Слово 2
О вере хананеянки. В неделю семнадцатую по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В Евангельском чтении (см. Мф. 15, 21–28), предложенном сегодня Святой Церковью для нашего наставления, мы слышали рассказ о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил бесноватую дочь хананеянки по несомненной и непреклонной ее вере.
Скорби и испытания бытия, трудности жизни учат нас обращаться к Богу с молитвой, с упованием на помощь Божию. И даже в те моменты нашего существования, когда ощущается, казалось бы, полная безысходность, Господь не оставляет никого, кто к Нему со всей искренностью и верой устремляется. Яркий пример тому – сегодняшнее Евангельское чтение.
Мы слышали, что, выйдя из земли иудеев, Иисус удалился в страны Тирские и Сидонские. Тир и Сидон были языческими городами, хотя располагались недалеко от Иудеи. Некогда они были довольно богатыми центрами и, благодаря удачному расположению на берегу Средиземного моря к северо-западу от Иудеи, славились великолепием зданий и обширной торговлей. Из истории, например, известно, что именно из Тира царь Соломон получал большинство материалов для строительства первого Иерусалимского храма. Тогда Сидон входил в пределы колена Асирова, вне власти иудеев. При земной жизни Спасителя блеск этих двух примечательных морских портов значительно померк, ибо на них исполнились древние иудейские пророчества. Города эти претерпели многочисленные осады со стороны вавилонян, египтян, македонцев и римлян.
Господь вступил в земли иноязычного и иноверного населения, ища временного отдохновения от Своих проповеднических трудов. В Галилее за Христом неизменно следовала огромная толпа народа, а фарисеи и книжники в безудержной злобе готовили расправу над Спасителем.
Слух же об удивительной чудотворной силе Иисуса Христа дошел и в эти земли…
И вот, женщина Хананеянка, выйдя из тех мест, кричала Ему: помилуй меня, Господи, сын Давидов, дочь моя жестоко беснуется.
Со всею искренностью женщина эта исповедовала Спасителя Господом и молила об исцелении бесноватой своей девочки, которая пребывала в страшных мучениях, наносимых ей врагом рода человеческого.
Язычники хананеяне считались крайне нечестивыми. Когда-то хананеяне населяли Палестину, до времени завоевания ее иудейским народом при Иисусе Навине, потом расселились на севере – в Сирии и Финикии, постепенно смешиваясь с местными племенами. Женщина же, обращавшаяся к Господу, скорее всего жила в сирийской Финикии или Хананее и, несомненно, исповедовала язычество, как и все жители этой местности. Однако несмотря на опасность тут же быть отринутой, потому что иудеи гнушались общения с язычниками, хананеянка взывает трепетно – с надеждой и верою – к Иисусу Христу. Принося свою мольбу Спасителю, она называет Его «Господом» и «Сыном Давидовым». Несмотря на то, что женщина эта – язычница, в ее словах слышится желание увидеть в удивительном Чудотворце истинного Мессию, Сына Божия, пришедшего спасти всех людей.
Живя недалеко от Иудеи, хананеянка, наверное, была знакома с верой народа Израиля, с древними пророчествами о Спасителе. И – готовая поверить в Господа, по чистоте своей души – она избежала ошибки иудеев, исповедовав Христа всем сердцем, преисполнившись благодати несомненной веры в то, что для Господа нет ничего невозможного. А значит, и ее несчастная дочь будет исцелена, освобождена от беснования. Надо лишь только докричаться, достучаться до Него. Надо убедить Сына Давидова ей помочь!
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Как не следовало Христу идти к язычникам первым, так, напротив, нецелесообразно было с Его человеколюбием удалять их от Себя, когда они сами приходили. Если Ему не надлежало оставлять убегавших от Него, тем более не должно было убегать от тех, которые Его искали».
Спаситель и не убегал, но Он не отвечал женщине-язычнице ни слова.
Почему?
Почему те уста, которые источали столько милости, добра и справедливости, сейчас молчали? Куда вдруг, как казалось, исчезли Его сострадание и любовь к людям? Откуда холодность, вовсе Иисусу Христу не свойственная, – ведь мы знаем, с какой любовью и терпением Спаситель призывал неблагодарных иудеев к познанию Божественной Истины, как шел через все трудности и препятствия, чтобы просветить грешников?
Теперь же Христос молчит, вроде как бы не замечая страданий несчастной матери.
Такое молчание Господа, конечно же, нужно было для самой хананеянки, чтобы утвердить в ней несомненную веру и усилить пламенность ее молитвы. Испытание необходимо было не Сыну Божиему, Богу Всеведущему, но той, которая ждала от Господа помощи и заступления. Кроме того, ее упорство, ее желание достичь своей цели могли послужить примером для сомневающихся иудеев, для учеников, еще не окрепших в вере в Божественного Учителя, несмотря на прежние Его многочисленные чудеса, знамения и силу Его проповеди.
Молчание Христа заставило женщину усилить свое – и без того пламенное – моление.
Вопль страждущей души заставил и учеников Христовых обратить на нее внимание. Апостолы, приступив, просили Его: отпусти ее, потому что кричит за нами. Не смея просить за хананеянку, по иудейскому закону считая ее неверной и нечистой, ученики Христовы просили как бы за себя, потому что действительно всякому человеку было бы трудно слышать крики и стенания скорбящей матери.
Спаситель стремился молчанием обнаружить ее великую веру и смирение. Ученики же были движимы пробуждающимся в их сердцах милосердием, когда с удивлением для себя самих почувствовали сострадание к той, которую должны были как иудеи, гнать и презирать. Они даже решились на то, чтобы просить о хананеянке Самого Господа, взывая к Его милости! Разве такое мог кто-либо из иудеев представить?
Но тем не менее Спаситель сказал в ответ: Я послан только к погибшим овцам дома Израилева.
Эти строгие слова Христа, однако, не значат, что спасение в Его Церкви приуготовлено исключительно для избранного народа Израиля… Именно хананеянка прообразовала собою тех язычников, которым в будущем предстояло войти в Церковь, она как бы просила за все прочие народы, лишенные до поры возможности войти в Церковь. Просто еще не исполнилось это время, призвание язычников должно было стать делом апостольской проповеди после Крестного страдания Господа и окончательного отвержения народа Израильского, после схождения на апостолов благодати Святого Духа в день Пятидесятницы.
Сын Божий желал среди Своих обрести начаток истинной веры, прочие же люди должны были спастись через апостольскую проповедь, через всемерное распространение Святого Евангелия устами учеников Христовых.
Хананеянка же в своей мольбе оставалась целеустремленной и упорной. Мы слышали сегодня в Евангельском чтении, как она, подойдя, кланялась Ему и говорила: Господи! помоги мне. Он же сказал в ответ: нехорошо взять хлеб у детей и бросить псам.
Псами назвал Господь язычников, но не потому, что Он как Бог так действительно считал, ибо все люди в очах Божиих ценны, поскольку созданы по образу Божию. Скорее, Он говорил от лица ветхозаветного учения иудеев, называвших так язычников, которые в сравнении с богоизбранным народом, единственным из всех народов на земле до Христа хранившим истинную религию, не ведали и не желали знать этой истинной веры.
Вожди иудейские, проникшись этой национальнорелигиозной гордыней, стремились всячески оклеветать Христа, но Господь не хотел дать Своим клеветникам повод для обвинения. Вы помните, как Он наставлял: на путь к язычникам не ходите и в город Самарянский не входите (Мф. 10, 5).
Почему?
Потому что всему должно было быть свое время…
Разумеется, Господь знал, для чего Он пришел на землю.
Чтобы спасти всех людей. Чтобы утвердить Церковь среди всех народов. Чтобы дать веру всем без исключения, вне зависимости от места проживания или национальности.
Но Он должен был засвидетельствовать народу Израиля Свое Рождество, выход на проповедь, совершение многочисленных чудес и знамений как надлежащую последовательность свершаемых событий, чтобы утвердить в нем, в этом народе, веру в Себя как в обетованного пророками Мессию. Как было предсказано пророками, так и должно было быть исполнено.
И вот, в присутствии иудеев, которые, несмотря на очевидное, отказывались верить Господу, женщина-язычница просит Его исцелить ее дочь. Ее не обидело даже нелестное отнесение ее к псам, прозвучавшее из уст Спасителя. Когда женщина поняла, что даже заступление учеников не помогает, она усилила свои молитвы и мужественно претерпела оскорбление. Она со смирением и кротостью приняла это, сказав в ответ: так, Господи! но и псы едят крохи, которые падают со стола господ их.
Хананеянка не возражала, не оскорбилась, но проявила крайнее терпение и благоразумие, особую твердость духа. Себе самой она приписывала действия, свойственные псам, нечистым животным, – вот сколько было в ней веры и смирения… И разве сможет с этим смирением сравниться высокомерие иудеев, которые говорили: Мы семя Авраамово и не были рабами никому никогда (Ин. 8, 33)?
Хананеянка же готова пройти через любое унижение ради своей дочери, лишь бы достичь благорасположения Христова. А такая сила веры не могла быть посрамлена!
Тогда Иисус сказал ей в ответ: о, женщина! велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему. И исцелилась дочь ее в тот час. Так вера хананеянки была раскрыта, и именно по вере она получила желаемое.
Святитель Иоанн Златоуст говорил: «Видишь ли, как много способствовала она к исцелению своей дочери? Потому-то и Христос не сказал: «да исцелится дочь
твоя», но: да будет тебе по желанию твоему! – чтобы ты знал, что сказанное ею были не пустые или льстивые слова, а выражали великую силу веры. Наилучшее доказательство и свидетельство последней заключается в самом событии, а именно: дочь ее тотчас исцелилась».
А все желание женщины было в исцелении бесноватой дочери. И это свершилось! И исцелилась дочь ее в тот час.
По вере своей хананеянка достойна была и большего, но получила то, что в данный момент хотела. И победой было увенчано ее истинное смирение…
Она как бы показала иудеям, что очам Божиим приятна смиренная вера, а гордость и высокомерие – противны Ему. Тем более – мнимая избранность.
Иудеям был дан Хлеб Жизни (Ин. 6, 35), который они отвергли. Ее же устраивали и крохи с Господнего стола.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы слышали, как в Евангельском чтении раскрывается несказанная мудрость Спасителя! Хананеянка, внимавшая, казалось бы, сначала словам пренебрежения, получила по вере своей от Господа величайшее одобрение, помощь и поддержку. Всемогущество Сына Божия исполнилось, но исполнилось только тогда, когда явлена перед всеми была человеческая искренность, желание эту помощь принять.
Евангельское чтение учит нас, что в любых скорбях и испытаниях бытия мы должны уповать на Бога, на величайшую Его милость. Очень многое может совершить искренняя молитва. Трудности жизни способны открыть наши сердечные очи, очистить духовный взор от всего наносного и ненужного, проявить нашу искреннюю веру. Господь всегда с нами, и в каждый наш миг готов придти на помощь.
Но как часто мы эту Божественную помощь – неверием своим – отвергаем и сами удаляемся от неиссякаемого Источника благости и помощи духовной.
Но для искренней веры нет ничего невозможного! Бог готов услышать все наши вопли и стенания, чтобы дать нам просимое. Только ведь и нам должно постараться: не роптать, не унывать и не отступать от Господа. Лишь в этом случае все полезное действительно осуществится.
Пример несокрушимой духом хананеянки учит нас также, какой должна быть молитва к Богу. Об этом нас научает преп. Ефрем Сирин: «Посмотри на хананеянку, которая вопиет вслед Господа… Не сказала она ничего иного, кроме болезни сердца своего. Подобно и все приходившие к Нему не болезни ли сердца своего высказывали пред Ним?.Если больной приходит к врачу, то не показывает ли, что болит у него? И ты, брат мой, представь Богу болезнь души своей. Взирай же на Него при помощи веры мысленными очами, чтобы, по написанному, видеть Седяща на Престоле высоце и превознесение (Ис. 6, 1) и предстоящие Ему воинства Ангелов и Архангелов. Повергнись пред благостью Его, излей пред Ним прошение свое. Сперва исповедай грехи свои, а потом уже возвещай пред Ним глаголы свои, или скорбь свою, да умилосердится по благости Своей и излиет на тебя щедроты Свои: О душа, велика вера твоя; да будет тебе по желанию твоему (Мф. 15, 28). Слушай, возлюбленный! Если и отказано тебе в получении просимого, не переставай взывать к Богу, не приходи в уныние, что не будешь услышан. Вспомни хананеянку и поревнуй ее терпению, вспомни, как ей было отказываемо в получении просимого. Потому и ученики приходят ко Христу и говорят за нее: отпусти ее, потому что кричит за нами (Мф. 15, 23). Отринул ли ее вконец? Нимало не отказывал ей, но дал то, что просила, – в наше научение, чтобы и мы, получив отказ, умели стоять в своем прошении. И действительно, получим, хотя мы и грешны, как получила она, будучи иноплеменницей – хананеянкой. Так и Господь повелел, говоря: положим, что кто-нибудь из вас, имея друга, придет к нему в полночь и скажет ему: друг! дай мне взаймы три хлеба, ибо друг мой с дороги зашел ко мне, и мне нечего предложить ему; а тот изнутри скажет ему в ответ: не беспокой меня, двери уже заперты, и дети мои со мною на постели; не могу встать и дать тебе. Если, говорю вам, он не встанет и не даст ему по дружбе с ним, то по неотступности его, встав, даст ему, сколько просит. И Я скажу вам: просите, и дано будет вам (Лк. 11, 5–9). Так и в псалме говорится: Терпя потерпех Господа, и внят ми и услыша молитву мою (Пс. 39, 2). Потому не теряй бодрости, брат мой; терпи и получишь, сколько тебе нужно».
Молитва питается несомненной верою во всемогущество Божие, терпением и неустанностью молитвенного делания, искренним смирением души. Святитель Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Для правильности молитвы надо, чтобы она произносилась из сердца, исполненного нищеты духа, из сердца сокрушенного и смиренного».
Кто молит Господа с «болезнью сердечной», от всей души, тот обязательно бывает услышан, какие бы условия бытия тому ни препятствовали. Во время скорбей и опасностей, видимых и невидимых, нам особенно нужна молитва, чтобы привлечь к себе благодать Божию. Именно так поступила упомянутая в сегодняшнем Евангельском чтении хананеянка, упорно и смиренно, с глубокой верою прося помощи у Господа.
Святой псалмопевец Давид призывает: Изливайте пред Ним сердце ваше (Пс. 61, 9). Вот и несчастная мать излила пред Спасителем боль страдающей души, верой возлюбив Того, Кто может помочь ее больной дочери. Она сделалась способной к любви Божией, исполнившись любовью к ближнему, к несчастному своему ребенку, терпящему страшные муки. Состояние же ее – стремление к Господу всем существом своим – выразилось в искренней и сильной молитве.
Верою и молитвой женщина эта мгновенно очистилась от грязи язычества, в которой до этого пребывала и жила. Возлюбив прекрасное, она и сама в один миг стала такой же – прекрасной в несомненной вере своей.
Она много потрудилась, чтобы призвать Спасителя. Но ведь труд этот в достойной мере был вознагражден здоровьем любимого ребенка. Очень многое может искренняя молитва матери за чад своих.
Итак, братья и сестры, вразумленные сегодняшним Евангельским примером и уроком, будем всячески удаляться от маловерия, которое способно отделить нас от Господа. Обретем спасительный покров и глубину христианского смирения перед Божественной волей. Станем молиться Богу за ближних своих, ибо блажен всякий человек, имеющий теплых за себя молитвенников. Как писал преп. Ефрем Сирин своим сподвижникам: «Умоляю вас, возлюбленные братия, избранники Божии, – помолитесь ко Господу о мне, грешном, как апостолы о хананеянке, помолитесь, достойные о недостойном, досточестные о ничего не стоющем, чтобы вместе с вашими доступными молитвами и мое моление дошло до Бога». И если святые считали нужным для себя просить у других христиан молитв о себе, то тем более будем просить этих молитв о себе и мы друг у друга, у наших пастырей и духовных наставников, у святых Православной Церкви!
Сподобимся знать и всегда помнить, что только по вере и смирению сердечному возможно услышать: да будет тебе по желанию твоему — это благостное обетование Спасителя, Которому вместе с Отцом и Святым Духом подобает слава во веки.
Аминь.