Слово 17. Как стать общниками апостольского богатства духовного
В понедельник девятнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
…Как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодняшнее Апостольское чтение (см. Флп. 1, 1–7), предложенное за Божественной Литургией для нашего разумения, говорит о важности и значении братских отношений в среде христиан.
Апостол Павел начинает свое Послание с приветствия и благословения: Павел и Тимофей, рабы Иисуса Христа, всем святым во Христе Иисусе, находящимся в Филиппах, с епископами и диаконами: благодать вам и мир от Бога Отца нашего и Господа Иисуса Христа.
Обратите внимание, Павел не говорит филиппийцам, что он – апостол, но, смиренно умаляя себя, называет себя и Тимофея рабами Иисуса Христа. Но делается это потому, что здешние христиане имели о Павле очень высокое мнение. Они знали: кто проповедует учение Христово, тот является благовестником и служителем Божиим. Рабом Господа, но – свободным от рабства греху.
Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Он называет себя рабом, а не апостолом, потому что быть рабом Христовым – быть, а не называться только – действительно высокое достоинство и высшее благо. Кто раб Христов, тот, без сомнения, свободен от греха, а раб истинный не согласится быть рабом ни у кого другого. Иначе он был бы рабом только наполовину».
Павел называет духовных чад своих святыми во Христе не потому, что в жизни своей все они отличались святостью, но потому, что они исповедовали Иисуса Христа истинным Богом и Спасителем. Святыми он называет всех достойно и истинно принявших Таинство Святого Крещения и старающихся жить по заповедям Божиим членов Церкви, то есть всех верных.
Быть духовным пастырем – значит отвечать перед Богом за всех людей, вверенных ему от Господа для духовного попечения. При этом апостол является пастырем не только для паствы, но и для пастырей, поставленных им самим, то есть для священнослужителей: епископов, пресвитеров и диаконов.
Во многих местах Священного Писания мы встречаем наставления Павла, обращенные к священству: внимайте себе и всему стаду, в котором Дух Святый поставил вас блюстителями пасти Церковь Христову (Деян. 20, 28). Им же в Послании к Титу сказано: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил неоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал (Тит. 1, 5).
Пастырское служение сопряжено с особой ответственностью, ибо, по словам Павла, епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель (Тит. 1, 7).
Почему же, в других своих Посланиях обращаясь ко всем христианам вообще, здесь апостол Павел выделяет особо клир. Несомненно, потому, что именно с этим клиром у апостола связано очень многое. Его священнослужители писали к нему, благотворили, оказывали всяческое содействие и попечение.
Апостол Павел воздает хвалы клирикам Филипп и всем верным чадам Церкви Христовой за их ревностное служение проповеди Евангелия и стойкость веры: Благодарю Бога моего при всяком воспоминании о вас, всегда во всякой молитве моей за всех вас принося с радостью молитву мою, за ваше участие в благовествовании от первого дня даже доныне (Флп. 1, 3–5).
С огромной благодарностью апостол вспоминает все то добро, которое было оказано ему в деле Христовом со стороны филиппийцев. Но относит это не непосредственно к ним, а к действующему через них Божественному Промыслу, к Богу – Источнику всякого добра, любви и благости, с первых слов Послания своего научая духовных чад все заслуги приписывать не себе, но Богу.
Благодарю Бога моего, и Бога всех верных.
Приближенность апостола к Богу в данном случае означает особое призвание его и постоянное общение его с Господом. Всякое воспоминание Павла о духовных чадах из Филипп связано с добрыми их трудами и начинаниями, которые апостол держит в памяти, непрестанно молясь для продолжения совершенствования их в христианском благочестии.
Мы все нуждаемся в молитве, как бы ни были успешны или сильны в вере. Особенно – в молитве духовного наставника. Вот и апостол Павел, как узнаем из Апостольского чтения, не пропускал ни одной молитвы своей без заботы о ближних, без того, чтобы не поблагодарить Бога за величайшую милость Его к христианам и за возможность братского единения во Христе.
Естественно, о верных Богу духовных чадах Павел молился с радостью, о заблуждающихся – с печалью и надеждой на их возвращение к Божественной правде. Филиппийцы радовали апостола своей преданностью вере, готовностью всячески содействовать в благовествовании. Потому и молитва о них доставляла самому Павлу духовное утешение. Сколько любви, сколько нежности и участия вкладывал он в слова свои, обращаясь к христианам Филипп!
Известно, что именно филиппийцы поддерживали апостола в трудные минуты жизни, присылали ему материальную помощь. Верный воин Христов непрестанно трудился в Благовестии учения Христова, но, как человек, терпел нужду и лишения. Но его духовные чада не раз приходили на помощь своему наставнику, чтобы он имел возможность поддержать свои физические силы, чтобы не прекращать своих благих трудов. Тем самым и они, филиппийцы, косвенно участвовали в деле торжества Евангельской проповеди.
Плодом Благовестия апостола Павла у жителей Филипп явилось множественное обращение их к христианской вере. А когда Павел покинул их, духовное общение не прекратилось. От первого дня разлуки с любимым наставником филиппийцы всячески оказывали Павлу содействие, присылая свою помощь и в Солунь, и в Коринф, а когда открылась возможность, и в Рим. Вплоть до того часа, когда апостол писал это Послание.
«Здесь, – толкует святитель Иоанн Златоуст, – апостол говорит похвалу филиппийцам много, даже весьма много, сколько иной сказал бы об апостолах и евангелистах. “Ибо вы, говорит, не об вверенном вам городе имеете попечение, но всемерно стараетесь разделять со мною мои труды, везде со мною содействуете и соучаствуете в моей проповеди. И в течение не одного, или двух, или трех лет, но всегда с того времени, как вы приняли веру, даже доныне сохраняете ревность апостольскую”».
Действительно, усердно служа проповедующему, филиппицы по праву разделяют с апостолом и его награды от Господа.
Оказывать помощь служителям Христовым – великое благо, которое приносит великую пользу не только тем, кому адресовано, но самим благотворителям, делая их участниками славы Божией. Разделяя трудности с духовными наставниками нашими, поддерживая их словом и делом, молитвой и попечением, непрестанной заботой и соучастием, мы оказываем милость Богу через верных Его тружеников, проявляя истинное христианское благочестие и любовь. Этому, как мы убедились сегодня, не могут помешать никакие преграды или расстояния.
Можно жить уединенно, проводя все дни в молитвенных трудах и постных подвигах, в непрестанном бдении днями и ночами, как делали это пустынники, ведя жизнь строгую, суровую и трудную, тем самым служа Богу. Но ведь можно выбрать и иной путь благочестия – усердную помощь подвизающемуся в духовном подвиге, облегчающую нелегкий труд его участием и заботой.
Воины Христовы получают ранения, участвуя в духовном сражении, получая благословенные награды Божии. Но разве не милы Господу и те, кто эти раны врачует и перевязывает, кто оказывает дела милосердия ближним, кто берет на себя труд утешить и поддержать, встретить и помочь служителям Божиим с великим усердием и искренним участием верующей души? Именно за это воздает хвалу христианам Филипп апостол Павел.
И для нас для всех, братья и сестры, пусть это станет мудрым уроком!
Апостол Павел, с любовью говоря о духовных чадах, выражает свою убежденность в том, что преданность филиппийцев Богу вдохновляет его даже в тюремном заключении продолжать проповедь учения Христова: будучи уверен в том, что начавший в вас доброе дело будет совершать его даже до дня Иисуса Христа, как и должно мне помышлять о всех вас, потому что я имею вас в сердце в узах моих, при защищении и утверждении благовествования, вас всех, как соучастников моих в благодати.
Доброе дело, которое начал в филиппийцах апостол Павел, есть утверждение в их сердцах и душах христианской веры, спасение их в Господе нашем Иисусе Христе. Этим – своей несомненной верой и преданностью Богу – особенно отличались христиане Филипп. А усердие их исходило, по мнению апостола Павла, из веры и любви к вере, что и определяло всю их жизнь.
День Иисуса Христа, разумеется, День Его второго пришествия, День Судный, когда все люди дадут ответ перед Господом за содеянное. К этому дню, безусловно, все верные призваны готовиться приумножением добрых дел, помощью Благовестию, как совершали то филиппийцы.
Апостол уверен, что духовные чада сохранят верность Богу до последних дней, что Господь не перестанет воодушевлять их на духовные труды и подвиги в деле служения ближним, в милосердии и готовности помочь нуждающимся.
Очевидно, что благие свершения их были множественными и постоянными, иначе апостол просто не уделил бы им столь пристального внимания. Даже и в узах он не оставлял своих молитв о филиппийцах, чтобы они и далее совершенствовались в торжестве Божественной любви.
Святитель Иоанн Златоуст увидел в словах апостола Павла мудрое указание на соотношение благодати и свободы, при котором – доброе не приводит к злому, а слава к тщеславию: «Смотри, как он учит их смирению. Поскольку он приписал им великую похвалу, то чтобы не овладела ими какая-нибудь страсть, свойственная человеку, тотчас наставляет их относить ко Христу и прошедшее и будущее. Каким образом? Не сказал: будучи уверен в том, что как начали вы, так и совершите; но что? – Начавший в вас доброе дело будет совершать его. Впрочем, не отнимает и у них добродетелей. Ибо это не малая похвала, что Бог действует в ком-либо. Если Он нелицеприятен, каков и действительно, – а помогает нам в добрых делах по расположению нашему; значит, и причина того, что Он преклоняется к нам, заключается в нас».
Получается, что апостол Павел нисколько не умаляет похвалы филиппийцам, но наставляет их – и всех нас, братья и сестры, – что Бог обязательно приходит на помощь в делах благих при нашем стремлении и участии, при активном действии и желании принять в себя Божественную благодать, снискав ее непрестанными духовными трудами. Делами веры, любви и благочестия. Только так.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Все мы являемся сообщниками Божественной благодати, если действительно трудимся на ниве Христовой. Филиппийцы через свое пособие вещественное, заботу и усердие стали общниками апостольского духовного, благодатного богатства. Этот путь – путь милосердия и помощи ближним – открыт и для каждого из нас. Разве и мы не можем быть соучастниками благодати Христовой? Можем, если не будем проходить мимо страждущего, нуждающегося. Если протянем руку помощи погибающему в лавине греховных страстей. Если не осудим, но наставим в благочестии и вознесем молитвы за тех, кто в них нуждается. Если будем помогать Церкви в ее духовном и материальном служении.
Честь апостола и достоинство его определялось тем, что он претерпел ради Христа. Но у каждого человека есть свой жизненный крест, который он несет. И вот от того, как несет, – зависит его причастие, то есть приобщение Божественной благодати.
Господь говорил: Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною (Мк. 8, 34).
Наш жизненный крест слагается из всего того, что мы встречаем на своем пути. Это и немощи нашего естества, и болезни, и скорби. Это труды и тяготы житейские, которые мы также призваны преодолевать достойно, без ропота и уныния. Это и сложности в выполнении нашего долга, возложенных на нас обязанностей. Ибо всякое обязательное дело есть ноша, есть крест служения Господу и ближним.
Некоторые люди несут его во спасение, некоторые – себе на погибель.
Бог, возлагая на нас крест, желает нашего спасения. Но если мы противоборствуем, пытаемся сбросить возложенную Им на нас ношу, то о каком спасении может идти речь? О какой Божественной благодати? Ведь она насильно никого не спасает.
Только мужественные достигают победы. Нельзя обрести славу без труда и подвига. По словам преподобного аввы Исаии, несение креста заключается «…в отречении от всех видов греха и рождает любовь, без которой не может состояться несение креста».
Нужно постоянно желать, чтобы все дела наши устраивались не так, как нам угодно, но по воле Божией, – как угодно Господу. И тогда придет и утешение духовное, и радость общения с Богом, и надежда на неизреченную помощь Божию и на заступление Его. Ведь Бог любит нас так, как ни один человек не может любить! Своим же ропотом и негодованием при скорбях и напастях мы отрекаемся от возложенного на нас креста, совершаем преступление, проявляем непокорность. Терпение скорбей основано на любви и самоотвержении. Как это было у апостола Павла, который с великой стойкостью ради Христа переносил все трудности жизни.
Со своего креста и мы способны славословить и исповедовать Господа нашего. Внешнее же благополучие и спокойствие жизни еще не значат благополучие души. Мы должны понять, что Господь не принуждает никого к ношению Его Креста, к претерпеванию Его страданий, но – каждый человек имеет свой крест. Свою долю бедствий и испытаний, долга и обязанностей, трудностей и мучений. Крест Христа, по величайшей тяжести его, мы просто не сможем нести, и никто из людей не сможет. Но мы в состоянии и должны достойно нести ради любви Божией наш собственный жизненный крест.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Таково Божественное назначение для человека во время земной жизни его! Он должен уверовать в Искупителя, исповедовать Его сердцем и устами, исповедовать своей деятельностью, приняв с покорностью тот крест, который благоугодно будет Иисусу возложить на ученика Своего. Не принявший креста не может быть учеником Иисусовым». Ибо Ему – Сыну Божию вместе с Отцом и Святым Духом подобает всякая слава, честь и поклонение во веки веков.
Аминь.