Вы здесь

Вечное сокровище: Свет Преображения. Слово 18. О фарисействе. В понедельник одиннадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению) (Митрополит Владимир (Иким), 2014)

Слово 18

О фарисействе

В понедельник одиннадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)

Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

Мф. 23, 13

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!


В сегодняшнем Евангельском чтении (см. Мф. 23, 13–22) мы слышали обвинительную речь Господа нашего Иисуса Христа к книжникам и фарисеям. Господь обращает к ним, не желающим принимать слова Божественной Истины, горький упрек. Их фанатизм, следование мелочной обрядности, гордость и тщеславие, алчность и сребролюбие губительно сказывались не только на них самих, но и на целом народе.

Господь говорит: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что затворяете Царство Небесное человекам; ибо сами не входите и хотящих войти не допускаете.

Никто, стремясь в Царство Небесное и понимая суть учения Христова, не будет препятствовать ближним в наследовании блаженной вечности, потому что осознает всю несказанную высоту и блаженство сего Божественного неизреченного дара.

Священники же и законники иудейские возлагали непомерно тяжкий груз ритуальности и мелочного следования букве ветхозаветного закона на тех, за кого должны были нести перед Богом ответственность. Они в обрядах, установленных пророком Моисеем, а частично ими самими придуманных, скрывали от людей безмерное утешение правды Божией, которая заключалась не в ритуальной обрядности, а в Господе нашем Иисусе Христе.

Вожди иудейские, дорожа видимостью своего учения, не смогли разглядеть главное – момент, в который Сын Божий во плоти пришел на землю, то есть когда реально исполнились знакомые им с детства древние пророчества.

Ведь, казалось бы, кому, как не им, книжникам и законникам, священнослужителям, стоящим во главе иудейского народа, должно было быть известно и о том, что Христос – Сын Божий и что рожден Он от Девы… Да и о многом другом, связанном с Господом. Но даже когда все это и произошло, они продолжали упорствовать в отрицании явного. Почему? Ради каких целей? Их цель была очевидна – они боялись потерять все то, что многие десятилетия приходило к ним от подчиненного народа. Не только материальный достаток, но – особые почести, уважение, видное положение в обществе и так далее. Признать Христа значило от всего этого, земного, столь дорогого их сердцу, отказаться. Они не поторопились отринуть временное и тленное, чтобы обрести вечное и нерушимое. Больше того, своими поступками они вводили в соблазн и простых людей. То есть и сами отныне не могли войти в Царство Небесное, и тем, кто мог бы войти, не позволяли этого сделать.

Между тем врата Царства Небесного отворены для каждого верующего человека, принявшего в свое сердце Христа Спасителя, вступившего в благодатное Небесное родство, отверзаемое человечеству Господом.

Народ Божий, то есть угодный Богу и находящийся под Его постоянной защитой, объединен не только верой, но и Божественной любовью: У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа (Деян. 4, 32). Вот и мы с вами, братья и сестры, живем в Господе нашем, благословенно славя и неустанно воспевая Спасителя.

И тогда Христос сказал: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что поедаете домы вдов и лицемерно долго молитесь: за то примете тем большее осуждение (Мф. 23, 14).

Молитва хороша и угодна Богу тогда, когда она истекает из сердца или берет начало из глубины человеческой души. Святитель Иоанн Златоуст учил: «От молитвы, даже продолжительной, не бывает никакой пользы, если молящийся остается в грехах». И в другом месте: «Не обилие слов умоляет Бога, но душа чистая и являющая добрые дела».

Сознание своей греховности, духовной немощи, недостоинства – безусловно необходимо для того, чтобы наши молитвенные воздыхания были приняты и услышаны Богом.

Господь Иисус Христос дал всем верным образец молитвы, научая нас, по словам святителя Иоанна Златоуста, «…что быть услышанным Богом, зависит не от множества слов, а от бдительности души».

Фарисеи же молились лицемерно долго не для других людей, желая им блага, но всего лишь для возвеличивания себя. Они поедали домы вдов, беря за свою молитву большие деньги, наживаясь на чужом горе. Они наполняли чрево свое не от имущества богатых людей, а от скудного достатка несчастных вдов. Однако такое поведение, как говорит Господь, достойно большого осуждения, которое примут вожди иудейские не от людей, но от Бога в День Судный и поплатятся за все свои злодеяния.

Не стыдясь собственного стяжательства, фарисеи, прикрывая свои злые дела, лицемерно принимали образ благочестия. Но почему же Создатель не лишил лицемеров их такого высокого положения, почему Он терпел все их выходки?

Обличения их еще нужны были для того, чтобы народ иудейский не обольщался, не соблазнялся о них и не увлекался ложным подражанием.

Господь говорит: Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя бы одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.

Вожди иудейские налагали на людей неудобоносимые бремена. Самое страшное, что они, проповедуя учение, вещая о Боге, на самом деле были только лжеучителями, утверждающими в сознании людей догматы, противоположные Божественной истине, и тем самым увлекающими учеников своих в погибель. Святитель Иоанн Златоуст говорил по этому поводу: «Если дело учителя – спасать погибающего, то губить желающего спастись – дело губителя».

Фарисеи и книжники обходили море и сушу не для просвещения народа в деле спасения, а для собственной выгоды: для прибылей, для достижения авторитета; одним словом, для обретения земного величия. Все это они делали под видом святости, этою видимостью искушая и соблазняя тех немногих, коих обратили. Потому что нет ничего гибельнее для ученика, чем пример порочного учителя. Такой ученик может и не остановиться на «достигнутом его учителем», но, вдохновленный тлетворным примером, пойдет по пути беззакония еще дальше… И может быть, даже превзойдет степень развращения своего же учителя.

У вождей иудейских все было не так, как должно. Они почитали человеческие правила, но выражали явное презрение к традиции своих же древних пророков – искали почестей у людей, но отвергали то, что действительно было значительно и почетно. Потому-то Спаситель далее и говорит: Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! Что больше: золото, или храм, освящающий золото? Так же: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен.

Фарисеи и книжники поклонялись золоту храма и дарам жертвенника… Отсюда логично вытекает главная мысль Божественного Откровения, которую иудеи никак не могли признать. Они не понимали, что с приходом Мессии, Господа нашего Иисуса Христа, фанатичная вера исключительно в ветхозаветный закон становится бессмысленной, поскольку отныне – во Христе – преображается сам закон, освящаясь Им, приобретая более глубокое, насыщенное значение. На основании этого закона Господь воздвиг Свой Престол Божественной славы. И потому почитающие закон должны почитать и Престол, на котором восседает Тот, Кто этот закон утверждает.

Что значит вся золотая, пусть даже самая дорогая утварь храма по сравнению с самим храмом – Домом Божиим, где присутствует Господь?

Что значит дар, возлагаемый на жертвенник, по сравнению с самим жертвенником, который этот дар освящает?

И еще один священный образ, образ жертвенника, символизирующего человеческое сердце, которое, безусловно, является главным органом в живом организме. Дары же и приношения – это то, что мы имеем в себе: наши чувства, добродетели, переживания, наша молитва и наша милостыня. Все это, посвященное Богу, возлагается на жертвенник верующего сердца, слава которого куда выше, чем сам предлагаемый Богу дар. И потому слова Господни звучат справедливым обличением: Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар?

Слепец и безумец тот, кто видит только внешние проявления веры, но при этом остается глух к подлинному состоянию человеческой души.

Иудеи имели обычай клясться с необыкновенной легкостью, даже если предметом клятвы становилось само Небо. Для порицания этой традиции Господь сказал: Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем.

Фарисейское учение о клятве подразделяло клятвы на важные и не очень. То есть и в этом вожди иудейские весьма были склонны искать пути отступления, если им это было выгодно или нужно. В глазах иудеев обязательной являлась только нерушимая клятва, то есть такая, в которой ясно упоминалось имя Божие. Такую клятву нельзя было нарушать! Ее держали во что бы то ни стало. Любая другая клятва могла быть нарушена.

В чем же заключалась идея сего измышления?

В нерушимой клятве употребление имени Бога делало Его как бы участником происходящего. Естественно, нарушая такую клятву, не только разбивали доверие людей, но и оскорбляли Самого Бога. Фарисеи и книжники в своем отношении к клятве были лицемерно изобретательны, в перетолковывании любой клятвы им не было равных. Все было построено на фундаментальной фарисейской лживости, доведенной до ужасающего совершенства.

Между тем честность – наш долг не только перед людьми, но и перед Богом. Поступая нечестно, верующий человек не только порочит себя, но и навлекает на себя справедливый гнев Божий, ведь Господь слышит каждое сказанное слово. Манера же уловок, к которой были так приучены иудейские лидеры, давая возможность уклониться от долга и данного слова, губила не только их, но и поверивших им. И даже когда фарисеи и книжники вроде бы чтили закон, однако они все равно обращались к букве закона, но не делали того, что требовал от них его дух, то есть Богоустановленный смысл, исполняя предписания его по-своему, а не по намерению Законодателя – Бога.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Евангельское чтение учит нас не уподобляться вождям иудейским в ханжестве, лицемерии, в предпочтении своего злого волеизъявления и забвении воли Божией. Всякое высокомерие обязательно будет наказано и не принесет пользы в духовной жизни. Святитель Иоанн Златоуст поучает: «Послушай Бога в заповедях, чтобы Он услышал тебя в молитве».

Тот, кто желает познать волю Божию, должен прежде всего умалить свою собственную волю, всякую мудрость и разумение человеческое. Фарисеи и книжники многого требовали от других людей, но сами всячески уклонялись от благих дел, выказывая лишь одно лицемерие, как в действиях, так и в молитве.

Пусть же их жизнь, которую столь строго обличал в сегодняшнем Евангельском чтении Господь, станет для нас примером того, как поступать в вере не должно. Да сохраним в памяти мудрые слова преподобного Симеона Нового Богослова: «Кто не живет по закону Божию, тот и Бога не боится. Кто не боится Бога, тот не видит Его. А кто не видит Бога, тот не имеет в себе духовного света. А кто не имеет этого света, тот не верует во Христа. Кто не верует во Христа, не имеет в себе жизни». Но вам всем Бог да подаст просвещение этим Светом, чтобы в страхе Божием и с дарованием смирения проводить успешно жизнь в настоящем и стяжать совершенство во Христе Иисусе, Господе нашем, Ему же слава и держава во веки.

Аминь.