Слово 9. О воспитании души
В четверг восемнадцатой седмицы по Пятидесятнице (по Апостольскому чтению)
Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле.
Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
Возлюбленные о Господе братья и сестры!
В сегодняшнем Апостольском чтении (см. Еф. 5, 33-6, 9) святой Павел продолжает разговор об отношениях между людьми как в семье, так и в обществе.
Завершая наставления о супружеской жизни, он пишет: Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа.
Каждый человек, безусловно, любит себя, хотя порой, сам того не осознавая, отказывается от этого чувства. При этом подразумевается не тщеславное самолюбие, не чествование своей гордыни, но разумность в устроении своей жизни, когда все совершается во благо себе. И естественно, раз муж заботиться о себе, точно так же он обязан заботиться о своей жене, которая теперь с ним одна плоть.
Жену же апостол Павел призывает бояться мужа. На первый взгляд этот призыв кажется странным
и неуместным, особенно в нашем современном мире, когда женщины уравнены обществом в правах с мужчинами. К тому же – порой они и трудятся побольше, и зарабатывают солиднее. Однако здесь речь идет не о животном страхе, приводящем в трепет от ужаса наказания, но о страхе огорчить возлюбленного мужа недостойным поведением.
Именно об этом говорил святитель Иоанн Златоуст: «Но какая, скажут, может быть любовь там, где страх? Там-то, собственно, она и будет. Которая боится, та и любит: любя, она боится (мужа), как главы, и любит его, как член (своего тела), потому что и голова есть член всего тела. Для того апостол и подчиняет ее, а мужа возносит над нею, чтобы был мир. Где есть равенство, там не может быть мира, будет ли это народовластие или одновременное правление всех вождей. Необходимо, чтобы существовало единоначалие».
Может быть, в этом, братья и сестры, лежит корень всех разводов и супружеских размолвок в наше время. Мы разучились правильно строить отношения в семье, существующей как одно единое целое и живущей по законам любви и взаимопонимания. Жена нередко позволяет себе вступать в пререкание с мужем, даже когда не права. Муж же или слишком слаб и малодушен, или, наоборот, все желает решать с позиции силы, не думая при этом ни о любви, ни об уважении. Каждый ищет виноватого в другом, а не в себе.
А в ХХ веке появилось и так называемое феминистское движение, движение за «эмансипацию» женщин, провозгласившее равноправие во всем и независимость от мужчин. О пагубности этого движения можно судить по его плодам: женщины не только почувствовали себя «свободными», но им зачастую оказались и не нужны мужчины (за исключением нужды в рождении детей), а законный брак в нынешних социальных условиях им вовсе не требуется, детей такие добровольные матери-одиночки дальше воспитывают сами, без участия отцов. Семья стала разрушаться… Но ведь семью для человеческого рода учредил Сам Бог. А уж совсем пагубными последствиями стали в некоторых протестантских «церквах» женское священство и, смешно сказать – женское епископство, что противоречит всем канонам христианской Церкви. Можно ли здесь вообще упоминать о каком-либо страхе, о котором говорит апостол?
Однако все давно решено и записано. Если мы верим в Господа, то должны всей жизнью своей Ему служить и подражать. Мы же знаем отношения Христа и Церкви, где Господь – Жених, а Церковь Святая – Невеста. В этих отношениях все гармонично и логично.
В семье же зачастую не так. Почему?
Потому что на первое место мы ставим не следование воле Божией, которая как раз и повелевает нам жить в любви, а свою самость, эгоистические претензии и многое другое, разрушающее не только семейные отношения, но и человеческую душу. Именно отсюда приходят и ненависть, и злоба, и осуждение, и ложные обиды, и откровенное нежелание слышать и понимать друг друга.
Семья верующего в Бога человека очень сильно отличается от атеистических семей, потому что в ней взаимоуважение и любовь между супругами ведут к гармоничному разделению обязанностей как в самой семье, так и в обществе в целом… Господь наш Иисус Христос и Святая Церковь – одно Тело. Господь – Глава Тела Церкви, а мы – члены этого Тела и Этой Главы соответственно. Так же и законный брак, благословленный Церковью, связывает двух людей в единое целое, ибо нам во всем следует держаться Христа и подражать Ему в любви.
Семье верующих надлежит стать малой Церковью. Но в ней должна царить не «демократия», когда все предоставлены самим себе и живут как хотят, а определенный порядок. И порядок этот указан апостолом. Главой семьи должен быть муж. На него возлагается большая часть ответственности за семью. Хотя это и не означает ни тени «тирании» и насильственного доминирования мужа в семье. Муж должен быть и духовным главой семьи, а для этого ему самому нужно стремиться к христианскому совершенству, а уж затем учить и направлять по мере своих скромных сил и остальных членов семьи. Как писал во II веке священномученик Поликарп Смирнский, обращаясь к мужьям: «вооружимся оружиями правды и будем сперва учить самих себя поступать по заповеди Господней; а потом учите и жен ваших, чтобы они пребывали в данной им вере, любви и чистоте, чтобы любили мужей своих со всею искренностью и всех других равно со всем целомудрием, и детей будем воспитывать в страхе Божием». Конечно же, мужу в этом помогает Сам Бог, если муж обращается к Нему в молитве за помощью, и также желателен священник-духовник, духовно и молитвенно окормляющий всю семью на пути спасения и христианской жизни.
Далее апостол Павел подобное же говорит и о детях, являющихся плодом любви и верности родителей: Дети, повинуйтесь своим родителям в Господе, ибо сего требует справедливость (Еф. 6, 1).
Мы обязаны подчиняться в Боге тем, кто дал нам рождение, произвел нас на свет. Но после Создателя благоговейное чувство благодарности и любви – нашим физическим родителям, людям, родившим и взрастившим нас.
В связи с этим апостол Павел выстраивает правильную иерархию отношений внутри семьи: Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава Христос, жене глава – муж, а Христу глава – Бог (1 Кор. 11, 3). Над мужем и над всеми прочими господствует Бог. Над женой господствует муж, а над детьми – родители, оба вместе, и отец, и мать. Если родители верны заповедям Господним, то в этих заповедях и в вере они сумеют вырастить и детей своих. Христианское взаимопонимание и любовь сделают отношения совершенными, без ссор и взаимных упреков.
Но, имея власть над чадами, родители должны вести себя как подобает людям верующим, не побуждая детей ни к чему непристойному, неугодному Богу. Если же такое случится, то родитель совершает огромный грех, совращая более слабых и немощных. Но так может вести себя только человек, не знающий Бога.
Поэтому апостол Павел призывает строить все семейные отношения, в том числе между родителями и детьми, в Господе, то есть – по заповедям Божиим, и так, как угодно Богу.
Закон почитания родителей дан детям по высшей справедливости, поскольку родители обеспечивают их существование и жизнь. Дети существуют благодаря родителям и потому, естественно, обязаны их слушаться. Нельзя только брать и ничего не давать в ответ. Дети берут от родителей очень многое, начиная от черт характера, внешней схожести, того, что передается генами, и заканчивая самим образом жизни и мысли, нравами, привычками, а также и материальными условиями существования. Дети же, в силу своего возраста, поначалу отдавать могут тоже многое – любовь, уважение, послушание…
Причем и взрослые дети, уже самостоятельно стоящие на ногах, имеющие свои семьи, во всем обеспечивающие себя, по-прежнему не должны забывать своих родителей, заботиться о них в старости, лечить, лелеять, стараться делать для них все необходимое. Именно такое отношение – в Господе, то есть угодно Богу.
Исполняя волю родителей, мы поступаем правильно, если только воля эта не противоречит воле Божией.
У апостола Павла в наставлениях одно вытекает из другого согласно логике и закономерности бытия, устроенного Богом. Блаженный Феодорит Кирский учит: «Апостол сначала предписал законы мужам и женам, потому что брак предшествует чадородию; потом и детям и отцам, потому что плод брака – чадородие: по рождении ребенка один именуется отцом, другой – сыном». Таким образом, отношения в семье устанавливаются не обстоятельствами, а природными правами.
И по правильному осуществлению этих прав далее следует призыв: Почитай отца твоего и мать, это первая заповедь с обетованием: да будет тебе благо, и будешь долголетен на земле. Недаром апостол Павел обращает нас всех к заповеди, данной Богом Моисею на горе Синай, как к весьма важной. По Божиему Промыслу и обетованию, даже продолжительность жизни человеческой зависит от исполнения этой простой заповеди. В этих ветхозаветных словах, подтверждаемых и апостолом, содержится великая мысль. Всякий обычный человек, если он здрав, как правило, по естеству своему хочет жить на земле как можно дольше. Сколько средств тратится на эту цель! И вот Сам Бог указывает нам простой путь к этому долголетию: почтение к родителям.
Но отношения в семье как в малой Церкви требуют не только от детей по отношению к родителям, но и наоборот – от родителей по отношению к детям. И речь идет не только о материальном обеспечении, как может казаться многим современным родителям (и особенно отцам), желающим «пожить в свое удовольствие» и отговаривающимся от воспитания своих детей так: «я кормлю, пою, одеваю, обеспечиваю школу и ВУЗ, даю на карманные расходы. Что еще нужно?».
И дальше апостол Павел переходит к обязанностям родителей, которые должны хорошо, по-христиански относиться к своим детям, поступать с ними по любви, а не равнодушно и по злому проявлению эгоистической воли: И вы, отцы, не раздражайте детей ваших, но воспитывайте их в учении и наставлении Господнем.
Обратим внимание, апостол здесь ничего не говорит о любви. Родители и так по природе любят своих детей, не могут не любить, излишне было бы полагать это чувство в качестве непреложного закона. Здесь говорится о правильном отношении к детям. Но как нередко родители даже и этого – природного отношения не имеют в достаточной степени!
Святитель Иоанн Златоуст поясняет данные строки апостола, имея в виду родительскую тиранию: «Не раздражайте чад своих, как это делают многие родители, лишая детей своих наследства, оставляя их без призрения, обращаясь с ними жестоко, как с рабами, а не как со свободными».
И напротив, самое главное в отношениях родителей и детей – воспитание чад в учении и наставлении Господнем. И это всецело зависит от супругов, от их обращенности к Богу и жизни в Церкви. Духовное воспитание значит гораздо больше, чем воспитание физическое или плотское. Святитель Иоанн Златоуст учил: «Хочешь ли, чтобы сын твой был послушен? – с детства воспитывай его в учении и наставлении Господнем. Не думай, чтобы слушание Божественных Писаний было для него делом излишним».
Конечно же, светские науки – это хорошо, но прежде всего человеку нужны знания духовные – знания о Боге. Нет ничего выше познания этого! Истинно просвещен не тот человек, который изучил все науки, но тот, в котором есть вера, кто просвещен от Бога. Еще святитель Василий Великий говорил: «Телу невозможно жить без дыхания, а душе невозможно существовать, не зная Творца».
Величие естества Божия не ограничивается никакими пределами и мерами. Восходя умом к Горнему в вере нашей, мы всегда движемся вперед, ибо всякое совершенство познания, достижимое для естества человеческого, вызывает желание еще более глубокого познания Бога. Но невозможно вполне постичь Божественный Промысл и уж тем более – Бога как Он есть.
Познание Бога дается нам по Его милости и ровно настолько, сколько мы можем в духовном плане вместить. Святитель Иоанн Златоуст говорит: «Мать может дать хлеба ребенку, питающемуся грудным молоком, но ребенок не может съесть его, так и Бог мог бы предложить нам высшую и сверхъестественную мудрость, но мы не можем ее принять».
А святитель Григорий Богослов пишет: «Божество непостижимо для человеческой мысли, и мы не можем представить Его во всей полноте».
Чтобы познать Бога, необходимо откровение свыше. Поэтому святитель Тихон Задонский подчеркивает: «Слово Божие проповедует Бога, но без Бога познать Бога мы не можем. Слеп и темен наш разум, нуждается в просвещении от Самого Того, Который из тьмы производит свет».
Воспитание детей в учении и наставлении Господнем и есть то самое важное дело, к исполнению которого каждая христианская семья должна стремиться, потому что родители в таком случае обеспечивают детям не только физическую жизнь, но что важнее всего – жизнь вечную, духовную.
Далее апостол Павел обращается с духовными наставлениями к рабам-христианам, то есть людям, по плоти зависящим от имеющих власть над ними, чаще всего выполняющим в семьях роль слуг: Рабы, повинуйтесь господам своим по плоти со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу, не с видимой только услужливостью, как человекоугодники, но как рабы Христовы, исполняя волю Божию от души, служа с усердием, как Господу, а не как человекам, зная, что каждый получит от Господа по мере добра, которое он сделал, раб ли, или свободный. В то время в римском обществе был еще весьма развит институт рабовладения. И рабы также (и зачастую вместе со своими хозяевами) становились христианами.
В человеческом обществе отношения между верующими людьми должны строиться на основе справедливости и смирения. Отсюда и призыв относиться к господам со страхом и трепетом. Между подчиненными и власть имущими тоже должна царить гармония взаимопонимания и любви.
Тело Церкви Христовой, по слову блаженного Феодорита Кирского, включает в себя людей самого разного социального происхождения и положения: «и мужей и жен, и отцов и детей, и рабов и господ, и богатых и бедных, и начальников и подначальных». В благоустройство христианской семьи и состав дома вносят свой вклад не только муж, жена и дети, но и служащие им люди, питающие отношения своими талантами и добродетелями. Как и в Церкви вообще.
Поэтому апостол Павел не оставляет без внимания отношения людей в обществе. Христианин должен стараться жить для Бога и ближних своих, делая все не только для своего спасения, но и для окружающих людей, потому что служение Богу осуществляем мы через ближних, ибо каждый получит от Господа по мере добра. Значит, какое бы положение в обществе мы ни занимали, важно поступать по достоинству и любви, не скорбя о низшей доле, не кичась высшими достижениями, но во всем служа Единому Богу. Ведь рабство по имени и господство по плоти – явления временные и проходящие, перед Богом же все люди равны. А в Царстве Небесном, в будущем веке таких отношений между людьми, как раб – хозяин, слуга – господин, не будет, потому что не будет нужд плоти, ради которых и возникло рабство. Блаженный Феодорит Кирский писал: «Апостол показал, что рабство и господство ограничиваются настоящей жизнью; по отшествии же отсюда будет уже разница не между рабством и господством, но между добродетелью и пороком».
Но все мы должны научиться смирению, истинной кротости, в страхе и трепете служа друг другу, нося тяготы других без сожаления или возмущения, но добровольно, с желанием помочь, утешить, поддержать. Ибо в этом заключается справедливость Божия и конкретные дела нашей веры. Богу служит тот, кто от души выполняет свои обязанности, ибо за праведные дела всем воздастся награда в День Судный.
Безусловно, у каждого человека есть в земной жизни обязанности, определенная работа, многие трудности, с которыми ему приходится справляться. Но если люди неверующие выполняют работу по необходимости и по обязанности, то христиане должны относиться к труду с усердием и не по принуждению, но по доброй воле, как это делал Господь. Мы все являемся верными служителями по милости Божией, ибо только трудом своим можем воздавать хвалу и славу Господу.
Апостол Павел обращается и к господам-христи-анам, облеченным в обществе определенной властью и возможностью повелевать другими людьми: И вы, господа, поступайте с ними так же, умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у Которого нет лицеприятия.
Возлюбленные о Господе братья и сестры! Сегодняшнее Апостольское чтение говорит нам о воздаянии Божием для каждого человека.
Какое бы положение в обществе мы ни занимали, где бы ни находились и кем бы в жизни ни являлись, все мы подвластны Богу. У Бога же нет лицеприятия. Это внешние законы человеческого общества допускают всевозможные различия между людьми. Но они – временны, действуют только в здешнем мире и в настоящем времени.
Будем же человеколюбивыми и снисходительными к ближним нашим, ибо и все мы не господа перед Богом, но смиренные и послушные рабы.
Святитель Василий Великий говорит, что, если христианин «будет возноситься, есть у него смиритель тяжкий и сильный, который может низвести до ада. Если же будет смиряться, то будет вознесен блистательно и величественно, потому что Бог возвышает смиренного собственной силой». Ибо Ему слава во веки.
Аминь.