Слово 10. О смысле ветхозаветного пророчества
В четверг восемнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Евангельскому чтению)
«Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное».
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
Евангельское чтение этого дня (см. Лк. 4, 16–22) рассказывает нам о том, как Господь наш Иисус Христос начал Свою открытую проповедническую деятельность и пришел в Назарет, в город, где был воспитан. И там, по обыкновению Своему, вошел в синагогу в день субботний и встал читать.
В синагогах существовал древний обычай, по которому начальник синагоги предлагал известным ему лицам читать Священное Писание, а все остальные собравшиеся внимательно слушали. При этом им позволялось сидеть.
Спаситель, как сказано в Святом Евангелии, встал читать, самим действием Своим выразив готовность принять на Себя эту миссию. Так как Он был достаточно известен в Назарете, начальник синагоги не возразил на то, и Господу подали книгу пророка Исаии.
Как и в наши дни, у иудеев во время общественного богослужения существовал порядок чтения определенных отрывков Священного Писания. Сначала зачитывался раздел из Закона, потом – из книг Пророков. Очевидно, чтение Закона было закончено, потому, когда Христос выразил желание читать, ему принесли пророческую книгу. Текст зачитывался, а потом истолковывался.
Сын Божий, раскрыв книгу, нашел место, где было написано: «Дух Господень на Мне; ибо Он помазал Меня благовествовать нищим и послал Меня исцелять сокрушенных сердцем, проповедовать пленным освобождение, слепым прозрение, отпустить измученных на свободу, проповедовать лето Господне благоприятное» (Лк. 4, 17–19).
Книга раскрылась как раз на том месте, которое нужно было зачитать. То есть – Господь тотчас нашел необходимый Ему раздел. И здесь со всей полнотой мы видим действие Божественной Премудрости. Ведь было непросто сразу же выделить нужное место в чтении, так как книга Исаии, как и все другие книги того времени, представляла собой большой свиток.
Естественно, этот отрывок прозвучал из уст Господа неслучайно. И закрыв книгу и отдав служителю, сел; и глаза всех в синагоге были устремлены на Него. И Он начал говорить им: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. И все засвидетельствовали Ему это, и дивились словам благодати, исходившим из уст Его (Лк. 4, 20–22).
Когда служитель синагоги забрал у Иисуса Христа свернутый Им свиток, то все взоры собравшихся людей устремились на Него. Ведь согласно обычаю, Господь теперь должен был что-то сказать по поводу прочитанного.
Евангелист Лука, очевидно, сообщает нам только главную мысль слов Божиих, которая тогда прозвучала: ныне исполнилось писание сие, слышанное вами. Христос исповедовал Себя перед жителями Наразета истинным Мессией, подкрепляя непреложность сказанного известным текстом из книги пророка Исаии (см. Ис. 61, 1–2).
Именно Он был Тот, на Ком пребывал Дух Господень. Именно Он, Божественный Сын, пришедший свыше для спасения рода человеческого.
Иисус Христос есть Помазанник, или Мессия, в исключительном значении этого слова.
Он пришел спасти мир: поднять нищих — людей, угнетенных в духовном и материальном смысле, исцелить сокрушенных сердцем — плачущих о своих грехах, дать прозрение слепым, отпустить на свободу измученных и плененных, то есть людей, находящихся в духовном рабстве греху и в невежестве.
Божественный Сын, воплотившись, придя на землю, был призван Небесным Отцом проповедовать лето Господне благоприятное, то есть – Мессианское время спасения, которое с Его приходом уже наступило. Слова лето (то есть год) Господне надо понимать образно, как обозначение всего периода проповеднической деятельности Спасителя, а не как указание конкретного срока.
Слова Иисуса Христа поразили назарян своей необыкновенной силой и благодатью. В том, что говорил Господь, чувствовалась не человеческая, но Божественная мощь. Христос проповедовал им избавление, которого все эти люди так жаждали. Избавление не только от рабства римлянам, но духовную свободу от угнетающего рабства греху и смерти.
В Назарете знали Господа с детства. И теперь, слыша Его, жители Назарета удивлялись и говорили: не Иосифов ли это сын? (Лк. 4, 22).
Из приводимых слов Святого Евангелия видно, что, при всем своем удивлении и восхищении проповедью
Спасителя, назаряне, собравшиеся в синагоге в этот субботний день, выражали свое недоверие Господу и тому, что Он говорил им.
Эти люди не верили, что Сын плотника Иосифа, Каковым они Христа знали, мог осуществить все обетования, заключенные в книге пророка Исаии. Иисус оставался для них простым жителем Назарета, в Котором до сего дня, до исполнения тридцати лет Его земной жизни, земляки не видели никаких выдающихся качеств, свойственных обетованному Мессии. И даже та Божественная благодать, которую они явно ощутили в проповеди Спасителя теперь, которая поразила их, не могла победить привычной обыденности в восприятии Христа.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Евангельское чтение, прозвучавшее сегодня за Божественной Литургией, свидетельствует о том, что Господь наш Иисус Христос, неся людям благовествование Царства Небесного, не боялся столкнуться с недоверием или откровенным недоброжелательством слушателей. Его проповедь всегда была устремлена к тем, кто хотел и желал ее слушать, но звучала для всех слушателей. Потому что ради этой проповеди Господь и пришел в мир. Но Кто же Он? Об этом в тот момент не догадывались даже те назаряне, сердца которых возгорелись от проповеди Христовой.
Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог (Ин. 1, 1). Господь Иисус здесь именуется Словом Бога и Самим Богом.
Святитель Григорий Богослов пишет: «Само Слово Божие, Предвечное, Невидимое, Непостижимое, Бестелесное, Начало от Начала, Свет от Света, Источник жизни и бессмертия, отпечаток Первообразной красоты, образ неизменяемый, определение и Слово Отца, приходит к Своему образу, носит плоть ради плоти, соединяется с разумной душой ради моей души, очищая подобное подобным, делается человеком по всему, кроме греха».
По воле Небесного Отца, Сын облекся в немощь нашего тела, чтобы явиться человечеству, оживотворить и избавить от власти греха род людской. Божественной любовью совершено это Избавление!
Как подчеркнул святитель Григорий Богослов: «Бог, придя в мир и сделавшись человеком, принес людям два следующих великих блага: соединил естество Божеское с естеством человеческим, чтобы человек сделался богом… по благодати».
Господь наш Иисус Христос освобождает всех нас, пленных, от мучительства вражия, от рабства греху, которому люди подвержены. Он готов исцелить всех сокрушенных сердцем, всех кающихся перед Богом в совершенных прегрешениях и беззакониях. Благодаря Спасителю прозревают слепые, и не только в физическом смысле, но и в духовном, то есть – прозревают люди, пребывающие в неверии и не знающие Бога. Господь Иисус всех просвещает и призывает к вере в Истинного Создателя, Небесного Отца.
Наше естество извращенно первым грехопадением, и этого искажения люди сами не могли исправить. Для этого понадобилось соединение естества Божия со страждущим естеством человеческим, ожидающим помощи свыше. И это произошло во Христе-Спасителе по любви Божией к нам.
Как Истинный Человек Спаситель принял действительную смерть на Кресте, испытав тяжкие муки и страдания. Но как Сын Божий Он всегда оставался бессмертным и бесстрастным, то есть неподверженным страданиям. И преславным Воскресением Своим всем людям дал надежду на будущее воскресение из мертвых и жизнь вечную.
Святитель Иоанн Златоуст учил: «По плоти, которую Христос принял, мы родные Ему. Итак, имеем залог Его на Небе, именно – Тело Его, от нас заимствованное, и на земле – Духа Святого с нами».
Господь Сам ради нас стал рабом, чтобы человечество сделать свободным, богоподобным, насколько это, разумеется, возможно для человека, чтобы и мы сумели обновить в себе образ Божий, заложенный в нас Творцом, но обезображенный грехом.
И потому – отныне и всегда – по слову апостольскому, мы имеем искупление Кровию Его, прощение грехов, по богатству благодати Его (Еф. 1, 7). Христос дал Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить Себе народ особенный, ревностный к добрым делам (Тит. 2, 14).
Святитель Епифаний Кипрский пишет: «Он принес в жертву Самого Себя, чтобы через принесение совершеннейшей и живой жертвы за весь мир упразднить ветхозаветное жертвоприношение. Сам жертва, Сам жертвоприношение, Сам жертвенник, Сам Бог, Сам человек, Сам царь, Сам первосвященник, Сам овца, Сам агнец, сделавшийся всем ради нас».
Сам Сын Божий предал Себя в Жертву за нас, грешных и недостойных. Святой, многоценной Кровью Господа нашего Иисуса Христа совершено наше Спасение. По словам святителя Григория Богослова, «Христос Сам Себя приносит Богу, чтобы Ему Самому исхитить нас у обладавшего нами и чтобы взамен падшего принят был Помазанный».
Небесный Отец, сжалившись над погибающим в грехах родом человеческим, послал истинного Врачевателя душ и телес наших, Единородного Сына Своего, Который, ради спасения всех, принял образ раба (Флп. 2, 7), родился от Девы, жил на этой земле, претерпевал все человеческие нужды, чтобы окончательно повергнуть губительную силу наших грехов и страстей, чтобы вернуть всем верным путь в Небесное Отечество.
На уничижение и смерть пришел Сын Божий, дабы даровать людям жизнь, оживотворить всех умерщвленных грехом, в вере, благодати покаяния и торжестве
Божественной любви. Преподобный Ефрем Сирин говорит: «Весь Твой путь, Господи, пройден ради многих кающихся; все учение Твое, Господи – великое упование грешников».
И теперь мы, верующие в Спасителя, осознаем и исповедуем свое греховное падение, свое состояние справедливого изгнания из рая по грехам нашим, в покаянии всю надежду возлагая на Господа Избавителя.
Божественная благодать, если действительно соединяется с человеческим ревностным усердием в служении Богу, спасает всех верных. А дела спасения – это дела нашей веры, это жизнь, угодная Богу, в которой важна не несовершенная наша воля, но воля призвавшего нас Вседержителя Творца.
Господь претерпел смерть за грехи наши, чтобы нам жить новой жизнью, жить во Христе. Будем же, по словам святителя Климента Римского, всегда «…взирать на Господа Иисуса Христа, Кровь Которого дана за нас. будем взирать внимательно на Кровь Христа и рассуждать, как многоценна Кровь Его пред Богом, пролитая для нашего спасения и приобретшая для всего мира благодать покаяния».
Потому что – это мы были нищими, которым Господь благовествовал, сокрушенными сердцем, которых Он исцелил, слепыми, которые благодаря учению Христову прозрели, и плененными грехом, которые теперь освободились от этой тяжкой тирании. И это нас Сын Божий отпустил на свободу, проповедуя всему миру благоприятное лето Господне, ибо Ему подобает со Отцом и Святым Духом слава во веки.
Аминь.