя предметы быта, сами фарисеи грешили не меньше, постоянно пребывая в беззаконии, тщеславии, злобе, зависти и корысти. А ведь лучше всякого омовения смогли бы очистить и лицо их, и душу слезы раскаяния, истинно праведная жизнь.

Господь продолжает: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полныкостей мертвых и всякой нечистоты; так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри наполнены лицемерия и беззакония (Мф. 23, 27).

Не только душа, но и тело каждого верующего человека вполне заслуженно именуется нерукотворным храмом Божиим, в котором пребывает Господь (2 Кор. 6, 16). И мы, братья и сестры, должны всегда помнить и об этом тоже, соблюдая храм своей души в духовном благолепии, зная при этом, что храмом Божиим становится не всякое тело, но тело праведника. То есть – человека, имеющего твердую веру, чистого, угодного Богу, живущего по заповедям Божиим.

Тело же грешника есть окрашенный гроб, полный костей мертвых и всякой нечистоты (Мф. 23, 27).

Праведность напоказ – всегда мертва, вернее, праведностью вовсе не является, поскольку осуществляется согласно тщеславным устремлениям, дабы выглядеть благочестиво не перед Богом, а перед другими людьми.

Святитель Иоанн Златоуст писал: «Быть гробом тому, в ком жил Христос и действовал Дух Святой, в ком совершилось столько тайн, – какое в самом деле бедствие! Какого плача и рыдания достойно то, когда члены Христовы делаются гробом, исполненным нечистоты! Подумай, что в городе не держат ни одного гроба с покойником; поэтому и тебе нельзя явиться во град небесный. Если это воспрещено здесь, то тем более там… Скажи мне: если бы кто везде носил с собою мертвое тело, разве все не отступили бы и не убежали от него? Так рассуждай и в настоящем случае. Ты же представляешь гораздо ужаснейшее зрелище: ты носишь всюду душу, умершую от грехов, душу, преданную гниению».

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Казалось бы, Евангельское чтение, услышанное нами сегодня за Божественной Литургией, обличает только книжников и фарисеев. Почему же Святая Церковь предлагает его всем нам для поучения и назидания?

Мы как будто все делаем как надо – и в храм ходим, и посты соблюдаем, и милостыню подаем. Но при этом не расстаемся с грехами, осуждаем, многословим, копим гнев и зависть, не умеем любить и прощать. Внешним проявлением праведности занимаемся, а о внутреннем даже не радеем. Так чем же мы, получается, лучше иудейских книжников и фарисеев?

Еще святитель Василий Великий писал: «Многие, как на позорище, лицедействуют в собственной жизни, одно нося в сердце, а иное выставляя напоказ».

В тяжком состоянии пребывают те, у которых на устах святость, а в душе греховная гниль, беззаконие и злоба.

Лицемерие тем страшно, что вводит в соблазн и искушение, извращая сущность самой веры: ложь выдавая за истину, обман за мудрость, порочную страсть за потребность души, развращенность за благоразумие.

Ужасно оказаться не в ладу с самим собой. Делать все не от души, а напоказ, на публику, и каждый раз ждать ответного эффекта, реакции внимающей толпы. Сначала лицемерным становится образ мыслей, потом и поведение, из которого истекает теперь не истина Божия, а соблазн для окружающих. Лицемер, по словам святителя Игнатия (Брянчанинова), «…стараясь удовлетворить своим страстям, всецело работая греху, желает сохранить перед очами людей личину добродетели».

Разве в нас подобного не бывает? Ведь когда выставляем мы себя безгрешными праведниками – мы лицемерим, лицедействуем, мы совершаем еще более тяжкий грех; тогда – мы такие же окрашенные гробы, полные зловония и нечистот, утопающие в грехах и беззакониях. Мы мало стремимся к свету, почитая себя все исполнившими, мы пренебрегаем ради земных потребностей небесными устремлениями.

Благочестие же дано только духовно живущему человеку. Святитель Тихон Задонский писал: «Многие, по-видимому, и стараются быть благочестивыми, но поскольку не внимают слову Божиему, как истинному и совершенному правилу, – не в том полагают благочестие, в чем оно состоит, а в том, что угодно их слепому разуму и плоти, и так заблуждаются… Многие считают благочестивым воздерживаться от скоромной пищи в среду, пятницу и в другие дни, а иные и совсем ничего не едят в эти дни, но от злобы, зависти, клеветы, зло словия и прочего зла и один час не хотят воздержаться».

Вроде бы и фарисеи почитали Бога, но лукавством своим и лицемерием далеко отстояли от Него. И у нас тоже так, братья и сестры: молимся, бьем челом Господу, да грехами и недобрыми мыслями тут же, по сути, вновь распинаем нашего Спасителя! Святитель Тихон писал еще и о том, что каждый христианин должен прилагать все усилия, чтобы исправить душу: «Бог говорит душе нашей, а не телу. Тело – это орудие души, которым она действует. Язык говорит, глаза смотрят, руки делают то, что душа замышляет и хочет. И если душа будет исправна, то и дела внешние будут исправны… Исправим же душу нашу, как дух, в покорение и послушание Богу. Тогда и внешние дела наши будут исправны, и так мы будем почитать Бога нашего духом и истиной (Ин. 4, 23)» во Христе Иисусе, Господе нашем, Коему слава и держава со Отцом и Святым Духом ныне и присно и во веки веков.

Аминь.