Слово 18. О духовном смысле недугов
В понедельник девятнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В Евангельском чтении (см. Лк. 4, 37–44), прозвучавшем за Божественной Литургией, мы слышали о том, как Господь наш Иисус Христос в доме Симона Петра исцелил пребывающую в горячке его тещу.
После исцеления бесноватого в синагоге города Капернаума Спаситель вошел в дом Симона; теща же Симонова была одержима сильною горячкою; и просили Его о ней.
Господь всегда приходит на помощь страждущим. В доме Петра Он стал свидетелем тяжкой болезни, по поводу которой, очевидно, все домашние сильно переживали, волнуясь за жизнь несчастной женщины, потому и просили Иисуса Христа исцелить болящую.
Сын Божий высоко ценил гостеприимство людей, искренность и простоту человеческих отношений. И потому Спаситель, подойдя к Симоновой теще, запретил горячке; и оставила ее. Она тотчас встала и служила им, стала хлопотать по хозяйству, чтобы достойно приветить Высокого Гостя вместе с Его спутниками.
Таким образом, мы видим, что Господь не просто исцелил женщину от недуга, ее гнетущего, но дал ей силы и крепкое здоровье, чтобы она далее могла служить ближним. Спаситель не смотрел на то, богата или бедна эта семья, не ждал благодарности, но, ощущая горе, пребывающее здесь, сразу же поспешил прийти на помощь.
Этот пример учит и всех нас, братья и сестры, не обращать внимания на достаток людей, к которым мы должны обратить свои милосердие и благотворительность. Мы все, подобно Симоновой теще, пребываем в горячке греховной жизни, склоняемся под тяжестью страстей и пороков и их последствий – болезней душевных и телесных. Но, – если примем всей душой Господа, если распахнем свое сердце для веры, то Всемилостивый Спаситель уврачует все наши раны, исцелит болезни души и тела, восстановит нас в силе доблестного и ревностного служения Богу.
Сегодняшнее Евангельское чтение свидетельствует, насколько сильно простой народ поверил в чудотворную мощь Господа: При захождении же солнца все, имевшие больных различными болезнями, приводили их к Нему и Он, возлагая на каждого из них руки, исцелял их. Выходили также и бесы из многих с криком и говорили: Ты Христос, Сын Божий. А Он запрещал им сказывать, что они знают, что Он Христос.
Так и виден этот бесконечный поток страждущих людей, устремленный к Господу за помощью и исцелением. И Сын Божий никому не отказывает, каждому уделяя внимание, любовь и Божественную Свою силу Чудотворца. Множественные чудеса исцеления укрепляют веру в человеческих сердцах, питают надежду на спасение. Никто не уходит от Господа не утешенным, никто не остается без Его неизреченной милости.
И по-прежнему Господь не позволяет бесам говорить правду о Нем, так как не нуждается в похвале, произносимой нечистыми силами, ибо неприятна похвала в устах грешника (Сир. 15, 9). К тому же – Спаситель не желает, чтобы вожди иудейские возгорелись завистью от того, что даже враги исповедуют Его и знают, что Он Христос (Лк. 4, 41).
В течение всей ночи Господь помогал людям. Когда же настал день, Он, выйдя из дома, пошел в пустынное место, и народ искал Его и, придя к Нему, удерживал Его, чтобы не уходил от них.
Людям, познавшим силу благодатного исцеления и действенной помощи, не хотелось отпускать Иисуса Христа от себя. Но в этом желании выражалось не духовное, а эгоистическое устремление. Потому и силились удержать Господа, чтобы в любое мгновенье Он мог совершить удивительное новое чудо, прийти на помощь.
Но Он сказал им: и другим городам благовествовать Я должен Царствие Божие, ибо на то Я послан. И проповедовал в синагогах галилейских.
Спаситель мог бы, наверное, остаться с желающими и жаждущими его слушать, а не благовествовать тем, кто открыто и враждебно отрицал и противоборствовал слову Божиему. Но прозвучать Благовестие Царства Христова должно было везде, на всех земных путях Спасителя. Потому Он не находился долго в одном городе или селении, но шел ко всем людям, неся им свет Божественной истины, пробуждая к вере благочестивые сердца.
Господь не мог и отдыхать, потому что впереди предстояло совершить еще столько всего необходимого для спасения рода человеческого. Прежде всего – нужно было подготовить народ к восприятию Его как Мессии, как Сына Божия. Иисуса не трогали и не волновали бесовские крики: Ты Христос, Сын Божий, восклицания, в которых не было самого главного – не было любви. Но как хотел Спаситель услышать эти слова из уст человеческих, из сердец верных Своих последователей.
Но их опять-таки надо было еще только готовить к этому, учить.
Иисус Христос мог исцелять, удивлять, поражать, убеждать людей, но не хотел навязывать Свое, оставляя каждому свободу выбора. Устремляясь навстречу людям, Спаситель ждал ответного шага навстречу. Щедро даруя человечеству милость и любовь, жаждал самоотверженности чувств и милосердия. Не всегда и не везде это получалось. Как не всегда получается и сейчас. И сегодня, и в наши дни далеко не все становятся верными служителями Божиими, потворствуя собственным греховным страстям и порочным нравам общества.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Евангельское чтение говорит нам о том, что Спаситель в любую минуту готов прийти на помощь страждущим, исцелить болящих, поддержать немощных, восстановить в здравии и силе расслабленных, убрать от одержимых бесами всяческое вражье влияние. Но нужно помнить о том, что все это совершится с нами в том случае, если и мы приложим к тому должные усилия, ревность и старание, научимся слышать Господа и жить так, как Сын Божий нам заповедовал.
Преподобный Исаак Сирин поучает: «Небо находится внутри тебя: если ты чист, в самом себе ты увидишь Ангелов и свет их, а с ними и Владыку их». Мы должны хранить свою душу непорочной, как величайшую святыню, как храм, в котором пребывает Господь.
Бог везде неразлучен с любящими Его. Он находится в постоянном ожидании нашего молитвенного воззвания, просьб человеческих, которые готов исполнять. Просили ближние об исцелении Симоновой тещи, и Спаситель тут же помог, видя их веру в Его чудодейственную силу. Вот и нам, братья и сестры, надо научиться пребывать в несомненной уверенности, в понимании того, что без помощи Божией мы – ничто, но с Господом – всё полезное нам возможно. Преподобный Ефрем Сирин писал: «Спаситель наш отовсюду подает надежду и помощь всякому, кто хочет приблизиться к Нему и исповедать его Сыном Божиим».
Любая болезнь есть испытание. Бог не зря попускает нам трудности и тяжкие недуги, ибо многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие (Деян. 14, 22). Время болезни равносильно времени поста, ибо знаменует собой самопроверку, молитвенное делание, духовное совершенствование и, конечно же, покаяние. Ибо нередко бывает, что болезнь является следствием греха. Бывает, что и Сам Бог попускает болезни нам во благо. Милосердный Господь не пошлет нам испытаний более чем мы сможем перенести. Ибо, по слову апостольскому, верен Бог, Который не попустит вам быть искушаемыми сверх сил, но при искушении даст и облегчение, так чтобы вы могли перенести (1 Кор. 10, 13).
Для нас нисколько не вредна немощь как таковая, но куда как более опасны ропот, протест, озлобленность на всех и вся, которые порой сопровождают течение болезни. Все это разрушает внутренний мир, духовную гармонию, а самое главное – пробуждает противоборство Божественной воле. Понять это нам мешает маловерие или беспечное отношение к себе самому, к своим духовным запросам и потребностям, к внутренней духовной брани.
Болящий человек зачастую просто не понимает духовного значения и смысла претерпеваемого страдания, тяготясь физическим недугом, но не заботясь о духовной болезни, порождающей болезнь телесную. Отсюда берут начало безутешная скорбь, тоска, уныние, отчаяние. Из души уходит духовная отрада и надежда. Но ведь мы сами в том виноваты, братья и сестры! Болезни есть порождение наших грехов. Отними грех, и болезни не будет. Так утверждает, например, святитель Василий Великий: «Откуда недуг? Откуда повреждения телесные? Господь создал тело, а не недуг, душу, а не грех».
А преподобный авва Дорофей о причинах болезней говорил так: «Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение». Будем же и мы внимать себе, чтобы не впадать в вольные грехи и не допускать диавольского возношения в своей душе.
А если и впали в болезнь, то внимательно посмотрим, что из перечисленного ей предшествовало. Но при этом будем уверены, что Бог лучше нас самих знает, что для нас полезнее. Иногда болезнь телесная необходима для спасения человеческой души. Тело изнуряется, а греховные страсти угасают. Болью временной мы освобождаемся от вечных мук и страданий. Поэтому кто переносит недуги свои смиренно и кротко, без ропота и уныния, кто терпеливо принимает все, что посылает Господь на его жизненном пути, тому и сама болезнь вменяется за подвиг, становясь действительно благодатной и спасительной. Ведь как писал апостол Петр, страдающий плотию перестает грешить (1 Пет. 4, 1). И потому мы понимаем, что всякий недуг есть нам вразумление Божие.
Научимся же, братья и сестры, относиться к болезни правильно, принимать недуги наши по-христиански, во-первых, в уповании на помощь и милость Божию и, во-вторых, вразумляясь духовно. Да будут нам в том подспорьем мудрые слова преподобного Серафима Саровского: «Здоровье есть дар Божий, но не всегда бывает полезен этот дар: как и всякое страдание, болезнь имеет силу очищать нас от душевной скверны, заглаждать грехи, смирять и смягчать нашу душу, заставлять одуматься, осознавать свою немощь и вспоминать о Боге. Поэтому болезни нужны и нам, и нашим детям». Чтобы и им и всем нам обрести спасение терпением и очищением благодатью Святого Духа, ибо Ему вместе с Божественным Отцом и Его Сыном подобает слава, честь и поклонение во веки веков.
Аминь.