Слово 24. О призвании двенадцати апостолов
В четверг девятнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами…
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Представленное нам сегодня за Божественной Литургией Евангельское чтение (см. Лк. 6, 12–19) рассказывает о призвании Господом двенадцати учеников на путь апостольского служения.
Всякому значительному и благому делу должна предшествовать молитва. Вот и здесь мы слышали, что Иисус Христос, Сын Божий, взошел…на гору помолиться и пробыл всю ночь в молитве к Богу. Господь удалился от всех, чтобы уединиться в Своем молитвенном делании, чтобы ничто Его не отвлекало от воззвания к Небесному Отцу, поскольку после всенощного молитвенного бдения должно было последовать дело чрезвычайной значимости.
Мы же знаем – Спаситель все действия Свои свершает в научение нам, чтобы и мы, следуя примеру Христа, поступали так же.
Господь восходит на гору, чтобы помолиться, укрепляясь в Своем решении. Он молится всю ночь, не отступая. Он весь в этой молитве.
Прошло более года с тех пор, когда Господь наш Иисус Христос покинул Назарет и вышел на проповедь, благовествуя людям Царство Небесное. За это время Он привлек внимание очень многих и в Иудее, и в Галилее, излагая людям основы Своего учения, разъясняя, что необходимо для спасения. Всенародно явил Господь и Свое всемогущество, и всеведение. И – чудодейственные силы Свои. Он подтверждал это многочисленными доказательствами Божественной власти. Он исцелял неизлечимо больных и прогонял бесов. Ему ведомы были все человеческие помышления.
Он высказывал то, что людям должно было знать о Нем, как о Сыне Божием и истинном Мессии.
Проповедуя Святое Евангелие, Господь говорил о том, что благовествует не Свое, как Человека, учение, но – ту истину, что заповедал поведать миру Его Небесный Отец. Сын Божий раскрывал тайну человеческого бытия, Божественного призвания и высшего смысла жизни. Узнать же об этом должны были не одни только иудеи, которые зачастую и не слышали Спасителя, вернее, не хотели слышать, но все люди. Люди всего мира, а не отдельно взятой, избранной нации.
Слово Божие должно было быть проповедано всем народам, всем жаждущим услышать Божественную правду и постичь благодать истинной веры в Бога. Для этой высокой цели и нужны были Господу помогающие Ему проповедники. Такие, которые достойно смогли бы понести учение Христово во многие страны, чтобы поделиться им со всем человечеством.
И пришел срок избрать таких проповедников и наставить их на путь апостольского служения. И научить их в должной степени глубине нового учения. И послать на проповедь Святого Евангелия.
Но перед тем и самих избранников этих еще следовало сделать достойными, воспитав несомненно верующими, убежденными проповедниками, подкрепляющими слово свое делами христианской любви, милости и благочестия.
И это избрание совершилось после того долгого молитвенного общения Воплощенного Сына Божия с Богом Отцом. Всю ночь длилась пламенная молитва. Когда же настал день, призвал учеников Своих и избрал из них двенадцать, которых и наименовал апостолами: Симона, которого и назвал Петром, и Андрея, брата его, Иакова и Иоанна, Филиппа и Варфоломея, Матфея и Фому, Иакова Алфеева и Симона, прозываемого Зилотом, Иуду Иаковлева и Иуду Искариота, который потом сделался предателем (Лк. 6, 13–16).
Иисус Христос призвал к Себе не всех людей, из следовавших за Ним, но, по свидетельству евангелиста Марка, кого Сам хотел (Мк. 3, 13).
Для нас в данном случае этот факт очень важен, потому что говорит о том, что ничто, ни одно дело не совершается без Божественной воли.
И что Сердцеведец Господь из множества окружающих Его слушателей различил тех, кого было необходимо призвать, чтобы соделать святыми апостолами.
Апостол – слово греческое, означает оно – посланник. То есть апостолы – это посланники на проповедь. Именно проповедовать Сын Божий и отправлял избранных двенадцать. А еще, в подтверждение правоты проповеднического слова, облекал их, простых людей, невиданной доселе мощью, властью, силой исцелять больных, изгонять бесов, совершать прочие чудесные знамения.
Некоторые из двенадцати, чьи имена перечислялись сегодня в Евангельском чтении, уже были до этого призваны Спасителем. И уже были Его учениками, как то: Симон, которому Сам Господь Иисус дал и другое имя – Кифа (Петр), брат его Андрей, Иоанн и Иаков, Филипп, Варфоломей, он же Нафанаил, и Матфей.
Итак, призвав к Себе на гору, кого Сам захотел, Сын Божий, сойдя с ними, стал…наровном месте, и множество учеников Его, и много народа из всей Иудеи и Иерусалима и приморских мест Тирских и Сидонских, которые пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих, также и страждущие от нечистых духов; и исцелялись. И весь народ искал прикасаться к Нему, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех (Лк. 6, 17–19).
Все эти люди пришли из самых разных мест для того, чтобы послушать Его проповедь и получить исцеление от гнетущих их недугов или бесовских мучений. И Спаситель всех исцелил. Желанное здравие и облегчение получили даже те, которые просто прикасались к Господу, потому что от Него исходила сила и исцеляла всех.
Об этой исходящей силе исцеления говорит и Сам Христос. Вспомним тот случай, когда, незаметно для окружающих, к одежде Господа прикоснулась женщина, двенадцать лет страдавшая кровотечением. Тогда Спаситель спросил: кто прикоснулся ко Мне? Когда же все отрицались… Иисус сказал: прикоснулся ко Мне некто; ибо Я чувствовал силу, исшедшую из Меня (Лк. 8, 45–46).
Но что же это была за сила? Не этою ли силой Господь говорил расслабленному: встань, возьми постель твою и иди в дом твой (Мф. 9, 6)? Не этою ли силой Спаситель исцелял неизлечимые болезни, возвращал зрение слепым и слух глухим? Не эта ли сила воскрешала мертвых и повелевала природными стихиями? Люди, видя ее, удивлялись и поражались. То, что совершалось, невозможно было понять никаким человеческим разумением и нельзя было объяснить никаким человеческим толкованием. Сила эта была сила Божественная. Почему мы на этом акцентируем внимание? В чем, например, отличие чудодейственной силы Христа от святых пророков (например, Илии, Елисея) или христианских святых? Да, между чудесами Христа и святых есть нечто общее, но есть и различие: ветхозаветные пророки и христианские святые, вошедшие в историю человечества, по милости Божией, тоже могли совершать чудеса. Сила, совершавшая чудеса и в их чудесах, и в чудесах Христа, была та же самая – Божественная. Но при этом понятно, что, в отличие от Христа, не они являлись источниками этой силы. А Господь, по словам блаженного Феофилакта Болгарского, «…имел силу, исходящую от Него, ибо Он Сам был источник силы, тогда как пророки и святые получали особенную силу свыше». И в этом кардинальное отличие Христа от святых в деле чудотворения. Далее мы скажем еще об одном важном условии совершения чудес.
Сопричаститься с чудом можно было только одним – верой. И по вере своей во множестве собравшиеся люди, страдающие от всякого рода несчастий и недугов, получали мгновенные исцеления и облегчения. Получали искомое, лишь прикоснувшись к Господу, к Его одеждам. Но – только по вере своей. По вере их им и давалось. Ведь и в случае с кровоточивой Сын Божий, безусловно, знал, кто прикоснулся к Нему. Но Его вопрос был нужен для самой женщины, для того, чтобы она открыто и смело исповедала перед всеми силу своей веры. Потому-то Сын Божий сказал потом ей: дерзай, дщерь! вера твоя спасла тебя; иди с миром (Лк. 8, 48).
Точно так же Господь укрепит и веру несчастного Иаира, начальника синагоги, просившего об исцелении дочери и с ужасом узнавшего в момент своей просьбы, что девочка его умерла, что ей уже нельзя помочь. По слову Евангельскому, Иисус, услышав это, сказал ему: не бойся, только веруй, и спасена будет (Лк. 8, 50). И, придя в дом Иаира, воскресил умершую.
Евангельское чтение повествует нам о том, что, избрав двенадцать апостолов, Господь сходит с горы вместе с ними, чтобы исцелить пришедших из городов и селений.
И исцелить не только тела их, но и души, что несомненно важнее. Ведь все эти люди пришли послушать Его и исцелиться от болезней своих (Лк. 6, 18).
Духовное здравие более значимо, чем здоровье физическое. Проповедь Спасителя исцеляла от неверия и духовной пустоты, от недуга забвения Бога. Врачевание душ было не менее спасительно, чем исцеление от тяжких болезней. И люди это понимали, иначе бы они не жаждали Божественного слова, но искали одного врачевания физического. И многие из тех, кто приходил ко Христу в поисках телесного исцеления, но с верой в Христа, получали исцеление и телесное, и душевное.
Примеры исцеления нужны были в час избрания и будущим святым апостолам: они служили для них уроком любви, милосердия, самоотверженности, готовности прийти на помощь, а также укрепляли веру учеников в силу и могущество их Божественного Учителя, учение Которого они призваны были теперь нести в мир. Могло ли быть иначе? Да, могло. Ученики имели великое искушение не только впоследствии, но и еще при жизни своего Учителя – Христа применить дарованную им очевидную власть и могущество как для помощи людям, так и во вред им – в качестве наказания. И мы помним, что в исключительных случаях такую власть святые апостолы применяли. Яркий тому пример – умерщвление апостолом Петром посредством слова Анании и Сапфиры, обманувших Святого Духа (Деян. 5, 1-11). Но это редчайшее исключение. Сам же Господь, как мы читали в Евангелии от Луки, строго пресек поползновение учеников – использовать апостольское могущество, дарованное им от Бога через Христа, во вред людям: Он… послал вестников пред лицем Своим; и они пошли и вошли в селение Самарянское; чтобы приготовить для Него; но там не приняли Его… Видя то, ученики Его, Иаков и Иоанн, сказали: Господи! хочешь ли, мы скажем, чтобы огонь сошел с неба и истребил их, как и Илия сделал? Но Он, обратившись к ним, запретил им и сказал: не знаете, какого вы духа; ибо Сын Человеческий пришел не губить души человеческие, а спасать. И пошли в другое селение (Лк. 9, 51–56).
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Евангельское чтение рассказало нам о том, как Господь наш Иисус Христос избрал учеников Своих и призвал их к апостольскому служению.
Но задумаемся над тем, а зачем Сын Божий выделил этих двенадцать человек? Зачем приблизил к Себе? Для какой миссии избрал их? У евангелиста Марка сказано конкретно: чтобы с Ним были и чтобы посылать их на проповедь (Мк. 3, 14). То есть ученики нужны были Господу. Сын Божий не мог без них обойтись! Приняв на Себя плоть человеческую, Господь по человечеству Своему нуждался в дружбе, в добрых отношениях ближних, во взаимопонимании людей, – но не для Себя, как это нужно обычно нам, но ради дела Благовестия, ради помощи Ему в проповеди новозаветного учения. Он не мог и не должен был проводить Свою земную жизнь в одиночестве. В столь значительном деле благовестия Ему были необходимы сотоварищи.
К тому же Бог Отец, любящий нас столь глубоко и сильно, что даже и Сына Своего Единородного отдал в Жертву за нас, тоже желает нашего ответного чувства.
Конец ознакомительного фрагмента.