Слово 23. О христианской радости и свободе выбора
В четверг девятнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
Ибо для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Флп. 1, 20–27) говорит нам о том, что для верного последователя Христова и жизнь и смерть являются непрестанным служением Богу, ибо – при всяком благоначинании и добром деянии возвеличивается Христос в теле человека, жизнью ли то, или смертью.
Бог предоставил людям свободу выбирать, по какому жизненному пути идти. Как было написано еще в известном произведении апостольского века «Дидахэ», или «Учение двенадцати апостолов»: «Есть два пути: один – жизни и один – смерти, но между обоими путями большое различие». Каков же путь жизни? «Путь жизни таков: во-первых, ты должен любить Бога, создавшего тебя, во-вторых, – ближнего своего, как себя самого, и всего того, чего не хочешь, чтобы было с тобою, и ты не делай другому». Вот он вкратце путь жизни. Путь смерти же состоит из разного рода грехов и страстей, которые всем известны и о которых ныне не время упоминать. Потому что главное – в том, что именно от нас зависит, какой путь жизни нам избрать. И этот-то наш выбор и будет судиться на Суде Божием. Ибо иначе, если от нас ничего бы не зависело, а зависело бы только от воли Бога, или от судьбы, или от расположения звезд, или от окружающей и формирующей нас среды, от родительских генов и тому подобного, то нас и судить было бы не за что. Не нужен был бы не только ад для избравших грех, но также и рай для избравших праведность и отдававших свои силы, и даже кровь и жизнь, в борьбе за исполнение воли Божией. Не нужны были бы мученики, апостолы, преподобные… Не нужны были бы даже человеческие суды. Люди были бы подобны животным и даже хуже. Итак, смотрите, дорогие братия и сестры, какой великий дар нам дал Творец при создании человека – разум и свободную волю для избрания добра или зла. И в этом состоит образ Божий в нас.
И для одних этот путь – возможность исполнить личные, эгоистические и зачастую греховные желания. Для других же, для истинных чад Божиих, свобода в ином. Говоря словами апостола Павла, .для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение.
Именно о таком, последнем, выборе говорил Сам Господь: И познаете истину, и истина сделает вас свободными (Ин. 8, 32). Но что это за свобода? Сейчас мы увидим это на примере святого апостола Павла, который и стал воплощением этой внутренней христианской свободы, которая возможна даже в тюремных узах. Почему? Потому что человек оказывается свободен от греха, от власти диавола и страстей, от страха пред людьми, пред мучением и даже пред смертью. И такая духовная свобода, невозможная без Бога и Его благодати, приносит такому человеку неописуемую радость, усиливающуюся от осознания того, что со смертью тела она не прекратится, а продолжится и в блаженной вечности в еще более тесном пребывании с Богом и в Боге.
И наоборот, о том сколько людей, живущих без Бога в богатстве, неге, полной реализации своих желаний и похотей, – несчастны, удручены, подавлены и чувствуют неправильность своей жизни, а потому зачастую стремятся заглушить этот голос совести разными искусственными выдумками – блудом, пьянством, наркотиками, азартными играми, стяжательством, жестокостью, властолюбием и тому подобным, вряд ли стоит и говорить вам, многие из которых прожили тяжелые девяностые годы в России прошлого века и видели это воочию в жизни и в средствах массовой информации.
Но святого апостола не страшит смерть. Вспомним о том, что Послание к Филиппийцам апостол Павел писал в заключении. Перед ним тоже стоял выбор, главный выбор. И ценой этого выбора являлась сама жизнь, ведь Павел хорошо знал, что ожидает его за продолжение проповеди христианского учения. Но он был готов пострадать за Христа. Самого же апостола Павла смерть не страшит. Тот, для кого смерть – приобретение, то есть – возможность соединиться с возлюбленным Господом, тот лишен страха перехода через смертный рубеж. Апостол Павел понимает, что для него много лучше – разрешиться и быть со Христом, освободиться душой, возвращаясь к свободе и покою в общении с Господом, в благе – быть со Христом. Павла не страшит дыхание смерти. Апостол не трепещет от ужаса, как это делаем мы, братья и сестры, при мысли о своем уходе, об окончании нашей земной жизни.
Не сама смерть, как таковая, является приобретением, но возможность умереть за Христа, чтобы быть с Ним вовеки. Познавший веру в Господа, живет вечно с Ним в блаженном Царстве Небесном, потому что со смертью физической жизнь человека не кончается. И верным Богу людям, если их выбор был воплощен в служении Господу, ничто не сможет повредить – ни смерть, ни жизнь.
Враги апостола старались всячески унизить его, напугать узами и угрозою скорой смерти. Но у них не получилось… Павел в любую минуту готов был принять смерть ради Христа, даже самую мученическую (как это в конце концов и произошло). Но он, так же оставаясь во плоти, попирая зломыслие восстающих на него, готов служить людям – своим трудом и благовествованием приводить их ко Христу, подавать надежду на жизнь и спасение. Апостол Павел говорит о пользе такого земного существования не ради эгоистического «самосохранения», но ради того самоотверженного делания для других, которое уготовляет будущую блаженную вечность, когда жизнь во плоти несет и доставляет плод делу спасения. Для него дорого все то, что оставляется им на земле: его труды могли бы быть продолжены и приумножены. Не ради самого апостола, но ради славы Божией и для ближних. Апостол понимает, что в деле спасения духовных чад своих многое еще не успел довершить, довести до подобающего результата. Это, безусловно, тяготило его. Ему хотелось и далее способствовать делу Благовестия, принести людям как можно больше пользы. Потому далее звучат строки: Если же жизнь во плоти доставляет плод моему делу, то не знаю, что избрать. Влечет меня то и другое: имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1, 22–24). Видно, что на нем, как на духовном наставнике, лежит огромный груз ответственности за других людей, за саму возможность их спасения.
Но при этом Павел твердо знает, что без воли Божией невозможно ничему совершиться: на все святая воля Его! И на жизнь, и на смерть – когда они произойдут. Но от нас зависит качество нашей посмертной жизни, главнее чего не может быть ничто на свете. В земной нашей жизни мы решаем нашу вечную участь, и наше решение зависит от того, на что направлена наша любовь, наше стремление – или к Богу, или к миру и его наслаждениям. Но стремление к мирскому – обманчиво. Авва Евпрепий поучал: «Любящий земное больше Небесного лишится и Небесного и земного. Ищущий же Небесного – господин всему миру». Итак, жизнь, как путь к вечности, должна приносить должный плод духовных свершений и познания Бога и себя самого.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Здесь Павел открывает великую тайну: в его власти было умереть, ибо когда есть выбор, мы – господа. “Что избрать, говорит, не знаю”. “Значит, (это) в твоей воле?” “Да, говорит, если захочу испросить у Бога эту благодать. Влечет меня то и другое”. Заметь нежную любовь этого блаженного: он и тем утешает их, что видят, как он сам властен в выборе, как это зависит не от злобы человеческой, но от устроения Божиего».
Вторым проявлением христианской свободы у апостола Павла, после неподвластности страху смерти, является выбор им жизни не для себя, но для других: ради дальнейшего Благовестия, распространения учения Христова, апостол Павел выбирает не смерть, но жизнь, уповая на то, что Бог услышит его молитвы и сохранит: И я верно знаю, что останусь и пребуду с вами для вашего успеха и радости в вере, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии.
Как бы трудно ни было, верный последователь Христов и раб Божий, апостол Павел готов отказаться от того, что желанно ему самому, – от того, чтобы тотчас уйти: разрешиться и быть со Христом. Апостол принял решение: ради успеха учения Христова, вплоть до завершения дела Благовестия, до момента преуспеяния духовных чад в вере и благочестии он будет самоотверженно служить Богу и ближним, приумножая славу Христову, способствуя стяжанию Божественной благодати.
Но если Богу будет угодно прервать апостольский путь, то Павел желает, чтобы духовные чада его не пребывали в скорби и печали от этого. Если же, по милости Божией, и далее он останется на земле, то вновь будет пребывать здесь не для себя, но для собратьев во Христе. Единственно – ради их дальнейшего преуспеяния в вере и духовном совершенствовании. Ради их успеха и радости в вере.
Так и исполнилось в первый раз в Риме. Будучи в заключении, апостол Павел действительно избежал ярости императора Нерона. Об этом говорится, в частности в послании к Тимофею: При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей (2 Тим. 4, 16–17).
И в Деяниях святых апостолов мы находим тот факт, что в первое пребывание в Риме апостол Павел жил два года на своем иждивении (Деян. 28, 30). Потом отправился в Испанию, проповедуя Святое Евангелие. И только по возвращении в Рим принял мученическую смерть.
Бог действительно дал апостолу время на дальнейшие благовестнические труды.
При этом Павел всею душой желает повидать еще и своих собратьев из Филипп, дабы похвала ваша во Христе Иисусе умножилась через меня, при моем вторичном к вам пришествии. Святитель Иоанн Златоуст толкует: «Что же это значит: дабы похвала ваша умножилась? Чтобы изобиловало следующее к похвале, а именно: утверждение в вере (это и есть похвала во Христе) и праведная жизнь… Я более могу хвалиться тогда, когда вы преуспеете». То есть смысл сказанного ясен: всякий учитель хвалится не собою, но теми, кого он сумел правильно и благочестиво научить.
Апостол Павел призывает филиппийцев – а в их лице и всех нас, братья и сестры, всех последователей Христа, – к жизни праведной, достойной Святого
Евангелия: Только живите достойно благовествования Христова, чтобы мне, приду ли я и увижу вас, или не приду, слышать о вас, что вы стоите в одном духе, подвизаясь единодушно за веру Евангельскую.
Вся жизнь христианская в том, чтобы жить достойно благовествования Христова, чтобы пребывать в вере и благочестии, чтобы уповать на Самого Христа и делать все так, как угодно Ему. При этом не надо обольщаться: даже самая внешне безупречная, честная и безукоризненная жизнь, но проведенная без Бога, не будет иметь никакого смысла. Жить же достойно Господа – значит не только всегда стремиться к добру и любви, но в этом добре и этой любви постоянно пребывать. Жить не уклоняясь от заповедей Господних. Жить в Церкви Христовой.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Видишь ли, что он все говорил для того, чтобы этим побудить их к преуспеянию в добродетели? Только живите достойно благовествования Христова. Что значит – только? Значит: “это одно составляет предмет стремлений, и ничто другое; если это будет, то с вами не случится ничего”».
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Апостольское чтение учит нас совершенной христианской радости и свободе выбора, когда мы со смирением принимаем всякую Божественную волю, все, что бы нам ни выпало на жизненном нашем пути.
Именно такая радость пребывала с апостолом Павлом и в лишениях, и в гонениях, в жизни и в смерти.
Упование на Господа и подлинная христианская жизнь несет действительное внутреннее освобождение для тех, которые, по слову апостольскому, от страха смерти чрез всю жизнь были подвержены рабству (Евр. 2, 15).
Не к временной, но к Вечной Жизни приуготовил нас Создатель. Временная жизнь – наш путь к вечности, который мы должны пройти достойно, ибо много соблазнов и искушений вокруг, много врагов окружает, пытаясь сбить с верной дороги, увести в рабство греху и – смерти. Но Своим преславным Воскресением Господь показал всем, что впереди – жизнь вечная. Святитель Василий Великий писал: «Настоящая жизнь вся предоставлена трудам и подвигам, а будущая – венцам и наградам».
Всякое сердце, ищущее временного, забывает о вечном. Здесь мы – странники. Наше же подлинное Отечество – на Небесах, где ждет нас Отец Небесный, где ждут нас блага высшие, неземные.
Все наши скорби, труды, лишения, страдания – временны и преходящи. Все они так недолги по сравнению с блаженной вечностью… И нужно успеть определить в земной своей жизни вечную свою участь. Успеть покаяться в согрешениях, совершить подвиги и труды духовные.
Святитель Тихон Задонский писал: «Время жития нашего беспрестанно уходит. Прошедшего времени возвратить невозможно. Прошедшее и будущее не наше, но только то, которое теперь имеем. Кончина наша нам неизвестна. Следовательно, всегда, во всякий час, мы должны быть готовы к исходу, если хотим блаженно умереть. Отсюда заключается, что христианин должен находиться в непрестанном покаянии, подвиге веры и благочестия. Каким он хочет быть при исходе, таким должен стараться быть и во всякое время жития своего, ибо не знает с утра – дождется ли вечера, и с вечера – дождется ли утра». Будем же и мы проходить это поприще покаяния, стремясь освободиться от тяжких уз греха, страстей, всепоглощающих мирских забот и наслаждений, чтобы обрести нам блаженную и радостную свободу во Христе Господе нашем, ибо Ему – Воплощенному Сыну Божию подобает всякая слава, честь и поклонение с Отцом и Святым Духом во веки веков.
Аминь.