Слово 16. О призвании апостолов
В неделю восемнадцатую по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Сегодняшнее Евангельское чтение (см. Лк. 5, 1-11) рассказывает нам о призвании Господом нашим Иисусом Христом к служению Богу Симона Петра, его брата Андрея и двух сыновей Зеведеевых – Иакова и Иоанна.
По свидетельству Евангельскому случилось это так: Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, вышедши из них, вымывали сети. Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега, и сев учил народ из лодки.
Лука говорит о призвании апостольском, помещая это событие после исцеления, совершенного Иисусом Христом в синагоге капернаумской. Вера жителей Капернаума тем самым противопоставляется упорному неверию соотечественников Христа из Назарета. И, стоя на берегу озера Геннисаретского, Господь поучал народ, но людей собралось так много, что стали Его теснить. В толпе продолжать проповедовать становилось неудобно. Поэтому Спаситель решил продолжить Свое поучение из рыбачьей лодки, причаленной возле берега. Он видел, что рыбаки уже закончили ловлю и, ничего не поймав, очищали свои сети от водорослей и тины.
Когда Господь окончил Свое проповедническое слово, Он сказал Симону: отплыви на глубину, и закиньте сети свои для лова.
Рыбак, внимательно слушавший Иисуса Христа, удивился такому неожиданному указанию и произнес: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали; но, по слову Твоему, закину сеть.
В сердце Симона, конечно же, было великое сомнение: зачем совершать бесполезное, ведь всю ночь рыбаки трудились, но ровным счетом ничего не поймали. Какая же теперь может быть ловля, когда и солнце уже встало, и по всем приметам рыба ушла?
Но Симон уверовал в силу удивительного Проповедника и потому проявил послушание: но, по слову Твоему, закину сеть.
По слову Иисусову ввергнул Симон вместе с другими рыбаками сеть в море, и, совершив это, как свидетельствует евангелист Лука, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.
Так на глазах у всех Господом было явлено удивительное чудо. Здесь Сын Божий выступает Владыкою всего живого, самой природы, Им сотворенной, когда способен таинственным и могучим действием Своей воли повелевать естественными законами бытия. Так на Нем осуществились слова Давида об идеальном предназначении человека: Ты поставил его владыкою над делами рук Твоих, все положил под ноги его, – и птиц небесных, и рыб морских, все преходящее морскими стезями (Пс. 8, 7–9).
И вот рыбы оказалось так много, что рыбаки, находящиеся в море, вынуждены были дать знак товарищам, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть (Лк. 5, 7).
Но чудо это следует понимать не только в буквальном смысле, – оно несет в себе и символическое значение.
Под лодками разумеется иудейская синагога, где безрезультатно трудились в свое время подзаконные учителя – вожди иудейские, которые ничего не успели сделать до пришествия на землю Господа нашего Иисуса Христа, ибо их вера оставалась тщетной, преисполненной формальностей, лицемерия, лукавства и не приносила плодов.
Но вот, вместо ветхозаветных наставников и учителей, были призваны Богом к служению апостолы. По слову Господа закинули они сеть – Святое Евангелие – и выловили огромный улов: множество людей озарили светом истинной веры и привели ко Христу. Но одни только апостолы не смогли бы распространить учение Христово по всей земле. Им в деле Благовестия потребовались помощники – пастыри и церковные учителя.
Так были призваны к делу проповеди и священнослужители.
Но вернемся к событиям Евангельского чтения. Когда Симон, будущий Петр, увидел, что наполненные рыбой лодки начинают тонуть, он припал к коленам Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный. Ибо ужас объял его и всех бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных.
Божественное чудо потрясло Симона Петра. Он вдруг понял, что Господь намеревается призвать его изменить всю свою жизнь, дав ему особое поручение. Страх перед неизвестностью переполнял душу простого рыбака, оттого Симон так взмолился, припадая к ногам Спасителя, выражая усиленную просьбу свою, соединенную с великим душевным волнением.
Как мы знаем, и в дальнейшем Симон Петр, будучи уже учеником Господа, скорее других апостолов станет откликаться на все происходящие события. Даже дерзнет возражать и противоречить Господу по поводу предстоящих Ему добровольных страданий и смерти – …будь милостив к Себе, Господи! да не будет этого с Тобою! За что получит должное вразумление, – …отойди от Меня, сатана! ты Мне соблазн! потому что думаешь не о том, что Божие, но что человеческое (Мф. 16, 22–23).
Но именно Петр, когда Спаситель спросит, за кого Его считают ученики, воскликнет и исповедует прежде всех прочих: Ты – Христос, Сын Бога Живого (Мф. 16, 16). И в день Пятидесятницы пред толпой изумленного народа именно апостол Петр станет проповедовать Его учение, положив начало вдохновенному апостольскому служению и Церкви Христовой.
Вот и здесь, пока остальные рыбаки в страхе и смирении размышляли о чудесной ловле, Симон Петр уже все определил для себя, бросился на колена пред Спасителем и излил Ему все волнения своего трепетного сердца. Чудо было еще более удивительно потому, что проявилось в привычном, можно сказать, обыденном деле. Ведь Петр был свидетелем и других чудес, совершенных Христом, почему же сейчас он столь бурно реагировал? Потому что сам убедился в бесполезности земной, обыденной ловли, в том, что было привычнее всего.
Далее евангелист Лука говорит о том, что Петр не один испытал такие чувства. Ужас объял также и Иакова, и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону (Лк. 5, 9-10). Они тоже испытывали трепет и благоговение к Божественному Чудотворцу. Только их чувства были сокрыты от ближних, а Петр – один за всех – излил смирение пред величием Божиим. Потому-то Господь обратился с ответом и успокоением именно к Петру, хотя подразумевал и присутствовавших здесь его товарищей. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.
В словах этих – призвание Петра и его сотоварищей к служению, привлечение их к делу апостольского Благовестил. При этом Господь дает непреложное обетование, что отныне рыбак Симон становится ловцом людей, апостолом Петром. Так вместо ловли сетью рыбы, обреченной на смерть, апостолам на их дальнейшем пути Богом уготована ловля людей для блаженной вечности Царства Небесного. Ловля, говоря образно, Святым Евангелием.
Услышав обетование Божие, рыбаки вытащили на берег обе лодки, вытащили все и последовали за Ним.
Так осуществилось призвание Господом первых учеников.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Евангельское чтение рассказало нам не только о чудесной ловле рыбы и апостольском призвании. Оно приводит нас ко многим другим важным выводам…
Наставник!мы трудились всю ночь и ничего не поймали, – со скорбью говорит Симон о потерянном времени и о недостигнутом результате после тяжких усилий. Однако посмотрим: по слову и благословению Господнему, проявив послушание и смирение, повторили рыбаки ловлю, и – поймали великое множество рыбы, и наполнили обе лодки, что они начали тонуть. Так вот в нашей жизни всякое дело, которое мы намереваемся совершить, должно начинаться с молитвы и с благословения Божия. Только в этом случае труды наши достигнут желаемого результата. Святитель Тихон Задонский говорит: «Кто имеет живую веру, тот имеет Божие благословение». И этот же святитель пишет: «Плохо поступают те христиане, которые без молитвы и благословения Божия начинают есть, пить и принимать другие блага. Наверное, они не знают, откуда происходит всякое добро, и не зная Дающего, не благодарят Его. Так они уподобляются язычникам, не знающим истинного Бога и Творца всех благ, или даже бессловесным скотам, которые без всякого рассуждения едят и пьют, что перед собою видят».
Если внимательно посмотреть на всю нашу жизнь, то начинаешь понимать, как с помощью Божией совершались все благие дела и начинания. И как, наоборот, без благословения Господа, без молитвы, по нашей греховной самонадеянности действия наши вдруг становились неудачными. Как бы ты ни бился и ни старался, ничего доброго не получится. Не будет долговечных плодов успеха у тех, кто забывает Бога. В Господе все наше спасение, и Он щедро преподает людям благословение. Принятие такого знания – путь к успеху и процветанию во всем.
Наверное, рыбак Симон, в течение долгого ночного времени выполняя тяжкий рыбацкий труд, утомился и, наверное, уже думал об отдыхе. Но вот Господь предлагает ему опять отплыть в море и снова закинуть сети. Рыбак понимает, что море пустое, что улова быть не может, но по смирению перед Господом совершает свое первое послушание.
Эти же самые чувства – смирения и послушания воле Божией – мы должны воспитывать в себе, братья и сестры. Лишь в этом случае благодатно и спасительно устроится наш жизненный путь и мы получим перед Богом оправдание, достигнем высшей цели – наследования Царства Небесного.
Порой нам сразу хочется видеть исполнение наших желаний. Мы слишком торопимся, мы не готовы долго терпеть и ждать. Но нужно помнить о том, что Господь никогда не отказывает нам в дарах и всегда слышит наши молитвы. А если исполнение молитвенных просьб до времени оставляется, то делается это для нашей же пользы, чтобы дар стал еще драгоценнее и чтобы мы еще больше духовно потрудились. Преподобный Ефрем
Сирин говорит: «Уста могут просить всего, но Бог исполняет только то, что полезно».
И потому нужно научиться смиряться пред волей Божией, предавая себя всецело действию Божественного Промысла, который осуществляется на нас по влиянию Божественной любви, являясь величайшим благом.
Что смог бы получить будущий апостол Петр, если бы отказал Господу, ссылаясь на изнурительный труд и неблагоприятное для ловли рыбы время? Так бы и остался ни с чем. Но, послушав Иисуса Христа, смиренно подчинившись Его указанию, возымел великую прибыль, удостоился призвания Божия на путь апостольского служения.
Так же и мы, братья и сестры, если постараемся иметь терпеливое послушание и всецелую преданность Богу, то никогда не останемся без Его благословения, ибо всегда будем услышаны Господом, ведь предпочтем волю Божию всякой человеческой премудрости. Мы должны быть способны держать во власти все наши чувства и желания, направляя их лишь к главной цели – к непрестанному стоянию в Божественной воле. Преподобный Нил Синайский поучает: «Послушание Божию повелению дарует жизнь, а непослушание – смерть и тление».
У верующего во Христа человека против сердечных чувств, которые зачастую эгоистичны и несовершенны, есть сильное оружие – смирение и послушание, которые побеждают всякие порочные проявления. И пример удивительного послушания дал нам Сам Господь.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал: «Великую добродетель, начало всех добродетелей, утраченную Адамом на Небе, добродетель послушания Богу принес Богочеловек с Неба на землю к людям, томившимся в гибели, вызванной преслушанием Богу».
Наконец, братья и сестры, обратим внимание и на то, как ведет себя Симон Петр после совершения чудесного лова. Казалось бы, радость о желанной добыче должна переполнить и захватить все его сердце. Но что мы видим? Нет ничего житейского в его словах, только смиренное осознание себя человеком грешным, недостойным проявления на нем Божественной славы. Именно этим объясняется и горячее слово Петра: выйди от меня, Господи, потому что я человек грешный.
Но так ли бывает с нами? Не часто ли проявление Божественной милости мы воспринимаем, как что-то само собой разумеющееся?.. Мы не просто не испытываем трепета, но даже поблагодарить Бога за дары забываем. Куда при этом девается наше благочестие и доброе расположение духа? Где здравое ощущение зависимости от воли Божией? Все пропадает под грешным чувством самости, осознания своего превосходства, проявлением самолюбия и самонадеянности… Какое досадное заблуждение!
Все милости и дары Божии, все блага – земные и небесные – нам посылаемые свыше, мы должны воспринимать и принимать с трепетом и благоговением, ощущая себя грешными и недостойными подобной милости. Принимать с чувством глубокой благодарности Господу Богу.
Четверо рыбаков в сегодняшнем Евангельском чтении были изумлены и восхищены чудесной ловлей. Но чувство радости от улова совсем скоро сменилось другим, более глубоким и полным чувством – познанием Божественной истины, открытой Христом. Именно это определило весь дальнейший путь святых апостолов.
Можно прожить жизнь в тяжелых трудах и заботах и ничего при этом не обрести, если не будет в душе Бога. Но послушание воле Божией способно дать положительный и часто не ожидаемый даже нами результат. Так случилось с Петром и другими рыбаками.
Мы должны всегда стремиться к Богу, идти к Нему, даже понимая собственное недостоинство, в надежде на Божию милость. Бог не дает благодатного утешения только тем людям, которые сами не в состоянии его принять, которые слишком горды или слишком неразумны и способны отрицать влияние Божественной воли на жизнь человеческую.
Господь всегда рядом и всегда приходит нам на помощь.
Но в ответ нужна наша вера. Нужны – любовь, смирение и послушание. Наконец – проявление нашей всемерной благодарности Богу.
Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Мы не в состоянии достойно возблагодарить Господа. Но наш долг – приносить посильную благодарность и непрестанно прославлять Господа словом и добродетельной жизнью», ибо Ему и подобает всякая слава, честь и благодарение – Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.
Аминь.