Слово 15
О Божественных дарах человеку
В неделю десятую по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Христианство призывает человека к смиренному воззрению на самого себя, учит, что все таланты и достоинства человеческие – по сути Божественные дары. И гордиться ими как своими по меньшей мере глупо. Тем не менее многие коринфские христиане, к которым было обращено это Послание апостола Павла, даже исповедуя Господа, гордились и тщеславились, гонясь за людской славой. Особенно это усилилось тогда, когда в них обнаружилось изобилие даров Святого Духа, которыми была особенно богата по неисповедимому устроению Божию первохристианская апостольская Церковь.
Сегодняшнее Апостольское чтение (см. 1 Кор. 4, 9-16) научает всех христиан тому, что дарования и таланты, полученные нами, не есть наша личная заслуга, но неизреченный дар Божий, которым следует особенно дорожить.
Коринфяне считали себя самыми мудрыми, сильными, духовно развитыми, превозносились над другими людьми. Безусловно, они отличались многими выдающимися качествами, но при этом забывали о главном христианском достоинстве – о смирении. Они упускали примеры из праведной жизни своих духовных наставников, святых апостолов, хвалились не Господом, то есть не тем, что имели от Бога, а сами собой.
В нравственном отношении поведение коринфян оставляло желать лучшего. Павел понимал, что, побуждаемые своим тщеславием, они упрямо катятся вниз, в греховную пропасть. Апостолу было больно это видеть, потому что он считал себя ответственным за духовное состояние самих христиан Коринфа. Павел вынужден был в мудром Послании своем напомнить им о смирении и терпении. При этом он указывает на себя и других апостолов, но не из-за желания возвысить собственное достоинство, а по причине наибольшей объективности. Апостол пишет: Ибо я думаю, что нам, последним посланникам, Бог судил быть как приговоренным к смерти, потому что мы сделались позорищем для мира, для Ангелов и человеков.
Что означают эти загадочные слова?
Апостолы – последние, по сравнению с пророками, посланники Божии. Они сделались позорищем мира, то есть явились как бы на позорном, то есть зрелищном, обозреваемом всеми месте, словно на театральной сцене, к которой приковано всеобщее внимание. Суетный мир с его греховными соблазнами и пороками презирал стремящихся к учению Христову, осуждал апостолов. И Ангелы, под которыми в здешнем контексте подразумевают всех бестелесных духов – и добрых, и злых, – естественно, по-разному отнеслись к апостольскому служению.
Ангелы света, видя апостольскую жизнь и подвиги, сорадуются им, сочувствуют, сострадают и помогают доброму и самоотверженному духовному служению. Ангелы зла, или, правильнее и привычнее для нас, бесы, изыскивают всякий повод, чтобы навредить апостолам, опорочить их в глазах людей, принести скорби, унизить, оклеветать и так далее. Но вот что важно: осуществляют все эти злые намерения бесовские силы не сами, но через людей. Потому-то апостол Павел пишет, что последние посланники сделались зрелищем и для Ангелов, и для человеков.
Люди тоже держат себя двояко: честные и праведные сострадают тяжести апостольского креста, завистливые и злые гонят и хулят святых апостолов, как когда-то гнали и унижали Самого Господа нашего Иисуса Христа. И там, где Ангелы удивляются апостольскому мужеству, бесы скрежещут зубами от собственного бессилия. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Смотри: чем он унижает себя, тем еще более возвышает; и чем они превозносились, тем он доказывает их ничтожество».
Апостол самоотверженно сражается на земле с духовной порочностью. Он действительно достоин и удивления Ангелов, и восхищения людей, хотя не желает на этом сосредоточивать внимание собеседников.
Павел не возносится ни в своем мнении, ни в желаниях, невысоко думает о своем предназначении по сравнению с Божественной славой: Мы безумны Христа ради, а вы мудры во Христе; мы немощны, а вы крепки; вы в славе, а мы в бесчестии.
Главное для апостола Павла – простота и искренность. Он, величайший последователь Христов и чудотворец, готов чрезмерно умалить себя, дабы возвестить миру о важности смирения. Он показывает, что обладание разнообразными дарами Святого Духа, как это было у коринфян, не дает им никакого права возноситься над другими людьми, презирать ближних, считать себя самыми мудрыми, умными и способными.
Коринфяне же, с точки зрения общества, находятся в славе, а апостолы в бесчестии. Греховный мир не принимает, отвергает их проповедь, позорит апостольское служение.
Любящие Христа зачастую становятся как бы безумными для общества.
Вот об этом и говорит апостол Павел, дабы этими словами, как говорил святитель Иоанн Златоуст, убедить коринфян в том, «…что они должны подражать апостолам, предпочитать опасности и скорби почестям и славе, потому что проповедь требует не первого, а последнего», потому что спасение возможно только через испытания и величайшее смирение души.
Впрочем, и в обыденной жизни очень часто встречается нечто подобное. Разве нам, братья и сестры, не знакома собственная переоценка самих себя, когда сделанное нами не вполне объективно представляется нам же? Созидаем на грошик, а расхваливаем на сто рублей, соответственно и награды требуем, как за величайшие подвиги и труды.
Или вдруг беремся судить о ком-то по его внешнему виду. Представителен человек, красив, умеет ладно говорить, имеет деньги… И вот уже он и в почете у нас, и в славе, и в уважении. А копни глубже – там пустота, там за душой только тщеславие, и ничего больше! Не по трудам и заслугам взыскивается подобная слава, а по человеческому неразумию. Так нашим благосклонным сочувствием к нему мы и его еще больше губим, и начинаем жить в собственном обмане.
Другой же человек, например, и честен, и умен, и благочестив, и добродетелен, но не выпячивается, не трубит о своих действительных достоинствах, не любит выдвигаться вперед, так и остается незамеченным, без внимания и почета. Мы словно не видим его. Более того – своими честностью и принципиальностью он часто навлекает на себя гнев и раздражение толпы, принимая незаслуженные скорби.
Так было и с самим апостолом Павлом, который никогда не возвеличивался. Это о себе, как и о других верных последователях Христовых, он говорит: Дажедоныне терпим голод и жажду, и наготу и побои, и скитаемся, и трудимся, работая своими руками. Злословят нас, мы благословляем; гонят нас, мы терпим, хулят нас, мы молим; мы как сор для мира, как прах, всеми попираемый доныне.
Апостолы благовествовали учение Христово по всей земле, а потому не могли не вести скитальческую жизнь, терпя лишения и гонения, подвергаясь постоянным опасностям от многочисленных врагов. Апостолы служили христианам, но не кормились за счет собратьев во Христе, а, как правило, сами трудились. Апостол Павел, например, занимался деланием палаток. Хотя он и имел право использовать для личных целей доход христианской общины, но никогда этого не делал, дабы не давать ни малейшего повода к нареканию, к обвинению в своекорыстии, к соблазну для ближних.
Апостольский подвиг проповеди сам по себе был весьма тяжел, а ведь нужно было еще думать и о хлебе насущном, трудиться не покладая рук. Павел никогда не считал для себя это зазорным. Человеку, занятому трудом, не до пустых разговоров или осуждения других людей. Его время предельно занято и подчинено главной цели – служению Богу и ближним.
Так было у святых апостолов, так должно быть и у нас, современных последователей Христа.
Апостолы мужественно переносили всяческие житейские невзгоды, не унывали в трудностях бытия, уповая на волю Божию. Они помогали познавать людям свет Христов, спасительную Божественную истину. Но среди коринфян находились те, кто не оказывал посланникам Божиим, в том числе и Павлу, должного почитания, клеветал на него. Апостол, однако, мягко упрекал их: Не к постыжению вашему пишу сие, но вразумляю вас, как возлюбленных детей моих. Ибо, хотя у вас тысячи наставников во Христе, но не много отцов; я родил вас во Христе Иисусе благовествованием.
Апостол Павел, неся ответственность перед Богом за своих духовных чад, которых привел ко Христу, просветив их верою в Сына Божия, переживает за них, молит Бога о каждом и скорбит, называя всех вместе возлюбленными своими детьми. Он постоянно напоминает, что, хотя вокруг много ложных учителей и обольстителей, должно слушать только того, кто является духовным отцом. Отец всегда честен со своими детьми, предан им. Он способен внушать только добро, хотя и по-разному – порой ласково, порой строго.
Апостол показывает коринфянам, что никто не может любить их такой любовью, как он. Святитель Иоанн Златоуст говорит, что здесь апостол «…указывает не на свое достоинство, но на преизбыток любви… Таким образом он не хотел ни указывать им на свое достоинство, ни по учать, как много они получили от него пользы, но, согласившись, что и другие учителя много потрудились для них… преизбыток любви присваивает себе. Ибо таков отец».
Павел призывает в заключение: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу. Апостол хочет найти в духовных чадах своих подражателей в смирении, в терпении скорбей, в перенесении страданий. Он говорит, по словам святителя Феодорита Кирского, «смиряйтесь, как я смиряюсь; терпите, как я терплю; хвалитесь страданиями, а не дарованиями», ибо от страданий, а не от даров возможно возвышение.
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Всех нас сегодня в Апостольском чтении Павел призывал подражать ему, как он подражал Христу. Но спросим себя, в чем мы можем подражать апостолу? К счастью, на нашей земле сегодня нет тех гонений, каким подвергались христиане в разные времена, да и совсем недавно – в прошлом веке у нас. Но в земной жизни и нас на каждом шагу подстерегают различные скорби, болезни, трудности, лишения. Как пишет тот же апостол Павел в другом своем Послании, Все желающие житьблагочестиво во Христе будут гонимы (2 Тим. 3, 12). Если будем подражать апостолу, то преисполнимся смирения ради Христа в перенесении всяческих жизненных обстоятельств, считая невзгоды наказанием за грехи, врачеванием душевных недугов, испытанием, ниспосланным от Бога. И все это – в наше очищение и укрепление христианской веры.
Мы можем подражать апостолу Павлу и в трудолюбии. Труд был назначен людям Самим Богом еще в раю как душеспасительное дело. Активное, деятельное отношение к жизни имеет огромное значение. Тот же Павел в другом месте писал: трудись, делая своими руками полезное, чтобы было из чего уделять нуждающемуся (Еф. 4, 28). Труд необходим не только для каждого из нас, но и для ближних, для всего общества. Лень же и праздность – явления греховные. Апостолу Павлу они вообще не были свойственны.
Нам не должно забывать обо всем этом, если мы хотим быть похожими на него и на Того, Кому святой апостол подражал, – на Господа.
Мы должны со всей ответственностью относиться к нашим обязанностям, стойко нести свой жизненный крест, утверждаться в добродетели, в решительной готовности прийти на помощь ближним.
Не менее важно и наше подражание Павлу в вере и любви. Мы ведь так далеки от апостольской веры, от силы совершенной христианской любви. Даже когда в нас и живет вера в Господа, но с ней вместе есть и малодушие, и сомнения, и колебания. Павел же был в вере силен и крепок. Никакие обстоятельства не могли его сломить, заставить отказаться от исповедания имени Христова и Божественной любви.
Всем нам надо еще учиться верить и любить! А это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Но только в вере и любви заключается истинное христианское спасение.
Богу угодно, чтобы мы, христиане, непрестанно служили Ему, заботясь не только о себе, но и о просвещении ближних, неустанно думая об их спасении. Будем же всегда держать в памяти мудрые слова святителя Иоан на Златоуста: «Нужна великая сила для того, чтобы носить имя Христово. Тот, кто говорит, или делает, или имеет в мысли что-нибудь недостойное, – не носит Его имени и не имеет в себе Христа. Но тот, кто носит Его в себе, шествует не сквозь торжище, а по Небесам», ибо Ему подобает всякая слава с Его Отцом и Святым Духом во веки.
Аминь.