Вы здесь

Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения. Слово 8. О смысле попущения искушений. В среду восемнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению) (Митрополит Владимир (Иким), 2015)

Слово 8. О смысле попущения искушений

В среду восемнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)

Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: «Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи».

Лк. 4, 8

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Лк. 4, 1-15), предложенное нашему вниманию за Божественной Литургией, повествует о том, как Господь наш Иисус Христос был искушаем диаволом в пустыне после Своего Крещения в Иордане.

Евангелист Лука свидетельствует: Иисус, исполненный Духа Святаго, возвратился из Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни, а по прошествии их, напоследок взалкал.

Вначале давайте, братья и сестры, подумаем, а для чего вообще нужно было это испытание Господу? Неужели Небесный Отец не мог избавить Своего Единородного Сына от столь тяжелых искушений?

Спаситель, как Первенец всего доброго, как Начаток нашего спасения, как Благой по определению, поскольку

Он – Бог, должен был пройти через это не для Себя и даже не для Своей человеческой природы, чистой и незапятнанной ни прародительским грехом, ни личными грехами, но для всех нас, чтобы показать людям пример поста, молитвы, веры и победы над врагом рода человеческого.

Христос приступает к посту, как истинный человек, и постится потому, что пост есть величайшее оружие для человека в борьбе с нечистыми силами. Он тем самым показывает, что чем более мы предаемся посту и молитве, а не чувственным наслаждениям, тем менее уязвимы мы для диавола и тем более грозны для него.

Обратим внимание, что все это совершается с Господом после Крещения, перед выходом Его на проповедь. И после нашего Крещения (или после начала воцерковления) у нас бывает много искушений, потому что нечистая сила не может смириться с тем, что мы соединяемся с Богом и начинаем новую жизнь во Христе.

Враг не дремлет и пытается нас заманить тем, в чем мы еще слабы, подвергая многочисленным греховным соблазнам. Поэтому мы всегда должны быть к этому готовы. Вступая на путь спасения, надо знать и понимать, что путь этот совсем не легкий, что предстоит тяжелая брань не только с врагами внешними, то есть с диаволом (а не с окружающими людьми, конечно же), но и с врагами внутренними, то есть с собственными греховными страстями и пороками, со своим «ветхим человеком» (Еф. 4, 22).

Сорок дней не вкушал никакой пищи Иисус Христос, пребывая в молитве, но напоследок взалкал, то есть испытал голод, и как можно предположить – весьма сильный. Этими евангельскими словами подчеркивается истинность человеческого естества Спасителя, Который в земной Своей жизни точно так же нуждался в еде, как и все мы, братья и сестры. Это знаменательно для нас и в догматическом отношении, и в нравственном.

В догматическом – потому, что и в древности, и в Новое время находились такие еретики (как гностики и манихеи), которые учили, что Христос – хотя и Бог, но не истинный человек, и тело Его было призрачным. Такое еретическое мнение называется «докетизм» и пагубно тем, что, по сути, отвергает Боговоплощение, делает его призрачным. В нравственном отношении – потому что враг нападает на Христа, как некогда на Адама, первым своим соблазном – соблазном о пище. И если Адам, даже не будучи голоден, ради прельщения плодом с древа соблазнился, то Христос, даже претерпевая голод, нравственно устоял. Ведь, как пишет Климент Александрийский: Господь хотя и алкал, но «не истаевал гладом», то есть слабость телесных сил от отсутствия еды не приводила Его к ослаблению сил душевных и колебаниям Его твердой человеческой воли к добру. Почему так, в отличие от нас? Да потому что во Христе Его человечество было соединено в одной Ипостаси (можно сказать – в Одной Личности) с Божеством Бога Слова и Сам Он был не просто человек, но Воплощенный Бог, и об этом нельзя забывать. Его Божественная природа поддерживала и подкрепляла силы Его человеческой природы: и плоти, и души.

И сказал Ему диавол: если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом (Лк. 4, 3). Так сатана искушал Господа земным соблазном. Тем, которому каждый день подвергаемся все мы, более думая о хлебе насущном, чем о Хлебе Жизни (Ин. 6, 33), спасении души и наследовании Царства Небесного.

А теперь, посмотрим, братья и сестры, как Господь поражает сатану. Он говорит: написано, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим (Лк. 4, 4). Сын Божий цитирует Священное Писание, приводя Моисеево изречение о манне небесной (см. Втор. 8, 3).

Затем враг решил искусить Господа любостяжанием: И, возведя Его на высокую гору, диавол показал Ему все царства вселенной во мгновение времени, и сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю ее; итак, если поклонишься мне, то всё будет Твое (Лк. 4, 5–7).

Диавол искушал Господа, пообещав Ему земную власть и славу. Но разве на эту удочку мы не попадаемся? Разве нет людей, которые за почет и уважение общества, за карьерный рост и материальный достаток, за удовлетворение гордыни и тщеславных амбиций готовы, по сути, продать свою душу диаволу или пойти на тяжкие преступления? К сожалению, их очень много, таких людей, которые в суетном нашем мире, в жажде сиюминутных земных удовольствий, способны не только подобных себе людей, но даже Бога предать и тем самым кануть в безверие. Людей, готовых взять все от этой временной жизни, а потом… «хоть потоп»!

Господь же наш не искусился любостяжанием. Строки Евангельские свидетельствуют: Иисус сказал ему в ответ: отойди от Меня, сатана; написано: Господу Богу твоему поклоняйся, и Ему одному служи (Лк. 4, 8).

Опять Господь цитирует слова Священного Писания (см. Втор. 6, 13). И это говорит о том, что Сам Бог, возвестивший Святым Духом через пророков Свою волю, подтверждает вечное и непреложное значение и силу Священного Писания для борьбы с греховными диавольскими соблазнами.

Но и князь тьмы знает силу Писания как слова Божия. Об этом свидетельствуют следующие строки: И повел Его в Иерусалим, и поставил Его на крыле храма, и сказал Ему: если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею (Лк. 4, 9-11).

Сатана в этот раз нападает на Господа тщеславием: если Ты Сын Божий. То есть – опять это лукавое если! Диавол искушает Сына Божия тем, что Он есть

Божественный Сын и что Бог Ему всегда поможет. Впрочем, как считали некоторые святые отцы Церкви, диавол не знал, что перед ним истинный Сын Божий, а слова произнесенные им о Сыне Божием подразумевали скорее статус Христа как особого человека – невиданного доселе чудотворца, близкого к Богу. И диавол решил «сыграть» на «тонкой струне» человеческого тщеславия. Но не преуспел нисколько. Стоит сказать, что и мы порой страдаем от самообольщения, считая себя такими верными, праведными и хорошими, достойными рассчитывать на Божественную помощь и на мгновенное исполнение молитвенных прошений.

И вот Спаситель отвечает: сказано: не искушай Господа Бога твоего.

Да, Бог, конечно, не даст преткнуться о камень Своему Избраннику, сохранит от всех несчастий и зол, но специально бросаться с высоты, искушать Бога недопустимо. На это искушение мы, греховные и немощные, не имеем никакого права.

Не нужно думать о себе, даже если живешь очень правильной и богоугодной жизнью, что ты уже всего достиг до такой степени совершенства, что можешь чего-то требовать от Создателя. Следует же только благодарить Его и просить о Божественной милости!

Итак, Господь победил диавола. Диавол оставил Господа, не будучи в силах Ему ничем повредить и приступил к Нему уже впоследствии через людей, добровольно оказавшихся в его власти, то есть через иудейскую верхушку, возненавидевшую Христа. И заметим, что Господь Иисус Христос как Богочеловек, одержал сию победу в пустыне не Своей Божественной силой, которой Он мог бы диавола и вовсе уничтожить, поскольку Сам же его вначале как Сын Божий и сотворил, сотворил вместе с Отцом и Святым Духом его как Ангела Божия среди прочих Ангелов, пока тот не отпал от Бога. Но совершил эту победу Господь Своим человечеством, то есть как человек. И тем самым Он показал нам пример победы над диаволом для того, чтобы мы не унывали в своей немощи, но были внимательны к искушениям и соблазнам и побеждали в духовной брани.

Ведь если человек твердо придерживается веры, уповает на помощь Божию, то никакие диавольские ухищрения не способны его одолеть. Сами мы не можем ничего, но с Богом – всё!

Лукавые предложения врага рода человеческого – привлекательны и заманчивы. Он, который столько тысячелетий с момента сотворения Богом рода человеческого занимается введением людей в погибель, знает, как и где расставить свои сети. Но мы всегда должны быть готовы ответить диаволу словом Божиим Священного Писания, которому никто из темных сил не может противостоять. Вот еще почему так важно читать, знать и понимать Священное Писание! Для нас все это написано. Ибо слово Божие живо и действенно и острее всякого меча обоюдоострого: оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные (Евр. 4, 12). Такова его сила!

Итак, конечно же, искушениями своими сатана не смог победить Господа. И, окончив всё искушение, диавол отошел от Него до времени (Лк. 4, 13).

Блаженный Феофилакт Болгарский писал: «Слова отошел от Него до времени имеют такой смысл: диавол нападает на Господа двумя чувствованиями – удовольствием и скорбью; удовольствием он напал на Господа, например, на горе; а отступил от Него до времени, то есть до времени Креста, ибо тогда намеревался напасть на Него скорбью».

И возвратился Иисус в силе духа в Галилею; и разнеслась молва о Нем по всей окрестной стране. Он учил в синагогах их, и от всех был прославляем (Лк. 4, 14–15).

Так завершается услышанное нами сегодня поучительное Евангельское чтение.

В силе духа возвратился Господь в Галилею, победив искушения диавольские.

Иисуса Христа не могли не заметить, потому и молва о Нем разнеслась повсюду. Любопытные иудеи поспешили в синагоги послушать удивительного Проповедника, Который говорил им не как книжники и фарисеи, преисполненные «слишком человеческого» – гордыни и лукавства, но – как наделенный Божественной властью и силой.

Учение Христово до такой степени захватывало слушателей, что, по слову Евангельскому, Господь наш от всех был прославляем. Вожди иудейские еще не вынашивали своих коварных планов Богоубийства, потому что это было только началом проповеди Господней, а народ, еще многого не понимая в происходящем, просто внимательно слушал и удивлялся той Божественной Истине, которую раскрывал Иисус Христос.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Нам довелось услышать сегодня совершенно потрясающее Евангельское чтение. Так что же мы успели из него для себя почерпнуть?

Прежде всего – Святое Евангелие убедительно говорит о том, что Иисус Христос есть не только истинный Бог, но и истинный Человек. И диавол искушал в Нем человека, все те качества, которые в каждом человеке должны быть посвящены Богу.

Богочеловек Иисус Христос по человеческому Своему естеству постился сорок дней. Потребность в пище есть у каждого человека. Не удовлетворяя ее, мы не сможем поддерживать жизненную силу организма в здоровом и нормальном состоянии, в рабочем ритме. Но пост, разумные ограничения в еде – как в ее составе, так и в количестве – необходимы нам, не столько физически (хотя пост и с медицинской точки зрения весьма полезен), сколько духовно. Он – то сильнейшее оружие, которое способно побеждать врага рода человеческого!

Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Чревоугодие изгнало из рая Адама; оно же во время Ноя было причиной потопа; оно же и на содомлян низвело огонь. Хотя преступлением и было сладострастие, но корень той и другой казни произошел от чревоугодия».

Вот диавол и пытался прежде всего искусить Господа чревоугодием.

Кто-то, может быть, сейчас подумает: но ведь есть сытно, много и вкусно так приятно! Приятно… Но что потом? Мы удовлетворяем свою плоть, служа не Богу, а ее потребностям, забывая о том высшем, что есть в нас. К тому же чревоугодие искореняет в человеке все доброе. Он становится неспособным любить Бога и ближних, он будет всегда стараться урвать для себя лучший кусок. Как говорил преподобный Серафим Саровский, «сытое брюхо к Богу глухо». Неистовство в пище очень опасно и пагубно для человеческой души, ибо не только еще в этой жизни делает нас рабами собственного греха, но и предает нас вечному огню, так как возжигает страсти, помрачает разум и подталкивает к совершению прочих грехов. Ведь в стремлении безудержного насыщения мы начисто забываем о том, что не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим (Лк. 4, 4).

Так что же значит для христиан пост? Он – спасительный путь, ведущий к Небу, вступая на него, мы порабощаем духу свое тело, помышляем не о земном, но о Небесном, всею душой устремляясь к возлюбленному Богу. Недаром отцы Церкви называют пост праздником души, временем духовного делания. На этом благодатном поприще верующий человек имеет возможность, не помышляя о плоти своей, совершенствоваться духовно, возрастать в вере и благочестии.

Безусловно, это – борьба со своим греховным естеством, многочисленные и для кого-то, быть может, особенно на первых порах, изнурительные подвиги воздержания. Но Царство Божие силою берется (Мф. 11, 12),

то есть непрестанным духовным трудом. А постоянный и неустанный труд делает легким то, что прежде казалось невыносимым и неисполнимым. Посты, которые установлены в Православной Церкви, которые многим поначалу кажутся трудноисполнимыми, впоследствии же с навыком и Божией помощью становятся необходимостью, принимаемой с радостью и воодушевлением, потому что постившиеся уже ощутили положительное действие поста и на ум, и на душу, и на тело. Всякий, кто по-настоящему ощутил в себе расцвет души и ума через утеснение плоти, через пост, соединенный с молитвой и жизнью в Церкви, согласится с этим. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Тем и хорош пост, что он устраняет заботы души, прекращает угнетающую ум дремоту, обращает все помыслы к самой душе».

Мы, как правило, печемся о хлебе насущном, о земных заботах и тревогах, но Господь говорит: Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам (Мф. 6, 33).

Недаром Святая Церковь, подражая Христу, установила Святую Четыредесятницу. Иисус Христос, по исполнении сорокадневного поста, как мы слышали сегодня в Евангельском чтении, был трехкратно искушаем диаволом, но победил коварного искусителя. Этим событием и всем нам, братья и сестры, явлено, что и мы, взирая на Господа нашего, приступая к служению Богу, подвергаемся различным искушениям. Но должны быть стойкими в вере нашей, усердно подвизаясь в посте и молитве. Однако пост телесный не принесет нам никакой пользы, если не будем соблюдать пост духовный. Так святитель Тихон Задонский писал: «Полезен нам пост телесный, ибо умерщвляет страсти. Но пост душевный непременно нужен, так что и телесный пост без него – ничто. Многие постятся телом, но не постятся душой. Многие соблюдают пост в пище и питии, но не постятся от злых помыслов, дел и слов. Какая им от этого польза?

Многие постятся через день и два и более, но от гнева, злопамятства и мести поститься не хотят. Многие воздерживаются от вина, мяса, рыбы, но языком своим уязвляют людей, подобных себе, – какая им от того польза?».

Господь радуется посту верных Своих последователей, если только постимся правильно – с верой, надеждой и любовью, ведь постом истребляется все лишнее, что нам мешает в духовной жизни, что нас отвлекает от Бога. Постясь сорок дней и ночей, Спаситель, по слову апостольскому, оставил нам пример, дабы мы шли по следам Его (1 Пет. 2, 21). Кто постится искренне и нелицемерно, действиями своими подражает Христу, а в жизни уподобляется Силам Небесным, приобретая посредством поста их кристальную духовную чистоту. Благодаря этому, в частности житие святых подвижников в Церкви принято именовать равноангельным, а их называют «земными Ангелами».

Но пост дело не только святых, но и всех прочих христиан. И страдающих страстями и грехами также. Нет такого душевного недуга, который не был бы исцеляем постом! Пьянство, привязанность к развлечениям, лень, гневливость и многое другое.

Но поститься надо разумно. Постясь, мы должны ясно видеть перед собой поставленные цели. Пост, даже несмотря на то, что он оказывает положительное воздействие на тело, которое становится легче, послушнее, все же нужен не для этого, а для того чтобы вывести нашу душу, ум из-под тирании нашей плоти и в молитве обращать их к Богу. Цель поста не сам пост, а очищение души и соединение с Богом. Постом мы побеждаем в духовной брани, совершенствуемся в благочестии, приносим Богу искреннее покаяние в совершенных грехах, желая достигнуть ангельской чистоты, христианской любви и верности. Святитель Иоанн Златоуст призывал: «Возьми пост в спутники себе на всю жизнь, чтобы он оберегал тебя, избавил от смерти, спас от искушений и привел тебя к пристани Царства Небесного».

Итак, Евангельское чтение показывает нам, братья и сестры, какую благодатную силу имеет для нас поприще христианского поста. И далее примером Своим Господь упреждает нас от искушений диавольских, которых нам должно особенно остерегаться. Про грех чревоугодия уже было сказано достаточно. Осталось еще два греха.

Грех любостяжания – это когда человек искушается приобретением материальных ценностей, богатства, власти или продвижения по служебной лестнице, тем самым обезображивая душу, так как все подобное является такой сильной страстью, что падение на дно ада неизбежно, поскольку в погоне за суетным, тленным и временным, мы упускаем главное, отдаляясь от самого ценного Сокровища – Господа нашего, отдаваясь в греховное рабство, за которым стоит сатана.

И еще об одном грехе говорилось сегодня – о тщеславии, которое тоже способно привести к духовному ослеплению. Тщеславие питается не только гордостью человеческой, желанием первенствовать над другими людьми, но и губительным сердечным превозношением, когда ты считаешь и думаешь, что не ты всем, а все тебе должны и обязаны, в том числе – Бог.

Это страшное самомнение ведет человека в рабство диаволу. Преподобный Исихий Иерусалимский писал: «Нет яда сильнее яда аспида и василиска, и нет зла страшнее самолюбия. Исчадия же самолюбия – змеи летающие: самохваление в сердце, самоугождение, пресыщение, блуд, тщеславие, зависть и вершина всех зол – гордость, которая не только людей, но и ангелов свергла с небес и вместо света покрывает мраком». А преподобный Макарий Египетский говорит: «Самомнение есть ослепление души, не позволяющей ей познать свою немощь».

Как пишет преподобный авва Дорофей: «все отцы говорят, что каждая страсть рождается от сих трех: от славолюбия, сребролюбия и сластолюбия». Диавол пытался искусить Господа сими тремя главными страстями. Поэтому Господь сразу отсек диавольские побуждения от Себя со всей силой, показывая, что Он им был совершенно неподвержен, в отличие от нас, а также подавая пример того, как нам следует поступать в нашей духовной жизни, как и мы с вами, братья и сестры, должны научиться противостоять диавольским искушениям, пребывая в силе духа, в стойкости веры и благодати Божественной любви.

Да не убоимся искушений, но встретим их мужественно, ибо, преодолевая их, мы становимся крепче в вере. А если и пристанет к нам враг света, коварный искуситель, мы многое имеем, чтобы его одолеть победить.

Но остался еще один важный вопрос: а зачем вообще Бог попускает нам искушения в духовной жизни? Может, лучше бы для нас все исполнять как должно и жить себе спокойно и по-церковному, не претерпевая никаких скорбей и трудностей? Но оказывается, что из испытаний, попускаемых нам Богом, можно почерпнуть много пользы для нашего совершенствования и спасения. Оказывается, что жизнь в спокойствии и отраде душевной нас часто может незаметно для нас самих расслаблять нравственно и даже в итоге приводить ко греху. А опасности заставляют нас отказываться от греховных поползновений, болезни отвращают нас от добровольных грехов, скорби очищают, научают быть бдительными, не расслабляться, не малодушничать, но стремиться к свету и истине, уповая на Господа, на Его заступление и помощь, и тем усиливают в нас веру, а вера соединяет с Богом. А для более же совершенных христиан искушения и скорби становятся возведением на новую духовную высоту и крепость, приобретением еще больших венцов в Царствии Небесном.

Вот и преподобный Исаак Сирин говорил: «Вне искушений невозможно приобрести дерзновение перед Богом, невозможно научиться премудрости Духа, нет также возможности, чтобы Божественная любовь утвердилась в душе твоей». И еще: «Искушения Бог всегда попускает любящим Его, чтобы вразумить, умудрить и научить их Своей воле». Не подвергаясь же искушениям, не преодолев их, невозможно приобрести духовную мудрость. Поэтому будем и мы просить в молитвах, соединенных с постом, духовной премудрости, нисходящей свыше (Иак. 3, 15), у Самой Ипостасной Премудрости Божией – Господа нашего Иисуса Христа, Которому подобает всякая слава, честь и поклонение со Безначальным Его Отцом и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом ныне и присно и во веки веков.

Аминь.