Слово 14. Об исцелении бесноватого
В субботу восемнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властию и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Евангельское чтение, прозвучавшее для нашего внимания сегодня за Божественной Литургией (см. Лк. 4, 31–36), рассказывает об изгнании нечистого духа из бесноватого человека в синагоге Капернаума.
После того, как Господь не принят был соотечественниками в Назарете, Он пришел в Капернаум, город Галилейский, и стал учить его жителей в дни субботние, то есть проповедовать в синагоге. Слово Спасителя было столь сильным и необыкновенным, что многие люди сходились послушать Его. И дивились учению Его, ибо слово Его было со властию.
Господь говорил и толковал Священное Писание не так, как книжники и фарисеи, ибо раскрывал перед слушателями глубины Божиего слова, пояснял древние пророчества и доказывал, что многое из ранее написанного и сказанного уже сбывается, и сбывается на Нем. Иисус Христос нес в мир Благовестие Царства Божиего. В Его уверенности чувствовалась благодать Святого Духа и Божественная мощь. Все это, конечно же, не могло не поражать собиравшихся в синагоге.
Господь учил в синагоге Капернаумской, и все дивились учению Его, ибо, повторимся, учил Он не как книжники и фарисеи – обычные люди, часто преследующие свои личные, эгоистические цели, но как имеющий Божественную власть. Власть эта заключалась не в повелительном тоне или громком звучании слов, но в необыкновенной благодатной силе и влиянии на сердца и души. Каждое слово, исходившее из уст Сына Божия, было не только правдиво, но преисполнено благодати Святого Духа. Оно проникало внутрь каждого и покоряло человека, взывая к лучшим чувствам души. Это было не просто проповедническое слово, но слово от Духа. Оттого оно преуспевало в силе и убедительности, переходило от одного человеческого сердца к другому, покоряло правдой. Книжникам же не дана была подобная власть, так как они, во-первых, в отличие от Воплощенного Сына Божия были просто людьми, да к тому же и не облагодатствованными, так как, во-вторых, примешивали к проповеди собственные несовершенные мудрования, ненужные умствования; фактически – не имея истинной веры и Бога в душе. Они лицемерили, лукавили, скрывали свои подлинные чувства, ища славы и наживы, почестей и уважения от общества. Но, по слову святителя Феофана Затворника, «…жизнь в сердце, и только исходящее из сердца может воздействовать на целые эпохи жизни».
Но вот что произошло дальше.
Евангелист Лука свидетельствует: Был в синагоге человек, имевший нечистого духа бесовского, и он закричал громким голосом: оставь; что Тебе до нас, Иисус Назарянин? Ты пришел погубить нас; знаю Тебя, кто Ты, Святый Божий.
Очевидно, что в этом человеке пребывал бес, обладавший силой многих. Нечистая сила невольно исповедала Иисуса Христа Святым Божиим, хотя и не осознавая до конца, что Этот Святой Божий не просто человек, но Сам Бог, хотя и во плоти, но понимая, что Он пришел поразить все недоброе и скверное. То есть из этого ясно, что и духи бесовские чувствуют святость, приблизившуюся к ним, хотя и страдают от нее, будучи попаляемы ею, словно огнем. Они верят в существование Бога, но – вера их не подкреплена любовью, ибо вместо любви они пребывают в злобе и ненависти. Вот и в тот момент, хорошо понимая тщетность всех своих усилий, находясь в бесноватом человеке, дух скверны и порока громко взывал, чтобы Иисус Христос не трогал и не изгонял его.
Но Господь не мог пройти мимо человеческого страдания. Он видел, как много мук доставляет враг этому несчастному. Одновременно – Христос не желал, чтобы правда о Нем как о Сыне Божием и истинном Спасителе мира звучала из нечистых и скверных уст беса.
Иисус запретил ему, сказав: замолчи и выйди из него. И бес, повергнув его посреди синагоги, вышел из него, нимало не повредив ему.
На глазах у всех собравшихся в синагоге людей был исцелен Господом этот бесноватый, потому что очнулся совершенно здравым в уме и поведении. Бес покинул его тело и душу, не принеся более никакого вреда, послушав повеление Иисуса Христа.
И если в слове Господь явил власть и право проповедовать по полноте Божественного ведения, то в чуде изгнания беса показал всю полноту Своей Божественной власти.
Евангелист Лука далее пишет: И напал на всех ужас, и рассуждали между собою: что это значит, что Он со властию и силою повелевает нечистым духам, и они выходят?
Чудотворение, совершенное Господом, повергло свидетелей в удивление и страх, потому что они никогда не встречали ничего подобного. В их сознании пробуждалась мысль о том, что столь важные действия не подвластны никакому человеку, какими бы талантами он ни обладал, но принадлежат только Богу. Осознание этого вело к принятию и торжеству веры в Господа.
Но пока души слушателей Божественного слова еще не были готовы вместить всю полноту истины Божией. Лишь немногие, из увидевших такое явное чудо, уверовали. В большинстве же своем жители Капернаума пока только рассуждали и ужасались.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! В Евангельском чтении, прозвучавшем сегодня и преподанном Святой Церковью для нашего вразумления, в чуде изгнания беса проявилось всемогущество Божие во всей своей торжествующей полноте. И никто не мог отрицать тех чудес, которые совершал Спаситель.
Тем не менее, надменные фарисеи вопрошали Господа: Какой властью Ты это делаешь? (Мф. 21, 23). То есть, даже видя собственными глазами Божественные чудеса, они отрицали очевидное. Или, наоборот, требовали доказательства Учения Христова знамениями и чудотворениями, чтобы еще и еще раз Его соблазнить и искусить: Каким знамением докажешь Ты нам, что имеешь власть так поступать? (Ин. 2, 18).
Но что толку доказывать что-то тем, кто просто не хотел принимать Сына Божия?!
По свидетельству Евангельскому, у Бога не останется бессильным никакое слово (Лк. 1, 37).
Господь всемогущ. И в исцелении бесноватого в Капернауме Он явил зримое свидетельство этого всемогущества. Еще пророк Иеремия восклицал: О, Господи Боже! Ты сотворил небо и землю великою силою Твоей и простертою мышцею; для Тебя нет ничего невозможного (Иер. 32, 17).
Теперь же, когда на глазах иудеев древние пророчества сбывались, в большинстве своем они не желали принимать очевидного. Они впадали в рассуждения, пытались постигнуть что-то своим несовершенным и ограниченным разумом. Почему? Потому что они не имели веры.
Только вера может объяснить то, что недоступно человеческому пониманию. Преподобный Исаак Сирин писал: «Слова, не постигаемые ведением, делаются понятными для нас при помощи веры. Для духовных тайн, которые выше ведения и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разум, Бог дал нам веру».
Как мы можем видеть и ощущать мир нашим зрением, так вера открывает человеку духовное зрение, ибо только верой приобретаются познания о Боге, о том, что не способны постигнуть никакая мудрость, никакое человеческое умствование.
Благоугодно было Господу изгнать беса из страдающего человека, потому что Спаситель всегда поступает по любви, и для Него это не было невозможным. По слову святителя Григория Нисского, «…в Божеском естестве изволению сопутствует могущество и мерой Божиего могущества служит воля».
Бог непостижим в Своей силе!
Святитель Тихон Задонский писал: «Всемогущество Божие познаем из создания мира и управления им, из чудес Его, сотворенных и творимых в мире. Не было ничего, но Бог сотворил великие и преславные дела, небо и землю и все, наполняющее их, и сотворил из ничего, без труда, единым словом: Он сказал, – и сделалось; Он повелел, – и явилось (Пс. 32, 9). В этом Его всемогущество. Та же всемогущая сила управляет созданным миром и хранит его».
Господь явил величайшее человеколюбие, исцелив бесноватого. Он совершил это в субботу, и от фарисеев вновь мог прозвучать упрек в нарушении дня субботнего. Но для Спасителя это было неважно, ибо по милосердию Своему Он, прежде всего, думал о страдающем человеке, а не об установленных условностях и ложных требованиях благочестия.
Беснование есть вселение бесов в человека, несчастье, не подлежащее осуждению, потому что может и не зависеть от воли самого бесноватого. Но куда страшнее, братья и сестры, беснование нравственное, то есть род душевного заболевания, – раздражительность, доходящая до гнева и исступления, ненависть, перерастающая в злобу, осуждение, опускающееся до клеветы. Затем, по словам святых отцов, пьянство – это тоже беснование, но уже добровольное. Всё это виды беснования, в которые мы сами себя повергаем, потворствуя грехам и порочным наклонностям, становясь одержимыми собственными страстями. Всякая обида тяжело отзывается в человеческой душе, побуждая к оскорблению, злопамятности, и даже недобрым действиям.
Очень легко дать волю своей раздражительности, воспламенить сердечный гнев. При этом, – когда нас охватывает злоба или другая какая-то страсть, – разве мы не становимся похожими на бесноватых? Но не менее важно, что и диавол в этот момент не дремлет, но возбуждает действующую страсть еще сильнее, бесноватость нравственную стремясь претворить в фактическую.
Господь изгнал беса, и человек получил полную свободу, прояснился его ум, умилостивилось сердце. Он познал веру.
Мы также можем приблизиться ко Христу, покаявшись в своих прегрешениях. Господь и нам даст свободу от собственных страстей и пороков. И на каждом из нас, братья и сестры, в Таинстве покаяния может проявится всемогущество Божие, благодать Его и сила.
Связанные грехами и пороками, мы не способны полностью владеть собой. Мы повязаны беззакониями и соблазнами, поэтому – становимся игрушкой в руках врага рода человеческого. Но искреннее покаяние разрывает любые греховные путы, уничтожает цепи диавольские, прорывает бесовские сети. Господь же может освободить нас от этого рабства. Будем же помнить о том, что искренняя, глубокая и сердечная вера способна привлечь к нам высшие силы Божественного всемогущества.
Порой будничные заботы опутывают нас и не дают расправить крылья веры. Оттого и исповедание наше зачастую рассудочно. Мы, как те жители Капернаума, о которых сегодня слышали в Евангельском чтении, все пытаемся рассуждать и задавать лишние вопросы. Но вера есть область сердца и духа. Воспринимается она душой, а не разумом. Только вера помогает нам победить, восторжествовать и воскреснуть из духовного небытия, окрепнуть в своем исповедании Господа. Но нередко обращаемся к вере мы уже после того, как испробуем все естественные средства, то есть фактически, – когда не остается никакой иной надежды…
А казалось бы, чего проще: Господь Сердцеведец внимает любой тайной мольбе, принимает человеческую искренность и всегда может услышать нас в нашем покаянии. К тому же – Спаситель никого не принуждает к добру, не овладевает сердцем человека против его воли. Благодать Божия животворна и светоносна только для тех, кто желает и стремится ее вместить, кто познает ее несомненной и искренней верой.
Господь говорит: Не бойся, только веруй (Лк. 8, 50).
Мы все заботимся о своем спасении, но ведь у каждого человека мелькает мысль о том, а достоин ли он этого спасения? Не отсюда ли его тревожное состояние духа? Однако же, братья и сестры, мы никогда не сможем достигнуть Царства Небесного исключительно усилиями собственной воли. Да, мы должны ревностно служить Богу, подвизаться в праведности и благочестии, выполнять заповеди Господни, упорно идти по пути спасения. Но надеющийся только на себя, а не на Бога – никогда не будет иметь мира в душе.
Все наши усилия должны прилагаться для спасения, но истинно спасает нас только Господь Своей благодатью.
Цель всей нашей жизни – в Боге, в общении и единении с Господом. Человек создан по образу Божиему и подобию, потому мы не можем не искать общения с Богом. Именно к этому повсеместно тянется наша душа. Христос непременно явит Себя в нас, если искренним покаянием мы докажем свою готовность к праведности, к служению Богу. И решительным произволением своим сделаем все, чтобы Господь пребывал в нерукотворном храме нашей души. Вечная радость, настоящее счастье и истинное блаженство не на земле, но в возвращении общения с Богом.
Святитель Феофан Затворник писал: «Блажен человек, который верою обретет Царя Небесного и удостоится войти в святое общение с Ним. Такому будет Бог – Богом его, крепостью его, опорой, прибежищем, избавителем, помощником, защитником и заступником. И с Богом приобретет он все остальное. Отказывается он от чести, славы, богатства, утешения мира сего, но в Боге верою обретет несравненно большую честь, славу, богатство и утешение… Кто обретает Бога, тот с Богом и в Боге наилучшим образом обретает все блага», ибо Ему слава во веки.
Аминь.