Вы здесь

Вечное сокровище: Свет Преображения. Слово 13. О силе и необходимости молитвы. В субботу десятой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению) (Митрополит Владимир (Иким), 2014)

Слово 13

О силе и необходимости молитвы

В субботу десятой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)

Между тем умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу…

Рим. 15, 30

Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Возлюбленные о Господе братья и сестры!


Сегодня в Апостольском чтении (см. Рим. 15, 30–33) апостол Павел указывает нам, как важна для верующего человека молитва.

Когда апостол Павел отправлялся в Иерусалим, он знал, что устремляется навстречу страшным опасностям, и тем не менее не колебался в своем решении послужить Господу и Церкви Христовой, проявляя решимость воли и духовное мужество. Но он просил собратьев во Христе молиться за него: Между тем, умоляю вас, братия, Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа, подвизаться со мною в молитвах за меня к Богу, чтобы избавиться мне от неверующих в Иудее и чтобы служение мое для Иерусалима было благоприятно святым.

Мужественный апостол понимал, что в столь сложном положении он особенно нуждался в молитвенной поддержке духовных чад, искренне взывающих о нем к Богу. Павел просил, даже умолял, чтобы ему молитвенно помогали христиане Рима. Он – святой и чудотворец, в котором пребывал Христос (Гал. 2, 20) просил для своего подвига молитв простых христиан? Это удивительно лишь на первый взгляд. Святой апостол тем самым дает нам урок ненадеяния на свои силы, урок упования на силу Божию и урок соборности в делах спасения.

Многое может молитвенное заступление близких! Никакие испытания и трудности бытия тебе не страшны, если ты окружен теплой молитвой любящих тебя и переживающих за тебя людей! Порой мы об этом мало задумываемся, братья и сестры, но каждому из нас необходим не только собственный молитвенный подвиг, но и молитвенный труд ближних.

Особенно же сильна общая молитва Церкви. Церковная история знает много благодатных примеров такой помощи. После убийства Иакова апостол Петр был чудесным образом освобожден из темницы молитвами собратьев во Христе (Деян. 12), которые тем самым не только ему явили благодеяние, но и всем верным Иерусалима, потому что способствовали распространению христианского учения.

Молиться друг за друга нас побуждает духовная любовь.

Но что в очах Божиих вообще есть молитва праведных? Преподобный Исаак Сирин называет молитву «…причиной спасения и бессмертия души». А святитель Григорий Нисский писал: «Следствие молитвы то, что мы бываем с Богом. А кто с Богом, тот далек от Его противника».

Молитва есть необоримый щит, который защищает нас от врагов видимых и невидимых, дает нам силу, укрепляет в вере, останавливает от дел, противных Божественным заповедям, но главное – молитва вселяет в нас Бога через Его благодать, а нас, наш ум возносит и переселяет к Самому Богу.

Понятно, что перед начинанием трудного и опасного дела апостол Павел просил дорогих его сердцу людей подвизаться в совместных молитвах с ним. Он взывал не просто так, а Господом нашим Иисусом Христом и любовью Духа. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «В этом стихе Павел опять упоминает Христа и Духа, но никоим образом не говорит об Отце. Я говорю об этом для того, чтобы ты, когда увидишь, что он упоминает об Отце, не исключал ни Сына, ни Духа. Ведь он не сказал “Духом”, но любовью Духа. Ибо как Христос и Отец возлюбили мир, так и Дух».

Апостолу Павлу в Иерусалиме предстояла трудная и опасная борьба, поэтому он и нуждался в молитвенном подкреплении. Он знал, что мог пострадать от неверующих, от тех, которые настроены против апостольской проповеди. Но его призывало служение Церкви Христовой, выражаемое не только в духовном просвещении, но и в той благотворительной помощи, которую он должен был доставить христианам Иерусалима.

Павел уповает на милость Божию, говоря римлянам: дабы мне в радости придти к вам и успокоиться с вами (Рим. 15, 32). В словах этих выражается величайшее смирение апостола, потому что он не говорит о том, что вернется для учения или наставления, но для того, чтобы успокоиться среди любимых чад своих. Апостол хочет сказать, что если выполнит свое предназначение, то придет к ним в радости и будет еще более изобильно проповедовать слово Божие, потому что душевная печаль не способствует духовному совершенствованию. Ныне же он не может не идти навстречу трудностям и опасности, потому что печалится о страдающих христианах Иерусалима. Впрочем, верно и то, что на все события, настоящие и будущие, есть премудрый Промысл Божий. Блаженный Феодорит Кирский писал: «Даже добро не может совершаться без Божией воли».

Уходя, апостол Павел мысленно прощается со всеми возлюбленными собратьями во Христе и благословляет их.

Молитву и благословение духовного отца невозможно сравнить ни с какими вещественными дарами. И в ответ мы тоже должны молиться за тех, кто отвечает за нас перед Богом. Даже если нам нечего больше дать, молитвенный труд – величайшее благо, ибо мы всегда, где бы ни находились, можем возносить молитвы Господу о наших духовных наставниках.

В заключение Павел пишет: Бог же мира да будет со всеми вами, аминь. Бог мира – Господь наш Иисус Христос, Который говорил: Мир оставляю вам, мир Мой даю вам (Ин. 14, 27).

Но Бог мира живет только в том, в ком чиста, возвышенна и умиротворена душа. Апостол Павел призывает к миру, взаимопониманию и согласию всех христиан. Блаженный Феодорит Кирский пояснял: «Павел не просто так назвал здесь Бога “Богом мира”, но так как и сам нуждался в мире, и из-за откровенно враждующих и подозрительно настроенных в отношении него самого, и потому, что молился о мире среди римлян, которые имели разногласия по поводу соблюдения закона» Моисеева.

Апостол благословляет христиан, призывая в помощь им Бога мира. С Богом мира и сам он отправился в Иерусалим.

Мир Божий, пребывающий в душе, делает человека мужественным, сильным, спокойным, внутренне устойчивым, уверенным в Божественном Промысле и всепобеждающей Господней любви. Мир Божий, вселяющийся в сердце, помогает встречать любое испытание бытия, преодолевая боязнь и тревоги нашего суетного века.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Многие важные вопросы были подняты сегодня в этом небольшом Апостольском чтении.

Во-первых, словами апостола Павла было показано, насколько необходимо всем верующим молитвенное воздыхание за ближних. Если даже он, апостол, праведный и чистый, сильный в вере и могучий в духе, нуждался в том, чтобы собратья во Христе подвизались в молитвах вместе с ним к Господу, то уж что говорить о нас, грешных, слабых в исповедании, немощных духовно?! Как же настоятельно требуются нам молитвы друг за друга!

Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Возносящийся к Богу чистою и частою молитвою стяжает живую веру в Бога, ею видит Его и перелетает, как крылатый, через все превратности и бедствия земной жизни».

Путь наш здесь, на земле, – путь скорби. Но мы возвращаемся по этому нелегкому пути в Небесное Отечество. А нашей отрадой, наградой и утешением при этом служит молитва, которая возводит все существо человеческое к Богу.

Когда окружают нас скорби и опасности, видимые и невидимые, мы особенно нуждаемся в молитве, потому что в ней выражаем как отвержение своей самонадеянности, так и исключительную надежду на Бога и неизреченную Божественную благодатную помощь. Но и когда в нашей жизни наступает период прекращения скорби и наступление некоторого жизненного благоденствия, нам тем более нужно не оставлять усердия в молитве, чтобы наше благополучие и довольство не отдалило нас от Бога и мы не стали бы жертвой диавола, который ходит вокруг нас как рыкающий лев, ища кого поглотить (1 Пет. 5, 8). Поэтому молитва нужна всегда, во всякое время.

Сподобимся же, братья и сестры, искренне молиться друг за друга и за наших духовных наставников, для которых не будем судьями, но смиренными исполнителями наставлений и повелений. Потому что если отцов по плоти нужно любить и почитать, то насколько сильнее мы должны благоговеть перед теми, кто родил нас по духу, кто возвел из духовного небытия в благость и благодать Божественного Света?!

И да владычествует в сердцах ваших, – по словам апостола Павла, – мир Божий (Кол. 3, 15).

Мир Божий – духовное Небо, которое мы сами в себе можем обрести благодаря любви, согласию, взаимопониманию, милосердию и доброте.

Сам Господь повелел нам искать мира, чтобы стяжать его в своей душе.

Святитель Иоанн Златоуст учит: «Кто, имея страх Божий, совершенно обуздывает страсти, задушит различных зверей – порочные помыслы и не дозволит им скрываться внутри, тот будет наслаждаться чистейшим и глубочайшим миром… Кто имеет этот мир, тот бывает благодушнее всех людей, не обременяется бедностью, не изнуряется недугами и болезнями и не смущается никакими другими неожиданными бедствиями, потому что он имеет душу, способную перенести все это мужественно и весьма легко, душу крепкую и здравую». А для этого нам нужна чистая, частая и усердная молитва за себя и друг за друга. И тогда Господь спасет нас вместе благодатию и человеколюбием Единородного Сына, Которому подобает всякая слава с Его Отцом и Духом во веки.

Аминь.