Вы здесь

Вечное сокровище. Под сенью Крестовоздвижения. Слово 12. О вере и неверии. В пятницу восемнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению) (Митрополит Владимир (Иким), 2015)

Слово 12. О вере и неверии

В пятницу восемнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)

И сказал: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

Лк. 4, 24

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Возлюбленные о Господе братья и сестры!

Сегодня нашему вниманию Святая Церковь предлагает Евангельское чтение (см. Лк. 4, 22–30), рассказывающее о том, как не принят был Господь наш Иисус Христос в Своем родном городе Назарете, где вырос и жил почти тридцать лет до выхода на Свое общественное служение.

Когда Господь, проповедуя в синагоге, давал толкование на то, что пророчество Исаии уже сбылось на Нем, то вначале земляки дивились словам благодати, исходившим из уст Его. До них, конечно же, донеслись вести об удивительных чудесах, которые уже сотворил Иисус в других краях. Но они просто не могли в это поверить, вопрошая сами себя: не Иосифов ли это сын?

Серцеведец Господь видел сомнения, которые властвовали в душах назарян, уже готовых обвинить Его в богохульстве, а конкретнее – в присвоении Себе титула

Мессии – обетованного Пророками и потому ожидаемого иудеями Избавителя, Помазанника Божия. Вожди иудейские кипели злобой. А простые иудеи не принимали слово Божие, потому что не верили и не хотели слушать Божественную истину.

Ощущая все это, Господь сказал: конечно, вы скажете Мне присловие: врач! исцели Самого Себя!

Эта пословица была в то время распространена и означала, что врач, прежде чем лечить других людей, сначала должен на себе показать врачебное искусство. Если Христос – Мессия и пришел освободить избранный Богом народ, то должен совершить нечто сверхъестественное, что поможет обществу забыть Его скромное, а в глазах некоторых низкое происхождение. Жители Назарета размышляли так: сделай и здесь, в Твоем отечестве то, что, мы слышали, было в Капернауме. Очевидно, слухи о чудесах Господа в Капернауме немало будоражили их души. И они требовали чудесных доказательств, хотя звучащее слово Божие само было ярким доказательством Его Божественного происхождения для тех, кто имеет уши слышать (Мф. 11, 15). Но нет, – говорили они как бы так: «еще сотвори чудо; возвысь незначительный Назарет над богатым и знаменитым Капернаумом…»

Но в ответ из уст Господа прозвучало: истинно говорю вам: никакой пророк не принимается в своем отечестве (Лк. 4, 24).

Почему Спаситель так сказал? Потому что Он видел сердца их и знал, что здесь Его не смогут понять, принять и поддержать.

Сколько ветхозаветных пророков были не услышаны народом Израиля! По пальцам можно перечислить тех, кто не пострадал, возвещая волю Божию. Так уж сложилось в человеческом обществе, что чужого льстеца любят, а ближнего обличителя презирают.

Иисус Христос вырос на глазах жителей Назарета. Они хорошо знали семейство Его мнимого земного отца – плотника Иосифа. Потому им невозможно было увидеть в этом пришедшем в город удивительном Проповеднике истинного Мессию, обещанного Богом. Скорее они готовы были обвинить Его во лжи и гордыне, чем поверить. Колебание в вере назарян было столь сильно, что вело их к неверию.

Видя это, Господь прекрасно понимал, что эти люди ждут от Него доказательств Божественного всесилия, ждут знамений и чудес.

Но разве неверие достойно явления Божественных чудес?

По слову Божиему, не бросайте жемчуга вашего пред свиньями (Мф. 7, 6). Для вразумления слушателей Христос напоминает им два конкретных примера из ветхозаветной истории: Поистине говорю вам: много вдов было в Израиле во дни Илии, когда заключено было небо три года и шесть месяцев, так что сделался большой голод по всей земле; и ни к одной из них не был послан Илия, а только ко вдове в Сарепту Сидонскую.

И далее: много также было прокаженных в Израиле при пророке Елисее, и ни один из них не очистился, кроме Неемана Сириянина (Лк. 4, 25–27). Никто из назарян не мог отрицать этих фактов истории. Как все вдовы Израиля были недостойны принять пророка Илию, и он был послан к язычнице в Сарепту Сидонскую (3 Цар. 17, 9), как все прокаженные иудеи времен пророка Елисея не оказались достойными получить исцеление от своей страшной болезни, но был исцелен язычник Нееман (4 Цар. 5, 14), так оказались недостойными видеть чудеса Божии, подтверждающие слова Господа, и жители Назарета. Ведь тут даже чудеса не помогли бы. Более того, столкнувшись с удивительным, люди стали бы искать еще и других доказательств, – теперь уже реального объяснения увиденных чудес. Это была правда, горькая, тяжелая для слуха, но правда – никакой пророк не принимается в своем отечестве (Лк. 4, 24).

Святое Евангелие свидетельствует: услышавши это, все в синагоге исполнились ярости (Лк. 4, 28).

Соотечественники возмутились словами Христа до такой степени, что готовы были Его убить. Озлобление народа подстрекалось яростью фарисеев и книжников. Господь задел «за живое» национально-религиозную гордость иудеев, основанную на искаженном ими представлении о ветхозаветной Богоизбранности еврейского народа. Случилось это потому, что назаряне видели в Господе лишь простого человека, только Проповедника, но никак не Мессию, и тем более Сына Божия. Они видели Иисуса Христа в детстве и юношей. Они прекрасно знали семью плотника Иосифа, в которой рос и жил Господь. И хотя их души, может быть, и стремились к Божественной истине, но разум предательски вопрошал: не Иосифов ли это сын?не плотник ли Он, сын Марии, брат Иакова, Иосии, Иуды и Симона? не здесь ли, между нами, Его сестры? И соблазнились о Нем (Мк. 6, 3). Они и разделаться с Ним желали обычным способом, традиционным для иудеев: и вставши выгнали Его вон из города и повели на вершину горы, на которой город их был построен, чтобы свергнуть Его; но Он, прошедши посреди них, удалился. В другом месте Господь скажет вождям иудейским: Да взыщется от рода сего кровь всех пророков, пролитая от создания мира! (Лк. 11, 50), хотя Господь и был больше чем пророк.

Но назаряне ничего не могли сделать Спасителю мира, Который спокойно прошел посреди озлобленной, бушующей от ярости толпы земляков и удалился.

Возлюбленные о Господе братья и сестры! Мы помним из слова Евангельского, что, когда диавол искушал Господа в пустыне, Сын Божий не пожелал воспользоваться Своей Божественной силой и властью, чтобы избавить Себя, как Человека, от искушений. Спаситель никогда не избавлял Себя от страданий и мучений, от скорбей и лишений, которые претерпевал в земной жизни как истинный Человек, хотя, конечно, мог как Бог.

Но в описываемый момент Он чудесным образом ушел от опасности, потому что еще не пришло время Его искупительной Жертвы.

Много было моментов, когда Господу ничего не стоило проявить Божественную власть и могущество, но Он продолжал взывать к человеческой совести, милосердию и состраданию.

Даже тогда, когда фарисеи, схватив камни, жаждали Его убить, Спаситель поднял на них кроткий, проницающий взгляд и вопросил: много добрых дел показал Я вам от Отца Моего; за которое из них хотите побить Меня камнями? (Ин. 10, 32).

Не выдержали тогда этого взгляда фарисеи, руки их с камнями опустились, злоба оказалась бессильной.

Но ясно, что скорее всего Господь воспользовался Своей Божественной властью на этот раз, когда рассвирепевшая толпа жителей Назарета привела Иисуса Христа на гору, чтобы скинуть в пропасть, поскольку Господь избежал уготованной Ему смерти. О том, что именно в тот момент произошло – ни Евангелие от Луки не сообщает, ни святые отцы не пишут. Можно лишь предположить, что либо Господь внезапно показался разъяренной толпе другим человеком и они Его упустили из своих рук, либо все произошло так же как и в описанном евангелистом Иоанном случае, когда Господь Своими Божественными словами, Своей праведностью и Своим видом подействовал на людей, взывая к самым глубинам человеческого естества и совести, о которых их обладатели, может быть, даже и не догадывались, потому ничего не смогли сделать с Христом. В любом случае здесь пред нами еще одна тайна, которые конечно есть в Писании как Божественном Откровении.

Так что же жители Назарета? Увы, они и представить себе не могли, что и Кого потеряли! Самое ценное было рядом с ними в Назарете, но неблагодарные жители не захотели Его принять. Не приняли, не захотели принять!

Так их вера была низведена ими до неверия, а потом, чуть позже, когда выслушали Божественную правду, горькую и обличительную, – до ярости и озлобления… До противостояния Богу. Из Евангельского повествования, если забежать вперед, видно, что Господь еще некоторое время оставался в Назарете, но только на немногих больных возложив руки, исцелил их. И дивился неверию их (Мк. 6, 5–6). Есть два случая, упомянутых в Евангелиях о Христе, когда сообщается, что Господь чему-то удивляется. И чему? Тому, что зависит от человека и на что Бог не покушается, но что ожидает от человека, что лежит в области человеческой свободы – вере. и неверию. И это необычно, если посмотреть внимательнее. Ведь удивление в человеке связано с чем-то неожиданным, непознанным доселе. Но Господь Иисус Христос, будучи Воплощенным Богом и Самой Премудростью Божией, обладает Божественным всеведением, и для Него нет ничего удивительного в прекрасном и величественном мире, сотворенном Им Самим. И по человеческой природе Своей Господь хотя и имел способность удивляться, но, будучи при этом Богом, также не имел ничего непознанного и способного вызвать такое удивление. И все же как Человек Он удивляется. И чему? Один раз в Капернауме, когда римский сотник, язычник (опять же обратим на это внимание), в ответ на согласие Христа прийти и исцелить его больного слугу, сказал: Господи! я недостоин, чтобы Ты вошел под кров мой, но скажи только слово, и выздоровеет слуга мой… (Мф. 8, 8). И как сообщает Евангелист, услышав сие, Иисус удивился и сказал идущим за Ним: истинно говорю вам, и в Израиле не нашел Я такой веры (Мф. 8, 10). Но чему же дивится Христос в жителях Назарета, в Своих соотечественниках, представителях Богоизбранного народа, наследниках обетований Пророков, считающих себя детьми Авраама? Неверию их!

Святитель Николай Сербский пишет об этом так: «Если бы из Иерусалима в Назарет пришли Гамалиил и Никодим или Анна и Каиафа и принялись бы учить в синагоге, то назаретяне, безусловно, менее бы им дивились и больше доверяли – верили бы им без чудес, и без премудрости, и без силы слова. Христу же не поверили, невзирая на все чудеса, и премудрость и силу… Главная же причина их неверия лежала в них самих, в их застывших сердцах и помраченных умах, как и Сам Господь неоднократно замечал: огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их (Мф. 13, 15)». Это еще и еще раз подтверждало слово Божие о том, что никакой пророк не принимается в своем отечестве (Лк. 4, 24). «И поныне, – говорит святитель Николай Сербский, – каждому паломнику, путешествующему в Назарет, показывают, среди прочих библейских достопримечательностей, и так называемую Гору низвержения. Это каменный утес на границе города, отвесно спускающийся к Галилейской равнине. Это то самое место, с которого евреи из Назарета хотели низвергнуть Господа Иисуса, чтобы Он разбился насмерть. Не печаль, а скорее стыд и тошнота охватывают человека, когда стоит он у кромки обрыва, размышляя об оргии людского безумия, разыгравшейся здесь и едва не достигшей своего пика. В Вифлееме, где родился Иисус, Ирод там и сям преследовал Его с мечом, а в Назарете, где Он возрастал, обезумевшие люди попытались столкнуть Его с высокой скалы в пропасть, чтобы, переломав кости, Он лишился жизни. Но как спас Его тогда Божий Ангел, своевременно направив Его в Египет, так и теперь Он Сам спасает Себя – Своей чудотворящей силой. Ибо, когда озлобленные назаретяне вознамерились столкнуть Его вниз, Он незримо прошел посреди них и удалился. Удалился с тяжелым настроением, но с незлобивым сердцем. И дивился неверию их!».

Евангельское чтение всем нам, братья и сестры, преподнесло сегодня очень важный урок. Урок христианской веры.

Как часто мы смотрим на происходящие вещи с позиции разума. Жаждем понять что-то своим несовершенным мудрованием, тогда как иногда требуется просто принятие на веру, по вере в Бога, без всяких логических объяснений.

Мы все рискуем уподобится невежественным назарянам, если станем судить о вопросах веры с точки зрения плотского и пока не просвещенного в достаточной мере благодатью Святого Духа, подаваемой по мере духовного подвига человека, человеческого разума.

Ведь что есть вера?

Апостол Павел писал: Вера же есть осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом (Евр. 11, 1).

Но не тот верующий человек, который всему верит, иначе он поверит и предрассудкам и ереси, но тот, кто верует Богу и Его Откровению, Его Церкви.

Познавая, мы не должны заниматься мудрованием, но открывать свои души для принятия уроков святой веры.

Именно такой урок и был преподнесен всем нам сегодня…

Святитель Иоанн Златоуст пишет: «Вера не принимает умозаключений не потому, что они безрассудны, но потому, что она превосходит всякое размышление», то есть вера не противоразумна или неразумна; она – сверхразумна и позволяет таинственно познать то, что либо пока, либо вообще недоступно для человеческого познания, но от чего зависит наше спасение и вечная жизнь.

Почему же мы привыкли доверять лишь очевидному для своей мысли, почему мы всё стараемся постичь своим ограниченным пониманием? Разве не звучит при этом в нас соблазнительный вопрос: не Иосифов ли это сын? И – ответив на него утвердительно, не легче ли нам отвергнуть то, что нам по несовершенству не дано постичь или понять? Но вера в человеке – это не простое решение – верить или не верить, это как бы умное око сердца. Если оно чисто благодаря чистой жизни его носителя, то оно видит Истину Божественной проповеди, если же человек живет нечисто, страстями, по плоти и гордости, то и умное око веры у него загрязнено или закрыто, как у жителей Назарета. И лишь только особое Божественное действие способно обратить такого человека к Истине, но не против воли самого человека, способного и отвергнуть спасительную проповедь Божию. Очищается же оно, конечно же, покаянием и праведной жизнью по заповедям Божиим.

Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил: «Человеку, растленному умом, никак невозможно быть причастником веры: у него место веры занято лжеименным разумом». Только когда мы уверим себя и вполне примем душой, умом и сердцем то, что Бог управляет и участью всего мира, и каждым из нас в отдельности, и спас нас через Сына Своего Единородного Иисуса Христа и учрежденную Им Церковь, только тогда сумеем предать себя Богу. Без Бога мы ничего не можем, но с Богом и в Боге – всё!

Христиане сильны своей верой. По слову святителя Иоанна Златоуста, «…вера есть щит, покрывающий тех, которые веруют, не испытывая».

Если же мы станем вдаваться в мудрования, идущие от нашего несовершенного разума, особенно в сложных вопросах веры, то очень легко можем лишиться этого щита, впасть в неверие, то и дело спотыкаясь о непостижимое.

Один из замечательных столпов Православия святитель Василий Великий писал: «В рассуждении о сказанном Господом не нужно приходить в колебание и сомнение, но несомненно принимать, что всякий глагол Божий истинен, всесилен, хотя бы в противном уверяла природа. Ибо в этом подвиг веры».

Назаряне не выдержали испытания веры, сомнения их слишком далеко увели от Господа, хотя даже ими очевидность Божественного ощущалась в той благодати, которая изливалась из уст Христа.

Только верой приобретаются, братья и сестры, познания о Боге. Без веры постичь Божественную истину невозможно.

Ибо – каким человеческим умом или логикой можно постичь, например, преславное Воскресение Господа?

Как разумом вместить то, что в Таинстве Причащения мы принимаем в себя Самого Сына Божия, соединяемся воедино с Господом, приобщаясь Его Тела и Крови?

А какими умными мыслями может быть постигнуто само рождение Бога Слова?

На все эти вопросы ответы находятся не разумом, но – верою. Преподобный Исаак Сирин наставлял: «Слова, не постигаемые ведением, делаются понятными для нас при помощи веры. Для духовных тайн, которые выше ведения и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разум, Бог дал нам веру».

Всякий верующий, что Иисус есть Христос, от Бога рожден (1 Ин. 5, 1), – писал апостол Иоанн Богослов.

Постараемся же и мы, братья и сестры, иметь веру непоколебимую, несомненную, живую, которая открывает взорам души Самого Бога во всем Его величии, славе и торжестве. А блаженного Царства Небесного, в котором не как теперь, когда мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно, но, когда вера сменится на видение лицом к лицу (1 Кор. 13, 12), дай Бог достигнуть всем нам благодатью и всемогуществом Его, ибо Ему подобает всякая слава, честь и поклонение Отцу и Сыну и Святому Духу ныне и присно и во веки веков.

Аминь.