Слово 15. Об усердии к добру
В неделю восемнадцатую по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Дела добра, любви и милосердия необходимо совершать с открытым и чистым сердцем. Только те, кто действительно щедры в своих благодеяниях, лишаясь земного, приобретают Небесное. Даруя временное, обогащаются вечным.
Именно об этом говорит в Апостольском чтении, услышанном нами сегодня (см. 2 Кор. 9, 6-11), апостол Павел. Вот первая мысль: При сем скажу: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. Каждый (уделяй) по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением; ибо доброхотно дающего любит Бог.
Сеющий скупо человек – это тот, кто вроде бы и оказывает милость, но совершает это не по доброй воле, но по традиции, потому лишь что и все члены христианской общины так поступают.
Среди коринфян, к которым обращено Послание апостола Павла, немало было таких людей. Павел занимался сбором пожертвований на нужды бедных, ему вверено было из Македонии доставить собранные средства в Палестину к христианам из иудеев, сильно в то время бедствующим.
Апостол с радостью выполняет возложенные на него задачи сборщика, с особой заботой предрасполагая христиан различных мест проживания к усердным пожертвованиям для страдающих собратьев во Христе. Вот и в коринфянах Павел жаждет видеть должное усердие, стремление помочь ближним не по человеческому призыву, но по зову христианской души. В свою очередь македонские христиане явили пример такого милосердия и сострадания, были доброхотны по силам и даже сверх сил, чему сам апостол оказался свидетелем: Они весьма убедительно просили нас принять дар и участие их в служении святым, то есть в конкретной помощи бедствующим людям (2 Кор. 8, 3–4).
Апостол Павел уже много говорил со своими духовными чадами о сущности и качестве христианской добродетели и милосердия, особенно в тяжких жизненных ситуациях. Поэтому сейчас усердием других собратьев во Христе испытывал он искренность любви христиан Коринфа.
Временем земной жизни приобретается жизнь вечная. Пока мы находимся на земле, необходимо спешить делать добрые дела, приносить Богу плоды христианской веры, заключенные в проявлении любви и милости, дабы стяжать вечный дар от Господа в торжестве и славе Царства Небесного. Ведь когда настанет конец времен и Сын Божий придет судить мир, бесценное воздаяние милости Божией и награду получат только те, кто не поскупился на добро в земной своей жизни, приобретая благость вечности верой, любовью и милосердием.
Святитель Иоанн Златоуст призывает: «Итак, будем подавать щедрую милость, взирая не только на принимающего, но помышляя о Том, Кто относит к Себе все, что делается для бедных, Кто обещает награду за подаяние. Таким образом, к Нему возводя ум, постараемся подавать со всем усердием и щедро сеять, пока есть время, чтобы получить и щедрую жатву».
Апостол Павел говорит нам: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет. Занимающиеся земледелием люди знают, что если сеять мало семян, то и урожай будет небольшим. Точно так же в делах милосердия. Кто в жизни своей земной живет скупо, трясется над каждой копейкой, подает нехотя и немного, хотя мог бы и более уделить ближним, получит небольшую награду. Скупого человека не любят. Он редко заслуживает сочувствия ближних, от него отвращаются, потому что общаться со скупым и жадным неприятно. Вот и восседает на своих капиталах скупой богач, копит все больше и больше, бесчувственно взирая на то, как другие люди бедствуют и умирают от голода. Ночей не спит от тревоги, как бы не потерять все то, что имеет. И что дальше? А дальше слова Господа: безумный! в сию ночь душу твою возьмут у тебя; кому же достанется то, что ты заготовил? (Лк. 12, 20). И далее Сам поясняет: Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет (Лк. 12, 21).
Богатство не является грехом, но греховным может быть человеческое отношение к богатству. Когда из-за капитала начинаются ссоры и порождается зависть, когда безудержная жадность к накопительству не имеет конца, когда скаредность и сребролюбие выдвигаются на первый план и умаляют все духовное, это приводит к рабству греху, которое затягивает подобно болотной трясине. Человек до такой степени увязает, что уже сам не способен выбраться. И впереди у него суд без милости не оказавшему милости (Иак. 2, 13).
Не лучше ли жить по-человечески, сочувствовать друг другу, помогать, поддерживать, жалеть ближних наших? Тогда и совесть будет спокойна, и мысли радостны, и сердце преисполнено доброты. Да и люди окружат благим расположением и доброжелательным отношением.
Не лучше ли пребывать в благости Божественной любви, чем скаредно копить тленные деньги и трястись над своим материальным достатком? Три одежды не наденешь и в два рта есть не будешь!
Без милости нет дел милости! Скупая рука бросает недобрые семена, отягченные грехом жадности, потому они не способны будут принести богатые всходы. И наоборот, сея в щедрости, мы взрастим добрый урожай, сможем пожать его в изобилии. Теперь, в час земной жизни нашей, по словам святителя Иоанна Златоуста, – «…время сеяния: не упустим же его… чтобы в день воздаяния за посеянное здесь нам пожать плоды и удостоиться человеколюбия Владыки».
Вот почему далее звучит апостольский призыв – уделять от щедрот своих по расположению сердца, не с огорчением и не с принуждением. Те люди, которые дают по склонности сердца, а не по принуждению или общественной необходимости, но с радостью и благим отношением души, ничего не ожидая взамен, поступают подобно Христу и становятся любимыми Богом.
Как духовный наставник, апостол Павел заботится о том, чтобы сборы в пользу бедных совершались не по обязанности, но с истинным христианским рвением и милосердием.
В другом своем Послании он призывал: Благотвори с радушием (Рим. 12, 8).
Сам Бог постановил – творить милостыню для того, чтобы не только нуждающиеся подкреплялись, но и дающие духовно совершенствовались, чтобы были они облагодетельствованы Божественной любовью.
Если бы только была одна обязанность помогать бедным, но не требовалось при этом расположения сердца, апостол не просил бы и духовного рвения от дающих, не призывал бы их к благости искреннего милосердия.
Делами милости мы сами тоже спасаемся, давая хлеб насущный нуждающимся, для себя приемлем вечный Хлеб Жизни. Ибо доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9, 7).
Подаяние не есть налог, милость – не обязанность. Благословенно подаяние, которое и принимающего обновляет, поддерживает, укрепляет, и дающего в полной мере насыщает духовной радостью. Для христиан приятнее давать, чем принимать, потому что скромным вкладом земным приобретаются сокровища нетленные на небесах. И не без основания печалится тот, кто творит милосердие без доброй воли, кто платит не по любви, а по принуждению.
И хотя мы платим налоги государству, в котором живем, но в высшем смысле мы должники не кесаря, которому платят по указанию общественного строя, но мы все «в долгу» у Христа, принесшего Себя в Жертву за нас, пожертвовавшего Собою ради нас, и потому «уплачиваем свой долг» Господу с радостью и весельем, с благодарностью и любовью, творя милостыню, оказывая моральную и материальную помощь нуждающимся. В делах милости нами руководит любовь, а не страх осуждения или наказания.
Помогая, мы не должны давать призреваемому человеку почувствовать зависимость от нас, а тем более укорять его в бедности и немощи. В жизни может случиться всякое. Каждый способен испытать и минуты взлета, и часы падения, и годы испытания богатством и испытания бедностью. Господь, призывая нас творить милостыню, Сам позаботится о том, чтобы мы всегда имели возможность быть милостивыми. Бог никогда не потребует жертвы свыше наших сил.
Нашим ближним можно быть полезным всегда. И не только деньгами, но и словом утешения, делом помощи или научением, да и просто – искренним сочувствием.
Надо иметь сердце, готовое и распахнутое к добру, пользоваться всяким случаем послужить окружающим людям в любви, выполняя заповедь Христову о милосердии, – все необходимое для этого приложится…
Бог предоставляет всемерное покровительство и помощь тем, кто готов себя посвятить другим. Апостол пишет: Бог же силен обогатить вас всякою благодатью, чтобы вы, всегда и во всем имея всякое довольство, были богаты на всякое доброе дело.
Благодать Божия пребывает в тех сердцах, что готовы ее принять, избавляясь от грехов покаянием, пребывая в истине Божией, совершая добрые дела.
По словам святого Иоанна Златоуста, апостол Павел выражением всякою благодатью говорит о преизбытке духовных благ, а всякое довольство – о достатке благ материальных, то есть – о таком количестве даров Божиих, которые позволяют человеку трудиться на благо ближним. Таким образом, идеалом обычного спасающегося христианина-мирянина является стремление к духовному богатству добродетелей и Божиих дарований, при материальном довольстве, то есть таком достатке (заметим – не богатстве или изобилии, а достатке), когда обеспечивающий себя и своих близких христианин может не без скупости и жадности помогать бедным и жертвовать на нужды Церкви. Но необходимо при это помнить, что, если человек действительно является последователем Христовым, он всегда должен быть готов отказаться от всего земного, временного, чтобы приобрести Небесное, вечное. Когда? Ситуация сама подскажет момент такого выбора. Но в этом заключается ценностное предпочтение христианина.
Разве перед нашими глазами не было примеров, когда добродетельный человек, щедро раздающий полученные от Бога дары, не видел оскудения своего богатства, но напротив – обретал радость процветания и благоденствия в семье? От скупого же, по греховности его, Бог отвращается. Вернее, тот сам удаляется от Божией милости.
Апостол Павел приводит в подтверждение тому пророческое свидетельство: как написано: расточил, раздал нищим; правда его пребывает в век (Пс. 111, 9; 2 Кор. 9, 9).
Это высказывание учит людей тому, что поистине ценно, а что – тлен земной. По этому поводу святитель Иоанн Златоуст говорит: «Даже если поданного уже нет, плоды подаяния остаются… Итак, не будем мелочны, но будем расточать щедрой рукой. Разве не видишь, сколько другие раздают шутам и распутным женщинам? Подай Христу хотя бы половину того, что они дают плясунам. Подай хотя бы столько алчущему, сколько они из тщеславия дают актерам».
В конце сегодняшнего Апостольского чтения Павел делает вывод: Дающий же семя сеющему и хлеб в пищу подаст обилие посеянному вами и умножит плоды правды вашей, так чтобы вы всем богаты были на всякую щедрость, которая через нас производит благодарение Богу.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Апостольское чтение говорит нам о том, что творящим дела милосердия не стоит опасаться того, что у них самих ничего не останется в результате правильно совершаемой благотворительной деятельности. Бог видит всё и заботится о всех повсеместно. Правильно же совершаемая милостыня – такая, когда человек не допускает при этом в свое сердце мысли о своей заслуге пред Богом, не превозносится от человеческих благодарностей, которые он слышит в ответ. На самом деле подлинная и спасительная благотворительность есть дело, требующее внутренней собранности ума и души, чтобы не погубить своей награды от Бога за совершаемые материальные благодеяния. Пусть же руководством для жертвователей будут слова Христовы: Смотрите, не творите милостыни вашей пред людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет вам награды от Отца вашего Небесного. Итак, когда творишь милостыню, не труби перед собою, как делают лицемеры в синагогах и на улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю вам: они уже получают награду свою. У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая, чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно (Мф. 6, 1–4).
Господь Всемогущий, Который дает семя сеющему (2 Кор. 9, 10), то есть – дары милости, и Который обеспечивает нам возможности для милосердия, – даст и хлеба в пищу, и все необходимое в жизни, взрастит плоды правды, чтобы Его верные последователи, исповедующие Иисуса Христа Господом, всем богаты были на всякую щедрость. И добрыми делами своими воздавали всемерное благодарение Богу. Все совершаемое во благо делается ради торжества Божественной славы и любви. Свершениями благими, милосердием и милостью мы прославляем Всемилостивого Господа.
Нуждающимся христианам в Палестине оказали помощь собратья во Христе из Македонии, Коринфа и Галатии. Голод был предотвращен, и люди спасены. Такой же помощи ближним, страждущим и нуждающимся ждет от всех нас Господь наш Иисус Христос, открывая великое, благодатное и спасительное поприще благотворительности.
Но при этом милосердие может иметь самые разнообразные формы. Не прав тот человек, который говорит: «У меня ничего нет, чем я могу помочь собрату?». В Боге мы всем богаты! И все способны к милости. Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Великую и мудрую душу ничто столь не поощряет к добрым делам, как сознание, что этим она уподобляется Богу».
Бог ни в чем не имеет нужды и ничего не требует от нас, но позволяет служить Ему верой и делами веры и любви, милостивыми начинаниями, которые, принося пользу ближним, облагодетельствуют и нас самих.
Плод милостыни произрастает обильно, оборачиваясь множественными добрыми приобретениями.
Господь говорит: Как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне (Мф. 25, 40). Христианин, знающий о жизни будущей, о неизреченных благах Царства Небесного, призван позаботиться о должном приобретении для себя в вечности через настоящее совершение дел любви и милосердия.
Преподобный Ефрем Сирин поучает: «Кто собирает в свою сокровищницу молитвы и дела милосердия, тот богатеет в Бога».
Постараемся же постоянно воспламенять в себе любовь к будущим благам, не думая о приобретении благ временных, земных, не привязываясь душой ни к чему мирскому. Будем смотреть не на достоинство нуждающегося в нашей милости и помощи, а только на саму нужду, взывающую к нашему состраданию. Милостыня бывает так плодотворна, что способна даже очистить грехи человеческие, возродить сердца к постижению Божественной истины.
Святитель Иоанн Златоуст учил: «Милосердного и человеколюбивого Бог принимает и любит, и если это будет праведник – сплетет ему светлейшие венцы, а если грешник – прощает ему грехи в награду за сострадание к подобному себе рабу». И преподобный Нил Синайский говорил: «Блажен, кто многим делает добро, он на Суде найдет многих защитников». Богу же нашему подобает слава и держава во веки веков.
Аминь.