Вы здесь

Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения. Слово 13. О тайне совершенства тела духовного. В субботу восемнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению) (Митрополит Владимир (Иким), 2015)

Слово 13. О тайне совершенства тела духовного

В субботу восемнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)

Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении; сеется в уничижении, восстает в славе…

1 Кор. 15, 41-43

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодняшнее Апостольское чтение (см. 1 Кор. 15, 39–45) говорит нам о воскресении, которое лежит в основе мироздания, сотворенного Богом.

Именно воскресение, а не смерть, соответствует установленному Господом природному порядку.

Вопрос «как воскреснут мертвые и в каком теле предстанут пред Справедливым Судией?» всегда волновал и волнует людей, верящих в воскресение.

Бог дает по Своей воле и Промыслу каждому живому существу свое тело. Создатель всегда действует Премудростью Своей, создавая то, что каждый день или в определенное время начинает в этом мире существовать. Этим объясняется и удивительное разнообразие природных форм, но и их установленная родовая устойчивость. Как пишет святой Василий Великий «природа существ, подвигнутая одним повелением Божиим, равномерно проходит и рождающуюся, и разрушающуюся тварь, сохраняя последовательность родов посредством уподобления, пока не достигнет самого конца, ибо коня делает она преемником коню, льва – льву, орла – орлу и каждое животное, сохраняемое в следующих одно за другим преемствах, продолжает до скончания вселенной. Никакое время не повреждает и не истребляет свойств в животных». Поэтому роды живых существ отличаются друг от друга. И апостол Павел в связи с этим пишет: Не всякая плоть такая же плоть; но иная плоть у человеков, иная плоть у скотов, иная у рыб, иная у птиц. Впрочем, апостол говорит о воскресении именно человеческой плоти. И даже не столько о плоти, сколько о различиях между людьми в воскресших телах в будущем веке.

Апостол Павел далее говорит: Есть тела небесные и тела земные; но иная слава небесных, иная земных. Апостол доказывает истину воскресения и говорит о том, что не все будут иметь одинаковую славу. Вот далее апостол пишет: Иная слава солнца, иная слава луны, иная звезд; и звезда от звезды разнится в славе. Как в земных телах существует различие, так и в небесных. И различие немалое, иной раз до крайности. Все светила располагаются в определенной точке вселенной, и имеют подчас очень разнящиеся физические структуры. Вот и люди, образно говоря словами святителя Иоанна Златоуста, – «…хотя все (праведники) будут в Царстве, не все получат одно и то же;.и грешники: хотя все будут в геенне, не все будут одинаково мучиться». Возникает вопрос: а от чего будут зависеть различия славы и святости праведников и напротив – разность в степени мучения грешников? Во-первых, от свободной воли этих людей в их земной жизни в теле до Всеобщего Воскресения и от степени их добродетелей или пороков, а во-вторых – от решения неизъяснимого и «непросчитываемого» человеческим умом Божественного Суда, оценивающего жизнь человека во всех ее обстоятельствах, известных только Богу. Но можно сказать, что выбор между добром и злом и соответственно между раем и адом зависит именно от нас. Бог Своим Судом лишь подтверждает выбор нашей свободной воли. Поэтому да будем бдительны по отношению к самим себе!

Говоря о разнице славы, апостол возвращается к мысли о воскресении: Так и при воскресении мертвых: сеется в тлении, восстает в нетлении, сеется в уничижении, восстает в славе; сеется в немощи, восстает в силе; сеется тело душевное, восстает тело духовное.

После телесной смерти плоть каждого человека подвергается тлению. Но при воскресении тело переходит в лучшее состояние, так как оно уже не плоть и кровь, влекомые страстными потребностями, но некая бессмертная сущность, тело, обретающее новые, более совершенные свойства – нетление, то есть неразрушимость, и бессмертие.

Возьмем – примером – душу человеческую. Согласитесь, что она может в себя принять все – и добродетель, и порок, может стать храмом Божиим, вмещающим Самого Господа, а может преисполниться греховной скверны. Зависит это от нас, от людей, которым Бог предоставил свободу выбора, дал волю и возможность принимать собственное решение.

Адам до грехопадения имел тело нетленное, но способное стать тленным. Согрешив, он приобрел тление и смертность. Такими стали и мы – его потомки и причастники последствий Адамова греха, то есть смертности и тления. Во Христе произошла победа над смертью и тлением в человеческой плоти в результате Христова воскресения. Дана такая возможность и нам. Но мы все же умираем и истлеваем телами, они разрушаются. Но окончательная победа над тлением и смертностью будет дарована нам уже во Всеобщем воскресении. После этого наши тела уже будут нетленными. А пока нам предстоит при помощи Божественной благодати, конечно же, борьба с собственной плотью, под которой даже скорее следует понимать не столько наше тело как таковое, сколько плотские страсти и вожделения, воюющие против нашей души, подчиняющие ее своим пожеланиям. Даже святые угодники Божии, которые разумом и душою были высоко духовны и достигали еще в земной жизни чистоты ангельской, имели плоть, обременявшую душу и боролись со своими плотскими и душевными страстями и пороками. Совершенными, святыми по плоти, они станут только тогда, когда тело душевное восстанет из мертвых как тело духовное, предназначенное для бессмертия и блаженной вечности Царства Небесного. Хотя, конечно же, нужно сказать, что тела святых – как живых, так и умерших, становятся обителью пребывания в них Бога, благодати Святого Духа и в силу этого – чудотворными и даже подчас (но не всегда, или частично) нетленными (называемыми мощами), но все же не абсолютно нетленными и небессмертными. И свои совершенные свойства тела духовного они получат лишь в Воскресении, когда обоженные души этих святых Бог соединит с воскрешенными Им и обновленными, но теми же самыми телами.

До подобного перехода все люди, без исключения, являются узниками закона греха. И все они, естественно, в различной степени, подвержены порывам страстей, плотских соблазнов и пороков. Вот почему и апостолы, и святители, все отцы Церкви Христовой призывали и призывают всех верных непрестанно бороться с вожделениями плоти, яростно сражаться со своими греховными помышлениями и устремлениями, как и сами они делали в своей жизни.

Величайшей радостью для всех последователей Христа должна стать мысль о том, что все греховное и недоброе в теле нашем, при старании и усердии с нашей стороны в здешней – земной жизни, исцелено будет при Воскресении в жизни будущего века. Поэтому в уничижении тело человека сеется в землю, кладется в могилу, чтобы подвергнуться, необратимым процессам гниения и разложения, то есть тления. Но при воскресении каждый верный Богу восстает в славе, в красоте новой духовной плоти, не подверженной более никакому бесчестию. Неверные же и грешники также воскреснут нетленными, но их воскресение будет для них воскресением осуждения (Ин. 5, 29), а нетление будет им в муку непрекращающуюся.

Некоторых волнует вопрос: останется ли при воскресении разделение на мужчин и женщин или и это упразднится? Нет, мужчины и женщины воскреснут в своих прежних телах, слава же их будет различаться соответственно благодеяниям. Но дело в том, что в Царстве Небесном потребностей в плотских вожделениях просто не будет. Так, немощь человеческая торжеством Божественной силы обратится в мощь, обретет славу и нетление. К тому же, как можно с уверенностью предположить, видение тел в Царстве будущего века после Воскресения будет иным. Это будет Царство Света. Как говорит Сам Господь Иисус Христос: тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 43). Этим Божественным Светом были осияны первые люди, и обнаженные – не стыдились, а устыдились, потеряв покров Света. Плоть же спасенных в Царстве Небесном также будет осияна этим Светом, и потому тела будут словно прикрыты этим Сиянием Божественных энергий, которые и составят упомянутую апостолом славу Воскресения.

Телесная наша природа до поры до времени пребывает в бесславии, тлении и нетвердости, но содействует душе нашей в делах милосердия, праведности и любви, а потому при Воскресении, по благодеяниям своим, согласно воле Божией обратится и восстанет телом духовным, преобразившись во славе и бессмертии. То, что было сосудом бесчестия, станет сосудом для почетного употребления (2 Тим. 2, 20), вмещающим в себя благословенный Свет Божественной любви и чести. Потому что, как писал апостол Павел, есть тело душевное, есть тело и духовное.

Но как же различать тело душевное и тело духовное? Та плоть, которая служит духу, животворится им, называется духовной, и не потому, что превращается в дух (так думали еретики), но потому что легко подчиняется духовным устремлениям, ибо обретет новые качества. Она будет освобождена от всякой скорби, страдания, нездоровья, бренности и тления. Тела праведников и в земной жизни могут достичь определенной степени духовности, как об этом мы уже сказали, но при воскресении тело духовное будет гораздо более совершенным.

Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «Теперь великая благодать Святого Духа часто отлетает, когда кто впадает в тяжкие грехи, и тогда, как Дух пребывает в душе, (отлетает) жизнь плоти, – а без первого и последняя ничтожна, – но тогда не так, а напротив (Дух) будет непрестанно пребывать в плоти праведников и станет господствовать в ней, хотя и душа будет присутствовать».

Вот откуда появляется совершенство духовного тела. Самой добродетелью человека, а в большей степени – благодатью Божией, тело душевное обращается в тело духовное, преображаясь от земного бесславия к торжеству Божественной славы.

Но это произойдет, станет возможным только тогда, когда человек воскреснет из мертвых, когда он полностью будет освобожден от рабства тлению. Мы ведь все видели и знаем, что, когда сеешь в землю как бы мертвое, давно собранное зерно, Божией милостью оно вырастает в новую жизнь, давая спелый и полновесный колос, приумножаясь во много крат.

Мы верим семени, потому что его видим, но не верим в воскресение, потому что не видим?

Однако вспомним, как Сам Господь сказал: блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20, 29). То, что недоступно для человеческого несовершенного разума, последователи Христовы постигают верой. И все сбывается в свое время. Так женщина, носящая во чреве плод, ждет срока, когда ее ребенок появится на свет.

Но когда же произойдет всеобщее воскресение из мертвых? Когда ожидать Дня Судного?

О дне же том и часе никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец (Мк. 13, 32), – говорил Господь. И в другом месте о том же сказано: Не ваше дело знать времена и сроки, которые Отец положил в Своей власти (Деян. 1, 7). Одним словом, – мы всегда должны ждать этого момента, в мыслях и действиях своих находясь перед Праведным Судией. Ибо срок настанет, и, по слову Евангельскому, изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло – в воскресение осуждения (Ин. 5, 29).

Возвращаясь же к размышлениям о теле духовном, апостол Павел говорит: Так и написано: первый человек Адам стал душею живущею; а последний Адам есть дух животворящий.

Первый человек Адам был сотворен Богом душой живою. Господь же наш Иисус Христос – последний или второй, Адам – обладал духовным телом, приняв человеческое естество, оживотворив его постоянным присутствием Своего Божества и благодати Святого Духа. Святитель Иоанн Златоуст поясняет: «(Апостол) сказал это для того, чтобы ты знал, что уже есть знамения и залоги как настоящей, так и будущей жизни: настоящей – Адам, а будущей – Христос. Так как лучшие (блага) он поставляет в надеждах, то теперь доказывает, что начало их уже пришло, что корень и источник их уже явились. Если же корень и источник для всех очевидны, то не должно сомневаться и о плодах».

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Важность для нас сегодняшнего Апостольского чтения очевидна, ибо мы размышляли об очень значительных вещах. Апостол Павел объяснил нам непреложность и истинность Всеобщего Воскресения из мертвых, которое ожидает каждого из нас.

Когда это произойдет? Мы не должны дерзать даже думать о сроках, ибо это знание только у Бога, Отца нашего Небесного. Но мы должны быть готовы встретить День Судный достойно, ибо на Суде Божием не нужны будут ни прокуроры, ни адвокаты, ни свидетели, но – сами дела наши, мысли, сокровенные помыслы и желания будут или обличать нас или оправдывать. Именно они явятся пред очами Божиими и всех людей и Ангелов, и именно в том виде, в котором мы их в земной жизни имели или совершили.

Апостол Павел писал: плоть и кровь не могут наследовать Царства Божия (1 Кор. 15, 50), блажен же будет тот, кто успеет еще до Суда облечься в нового человека, искренне покаяться в своих прегрешениях и преобразиться в праведности ради Христа. Сегодня еще Господь милосердствует и помогает грешникам обрести путь спасения. Ныне мы еще пользуемся долготерпением Божиим. Но на Суде Господнем познаем правосудие, и тогда никто не уйдет от ответа. Что будем чувствовать в тот час, если не обретем милость у Бога, если не заслужим снисхождения?

Преподобный Ефрем Сирин писал: «Все облекутся там в душевное сокрушение, кроме совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце, грешники, потому что не искали спасения в покаянии и милосердии к ближним. Восскорбят и любившие правду, если не пребыли постоянными, и каявшиеся, если не исправились. Когда увидят они там венцы победителей, тысячи из них приведут себе на память свою жизнь, узнают половину блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была их жизнь, как благ и милостив Господь к чтущим Его».

Во всех делах, даже самых малых – и добрых, и нечестивых – предстоит испытание. Лопата в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф. 3, 12). Задумаемся об этом, братья и сестры, пока еще есть время, пока не поздно еще исправиться, подвизаясь в делах веры, любви и благочестия, принося Богу искреннее свое покаяние в делах греха и беззакония. Задумаемся, потому что страшен тот Суд, который ожидает людей после Всеобщего Воскресения. Еще в древности сказано: Помни о конце твоем, и вовек не согрешишь (Сир. 7, 39). Будем же размышлять об этом прилежнее, не станем гнать от себя мысли о смерти. Бог дал нам одну душу, другой души у нас нет. И если мы ее погубим, то что останется для нас источником жизни вечной?

Святитель Иоанн Златоуст призывал: «Будем постоянно говорить себе и другим: есть Воскресение, и Страшный Суд ожидает нас. Если кого-либо увидим тщеславящимся и превозносящимся настоящими благами, скажем ему то же самое и объявим, что все это останется здесь. Если увидим другого удрученным скорбями и унывающим, скажем и ему то же самое, ибо скорбям будет конец. Если увидим кого-либо преданным беспечности и лени, напомним ему, что нужно будет дать отчет в беспечности. Эта речь лучше всякого лекарства может излечить душу». Богу же нашему – Милосердному Спасителю и Праведному и Грозному Судии подобает всякая слава, честь и поклонение – Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.

Аминь.