Вы здесь

Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения. Слово 20. О проказе телесной и душевной. Во вторник девятнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению) (Митрополит Владимир (Иким), 2015)

Слово 20. О проказе телесной и душевной

Во вторник девятнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)

Но тем более распространилась молва о Нем, и великое множество народа стекалось к Нему – слушать и врачеваться у Него от болезней своих.

Лк. 5, 15

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня в Евангельском чтении (см. Лк. 5, 12–16) мы слышали о том, как Господь наш Иисус Христос исцелил человека, пораженного тяжким недугом – проказой.

Евангелист Лука свидетельствует: Когда Иисус был в одном городе, пришел человек весь в проказе и, увидев Иисуса, пал ниц, умоляя его и говоря: Господи! если хочешь, можешь меня очистить. Спаситель в тот же миг откликнулся на столь искреннее моление: Он простер руку, прикоснулся к нему и сказал: хочу, очистись. И тотчас проказа сошла с него. Когда же Господь исцелил прокаженного, то повелел ему никому не сказывать, а пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им, то есть во свидетельство священникам и всем соплеменникам.

Рассмотрим подробнее этот отрывок Евангельского чтения, предложенный сегодня Святой Церковью для нашего вразумления.

Проказа настолько опасная и заразная болезнь, что еще Моисей признавал необходимость осмотра священниками всех людей, у которых на теле образовывались опухоль, пятно или лишай. Прокаженные считались нечистыми и изгонялись из города или селения. Особенно опасной считалась проказа на голове в виде сформированной уже язвы: у прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его не должна быть покрыта, и до уст он должен быть закрыт, и кричать: нечист! нечист! Во все дни, доколе на нем язва, он должен жить отдельно; вне стана жилище его (Лев. 13, 45–46).

Проказа считалась неизлечимой болезнью. Но иногда, по причине неизвестной науке, она покрывала все тело больного, а потом вдруг спадала, как рыбья чешуя, и в дальнейшем человек уже не представлял угрозы для общества, так как в таком состоянии от него никто не мог заразиться. В знак очищения совершалось установленное Моисеем жертвоприношение Богу за исцеление от страшной болезни.

Положение страдальцев-прокаженных описывал и святитель Григорий Богослов: «Пред вашими глазами поразительное и плачевное зрелище, которому едва ли кто поверит, кроме очевидцев: люди – живые мертвецы, у которых конечности большей части телесных членов отгнили; люди, которых почти невозможно узнать, кто они были прежде, или, лучше сказать, это – несчастные останки живших некогда людей; люди, которые одни из всех и жалеют и вместе с тем ненавидят себя; которые не знают, о чем больше плакать… Их гонят из городов, гонят из домов, с площади, с дорог, и – о горькая участь! – их отгоняют и от самой воды. Потому-то они и скитаются день и ночь обнищавшие, нагие, бесприютные, показывая пораженное недугом тело, слагая жалобные песни, чтобы выпросить кусочек хлеба, или малейшую часть чего-нибудь вареного, или какое-нибудь разодранное рубище для прикрытия себя от стыда, или для облегчения боли от ран. Кто не сокрушится, внимая их стонам, сливающимся в одну жалобную песнь? Кто может спокойно смотреть на это зрелище?».

Наверное, соболезнующие и сострадающие были и у прокаженных, но помочь им никто был не в силах. Люди здоровые избегали несчастных из страха заразиться. Но вот, как мы слышали, один из таких отверженных всеми, дерзает не только приблизиться к Господу, но и бросается с просьбой об исцелении к ногам Его.

Прокаженный знает, что может быть тут же убит за свое дерзновенное поведение, за приход к людям без очищения. Но одновременно, по словам блаженного Феофилакта Болгарского, «помышляет он о Христе как о Боге. Ибо он пришел не как к врачу (проказа неизлечима руками врачей), но как к Богу, ибо Ему одному возможно исцелять от такого рода болезней».

И этот несчастный говорит: если хочешь, можешь меня очистить.

Посмотрим, братья и сестры, какое явлено, достойное верных чад Божиих, смирение, как уповает прокаженный на волю Господа, а не на свое желание. Конечно же, всей душой сам он жаждет исцелиться и именно по этой причине предпринял столь дерзновенный шаг, но при этом говорит: Господи! если хочешь…

В нем нет и тени сомнения, что Спаситель способен сотворить невозможное; несчастный человек уповает на милость и волю Божию.

И Господь прикасается к нему.

И прикасается не без причины. Своим прикосновением Сын Божий говорит всем нам, что для Него нет людей отверженных или гонимых. По закону и установлению иудейскому, общающийся, а тем более прикасающийся к прокаженному сам становился нечистым, не достойным оставаться в обществе. Спаситель желает показать Своими действиями, что Он не имеет нужды соблюдать эти условности. И что выше дел закона стоит любовь и милосердие, сострадание к несчастным и гонимым.

Никто и ничто не может осквернить Божественного Сына, ибо телесная проказа не страшна. Господь пошлет исцеление от тяжкого недуга.

Опаснее же для людей другая проказа – проказа душевная, когда душа настолько поражена грехом, что не способна очиститься, и не имеет никакого желания обелиться покаянием. Именно такая проказа оскверняет нас. Но и здесь Господь прикасается к каждому… Он готов врачевать язвы и раны всякой грешной души. Он делает это сегодня с прокаженным, чтобы показать всем нам, грешным и немощным, что, по словам блаженного Феофилакта Болгарского, «.святая плоть Его имеет Божественную силу очищать и животворить как истинная плоть Бога Слова».

Во всей ветхозаветной истории повествуется только о двух случаях исцеления прокаженных. Мы, конечно, помним, как Моисей исцелил сестру свою Мариам (Чис. 12, 10–15), а пророк Елисей – Неемана Сириянина (4 Цар. 5, 14). Но оба эти исцеления были совершены силою Бога, призванием великими пророками – Моисеем и Елисеем Божественной помощи и их смиренным молитвенным упованием на Бога. Здесь же Христос исцеляет прокаженного собственной силой и властью, являя людям Божественную Свою сущность истинного Сына Божия, Свою волю: Хочу, очистись!

Но когда исцеление совершилось, Господь заповедует прокаженному никому не сказывать о Нем. Вновь Спаситель не хочет, чтобы о Нем шла восторженная молва? Он совершает чудеса прикровенно, посылает, например, слепорожденного омыться в Силоамской купели, или – как в сегодняшнем Евангельского чтении – прокаженного посылает к священнику. А когда скрыть чудо невозможно, просто просит о нем молчать, не разглашая. В разных случаях Господь говорит исцеленным: вера твоя спасла тебя! (Мф. 9, 22) или: вот ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобой чего хуже (Ин. 5, 14).

Исцеленному прокаженному было от Господа повеление пойти показаться священнику и принести жертву за очищение свое, как повелел Моисей, во свидетельство им (Лк. 5, 14). То есть – соблюсти все то, что установлено Законом. Священник же должен был, по установленному правилу, засвидетельствовать здравие этого человека и разрешить ему общаться с другими людьми. То есть – Сын Божий не отрицает Закон Моисеев, в чем пытались Его упрекнуть и осудить вожди иудейские.

Закон определял, чтобы священник производил осмотр прокаженных и наблюдал за исцеленными в течение семи дней. Нужно было не только показаться священнику, но и принести жертву за очищение. Обычно жертвой служили две птицы (см. Лев. 14, 4). Одну птицу закалали, а кровь ее сливали в новый глиняный жертвенный сосуд. Оба крыла другой птицы обмакивали в этом сосуде и птицу живой отпускали в небо.

Но что означают слова во свидетельство им (Лк. 5, 14)? Кому во свидетельство? Кому нужно было что-то доказывать? Конечно же, – вождям иудейским, в обличение и осуждение тех, кто пытался представить Господа перед народом грешником и преступником, попирающим Закон Моисеев.

Кстати, и в жертве с птицами можно узреть образ пророчества о Господе нашем Иисусе Христе. Две птицы есть образ двух природ Христа – Божественной и человеческой. Как Человек – Господь истинно умер на Кресте. Как Бог – Он вечно бессмертный и не могущий умереть. Кровь Господа была влита в новый глиняный сосуд: то есть в новый народ – в язычников, готовых принять веру в Господа и Его Божественную правду. Тот человек, который очистился от духовной проказы, становится достойным этой Жертвы Господа, приобщаясь Тела и Крови Спасителя в Таинстве Святого Причащения.

Другие евангелисты, описывая событие исцеления прокаженного, упоминают, что исцеленный, полный восторга от этого чуда и благоговения ко Христу, не смог умолчать и всем рассказал о происшедшем. Мы не знаем, какое впечатление его рассказ произвел на священников, простые же люди были поражены, и великое множество народа стекалось к Нему слушать и врачеваться у Него от болезней своих. Но Он уходил в пустынные места и молился.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Своим желанием никому не сказывать о совершенных чудесах Господь учит нас помогать ближним бескорыстно, не искать ни похвалы, ни почестей, ни возвышения. Мы должны научиться поступать с ближними нашими всегда по любви и не ждать ответных чувств, а тем более – не требовать похвалы от тех, кому благотворим.

Святитель Иоанн Злаутоуст говорит: «Милостыня, зараженная болезнью тщеславия, уже перестает быть милостыней и является хвастовством и жестокосердием». И еще: «Когда рука подает милостыню бедным, пусть молчат уста, чтобы мы не упускали плода и сладкое не превращали в горькое».

Народ желал слушать Господа, врачеваться от Него. Сын Божий помогал всем, но смирение Свое являл в молитве, проводя с особенной охотой время в пустынной местности, где в уединении имел возможность общаться с Небесным Отцом. Так и нам, братья и сестры, не должно выставлять свои чувства напоказ, но следовать тому примеру, который приуготовил для нас Спаситель, – молиться наедине, в келье души своей и уклоняться от призрачной людской славы, чтобы получить свою награду не здесь уже и временную, как фарисеи (Мф. 6, 2), но вечную на небесах – в лике святых, в осенении нетленной славы Святой Троицы во веки.

Аминь.